Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный




НазваниеРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный
страница1/8
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8


Содержание
Пояснительная записка
Обоснование выбора программы по литературному чтению……………………………………….. 2
Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение»………………………… 2-10
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Литературное чтение» ……10
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

«Литературное чтение»……………………………………………………………………………..10-15
Планируемые результаты освоения учебной программы по литературному чтению

выпускника начальной школы ……………………………………………………………………..15-17
Содержание учебного материала по учебному предмету «Литературное чтение»…………… 18-25
Таблица требований к умениям обучащихся по литературному чтению………………………. 26-28
Примерное тематическое планирование программы 1 класса с определением основных видов образовательной деятельности обучающихся……………………………………………………..28-31
Примерное тематическое планирование программы 2 класса с определением основных видов образовательной деятельности обучающихся…………………………………………………….31-37
Примерное тематическое планирование программы 3 класса с определением основных видов образовательной деятельности обучающихся……………………………………………………..37-44
Примерное тематическое планирование программы 4 класса с определением основных видов образовательной деятельности обучающихся……………………………………………………..45-50
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса…………………………….50-51

^ Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 с изменениями от 26.11.2010, регистрационный № 19707 от 04.02.2011; от 22.09.2011 № 2357, регистрационный № 22540 от 12.12.2011) .

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (сост. Е.С. Савинов – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2013. Стандарты второго поколения).

  3. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. Начальная школа. Дошкольное образование (Под науч. Ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011)


^ Обоснование выбора программы по литературному чтению


  1. Разработка рабочей учебной программы на основе Концепции стандарта второго поколения позволяет учитывать межпредметные и внутрипредметные связи, логику учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.

  2. В основе построения курса литературного чтения авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой лежит идея гуманизации образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности, а в основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход.


^ Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане
Согласно базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ всего на изучение предмета в начальной школе выделяется 444 часа, из них в 1 классе 32 часа (4 часа в неделю, 8 учебных недель), во 2-4 классах по 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 5» учебный предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 классы по 4 часа в неделю.

Общий объём учебного времени составляет 540 часов: 1 класс – 132 часа в год (включая обучение грамоте), 2-4 классы - по 136 часов в год.
^ Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение»
Формирование функционально грамотных людей – одна изважнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идетинтенсивное обучение различным видам речевой деятельности -чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературноечтение наряду с русским языком – один из основных предметов всистеме подготовки младшего школьника.
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободными независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Изучение литературного чтения в 1-м классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте», затем в конце учебного года начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.
^ Цель курса обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие обучающихся, помочь им осознать себя носителями языка.
При работе с текстами Букваря и прописей параллельно с развитием техники чтения начинается формирование у обучающихся типа правильной читательской деятельности – умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения.
^ Цели, содержание и методика работы по учебнику «Букварь»
1.«Букварь» - это учебник для первоклассников, которые приходят в школу с разным уровнем умения читать и писать. В этом одна из главных особенностей Букваря и его существенного отличия от других Азбук. «Букварь» поможет начинающему овладеть навыком чтения, а читающему – усовершенствовать этот навык, получить необходимые теоретические сведения, научиться понимать прочитанное. Этот учебник с успехом можно использовать и в классах, где все дети умеют читать, и в классах, где не читают, и в «смешанных» классах.

^ 2. Цели уроков обучения грамоте по «Букварю».

Первая цель – это формирование навыка чтения у детей, которые до школы не читали и совершенствование этого навыка у читающих детей. Опыт показал, что к концу работы по Букварю о бучающиеся читают вслух незнакомый текст со скоростью 40 слов в минуту и выше, способ чтения – плавное, целыми словами (многосложные трудные слова – по слогам).

Вторая и не менее важная – развитие интереса к чтению и желания читать. Здесь большую роль играет методика работы с текстом, формирование у обучающихся правильного типа читательской деятельности и тексты, предлагаемые для чтения – их содержание, структура, язык.

Третья цель – пропедевтическое ознакомление обучающихся с рядом языковых явлений из области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии, значительное обогащение их словарного запаса.

^ 3.Формирование навыка чтения.

В Букваре и в прописях О.В. Прониной «Мои волшебные пальчики» предложена особая последовательность введения букв. Эта последовательность определяется:

- необходимостью системно представить позиционный принцип чтения;

- частотностью употребления этих букв в словах;

- особенностями начертания букв;

- возможностью сразу составлять и читать слоги и простые односложные и двусложные слова.

Одна и та же последовательность изучения печатных букв в «Букваре» и письменных в прописях «Мои волшебные пальчики» дает возможность проводить комбинированные уроки чтения и письма, построить систему работы, а обучающимся – параллельно усваивать печатный и письменный образ буквы, видеть логику своей учебной деятельности.

Обучение грамоте ведется звуковым аналитико-синтетическим методом. Принцип чтения позиционный. Поэтому значительное место на страницах прописей и Букваря отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов. Значение этого упражнения трудно переоценить: оно способствует лучшему пониманию прочитанного, развитию фонематического слуха и умению правильно писать.

На страницах Букваря предлагается много упражнений в технике чтения: столбики слогов для чтения, составленные по принципу от простого к сложному, столбики слов, предложения, небольшие тексты. Перечислим некоторые виды упражнений в технике чтения:

- прочитать слог;

- добавить к слогу одну букву, чтобы получилось слово;

- добавить к слогу другой слог, чтобы получилось слово;

- найти в словах определенные слоги;

- из нескольких слогов составить новое слово;

- работа со слоговой таблицей – составление из букв слов и слогов.

Упражнения в чтении предусмотрены и на страницах прописей.

^ 4. Структура учебника.

В учебнике «Букварь» два раздела. Цель первого раздела («Говорим, рассказываем») – подготовка к чтению, развитие умения слышать звучащее слово, развитие устной речи детей. Рисунки на первых страницах Букваря задают тему беседы, побуждают детей к размышлениям, свободным высказываниям. Уже на первых уроках вводится схематическое изображение слова и предложения, начала и конца предложения. Обучающиеся учатся соотносить предмет и слово, которое его называет, слышать звуки, из которых состоит слово, узнают новые сведения о звуках и словах, предложении, тексте, знакомятся с понятием слог и ударение.

Содержание второго раздела Букваря («Учим буквы – учимся читать») направлено на достижение целей обучения, перечисленных выше.

^ 5. Организация учебного материала в разделе «Учим буквы – учимся читать».

а) Каждый разворот в учебнике «Букварь » и прописях содержит материал одного урока.

б) На уроке знакомства с новыми звуками и буквой (буквами) на левой странице Букваря дается ее (их) печатное и письменное изображение, схема-«человечек», которая показывает, какие звуки обозначает данная буква; слоги и слова для чтения, другой тренировочный материал.

Левая страница каждого разворота – это страница прежде всего для тех, кто учится читать, но и уже читающие первоклассники работают по ней: участвуют в беседе, думают над лексическим значением слов, делают слого – звуковой анализ слов. Слова для слого – звукового анализа предусмотрены на каждой левой странице. Для этого даны специальные картинки, под которыми нарисована черная линия – схематическое изображение слова. Обучающиеся слушают слово, определяют, из каких звуков оно состоит, обозначают внизу красной точкой гласный звук, синей – твердый согласный, зеленой – мягкий (или раскрашивают печатный кружочки), делят слова на слоги, ставят ударение. Если обучающиеся еще не могут записать слово, проводится его слого – звуковой анализ, если слово напечатано или обучающиеся сами могут написать его – звуко – буквенный анализ.

Страницы, на которых вводятся новые звуки и буквы, оформлены одинаково: в левом верхнем углу дано изображение печатной и письменной буквы, схематичное изображение буквы и ее звуков (звука_ - (человечек), картинки, с помощью которых обучающиеся называют слова для слого – звукового анализа. Далее помещены столбики слогов и слов для тренировки техники чтения, материал для упражнений в составлении слов и т.д.

Постепенно на левых страницах появляются предложения, затем маленькие тексты, которые все обучающиеся в классе уже могут прочитать.

Правая страница каждого разворота – это текст для читающих детей, который, как правило тематически связан по содержанию с предыдущей страницей. Этот текст набран полужирным шрифтом. Однако в каждом из текстов для читающих детей есть такие слова, которые уже могут прочитать и те, кто только учится читать. Эти слова напечатаны светлым шрифтом. Постепенно, от страницы к странице, слов, которые могут прочитать все дети, становится все больше и больше, и в конце Букваря все слова и тексты на обеих страницах по виду уже не отличаются. Это значит, что весь класс научился читать! С точки зрения авторов, такая особенность оформления страниц Букваря принципиально важна: она позволяет каждому ребенку видеть каждый день свое продвижение вперед, собственный успех и одновременно перспективу своей работы. А учителю легче организовать на уроке работу с детьми, уровень чтения которых различается.

Несколько слов следует сказать о самих текстах для чтения, включенных в Букварь. Тексты на левых страницах разворотов составлены авторами с учетом того, что уже на самых простых меленьких текстах следует начинать формирование у первоклассников правильного типа читательской деятельности. Именно поэтому в текстах есть материал для анализа содержания и смысла, работы с заглавием, наблюдения над языком, в них можно найти образы-картины и образы-персонажи. Тексты разнообразны по содержанию, в них ярко выражены и познавательное, и нравственное, и эстетическое начала, присутствуют ирония и юмор, доброта и нежность. В некоторых маленьких рассказах появляется персонаж, который постоянно присутствует на страницах книги для чтения в 1 классе «Капельки солнца» - Вова Колесников. Большое место отводится культурологическим текстам: о русских словах, о происхождении русских имен, фамилий, о Москве и ее истории.

Тексты для читающих детей, помещенные на правых страницах разворотов, за редким исключением, авторские. Это стихи и маленькие рассказы или сказки детских классиков и современных детских писателей. Чтение и анализ этих текстов позволяет сделать плавным и естественным переход от учебника «Букварь» к книге для чтения «Капельки солнца», в которую наряду с законченными произведениями детских писателей уже включены и отрывки из крупнообъемных произведений.

Говоря об организации материал в Букваре, следует особо подчеркнуть то, что это отчасти учебник-тетрадь. Предусмотрено, что обучающийся самостоятельно работает в букваре ручкой, карандашом, фломастером: раскрашивает черно-белые картинки, печатает буквы на строчке-схеме, слова, делает необходимее графические изображения в процессе звуко-буквенного анализа, доделывает схемы букв-«человечков» так же, как и в прописях «Мои волшебные пальчики»: дорисовывает колпачки у звонких согласных, шляпки – у глухих, закрашивает кружочек у гласного звука красным цветом, башмачки у согласных – синим или зеленым. На страницах Букваря есть чистые квадраты, в которых можно нарисовать или нарисовать картинку, ил вырезать откуда-нибудь и наклеить – по желанию ребенка.
^ 6. Концепция оформления учебника (методический комментарий).

Каждый разворот – урок – представляет собой коробку с кубиками. Кубики с буквами лежат по алфавиту, но пока еще дети не начали знакомиться с буквами, на каждой верхней грани кубика – рисунок, соответствующий букве. Как только буква изучена, она «открывается» и уже постоянно присутствует на каждом развороте. Так постепенно складывается весь алфавит, который обучающиеся запоминают задолго до того, как пройдены все буквы.

Сверху на кубики накладывается «второй этаж» - листки с буквами, слогами, словами, текстами. Рисунки и иллюстрации к текстам даны на кубиках.

Рисунки выполняют различные функции, по которым их можно объединить в группы:

- изображения предметов (для слого-звукового анализа);

- изображения предметов, в названиях которых есть определенные звуки;

- рисунки, заменяющие в текстах слова, которые дети еще не могут прочитать;

- рисунки, помогающие понять лексическое значение слова;

- рисунки, помогающие подобрать слова для составления предложений;

- иллюстрации к текстам.

^ 8. Методика работы с текстом.

В настоящее время наиболее проработанным методическим направлением в обучении чтению является формирование у обучающихся правильного типа читательской деятельности. Правильный тип читательской деятельности – это трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения, после чтения).

На страницах Букваря есть все необходимое для прогнозирования содержания текста, а именно лексико-семантическая группа ключевых слов, заглавие и соответствующая тому и другому иллюстрация. На левых страницах разворотов Букваря ключевые слова входят с столбики слов для чтения. В отдельных случаях они выделены, но чаще всего нет. Перед началом работы с текстом учитель в процессе вводной беседы попросит детей перечитать эти слова (выборочное чтение), а затем перейдет к беседе по иллюстрации и заглавию текста. В процессе беседы обучающиеся выполнят задание учителя: попытаются по ключевым словам, заглавию и иллюстрации определить, о чем будет текст, кто его герои, как будут развиваться события в тексте. Это первый этап – работа с текстом для чтения. Далее обучающиеся самостоятельно читают текст про себя, а затем вслух. Учитель, если того требует содержание, задает вопросы и делает комментарии по ходу чтения. Это второй этап – работа с текстом во время чтения. На этом этапе обучающиеся, читая, перепроверяют свое первоначальное восприятие словесных образов с помощью текста и иллюстраций.

После повторного чтения, на третьем этапе, ставятся вопросы ко всему тексту. Учитель вновь обращает внимание обучающихся на заглавие, а затем иллюстрацию к тексту.
^ Методика работы с текстами для читающих детей.

По понятным причинам этапы работы будут те же: обучающиеся учатся читать и осмысливать текст до чтения, во время чтения, после чтения.

На уроках обучения грамоте учитель должен читать как можно меньше. На этих уроках обучающиеся прежде всего должны учиться читать, именно поэтому и в первый раз незнакомый текст должны читать сами дети. Такой подход в сочетании с этапами правильной читательской деятельности, которые воспроизводятся на каждом уроке, где есть работа с текстом, способен привести к успеху – сформировать читателя.

Работа с этими более сложными по содержанию и большими по объему текстами в рамках трех основных этапов требуют большего количества «шагов».

^ 1. Работа с текстом до чтения.

- Обучающиеся самостоятельно читают ключевые слова и словосочетания, которые выделены учителем и записаны на доске. Эти слова и словосочетания особенно важны для понимания текста.

- Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании ключевых слов, заглавия и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения.

^ 2. Работа с текстом во время чтения. Осмысление на уровне содержания.

- Обучающиеся самостоятельно читают текст про себя, а затем вслух по предложениям или абзацам (небольшим).

- Учитель задает уточняющие вопросы по ходу чтения, контролирует адекватность первоначального восприятия и понимания прочитанного. Объясняются и уточняются значения слов: учитель периодически возвращает детей к их предположениям, которые были высказаны до начала чтения. Идет постоянное уточнение и углубление понимания.

- Повторное чтение более крупными отрывками, беседа, работа над выразительностью чтения.

^ 3. Работа с текстом после чтения. Достижение понимания на уровне смысла.

- Вопросы учителя ко всему тексту, которые позволяют понять его уже на уровне смысла. Беседа по проблемному вопросу.

- Рассказ учителя о писателе.

- Творческие задания (иллюстрирование, словесное рисование, придумывание продолжения, составление диафильма, инсценирование).
Курс "Обучение грамоте" обеспечивает овладение обучающимися умений, характерных для предмета литературного чтения.
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития обучающихся средствами предмета.

^ Линии, общие с курсом русского языка:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной иписьменной речи.

^ Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочногоотношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

В программе за основу взят традиционный
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный  iconРабочая программа по учебному предмету Иностранный язык (английскому)...
Рабочая программа по учебному предмету Иностранный язык (английскому) ориентирована на учащихся 5-9 классов и реализуется на основе...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный  iconРабочая программа по учебному предмету «Риторика» ориентирована на...
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Риторика»
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный  iconРабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» ориентирована...
Содержание учебного материала по учебному предмету «Окружающий мир»
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный  iconРабочая учебная программа по физике ориентирована на учащихся 7 9...
Рабочая учебная программа по физике ориентирована на учащихся 7 – 9 классов и реализуется на основе следующих документов
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный  iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык» ориентирована...
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета "Русский язык"
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный  iconПояснительная записка. Рабочая учебная программа по информатике и...
...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный  iconРабочая программа по учебному предмету «Коми язык» ориентирована...
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Коми язык»
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный  iconРабочая программа по математике составлена на основе федерального...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10-11 классов и реализуется на основе следующих документов
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный  iconРабочая программа по математике составлена на основе федерального...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10-11 классов и реализуется на основе следующих документов
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный  iconРабочая программа по математике составлена на основе федерального...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10-11 классов и реализуется на основе следующих документов
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница