Пояснительная записка Актуальность и обоснование образовательной программы в условиях реализации компетентностного подхода в формировании образовательной среды начальной школы. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»




НазваниеПояснительная записка Актуальность и обоснование образовательной программы в условиях реализации компетентностного подхода в формировании образовательной среды начальной школы. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
страница1/7
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Коротоякская средняя общеобразовательная школа»



Принято

педагогическим советом
Протокол от «__» _______ 2011 г. №__


Согласовано

Председатель совета школы

___________ Еремина Л.В
Протокол от «__» ______ 2011 г. №__


«Утверждаю»

Директор

МОУ «Коротоякская СОШ»

__________ Лысенко Г.Я.

Приказ от «__»________ 2011 № ____



^ Образовательная программа

начального общего образования

для 1 класса

I ступени обучения

Составители:

Пащенко Г.А-зам директора по УВР

Комарова Л.П-учитель начальных классов

Коротояк 2011

Оглавление
Разделы программы

  1. Пояснительная записка

  2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

  3. Учебный план начального общего образования

  4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

  5. Программы отдельных учебных предметов, курсов

  6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

  7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

  8. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.


Раздел 1.Пояснительная записка

    1. Актуальность и обоснование образовательной программы в условиях реализации компетентностного подхода в формировании образовательной среды начальной школы.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ориентирует общество на «….формирование принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения»

Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей.

«Компетентность – новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Компетентность – объективный результат освоения компетенций конкретной личностью » (ФГОС, раздел 3 «Термины, определения, сокращения», стр. 5 )

Профессиональное сообщество озабочено набором знаний и умений по отдельным предметам; семья ждет от образования возможностей личностного и карьерного успеха; общество ставит вопрос о социальной мобильности и формировании модели адекватного социального поведения молодежи, а государство заинтересовано в воспитании ответственных и законопослушных граждан и в обеспечении безопасности. Все эти интересы согласованы в федеральных государственных стандартах образования второго поколения .

Государственный стандарт второго поколения задает ориентиры развития всей системы образования, в том числе и начального:

    • Стандарт ориентирован на новые результаты образования.

    • Стандарт обозначает ценность системно-деятельностного подхода к обучению.

    • Стандарт предлагает рассматривать требования к образованию как совокупность трех систем требований: Требования к структуре основных образовательных программ общего образования; Требования к результатам освоения основных образовательных программ; Требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации основных образовательных программ общего образования.

    • Стандарт реально обеспечивает условия для воспитания учащихся.

Все выше изложенное подтверждает актуальность деятельности педагогического коллектива по реализации компетентностного подхода в формировании образовательной среды начальной школы на основе внедрения в практику федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

1.2.Виды деятельности  первоклассника,

на организацию которых направлена работа учителя

  • Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа)

  • Игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра с правилами)

  • Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.)

  • Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях )

  • Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).


1.3.Задачи, решаемые младшими  школьниками

в разных видах  деятельности

  • сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);

  • научиться самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их решения;

  • научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности;

  • овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;

  • овладеть различными видами игры (игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам.) Научиться удерживать правило и следовать ему;

  • приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках труда и в социальных практиках;

  • приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства;

  • приобрести опыт в вопросах здоровьесбережения (гигиена, профилактика заболеваний, выбор медицинских услуг и т.д.).

1.4. Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу начального общего  образования

1. Реализовать основную образовательную программу начальной школы в  разнообразных организационно-учебных  формах (уроки, занятия,  проекты, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.)

2. Обеспечить комфортные условия смены  ведущей деятельности – игровой на учебную. Создать условия для овладения  высшими формами игровой деятельности.

3. Обеспечить условия формирования учебной деятельности. Для этого:

  • организовывать постановку учебных целей, создавать условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками;

  • побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей;

  • организовать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы;

  • осуществлять функции контроля и оценки, организовать их постепенный переход к ученикам.

4. Создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка. Для этого:

  • ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов; 

  • поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов, в том числе социально значимых;

  • обеспечивать презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества (организация выставок,  детской периодической печати, конкурсов, фестивалей и т.д.);

4. Создать пространство для социальных практик младших школьников  и приобщения их к социально значимым делам.

5. Создать условия для развития ключевых компетенций: ценностно-смысловых, коммуникативных, информационных, общекультурных, социально-трудовых, учебно-познавательных.

1.5. Основные направления деятельности

педагогического коллектива

Основные направления деятельности педагогического коллектива определяются требованиями:

- к структуре образовательной программы;

- к условиям реализации образовательной программы;

- к результатам её освоения

Структура образовательной программы предполагает обязательность освоения школьниками базисной части школьной программы и возможность занятий в творческих объединениях системы дополнительного образования.

^ Условия реализации образовательной программы включают в себя кадровые, материально – технические, научно – методические ресурсы.

Результаты освоения образовательной программы включает в себя не только знания, но и умения их применять, компетентности учащихся.

Таким образом, деятельность педагогического коллектива направлена на :

- формирование мотивации к дальнейшему обучению у младших школьников

- формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться

- обеспечение готовности и способности к сотрудничеству и совместной деятельности учащегося с учителем и одноклассниками

- формирование основ нравственного поведения, определяющего отношение личности с обществом и окружающими людьми

- формирование основ здорового образа жизни

- формирование основ ценностных ориентаций младшего школьника

Образовательная программа начального общего образования школы разработана с учётом типа и вида образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

1.6.Структура и содержание

образовательной программы

Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 8 лет): центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; ·развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

Общими целями реализации Программы являются:

— формирование системы устойчивых знаний школьников по каждому предмету, входящему в программу, достижение элементарного уровня образованности всеми учениками начальной школы.

— формирование системы общеучебных умений: учебно-организационных (понимать и принимать учебную задачу, её конкретную цель; готовить рабочее место в соответствии с заданием; планировать ход выполнения задания; рационально выполнять задание; осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы; научиться работать в паре и др.);

учебно-коммуникативных (высказываться устно, в том числе на иностранном языке; участвовать в учебном диалоге; овладеть и использовать набор часто встречающихся речевых оборотов и др.);

учебно-информационных (знать, как пользоваться словарем, с учебником: уметь читать несложные тексты, пересказывать прочитанное; находить нужную информацию в учебнике по ранее изученному материалу; выделять главное в тексте; пользоваться иллюстрированным и справочным материалом учебника; понимать и уметь ответить на вопросы по тексту учебника);

— становление нового мышления: постепенное осознание окружающего мира как поликультурного и многонационального;

— обучение элементам социального опыта средствами речевой коммуникации;

— общее развитие личности каждого ученика, предполагающее наряду с развитием его познавательных способностей (воображения, мышления, памяти), задатков и способностей; волевых качеств личности (воли, настойчивости, инициативности и проч.) последовательное и систематичное воспитание системы нравственных качеств в отношении к природе, семье, одноклассникам, учителю.

При реализации Образовательной программы начального общего образования особое место отведено практическому содержанию начального образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных учениками знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Содержание образования уже на первой ступени имеет свою специфику и включает в себя структурные элементы: базовый, развивающий, культуротворческий, социально-адаптирующий, дополнительный (индивидуальные и групповые консультации

Задачи по реализации основной образовательной программы:

  1. создание условий реализации содержания основных общеобразовательных программ;

  2. обоснованный выбор средств, форм и методов обучения, направленных на формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в школе;

  3. обоснованный выбор средств, форм и методов воспитания умения учиться как способности к самоорганизации по решению учебных задач;

  4. развитие познавательной активности школьников;

  5. создание условий для участия детей в творческой и социально - значимой деятельности

  6. формирование нравственных, эмоционально – ценностных ориентаций к себе и окружающему миру;

  7. привитие навыков осознанного отношения к своему здоровью, формирование навыков здорового образа жизни;

  8. модификация учебного плана в соответствии с требованиями по реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения;

  9. обеспечение психолого – педагогического сопровождения каждого обучающегося;

  10. коррекция поведения, знаний, умений учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их социализация в обществе

  11. установление тесного взаимодействия с семьей, как полноправного участника образовательного процесса;

  12. развитие учительского потенциала через систему самообразования, участие в инновационной и экспериментальной деятельности, систему повышения квалификации, развитие профессиональных педагогических компетентностей;

  13. развитие материально – технической и научно – методической базы;

  14. организация взаимодействия с организациями всей социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга и т. д.

  15. использование современных информационных и коммуникационных технологий в процессе реализации образовательной программы;

  16. проведение мониторинга успешности реализации образовательной программы.

Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа начального общего образования предусматривает:

  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей

  • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия

Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую в том числе внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

1.7. Управление реализацией программы

Управление реализацией программы осуществляется по следующему алгоритму:

  1. создание совета по ФГОС

  2. создание рабочих групп по разработке подпрограмм формирования универсальных учебных действий, духовно-нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни, коррекционного развития

  3. назначение ответственных за подпрограммы:

  4. организация совместно с советом школы системы общественной экспертизы реализации программы;

  5. организация информирования родителей о программе;

  6. создание системы оценки результатов освоения образовательной программы;

  7. подведение итогов выполнения программы на заседаниях педсовета и совета школы.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Пояснительная записка Актуальность и обоснование образовательной программы в условиях реализации компетентностного подхода в формировании образовательной среды начальной школы. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» iconПаспорт комплексной программы развития школы Паспорт образовательного...
Актуальность темы проекта обусловлена новыми требованиями, изложенными в Проекте «Национальная образовательная инициатива «Наша новая...
Пояснительная записка Актуальность и обоснование образовательной программы в условиях реализации компетентностного подхода в формировании образовательной среды начальной школы. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» iconОтчет о проделанной работе по реализации программы опытно-экспериментальной...
«Формирование инновационной образовательной среды средствами интегративного подхода к учебно-воспитательной деятельности как условие...
Пояснительная записка Актуальность и обоснование образовательной программы в условиях реализации компетентностного подхода в формировании образовательной среды начальной школы. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» iconНациональная образовательная инициатива «Наша новая школа» должна...
На ее реализацию выделяется 15 миллиардов рублей из госбюджета. Утвержденная концепция развития национальной школы была утверждена...
Пояснительная записка Актуальность и обоснование образовательной программы в условиях реализации компетентностного подхода в формировании образовательной среды начальной школы. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» iconОбразовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения...
Конституция рф, Закон «Об образовании», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», «Концепция духовно-нравственного...
Пояснительная записка Актуальность и обоснование образовательной программы в условиях реализации компетентностного подхода в формировании образовательной среды начальной школы. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» icon"Саморазвивающаяся система профильного образования в условиях реализации...
Н. Б. Антоничевой, зам директор по увр моу «Гимназия №4 им. А. С. Пушкина», Почётного работника образования РФ «Результаты экспериментальной...
Пояснительная записка Актуальность и обоснование образовательной программы в условиях реализации компетентностного подхода в формировании образовательной среды начальной школы. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» iconДоклад о результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
I. Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010 году
Пояснительная записка Актуальность и обоснование образовательной программы в условиях реализации компетентностного подхода в формировании образовательной среды начальной школы. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» iconПроект Национальная образовательная инициатива «наша новая школа»
В условиях глобального рынка, в котором участвует и Россия, такие качества востребованы не только отдельными гражданами, но и целыми...
Пояснительная записка Актуальность и обоснование образовательной программы в условиях реализации компетентностного подхода в формировании образовательной среды начальной школы. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» iconДоклад «О результатах реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Информация о выполнении плана по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010 году
Пояснительная записка Актуальность и обоснование образовательной программы в условиях реализации компетентностного подхода в формировании образовательной среды начальной школы. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» iconДоклад муниципального района Кинельский Самарской области о результатах...
Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в...
Пояснительная записка Актуальность и обоснование образовательной программы в условиях реализации компетентностного подхода в формировании образовательной среды начальной школы. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» iconДоклад городского округа Кинель Самарской области о результатах реализации...
Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница