Положение о службе практической психологии в системе образования города чебоксары I. Общие положения




НазваниеПоложение о службе практической психологии в системе образования города чебоксары I. Общие положения
страница1/3
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
ПОЛОЖЕНИЕ

О СЛУЖБЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение определяет организационно-мето­дическую основу деятельности Службы практической психологии в системе образования города Чебоксары (далее – Служба), а также устанавливает общие подходы к профессиональным стандартам, по которым могут быть оценены результаты деятельности работника Службы.

1.2. Служба является структурным подразделением системы образования города Чебоксары, предназначенным для обеспечения прогрессивного психического развития детей и подростков, развития их способностей, склонностей, реализации их потенций, профилактики и коррекции возможных отклонений.

1.3. Под Службой понимается организационная структура, в состав которой входят:

  • педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов видов;

  • методические объединения педагогов-психологов;

  • образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры);

  • городская психолого-медико-педагогическая Комиссия (ГПМПК);

  • психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных учреждений (ПМПК);

  • муниципальный координационный совет городской Службы при управлении образования администрации города Чебоксары;

  • главный специалист управления образования администрации города Чебоксары, осуществляющий административное управление и обеспечение деятельности Службы;

  • другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса на территории города Чебоксары.

1.4. Служба оказывает содействие формированию развивающего образа жизни обучающихся, воспитанников, их индивидуальности на всех этапах непрерывного образования, развитию у обучающихся, воспитанников творческих способностей, созданию у них позитивной мотивации к обучению.

1.5.^ Служба способствуе формированию у детей и подростков адаптивных способностей к условиям социума, а также определению психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики условий возникновения подобных нарушений.

1.6.^ Служба содействуе развитию образовательных учреждений, созданию в них психологически комфортных условий образовательно-воспитательного процесса, личностному и профессиональному индивидуальному развитию всех участников образовательного процесса, повышению психологической компетентности родителей.

1.7. ^ Основной объект Службы (сфера компетенции) – психическая активность (как таковая во всех ее проявлениях) участников образовательного процесса (прежде всего учащихся). Все, что не входит в данный объект (например, расстановка кадров, организация учебного процесса и др.), не является сферой прямых полномочий Службы. Вмешательство психологов в подобных случаях носит в основном рекомендательный характер.

1.8. Настоящее Положение исходит из того, что в Службе в целом и в отдельных ее звеньях могут быть реализованы различные модели работы педагогов-психологов и других специалистов, которые будут исходить из потребностей образовательного учреждения.

1.9. Руководители и сотрудники Службы могут вносить предложения и дополнения в настоящее Положение на рассмотрение муниципальным координационным советом Службы.

1.10. Работа Службы основывается на строгом соблюдении международных и российских актов и законов об обеспечении защиты и развития детей. В своей деятельности Служба руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Национальной доктриной образования РФ, Законами РФ и ЧР «Об образовании», Семейным кодексом РФ, нормативными документами и актами, приказами и инструкциями управления образования администрации города Чебоксары, Положением о Службе практической психологии в системе образования Министерства образования науки РФ, Положением о Службе практической психологии в системе образования Министерства образования и молодежной политики ЧР, положениями и уставами соответствующих звеньев службы, этическим кодексом психолога образования, настоящим Положением.

^ II. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ

2.1. Деятельность Службы в системе образования во всех ее звеньях строится на основе соблюдения следующих принципов, которые определяют идеологию и стиль взаимоотношений участников образовательного процесса, сущность экологического подхода к психологическим проблемам, задают критерии качества психологической работы:

  • безусловной ценностью признается каждый человек в своей индивидуальной уникальности. Ни один человек не может рассматриваться как средство решения чьих-либо задач или, как помеха к осуществлению чьей-либо деятельности;

  • любое так называемое психологическое качество или свойство человека может быть понято как ресурс его развития, поскольку каждое психологическое явление полезно для каких-то задач и ситуаций;

  • всякое психологическое затруднение (например, задержка психического развития или ненормативное поведение) не есть негативное качество или свойство человека, а лишь состояние недостатка какого-либо ресурса;

  • психологическое обследование – это не столько констатация положения дел, сколько выявление ресурсов для решения проблем, поиск путей развития человека;

  • психологическая коррекция – это процесс повышения возможностей человека в обучении, в принятии решений, в средствах достижения поставленных целей, в отношениях с другими людьми и т.д. Это не процедура переделки человека, а дополнение того, что еще ему требуется, в чем он нуждается сам;

  • всякое психическое воздействие производится под знаком заботы о личностном росте или сохранении перспективы такого роста каждого, кто попадает в сферу влияния Службы: воспитанника, учащегося, педагога, воспитателя, специалиста, родителя, администратора и т.д.

2.2^ Главной цель деятельности Службы является психологическое обеспечение решения образовательных задач в соответствии с Законами «Об образовании» РФ и ЧР, федеральными, республиканскими и городскими программами развития образования.

2.3. Целями службы являются:

  • содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов;

  • создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;

  • содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;

  • оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

  • содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

2.4. Независимо от выбора модели работы педагогов-психоло­гов всех звеньев Службы, задачами Службы являются:

  • психологический анализ социальной ситуации в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

  • психологическое обеспечение решения управленческих задач в системе образовательных учреждений города;

  • содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;

  • формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;

  • содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;

  • участие в психологическом обеспечении образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;

  • профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также в развитии обучающихся, воспитанников;

  • участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-мето­дических пособий. Экспертиза проводится по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;

  • участие совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;

  • содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;

  • содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

^ III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

3.1. Деятельность Службы обеспечивается управлением образования администрации города Чебоксары, в ведении которого находятся образовательные учреждения.

3.2. Основные направления совершенствования и развития Службы, повышение качества и эффективности ее деятельности определяются создаваемым при управлении образования муниципальным координационным советом Службы.

3.3. Служба работает в тесном контакте с учреждениями и организациями системы образования РФ и ЧР, системы здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, оказывающими образовательным учреждениям помощь в воспитании и развитии обучающихся, воспитанников.

3.4. ^ Научно-методическое обеспечение деятельности Службы осуществляется руководителями по профессиональной линии (директорами ППМС-центров города), а также научными учреждениями ЧР и РФ.

Научно-методическое обеспечение Службы может осуществляться отдельными специалистами, чьи научные работы зарекомендованы и востребованы в практике по заказам Министерства образования и науки РФ, Министерства образования и молодежной политики ЧР, управлений и отделов образования на договорной основе. При этом оно должно быть ориентировано как на выполнение актуальных повседневных запросов Службы, так и на перспективу ее развития.

3.5. ^ Специализированная помощь участникам образовательного и коррекционного процесса, а также содействие в профессиональной деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений всех типов оказывается учреждениями, предназначенными для углубленной специализированной помощи детям, имеющим проблемы в обучении, развитии, здоровье, социализации: образовательными учреждениями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центрами) и психолого-педагогическими и медико-педагогическими комиссиями (ПМПК). Штатное расписание ППМС-центров и ПМПК утверждается учредителем на основе расчетных нормативов.

3.6. ППМС–центры города создаются как самостоятельные подразделения Службы и обладают статусом юридического лица. Образовательная деятельность ППМС-центров ведется в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности. При каждом ППМС-центре создается территориальное методическое объединение педагогов-психологов. Между ППМС-центром и Учредителем заключается договор о базовой компетентности, определяемой Положением о компетенции учреждений психологической направленности и сложившейся практикой работы.

3.7. ^ Первичная помощь участникам образовательного и коррекционного процесса в образовательных учреждениях всех типов и видов оказывается педагогами-психологами или группой специалистов с ведущим участием педагога-психолога. Содержание профессиональной деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений всех типов определяется соответствующими должностными инструкциями (или устанавливается в соответствии с договором). Состав группы специалистов определяется целями и задачами конкретного учреждения. Рабочее место педагога-психолога называется кабинет Службы практической психологии в системе образования г. Чебоксары. Рабочее место педагога-психолога оснащается согласно утвержденной отделом управления образованием администрации города Чебоксары модели рабочего места. Ставки педагогов-психологов в образовательном учреждении вводятся согласно нормативам:

  • в условиях дошкольного учреждения: до 6 групп детей на 0,5 ставки педагога-психолога, более 9 групп детей на 1 ставку педагога-психолога;

  • в условиях общеобразовательной школы: не более 500 учащихся на 1 ставку педагога-психолога.

3.8. В соответствии со спецификой кадрового состава педагогов-психологов, системой образовательных учреждений города на муниципальном уровне функционируют разные виды методических объединений:

  • методические объединения, в составе которых совместно работают педагоги-психологи всех типов образовательных учреждений (или территориальные методические объединения);

  • профильные методические объединения, включающие педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений, либо педагогов-психологов общеобразовательных школ, либо педагогов-психологов гимназий и лицеев, педагогов-психологов специальных коррекционных образовательных учреждений;

  • тематические методические объединения, включающие педагогов-психологов с разным опытом работы, профессиональными интересами и квалификацией.

^ Методические объединения возглавляются руководителями. Руководитель методического объединения утверждается приказом начальника (заместителя начальника) Управления образования администрации города Чебоксары.

^ Методические объединения психологов осуществляют работу по следующим направлениям:

  • организационно-методическая работа с педагогами-психоло­гами образовательных учреждений по направлениям их профессиональной деятельности;

  • внесение предложений о проведении экспертизы учебных программ и технологий в городской экспертный совет;

  • внесение предложений по организации и содержанию психологических исследований, ориентированных на совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях;

  • обсуждение нормативно-правовых документов, регламентирующих профессиональную деятельность педагога-психолога;

  • работа в составе профильных аттестационных комиссий на договорной основе.

3.9. Взаимодействие сотрудников Службы по профессиональной линии.

Руководители ППМС-центров (руководители методических объединений педагогов-психологов) представляют главному специалисту информацию о кадровом составе сотрудников ППМС-центров и педагогов-психологов образовательных учреждений города по установленной форме до 1 октября текущего года, а также готовят аналитические справки и служебные записки по запросу главного специалиста или по мере необходимости самостоятельно.

Руководители ППМС-центров ежегодно до 20 июня представляют отчет о работе по установленной форме главному специалисту управления образования администрации города Чебоксары, осуществляющему административное управление муниципальной Службой города; копию отчета направляют заместителю начальника управления образования.

Педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов представляют статистические отчеты о своей работе директорам ОУ и ППМС-центров, информируют руководителей методических объединений об основных направлениях своей деятельности и потребностях в повышении квалификации, а также представляют анализ результатов своей деятельности, основных проблем и потребностей, вносят предложения по оптимизации работы по психологическому сопровождению образовательного процесса.

Перечень необходимых аналитических и отчетных документов утверждается соответствующими инструктивными (информационными) письмами вышестоящих органов управления образованием.

ППМС-центры города и ГПМПК совместно со СКОУ города разрабатывают модели специального психологического сопровождения детей и междисциплинарного взаимодействия специалистов.
  1   2   3

Похожие:

Положение о службе практической психологии в системе образования города чебоксары I. Общие положения iconПоложение о службе практической психологии в системе образования...
Положение определяет организационно-мето­дическую основу деятельности Службы практической психологии в системе образования города...
Положение о службе практической психологии в системе образования города чебоксары I. Общие положения iconПрограмма развития службы практической психологии в системе образования...
Рф от 31. 07. 98г. №867 «Об утверждении Типового Положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого – педагогической...
Положение о службе практической психологии в системе образования города чебоксары I. Общие положения iconПоложение о службе практической психологии в системе образования...
Служба практической психологии в системе образования Чувашской Республики (далее – Служба) является частью системы образования Чувашской...
Положение о службе практической психологии в системе образования города чебоксары I. Общие положения iconПриказ от 22 октября 1999 г. N 636 об утверждении положения о службе...
В целях развития и совершенствования психологической помощи участникам образовательного процесса приказываю
Положение о службе практической психологии в системе образования города чебоксары I. Общие положения iconПриказ Минобразования РФ от 22. 10. 1999 n 636 Об утверждении Положения...
В целях развития и совершенствования психологической помощи участникам образовательного процесса приказываю
Положение о службе практической психологии в системе образования города чебоксары I. Общие положения iconПлан работы
Основная цель работы на 2009-2010 учебный год определяется «Положением о службе практической психологии в системе министерства образования...
Положение о службе практической психологии в системе образования города чебоксары I. Общие положения iconПриказ №88/1 от 29. 08. 2013г. Положение о системе внутреннего мониторинга...
Настоящее Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования в школе (далее Положение) определяет цели, задачи, принципы...
Положение о службе практической психологии в системе образования города чебоксары I. Общие положения iconПоложение о системе дополнительного образования в школе Общие положения
Положение разработано на основе методических рекомендаций по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях...
Положение о службе практической психологии в системе образования города чебоксары I. Общие положения iconО логопедической службе моу «сош №4» г. Лангепаса общие положения
Настоящее Положение о логопедическом пункте моу сош №4 г. Лангепаса (далее Положение) разработано в соответствии с
Положение о службе практической психологии в системе образования города чебоксары I. Общие положения iconО логопедической службе моу «сош №4» г. Лангепаса общие положения
Настоящее Положение о логопедическом пункте моу сош №4 г. Лангепаса (далее Положение) разработано в соответствии с
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница