Программа профессиональной ориентации и обеспечения адаптации к рынку труда учащихся и выпускников общеобразовательных учреждений и краевого государственного казенного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Колледж малого города рп.




НазваниеПрограмма профессиональной ориентации и обеспечения адаптации к рынку труда учащихся и выпускников общеобразовательных учреждений и краевого государственного казенного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Колледж малого города рп.
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипПрограмма













Утверждаю















Директор
_________ И.В. Михалева




Программа

профессиональной ориентации и обеспечения адаптации к рынку труда учащихся и выпускников общеобразовательных учреждений и краевого государственного казенного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Колледж малого города рп. Чегдомын»

рп. Чегдомын
2011


  1. Актуальность. Анализ ситуации


Программа профессиональной ориентации и обеспечения адаптации к рынку труда учащихся и выпускников общеобразовательных учреждений и «Колледжа» (далее - Программа) представляет комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы профориентации и формирование единого пространства общего и профессионального образования.

Оптимизация системы профессиональной ориентации молодежи является одной из наиболее значимых задач российского образования. Особую актуальность она приобрела в последние годы в связи с нарастанием негативных явлений в сфере занятости. Речь идет, в первую очередь, о явном дисбалансе между объективными потребностями общенационального рынка труда и его региональных сегментов и тем учебно-профессиональным выбором, который осуществляет значительная часть российской молодежи. Регионы остро нуждаются в квалифицированных рабочих, относящихся к реальному сектору экономики.

Верхнебуреинский район не является в данном вопросе исключением.

Ежегодно снижается количество выпускников общеобразовательных школ, что ведет к полному дисбалансу в покрытии потребностей профессионального рынка на начальном этапе. Большая часть выпускников стремится получить любой ценой высшее профессиональное образование. Поскольку рабочие профессии не являются престижными.

Остается надежда на выпускников 9 классов, ребят из не благополучных и малообеспеченных семей, слабых в учебе учащихся.

Еще одним немаловажным фактором в отсутствии высококвалифицированных специалистов на предприятиях является отсутствие в районе единой базы потребности рабочих на предприятиях. Не секрет, что иностранную рабочую силу можно получить в любой момент и дешевле, чем обучить и содержать хорошего специалиста.

Потребность в разработке комплексного подхода к организации подготовки высококлассных местных рабочих кадров - это приоритетное направление деятельности учебного заведения и администрации градообразующих предприятий в рамках развития экономики района.

Комплексный подход предполагает сочетание психолого-педагогических мероприятий, аналитико-прогностического обеспечения, включающего знакомство учащихся с данными мониторинга социально-экономической ситуации в регионе и потребностей рынка труда, а также организации активного взаимодействия между учебными заведениями различного типа и уровня с потенциальными работодателями в форме социального партнерства.  
^ Дерево проблем

Анализ ситуации (SWOT – анализ)


S Сильные стороны:

1. Система работы

2. Профессиональные кадры

3.Бесплатное обучение в колледже

4. Наличие развивающейся МТБ

W Слабые стороны:

^ 1. Снижение количества выпускников школ

2. Отсутствие интереса в получении рабочей профессии

3.Отсутствие единой базы потребности района в рабочих кадрах

O Ожидания:

^ 1. Создание единой базы потребности района в рабочих кадрах

2.Формирование мотивации в получении рабочей профессии у школьников

3. Привлечение внимания общественности к проблеме

T

Угрозы:

^ 1. Отсутствие понимания проблемы со стороны общественности






  1. Цель и основные задачи Программы


Цель: Привлечение внимания учащихся школ, педагогов, родителей, работодателей и общественности к ценности рабочих профессий для экономики Верхнебуреинского района и Хабаровского края.

Основными задачами Программы являются:

- формирование у учащихся и выпускников общеобразовательных школ мотивационной основы для получения начального и среднего профессионального образования и выбора ими рабочих профессий;

- повышение информированности учащихся об основных профессиях, по которым наблюдается или планируется существенный дефицит кадров на предприятиях Верхнебуреинского района;

- повышение привлекательности рабочих профессий среди учащихся и выпускников общеобразовательных школ, их родителей и педагогов;

- формирование информационной среды профессиональной ориентации и психологической поддержки учащихся и выпускников общеобразовательных школ и государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;

- разработка инновационных моделей социального партнерства в организации системы профориентации.

Основные задачи Программы осуществляются путем реализации мероприятий по профессиональной ориентации и обеспечения адаптации к рынку труда учащихся и выпускников общеобразовательных школ и государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования согласно приложению к Программе.

Срок реализации: 2012-2016 годы.
^ Сроки реализации:

Подготовительный этап – январь 2012 – август 2012 г.

Основной этап – сентябрь 2012 – сентябрь 2016 г.

Заключительный этап – октябрь 2016 г.
Шаги реализации:

  1. Мониторинг готовности учащихся школ к выбору рабочей профессии.

  2. Создание информационной базы профессий востребованных на рынке труда Верхнебуреинского района.

  3. Разработка системы профессиональной ориентации школьников по ступеням с 5 по 11 классы.

  4. Создание ресурсного центра, с целью координации профессионального самоопределения молодежи.


^ 3. Основные направления Программы
Основными направлениями Программы являются:

  1. Профориентация и образование (школьный этап) – содействие информированию учащихся и выпускников общеобразовательных школ, их родителей и педагогов о рынке труда и образовательных услуг для решения задач профессионального выбора и обучения, повышения привлекательности начального и среднего профессионального образования;

  2. Профориентация и образование (профессиональный этап)– содействие развитию у обучающихся и выпускников «Колледжа» мотивации к освоению профессии, повышению квалификации специалистов, занимающихся профориентационной деятельностью;

  3. Профориентация и занятость – содействие формированию социально-производственной адаптации выпускников «Колледжа» на рынке труда.


^ 4. Ожидаемые результаты реализации Программы
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:

- создание системы профессиональной ориентации, мотивирующей молодежь к трудовой деятельности по рабочим профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда;

- изменение имиджа и повышение популярности рабочих профессий и специальностей среди молодежи;

- внедрение инновационных моделей социального партнерства в проведении профориентационных мероприятий, направленных на социально-экономическую адаптацию молодежи на рынке труда.


^ 5. Показатели эффективности реализации Программы
Показателями эффективности реализации Программы являются:

- доля выпускников 9-11 классов общеобразовательных школ, поступивших в НПО и СПО «Колледжа», от общей численности выпускников (процент);

- доля выпускников «Колледжа», трудоустроившихся по окончании образовательного учреждения по полученной специальности, от общей численности выпускников (процент);

- количество выпускников «Колледжа», вставших на учет в ГУ ЦЗН по окончании образовательного учреждения (человек).
^ 7. Взаимодействие участников Программы
Основными исполнителями Программы выступают: «Колледж», школы, работодатели (социальные партнеры), ГУ ЦЗН.

Методическое обеспечение работы по профориентации возлагается на «Колледж».

В «Колледже» функционирует консультационный пункт, в котором работает штатный психолог.

Привлечение к реализации Программы структурных подразделений органов исполнительной власти, работодателей и общественности будет осуществляться через инновационную систему социального партнерства.

В общей стратегии дальнейшего развития системы профессиональной ориентации и психологической поддержки учащейся молодежи настоящая Программа является ключевым звеном и ориентирует на решение проблем организационного, нормативного, научно-методического, информационного и кадрового обеспечения профориентации учащейся молодежи в Верхнебуреинском районе.

Формирование системы профессиональной ориентации и психологической поддержки учащейся молодежи в Верхнебуреинском районе связано с созданием функциональных связей между существующими структурами.

«Колледж» является одним из основных звеньев профориентационной деятельности в Верхнебуреинском районе и осуществляет профориентационную работу совместно с общеобразовательными школами, работодателями (соц.партнерами) и проводят работу по подготовке школьников к трудовой деятельности, укреплению у них мотивации выбора профессии.

  Образовательные учреждения, центры совместно с работодателями (соц.партнерами):

  • осуществляют систему мер по пропаганде рабочих профессий и специальностей, необходимых отраслям экономики;

  • способствуют формированию и закреплению у обучающихся профессиональных намерений;

  • внедряют в практику работы принципы профотбора и профподбора;

  • проводят профессиональную, производственную и социальную адаптацию будущих квалифицированных рабочих и специалистов;

  • обеспечивают обучающихся необходимой информацией о требованиях, предъявляемых к учебе и ее содержанию, о профессиональных возможностях в выбранных областях;

  • осуществляют разработку профессиографических материалов по профилям образовательных учреждений профессионального образования;

  • разрабатывают и реализуют профориентационные проекты, направленные на привлечение молодежи, на обучение и пропаганду рабочих профессий;

  • проводят работу по профессиональной ориентации учащихся и выпускников «Колледжа», вступающих в трудовую деятельность, формированию у них интересов к профессиям данного производства в процессе их производственной практики и трудового процесса на предприятиях;

  • осуществляют взаимодействие со средствами массовой информации в части, касающейся профориентационной работы.

ГУ ЦЗН:

  • осуществляют профессиональное информирование учащихся старших классов и выпускников школ, учителей и родителей о ситуации на рынке труда, о профессиях, пользующихся спросом на рынке труда и возможностях их получения в образовательных учреждениях, в том числе по направлениям ГУ ЦЗН;

  • проводят групповое и индивидуальное профессиональное консультирование молодежи;

  • проводят профессиональный подбор наиболее подходящих профессий с учетом индивидуальных особенностей обратившихся к профконсультантам и профессиональный отбор перед направлением безработной молодежи на обучение определенной профессии;

  • совместно с органами управления, общественными молодежными объединениями и организациями участвуют в проведении массовых и тематических профориентационных мероприятий для молодежи.

В рамках Программы предполагается:

  • отработка конкретных механизмов реализации системного и проектного принципов профориентации и психологической поддержки молодежи;

  • издание информационных материалов об услугах, оказываемых службой занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения молодежи;

  • создание на «Колледжа» единой базы (реестра) информации о ведущих предприятиях города с возможностью проведения виртуальных экскурсий (полная электронная версия данных о каждом предприятии, его рабочем потенциале, производственной базе, выпускаемой продукции, потребности в рабочих кадрах и вакансиях)

Основные мероприятия реализации программы




Мероприятия

Сроки


Ответственные

Подготовительный этап реализации программы

(январь 2012г. – сентябрь 2012г.)


1

Утвердить состав координационного совета создания и реализации программы и сформировать рабочие группы


до 26.12.11

Михалева И.В.

2

Информация на сайт колледжа о профессии, группе, мастере п/о, кураторе

до 26.12.11

Сероухова Т.П.

Малеев О.М.

Грабовская Ю.Н.

Евстигнеева Ю.В.

Андрюшина С.А.

Белова Н.В.

Козлов А.И.

Ткачук В.В.

3

Проведение мониторинга готовности учащихся школ Верхнебуреинского района 7-9 классов к выбору рабочей профессии


до 01 03.12.

Кузнецова И.А.

4

Формирование службы профориентационной работы в образовательных учреждениях, «Колледже», ГУ ЦЗН, предприятиях


До 01.03.12

Михалева И.В.

5

Разработка программ по элективным курсам для учащихся школ 9-11 классов

до 01 03.12.

Сероухова Т.П.

Малеев О.М.

Грабовская Ю.Н.

Евстигнеева Ю.В.

Андрюшина С.А.

Белова Н.В.

Козлов А.И.

6

Доведение информации о внедрении программы до директоров школ Верхнебуреинского района

до 01 03.12.

Михалева И.В.

7

Подготовка сувениров с логотипом колледжа

до 01 03.12.

Мищенко О.А.

Хайдутдинова Р.А.

8

Проведение 3 этапа конкурса, посвященного 85-летию Верхнебуреинского района «История предприятий района». Создание видеороликов по профессиям

до 01.04.12

Сероухова Т.П.

Малеев О.М.

Грабовская Ю.Н.

Евстигнеева Ю.В.

Андрюшина С.А.

Белова Н.В.

Козлов А.И.

Шевченко Л.М.

9

Оформление на предприятии ОАО «Ургалуголь» музейной комнаты

до 01 05.12.

Шевченко Л.М.

Кондратьева Г.П.

10

Оформление информационных стендов о работе колледжа в школах Верхнебуреинского района и на предприятиях – социальных партнеров

до 01 05.12.

Мищенко О.А.

Терещенко Н.В.

Хайдутдинова Р.А.

11

Размещение информации на сайте «Колледжа» с целью информирования учащихся и выпускников общеобразовательных школ, их родителей о возможностях «Колледжа»

постоянно

Мищенко О.А.

Ткачук В.В.

12

Создание видеофильма о колледже

до 01 05.12.

Мищенко О.А.

Терещенко Н.В.

Хайдутдинова Р.А.

Ткачук В.В.

13

Выпуск буклетов, реклам о профессиях


до 01 05.12

Даминова Т.Ф.

14

Разработка классных часов для школьников 5-11 классов по каждой специальности

до 01.06.12.

Сероухова Т.П.

Малеев О.М.

Грабовская Ю.Н.

Евстигнеева Ю.В.

Андрюшина С.А.

Белова Н.В.

Козлов А.И.

Кондратьева Г.П.

15

Создание базы данных выпускников «Колледжа»


до 01.09.12

Шевченко Л.М.

16

Подготовка и проведение марафона «Птицу узнают в полете, а человека в работе»

Сентябрь 2012г.

Отдельный план

Мищенко О.А.

Хайдутдинова Р.А.

17

Повышение квалификации педагогов для развития системы профориентации и адаптации к рынку труда учащейся молодежи (ИМС, педсовет, курсы)

В течение учебного года

Михалева И.В.

Основной этап реализации программы

(сентябрь 2012г. – октябрь 2016г.)


1

Повышение квалификации педагогов для развития системы профориентации и адаптации к рынку труда учащейся молодежи (ИМС, педсовет, курсы)

В течение

учебного года

Михалева И.В.

2

Проведение Дней профессий, дней открытых дверей и открытых уроков по профессиям

апрель

Мищенко О.А.

Михалева А.И.

3

Проведение «Презентации профессий» на базе «Колледжа», школ, предприятий.

На посвящении в студенты,

ноябрь

Мищенко О.А.

Терещенко Н.В.

Михалева А.И.

4

Организация встреч школьников с успешными работниками производства

Постоянно

Шевченко Л.М.

5

Привлечение к профориентационной работе лиц, достигших значительных успехов в трудовой деятельности, которые обучались в «Колледже» и начинали свою трудовую карьеру с рабочих профессий


Постоянно

Шевченко Л.М.

6

Разработка профориентационных проектов

- акция «Приведи с собой друга»

- элективные курсы

В течение

учебного года

Даминова Т.Ф.

7

Проведение Ярмарки профессий, «Города мастеров»

Май

Михалева И.В.

Хайдутдинова Р.А.

8

Проведение мастер – классов и для старшеклассников на базе «Колледжа» и предприятий-партнеров


В течение

учебного года

Михалева А.И.

Хайдутдинова Р.А.

9

Организация профориентационных экскурсий в «Колледж» и на предприятия-партнеры


В течение

учебного года

Хайдутдинова Р.А.

10

Встречи работодателей с родителями учащихся и выпускников общеобразовательных учреждений


На родительских собраниях в школах

Мищенко О.А.

11

Освещение в СМИ, сайте о ходе реализации программы. Разработка и тиражирование рекомендаций и методических материалов, обобщающих положительный опыт работы и реализации эффективных проектов по профориентации и карьерному образованию молодежи в «Колледже»


В ходе реализации программы

Михалева А.И.

12

Повышение квалификации педагогов для развития системы профориентации и адаптации к рынку труда учащейся молодежи (ИМС, педсовет, курсы)

В течение

учебного года

Михалева И.В.

Михалева А.И.

13

Подготовка и проведение семинаров-практикумов и конференций по проблемам профориентации молодежи:

- «Профориентационные проекты» - проектная деятельность в профориентационной работе «Колледжа», общеобразовательных школ, предприятий.

- «На службе практической психологии» - анализ эффективных методик и форм профориентации и карьерного образования учащихся и выпускников общеобразовательных школ, направленных на осознанный выбор профессии в соответствии с собственными возможностями, предпочтениями и запросом рынка труда.

- «Социальное партнерство в профориентации» - эффективное взаимодействие участников Программы в проведении профориентации и осуществлении карьерного образования молодежи в Верхнебуреинском районе.

- «Профессиональное самоопределение учащейся молодежи» - анализ социологического исследования учащихся «Колледжа» с целью выявления тенденций и выработки предложений по профессиональной ориентации на профессии, востребованные на рынке труда Верхнебуреинского района

В течение

учебного года

Терещенко Н.В.

Даминова Т.Ф.

Мищенко О.А.

Михалева А.И.

14

Проведение социально-психологического обследования обучающихся и выпускников колледжа «Молодежь на рынке труда»


Октябрь, май

Кузнецова И.А.

15

Обеспечение информацией выпускников и учащихся «Колледжа» о вакантных рабочих местах в Верхнебуреинском районе


В течение

учебного года

Даминова Т.Ф.

16

Проведение круглых столов для студентов и обучающихся колледжа:

- «Какой работник нужен работодателю»

- «Требования рынка труда и работодателя к современному работнику»


В течение

учебного года

Михалева А.И.

Терещенко Н.В.

Заключительный этап реализации программы

(сентябрь 2016г. – октябрь 2016г.)


1

Выполнение плана приема обучающихся на 100%


сентябрь

2012 – 2016гг.

Михалева И.В.

2

Трудоустройство выпускников колледжа на 80 %


июнь

2012 – 2016гг.

Даминова Т.Ф.

Терещенко Н.В.

3

Привлечение учащихся школ во внеурочную деятельность колледжа


постоянно

Мищенко О.А.

4

Создание преемственности между НПО, СПО и ВУЗами


В ходе реализации программы

Михалева И.В.

5

Повышение качества образовательного процесса:

- повышение качества квалификации педагогов;

- выпуск большего количества обучающихся с повышенными разрядами и дипломами с отличием.

В ходе реализации программы

Михалева А.И.

Даминова Т.Ф.

6

Освещение в СМИ, сайте о ходе реализации программы. Разработка и тиражирование рекомендаций и методических материалов, обобщающих положительный опыт работы и реализации эффективных проектов по профориентации и карьерному образованию молодежи в «Колледже»

В ходе реализации программы

Михалева А.И.

Похожие:

Программа профессиональной ориентации и обеспечения адаптации к рынку труда учащихся и выпускников общеобразовательных учреждений и краевого государственного казенного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Колледж малого города рп. iconПубличный отчет о проделанной работе краевого государственного бюджетного...
Вид образовательного учреждения – техникум, реализующий основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального...
Программа профессиональной ориентации и обеспечения адаптации к рынку труда учащихся и выпускников общеобразовательных учреждений и краевого государственного казенного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Колледж малого города рп. iconПрограмма развития государственного бюджетного образовательного учреждения...
Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ростовской области
Программа профессиональной ориентации и обеспечения адаптации к рынку труда учащихся и выпускников общеобразовательных учреждений и краевого государственного казенного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Колледж малого города рп. iconО самостоятельной работе студентов государственного бюджетного образовательного...
Гос спо (от 29. 12. 2000г. №16-52-138ин/16-13), Уставом государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального...
Программа профессиональной ориентации и обеспечения адаптации к рынку труда учащихся и выпускников общеобразовательных учреждений и краевого государственного казенного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Колледж малого города рп. iconПрограмма вступительных испытаний для абитуриентов краевого государственного...
Абитуриенты, поступающие на специальность 071501 Народное художественное творчество по виду Этнохудожественное творчество, проходят...
Программа профессиональной ориентации и обеспечения адаптации к рынку труда учащихся и выпускников общеобразовательных учреждений и краевого государственного казенного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Колледж малого города рп. iconПубличный отчет о результатах деятельности государственного бюджетного...
Публичный отчет это одна из форм обеспечения информационной открытости и прозрачности результатов деятельности государственного бюджетного...
Программа профессиональной ориентации и обеспечения адаптации к рынку труда учащихся и выпускников общеобразовательных учреждений и краевого государственного казенного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Колледж малого города рп. iconПрограмма развития государственного бюджетного образовательного учреждения...
Интегрирование начального профессионального образования и среднего профессионального образования, среднего профессионального образования...
Программа профессиональной ориентации и обеспечения адаптации к рынку труда учащихся и выпускников общеобразовательных учреждений и краевого государственного казенного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Колледж малого города рп. iconПоложение о производственной (профессиональной) практике студентов...
Государственное областное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Программа профессиональной ориентации и обеспечения адаптации к рынку труда учащихся и выпускников общеобразовательных учреждений и краевого государственного казенного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Колледж малого города рп. iconОтчет по самообследованию Федерального государственного образовательного...
Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Энгельсский государственный профессионально-педагогический...
Программа профессиональной ориентации и обеспечения адаптации к рынку труда учащихся и выпускников общеобразовательных учреждений и краевого государственного казенного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Колледж малого города рп. iconНовая редакция устава Краевого государственною казенного образовательного...
Российской Федерации, Хабаровского края в сфере образования, на основании решения Общего собрания работников и представителей обучающихся...
Программа профессиональной ориентации и обеспечения адаптации к рынку труда учащихся и выпускников общеобразовательных учреждений и краевого государственного казенного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Колледж малого города рп. iconМониторинг выпуска и трудоустройства выпускников федерального образовательного...
Мониторинг трудоустройства выпускников – одна из важнейших составляющих системы менеджмента качества фгоу спо «Новооскольский сельскохозяйственный...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница