Личностно-ориентированное обучение в профессиональном образовании




НазваниеЛичностно-ориентированное обучение в профессиональном образовании
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
Обобщение опыта работы мастера производственного обучения

первой квалификационной категории

ГАОУ НПО Профессионального училища №60

Дьяченко Натальи Анатольевны
Тема работы: Личностно-ориентированное обучение в профессиональном образовании.

Цель работы: Апробировать эффективность личностно-ориентированного обучения на уроках производственного обучения и во внеурочной деятельности учащихся по профессии «Продавец, контролёр-кассир».

  1. Теоретическая база опыта:

1. Бутылина Е.В. Факторы, влияющие на качество образования // Завуч. 2005. №7. С. 6-11.

2. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2005.

3. Немов Р. С. «Психология». Москва, 2003.

4. Педагогические технологии: Учебное пособие /Авт.- сост. Т.П.Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

5. Полякова Н. В. Перспективные образовательные технологии //Завуч №5, 2007.

6. Радужан М. Ю., Митева И. Ю. Курс продавца-консультанта. Издательский центр «МарТ», 2005.

7. Селевко Г. К. Традиционная педагогическая технология и её гуманистическая организация. М: НИИ, 2005.

8. Шеламова Г. М. Деловая культура и психология общения. Москва, 2004.
II. Актуальность и перспективность опыта:

Повышение требований к подготовке квалифицированных рабочих в училищах системы профессионально-технического образования вызывает необходимость применения таких средств и методических приёмов, которые позволили бы, во-первых, интенсифицировать учебный процесс (без чего учащиеся не смогут справиться с увеличившимся объёмом и усложнившимся содержанием учебного материала), во-вторых целенаправленно формировать умственные компоненты трудовой деятельности, воспитывать творческую активность, инициативу и другие качества, характерные для производства.

В процессе обучения необходимо также обеспечить всестороннее развитие учащихся, успешное формирование у них технического мышления, профессионального мастерства, воспитывать самостоятельность в работе, стремление к творческому восприятию нового в технике, технологии, экономике и организации производства.

Формирование этих черт обеспечит осознанное восприятие учащимися учебного материала, способность ориентироваться в изменяющихся условиях производства, оперативно находить решения в разнообразных производственных ситуациях.

Универсальных методов обучения не существует. Однако при прочих равных условиях предпочтение следует отдавать привлечению учащихся к активной творческой самостоятельной деятельности при личностном подходе к ним.

Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для познавательной активности учащихся. Признание учащегося главной действующей фигурой всего образовательного процесса составляет, по моему мнению, суть личностно - ориентированной педагогики. Это одна из центральных проблем современного профессионального образования. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у учащихся приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса освоения знаний не произойдет. Исходя из этого положения, определены принципы педагогической деятельности, необходимые для условия  развития и совершенствования личности ребенка:

1)использование субъектного опыта учащегося;

2)актуализация имеющегося опыта и знания как важное условие, способствующее пониманию и введению нового знания;

3)вариативность заданий, предоставление ученику свободы выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала;

4)обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта мастера и учащихся на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения ;

5)создание ситуации успеха (на каждом уроке учащийся должен почувствовать радость от успешно проделанной работы);

6)создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности (доброжелательность и понимание со стороны мастера, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят).
^ III. Основополагающие принципы данного опыта.
- научность;

- системность;

- открытость;

- перспективность;

- проведение уроков производственного обучения на основе применения элементов личностно-ориентированных технологий;

- развитие, воспитание личности учащихся, реализация творческого потенциала личности учащихся;

- создание условий для познавательной активности и творческой деятельности учащихся с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
^ IV. Условия возникновения и становления опыта.
Начало работы над данной темой я отношу к 2007 – 2012 учебному году. Условием становления опыта можно считать требования, предъявляемые к педагогу современным обществом, которое предполагает совершенствование системы образования, внедрение в практику профессиональных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому учащемуся адекватных условий для его развития, формирования полноценной личности, получения образования.

Работая в училище, я также обратила внимание на то обстоятельство, что в последние годы происходит резкое падение интереса учащихся к процессу обучения,  и, как следствие, снижение   культуры,    неумение правильно, логично выразить свою мысль.  Снижается уровень грамотности учащихся, на уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности, сознательного отношения к овладению знаниями, умениями и навыками.  Поэтому я стараюсь сделать всё возможное, чтобы добиться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого учащегося, дать любому учащемуся (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха, чтобы они с желанием и хорошим настроением шли на мои уроки. В условиях перехода к рыночной экономике возникла необходимость коренных преобразований системы подготовки рабочих кадров на новых началах, стало очевидным, что профессиональное образование должно ориентироваться на специализированную подготовку рабочих, обладающих высоким уровнем профессионализма, компетентности, профессиональной мобильности, характеризующихся развитой познавательной активностью.
Ключевые компетенции, такие как умение общаться, быть готовым к взаимопомощи другим людям, культура речи и поведения, правовая культура, способность к адаптации в новых условиях деятельности нужно корректировать и развивать. Потому что учащиеся приходят в профессиональное училище, уже имея запас таких знаний и умений.

Следовательно, в данных условиях является необходимым создание адаптивной среды, позволяющей создать комфортные условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого учащегося в группе. Таким условием является внедрение в учебный процесс технологии личностно - ориентированного обучения. На основании этого была определена тема опыта «Личностно-ориентированное обучение в профессиональном образовании».

^ V. Новизна.

- апробирование личностно-ориентированного обучения в учебно- производственном процессе;

-применение психолого-педагогических диагностик для выявления общих компетенций учащихся, обозначенных в новом ФГОС по профессии «Продавца, контролера-кассира» и модели выпускника.

- индивидуальный подход в воспитании учащихся.
^ VI. Система работы педагога и её результативность.

в основе опыта – сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения на основе личностно-ориентированного подхода, позволяющих создавать развивающую среду на уроках производственного обучения и во внеурочное время, направленных на развитие творческих способностей учащихся, на формирование умений и навыков учебного труда, на воспитание потребности и умения пополнять свои знания.

По такой системе работаю уже 5 лет на всех курсах по профессии «Продавец, контролер-кассир». Создаю комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения и мастеру, и учащемуся. Происходят качественные изменения в структуре личности учащихся: он более доверчив, открыт, жаждет познания, избавляется от различных комплексов.

В наше время личностно - ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство. Большинство педагогических коллективов страны осваивает теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе.

В последние годы получила распространение модель развивающего об­разования, в которой отдается предпочтение развитию способно­стей личности: памяти, внимания, мышления, ее самостоятельности и активно­сти в познании. Главной идеей развивающей модели является умение учащих­ся самостоятельно мыслить, добывать знания, активно ими оперировать, осу­ществлять перенос в новую ситуацию. Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному подходу к учащимся – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.

Технология сотрудничества является одной из педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко), достижения русской (К.Д. Ушинский, Н.П.Пирогов, Л.Н. Толстой) и зарубежной (Ж.Ж. Руссо, К. Роджерс, Э. Берн) психолого-педагогической школы.

Педагогика сотрудничества - особого типа «приникающая» технология, является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.

Создание развивающей среды на уроках производственного обучения и во внеурочное время направлено на развитие творческих способностей учащихся.

На уроках производственного обучения (Приложение 1) активно применяются современные педагогические технологии: личностно-ориентированного обучения, где акцент делается на личность учащегося, развитие его творческого потенциала, самостоятельности, формирование устойчивого познавательного интереса к выбранной профессии, разные формы контроля деятельности учащихся (тестирование, фронтальный опрос, заполнение карточек-заданий, зачет по изученным темам, семинарские занятия). Внеклассные мероприятия также способствуют формированию и развитию общих компетенций учащихся, это:

  • участие в олимпиаде профессионального мастерства по профессии, где учащиеся показывают достаточный уровень сформированности профессиональных компетенций,

  • участие в предметной неделе кулинарии и товароведения, где учащиеся участвуют в выставке «Дары осени», выполняя поделки из природного материала, оформляют тематические альбомы и рефераты;

  • участие в городском конкурсе «Моя профессия»,

  • участие учащихся в мероприятиях, профессиональной направленности, проводимых мастером: «Счастливый случай», «Рынок и мы», «Ярмарка», «Улица мастеров», «Продавец – звучит гордо», «Деньги – плохой хозяин или хороший слуга», «Как произвести благоприятное впечатление при устройстве на работу» и другие, которые способствуют расширению представлений о выбранной профессии (Приложение 2).


Результативность:

Интерес к профессии успешно вырабатывается нестандартными и дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учащимся посильной и интересной работы. Это повышает качество знаний:

  • повышение качества знаний производственного обучения учащихся выпуск 2008-2009 года - 37%, в 2009-2010 - 75%, в 2010-2011 – 80%

  • в период с 2006-2011 г. из 84 выпускников получили установочные разряды – 40 уч-ся, повышенные разряды – 14 уч-ся.

  • в олимпиадах профмастерства по профессии «Продавец, контролёр-кассир», проводимых на базе ПУ№60, учащиеся показывают положительные результаты требований олимпиады;


Адресная направленность опыта: следуя результатам опыта, мастера производственного обучения ПУ и ПЛ могут, в зависимости от конкретных особенностей педагогических ситуаций, с той или иной степенью полноты достичь желаемого результата – значительным образом повысить уровень профессионального образования учащихся ПУ и ПЛ. Результаты опыта могут быть использованы мастерами производственного обучения, работающими с группами учащихся, обучающихся по специальности «Продавец, контролёр –кассир».

Похожие:

Личностно-ориентированное обучение в профессиональном образовании iconЛичностно-ориентированные технологии обучения
Личностно- ориентированное обучение способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и...
Личностно-ориентированное обучение в профессиональном образовании iconТема работы педагогического коллектива
...
Личностно-ориентированное обучение в профессиональном образовании iconРеферат Тема «Личностно ориентированное обучение»
Не учение, а Сизифов труд. Сегодня на одного ребенка приходится 20 предметников, и каждый в его голову качает свою информацию, полагая,...
Личностно-ориентированное обучение в профессиональном образовании iconАнализ учебно-методической и воспитательной работы мбоу «сош №63»...
В 2012-2013 учебном году школа продолжила работу над проблемой: «Личностно-ориентированное обучение как средство повышения качества...
Личностно-ориентированное обучение в профессиональном образовании iconПротагор подарил человечеству изречение: «Человек это мера всех вещей»....
«Личностно-ориентированное обучение с использованием компетентностного подхода на уроках химии»
Личностно-ориентированное обучение в профессиональном образовании icon«С. Козлов «В небе туча хмурится…» 2 класс
Научить младшего школьника понимать авторское произведение, видеть и осознавать не только то, что написано, но и как написано, легче...
Личностно-ориентированное обучение в профессиональном образовании iconЛичностно ориентированное обучение как средство развития школы и саморазвития личности
Было решено построить церковно-приходскую школу с начальными классами. Это было 2-х этажное здание. В строительстве школы в поселке...
Личностно-ориентированное обучение в профессиональном образовании iconПрограмма призвана способствовать внедрению изменений, обеспечивающих...
Учебном году пятый год работал по программе развития «Реализация модели инновационного образовательного учреждения через личностно-ориентированное...
Личностно-ориентированное обучение в профессиональном образовании iconАнализ работы методического объединения учителей математики за 2009 I 2010 учебный год
В 2009-10 учебном году коллектив школы продолжил работу над методической темой: «Личностно – ориентированное обучение как средство...
Личностно-ориентированное обучение в профессиональном образовании iconОбразовательная программа школы и учебный план предусматривают обеспечение...
В целях формирования интеллектуальной личности, ориентирующейся в современном обществе педагогический коллектив ансош с 2008г работает...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница