Учителей биологии и химии




НазваниеУчителей биологии и химии
страница1/3
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипАнализ
  1   2   3
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6

с. Солдато-Александровского Советского района»


Анализ работы

методического объединения

учителей биологии и химии

за 2012-2013 учебный год

с. Солдато-Александровское

2013 год

Отличительными чертами современного педагога являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Современный учитель должен создавать условия для развития творческих способностей, развивать у своих учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования.

Система работы МО учителей биологии и химии формировалась на основе анализа кадровой ситуации в соответствии с перспективным планом повышения квалификации учителей школы.

В состав МО учителей биологии и химии входят 3 педагога: педагогический стаж работы Колесниковой Светланы Ивановны составляет 16 лет, Ковалевой Елены Васильевны – 27 лет, Мокия Андрея Сергеевича – 18 лет.

Анализ кадрового состава педагогического коллектива МО свидетельствует о том, что преподаватели МО имеют большой потенциал в дальнейшей работе.

Одним из главных ресурсов образовательного учреждения является качество квалификации педагогических кадров школы. В МО учителей биологии и химии 3 педагога имеют квалификационные категории:

Квалификационная категория

Высшая

Первая

Вторая

Без категории

Колесникова С.И.




2009 год







Ковалева Е.В.







2010 год




Мокий А.С.

2011 год










Учителей без категории в составе МО нет.

Высшее образование имеют 3 педагога, что составляет 100% состава МО.

Рост профессионального мастерства педагогов определяется наличием процессов самообразования, самосовершенствования и совершенствования профессиональных компетенций через обучение на курсах повышения квалификации. Так в марте 2013 года Ковалева Е.В. прошла курсы повышения квалификации по теме: «ФГОС основной школы как условие совершенствования качества образования в современной школе» в объёме 78 часов в СКИПКРО г. Ставрополя. Колесникова С.И. будет проходить переподготовку в октябре-ноябре 2013 года.

В декабре 2012 года учителя Колесникова С.И. и Ковалева Е.В. прошли обучение на проблемных семинарах по подготовке к ЕГЭ по химии и биологии «Методика подготовки обучающихся к итоговой (государственной) аттестации в форме ЕГЭ». Колесникова С.И. участвовала в работе районного семинара учителей химии в МОУ «СОШ № 2».

Анализируя работу в этом направлении, видим, что учителя методического объединения имели возможность для повышения уровня профессиональной подготовки и переподготовки.

Все это отражает деятельность учителей, новые подходы к преподаванию предмета, способствует развитию индивидуального стиля педагогической деятельности для обеспечения реализации формирования интеллектуальных способностей учащихся.

Проблемная тема методического объединения: «Создание организационно-педагогических условий для использования интерактивных методов в учебном процессе при переходе к новым образовательным стандартам».

Главная цель деятельности нашего объединения: формирование и развитие творческого потенциала учащихся в системе личностно-ориентированного обучения.

Исходя из главной цели перед методическим объединением, стояли задачи:

  1. Внедрение инновационных технологий обучения в образовательный процесс.

  2. Коррекция педагогических технологий под особенности развития учеников.

  3. Повышение педагогического мастерства учителей биологии и химии.

  4. Активизация познавательной деятельности учащихся, привлечение их к исследовательской работе.

  5. Повышение качества образования на основе современных образовательных технологий и мониторинга.

  6. Развитие способностей учащихся на основе дифференциации и индивидуализации обучения.

Поставленные перед МО  задачи решались через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной и групповой форм работы со слабоуспевающими и одаренными детьми, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развитие творческих способностей учащихся, повышение мотивации к обучению у учащихся, а также ознакомление учителей с новыми инновационными технологиями обучения и воспитания, новой педагогической и методической литературой.

Для достижения цели в 2012-2013 учебном году было запланировано и проведено 4 заседания МО, на которых обсуждалось тематическое планирование, планирование факультативных курсов; утверждались сроки проведения предметных олимпиад, материалы недели биологии и химии; заслушивалась информация по итогам проверки тетрадей, обсуждались и утверждались планы работы по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА по биологии и химии; заслушивались отчеты учителей о работе с одаренными и слабоуспевающими учащимися. На заседаниях МО заслушивалась информация о проведении срезов и контрольных работ по химии, биологии.

Рассматривались следующие вопросы:

- составление контрольных материалов, тестов;

- разработка дидактического материала;

- разработка планов кружков, сценариев внеклассных мероприятий по предмету, курсов по выбору;

- посещение уроков, внеклассных мероприятий с последующим анализом;

- представление собственного опыта работы по теме, проблеме;

- работа над темой по самообразованию;

- подготовка докладов по определённой проблеме;

- подготовка презентаций по изученной теме, проблеме;

- творческий отчёт по определённой теме;

- демонстрация материалов по подготовке к обобщению ППО.

Была создана проблемная группа, которая работала по трем направлениям: 1) диагностика учебных мотивов школьников, 2) проектная деятельность учащихся, 3) разработка программ факультативных занятий.

На заседаниях МО были запланированы сроки отслеживания результатов деятельности учащихся, а затем проводилось обсуждение этих результатов. Также обсуждался и утверждался программный материал и учебники на 2013-2014 учебный год при участии библиотекаря школы Сторожевой Л.В.

Руководитель МО Колесникова С.И. постоянно оказывала методическую помощь учителям – членам МО биологии и химии по различным вопросам. Учителя МО в течение учебного года осуществляли взаимопосещение уроков, а затем на заседаниях МО обсуждали результаты с целью коррекции учебной деятельности.

Организация работы над индивидуальными методическими темами представляет собой систему непрерывного образования учителей и играет значительную роль в совершенствовании содержания технологий обучения предмету и повышению результативности обучения.

Учителя, входящие в методическое объединение, придают большое значение методической работе.

№ п/п

Ф.И.О.

учителя

Тема (проблема)

1

Колесникова С.И.

Организация внеклассной работы учащихся по химии и биологии

2

Ковалева Е.В.

Организация групповой деятельности на уроках биологии


3

Мокий А.С.

Тестовые формы контроля знаний учащихся на уроках биологии


^ Деятельность МО по повышению качества и обновлению содержания образования.

Учитель биологии и химии Колесникова Светлана Ивановна имеет высшее педагогическое образование, первую квалификационную категорию (год присвоения 2009), стаж педагогической работы 16 лет. В декабре 2012 года учитель Колесникова С.И. прошла обучение на проблемном семинаре по теме «Методика подготовки обучающихся к итоговой (государственной) аттестации в форме ЕГЭ по химии», участвовала в работе районного семинара учителей химии в МОУ «СОШ № 2». В октябре-ноябре 2013 года учитель Колесникова С.И. будет проходить переподготовку на курсах повышения квалификации по ФГОС, а в январе 2014 года будет проходить аттестацию на квалификационную категорию по новой форме. Колесникова С.И. руководит работой ШМО учителей биологии и химии 8 лет с 2005-2006 учебного года. К выступлению на методическом совете школы Колесникова С.И. подготовили 2 доклада: «Стандарты второго поколения: проблемы и пути их решения», «Современные педагогические технологии, применяемые в обучении химии». Учитель преподавала биологию в 6а, 8а, 8б, 8в, 9а, 9б, 9в, 10а классах, химию – в 9а, 9б, 9в, 10а классах.

При проведении уроков учитель, использует различные формы деятельности, элементы современных педагогических технологий: ИКТ, проектная, проблемного обучения, здоровьесберегающая, технология развития критического мышления. При проведении открытого урока в 6 а классе «Органы цветковых растений. Корень», учитель Колесникова С.И. использовала не только тщательно подготовленную компьютерную презентацию к уроку, но и индивидуальную, групповую и фронтальную работу учащихся, применила метод эвристической беседы. Уроки учителя правильно спланированы, преподавание ведется с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся, что ведет к повышению мотивации обучения, улучшению работоспособности. Учитель использует различные методы и приёмы обучения: фронтальный и индивидуальный опрос, групповая работа, работа у доски, самостоятельная работа в тетрадях, приёмы проблемного обучения, эвристической беседы. Колесникова С.И. свои уроки старается построить таким образом, чтобы знания приобретались учащимися в процессе активной самостоятельной деятельности в условиях проблемной ситуации, которая возникает при решении познавательных задач, поставленных в начале урока.

При осуществлении контроля знаний и умений обучающихся в целях индивидуального подхода в обучении Светлана Ивановна предлагает школьникам разноуровневые задания. Для проверки знаний учащихся учитель использует устный опрос, тестовые задания разнообразной формы, проводит проверку практических навыков. В качестве итоговой проверки знаний использует тематические зачеты и контрольные работы. Учитель строит свою работу творчески, постоянно ищет новые подходы к повышению эффективности уроков. Для активизации познавательной деятельности учащихся Колесникова С.И. широко использует различные средства обучения: настенные таблицы, муляжи, влажные препараты, микроскопические препараты, гербарные образцы, различные тематические коллекции, наглядные пособия, в том числе, изготовленные руками учащихся. При проведении практических работ учащиеся используют индивидуальные наборы химической посуды и химических реактивов из комплекта кабинета химии. Светлана Ивановна освоила технику составления компьютерных презентаций с помощью Microsoft Power Point и успешно использует информационно-коммуникационные технологии на своих уроках. С февраля 2013 года в кабинетах химии и биологии установлены интерактивные доски – современные средства обучения, создающие принципиально новые возможности организации процесса обучения. Учителя Колесникова С.И. и Ковалева Е.В. осваивают возможности интерактивной доски и используют их в процессе проведения уроков.

Колесникова С.И. активно применяет такие формы учебных занятий, как урок–семинар, урок–лекция, урок–зачет, деловая игра, урок-путешествие, урок-диспут, урок-конференция, урок-суд и другие. Проводит целенаправленную работу с одаренными учащимися: привлекает их в качестве консультантов при выполнении опытов, проведении практических и лабораторных работ, консультирует при написании рефератов и создании компьютерных презентаций, приобщает к проектной деятельности и научно-исследовательской работе. В апреле 2013 г. ученица 9а класса Дроздова Екатерина заняла I место среди учащихся 6-11 классов в школьной научно-практической конференции «В науку первые шаги». Екатерина Дроздова представила вниманию жюри компьютерную презентацию научно-исследовательской работы «Исследование памяти учащихся МОУ «СОШ № 6 с. Солдато-Александровского»». Также на суд жюри была представлена работа в печатном виде. Группа учащихся 9в класса в феврале-марте 2013 г. участвовала в телекоммуникационном проекте «Путешествие в мир химии». Проект проводился Ярославским центром телекоммуникаций и информационных систем в образовании. Среди 300 команд, участвующих в проекте, команда 9в класса МОУ «СОШ № 6» под руководством Колесниковой С.И. набрала 23 балла (максимальный балл – 32).

Для активизации познавательной деятельности учащимся предлагается участие в проекте «Проводим урок сами», где они могут реализовать свои способности, самостоятельно разрабатывая и проводя уроки для своих одноклассников или младших школьников. Ученица 10а класса Празина Алёна провела урок в 6а классе по теме «Мейоз». Учащиеся 10а класса Марченко Валерия и Брайко Андрей провели уроки в 9-х классах по теме «Окислительно-восстановительные реакции».

Учитель готовит одаренных учащихся к школьным и районным олимпиадам, конкурсам, слетам, конференциям. Учащиеся 6-11 классов (61 учащийся) принимали участие во Всероссийской олимпиаде школьников. В первом (школьном) этапе по биологии среди учащихся 6 классов – 1 победитель и 1 призёр, среди учащихся 8 классов – 1 победитель и 2 призёра, среди учащихся 9 классов – 1 победитель и 2 призёра. В первом (школьном) этапе по химии среди учащихся 9 классов – 1 победитель, среди учащихся 10 классов – 1 победитель. В краевой олимпиаде «Интеллект» в 2012-13 г.г. участвовали 20 учащихся 9-10 классов и 7 учащихся 6-8 классов. Ученик 9а класса Кузнецов Александр занял 1 место в районе и 3 место в крае по химии. Ученица 8а класса Амирарсланова Юлия заняла 1 место в районе и 5 место в крае по интеллектуальным способностям. Во всероссийском конкурсе-игре по естествознанию «Человек и природа» в апреле 2013 г. участвовали 39 учащихся 6-10 классов. Итоги конкурса будут переданы в образовательные учреждения в сентябре 2013 г. Колесникова С.И. подготовила к районному слёту ученических производственных бригад ученицу 11 класса Дядюченко Оксану, которая заняла I место в номинации «Юный лесовод». В июне 2013 г. Оксана отправится защищать честь школы и района на краевом слете УПБ.

Традиционным видом методической работы являются предметные недели. Колесникова С.И. провела на предметной неделе внеклассное мероприятие: экологический вечер для старшеклассников «Земля у нас одна» с применением ИКТ. Учащиеся разбирались в экологических проблемах современности, постигали пути их решения. На мероприятии были продемонстрированы межпредметные связи химии, биологии экологии, географии, литературы. На внеклассном мероприятии «Природа Домбая» в 9в классе учащимся демонстрировались слайды, на которых запечатлены горы Домбая и заповедные места Тебердинского государственного заповедника. Показ слайдов сопровождался комментариями учителя. Мероприятие прошло с применением ИКТ.

Анализ результатов обучения учителя Колесниковой С.И. в 2012-13 учебном году представлен в таблице в сравнении с результатами 2011-12 учебного года:


Предмет

2011-2012 г.г.

2012-2013 г.г.

Кол-во уч-ся

Уровень

обучен. (%)

Кач-во

знаний

(%)

Кол-во уч-ся

Уровень

обучен. (%)

Кач-во

знаний

(%)

Биология

161

100

38

173

100

39

Химия

93

100

32

83

100

33

Из таблицы видно, что произошло повышение качества знаний по биологии и химии на 1%. По мнению учителя это связано с повышением у учащихся мотивации к предмету, а также эффективным использование приемов и методов в преподавании предмета. Таким образом, можно наблюдать положительную динамику в работе учителя.

Несмотря на положительные стороны в работе учителя Колесниковой С.И., необходимо отметить и недочеты. Учащиеся 9-11 классов в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников набрали минимальное количество баллов, что говорит о недостаточной работе учителя при подготовке учащихся к олимпиадам. Учителю необходимо уделять больше внимания работе с одарёнными учащимися, привлекать учащихся к исследовательской работе, повышать мотивацию учащихся к получению знаний по предметам, развивать их творческие способности.

Учитель Ковалёва Елена Васильевна имеет высшее педагогическое образование, вторую квалификационную категорию (год присвоения 2010), педагогический стаж работы 27 лет, из них учителем биологии - 8 лет. В декабре 2012 г. проходила курсы по подготовке к ЕГЭ «Методика подготовки обучающихся к итоговой (государственной) аттестации по биологии», а в 2013 г. – дистанционные и плановые курсы в СКИПКРО г. Ставрополя по теме «ФГОС основной школы как условие совершенствования качества образования в современной школе» в объёме 78 часов. Учитель преподавала природоведение в 5а, 5б, 5в классах, биологию в 6б, 6в, 7а, 7б, 7в, 10б, 11 классах.

В своей работе использует современные педагогические технологии: ИКТ, групповой деятельности, проектную, здоровьесберегающую. При проведении уроков пользуется различными формами работы, а именно: проводит уроки в виде соревнований и игр – конкурсы, ролевые игры, эстафеты, кроссворды; а также уроки-исследования, комментарии, мозговые атаки. Чаще всего использует на уроках инструктивные карточки, карточки - задания для индивидуальной работы с учащимися, а также поисковый метод работы, использует экспресс-опросы и парные опросы, уроки–консультации, семинары, практикумы, эвристические, индивидуальные беседы, работу у доски и самостоятельную работу в тетрадях.

Уроки Ковалевой Е.В. тщательно спланированы с учётом психолого-педагогических особенностей учащихся.

В 2012-13 учебном году Ковалёва Елена Васильевна провела открытый урок в 7А классе по теме: «Семейство Розоцветные, их особенности и жизнедеятельность». На уроке учащиеся узнали о характерных особенностях растений семейства Розоцветные, подготовили презентации о декоративных, лекарственных и пищевых растениях этого семейства, учащиеся в процессе урока заполняли инструктивные карты по морфологическому описанию растений семейства, разгадывали кроссворды, работая в группах. На предметной неделе Ковалёва Е.В. провела внеклассное мероприятие «Эрудит» в 11 классе, направленное на обобщение знаний учащихся по биологии. Мероприятие прошло в виде соревнования между командами учащихся. Члены команд участвовали в конкурсах: «Разминка», «Вопрос–ответ», «Литературный», «Найди биологическую ошибку», «Дальше, дальше, дальше», « Загадки», «Угадай тип взаимоотношений организмов».

Ковалева Елена Васильевна проводила подготовку учащихся 5 класса к районному конкурсу «Эстафеты безопасности» в номинации «Лекарственные растения» и учащихся 11 класса к районной игре «Зарница».

Учащиеся 6-11 классов принимали участие во Всероссийской олимпиаде школьников. Среди учащихся 6 классов – 2 призёра по школе, среди учащихся 7 классов – 1 победитель и 1 призёр по школе, среди учащихся 10б класса – 1 победитель и 2 призёра по школе, среди учащихся 11 класса – 1 победитель и 2 призёра по школе. 32 учащихся 6, 7, 10 классов принимали участие в олимпиаде «ЧИП». В краевой олимпиаде «Интеллект» участвовали 2 учащихся 5 класса и 1 учащаяся 10б класса. Ученица 5а класса Стаценко Дарья и ученица 10б класса Обуховская Нина заняли 1 место в школе и 3 место в районе по интеллектуальным способностям. Ковалёва Елена Васильевна ведёт опытническую работу, под её руководством учащиеся выполнили проекты по темам: «Влияние пасынкования на урожай томатов», «Влияние окучивания на урожай картофеля», «Влияние вымоченных контейнеров на выгонку растений фрезий». Учитель Ковалёва готовит учащихся к районному слёту ученических производственных бригад. Учащиеся заняли в различных номинациях 4 первых места, 4 вторых места, 1 третье место.

Ф. И. учащегося

Номинация

Место

Дядюченко Оксана

Юный лесовод

1

Давыдова Кристина

Юный садовод

2

Денисова Марина

Юный животновод

1

Будков Денис

Юный пахарь

2

Малахова Татьяна

Юный овощевод

2

Муха Екатерина

Юный оператор машинного доения

1

Юршин Михаил

Юный рационализатор

1

Манучарян Елена

Юный эколог

3

Леонтьева Татьяна

Юный бригадир

2

Токарева Наталья

Юный полевод




Учитель Ковалёва Е. В. в марте 2013 года участвовала в районном педагогическом фестивале «Талант 2013», ей был вручен сертификат участника фестиваля.

Анализ результатов обучения учителя Ковалевой Е.В. в 2012-13 учебном году представлен в таблице в сравнении с результатами 2011-12 учебного года:



2011-2012 г.г.

2012-2013 г.г.

Кол-во уч-ся

Уровень

обучен. (%)

Кач-во

знаний

(%)

Кол-во уч-ся

Уровень

обучен. (%)

Кач-во

знаний

(%)

Природоведение










68

100

68

Биология

154

100

64

156

100

62

Из таблицы видно, что произошло понижение качества знаний учащихся по биологии на 2%. Таким образом, наблюдается незначительная отрицательная динамика в качестве знаний учащихся.

По мнению учителя, это связано понижением у учащихся мотивации к предмету, с недостаточно эффективным использованием приемов и методов преподавания предмета. Качество знаний и уровень обученности учащихся по природоведению у Ковалевой Е.В. с 2011-12 учебным годом не сравнивается, так как учитель не преподавала природоведение в прошлом учебном году.
Качество знаний у учащихся в 2012-2013 учебном году составило:


предмет

Класс

Процент качества

Процент обученности

природоведение



92

100






33

100






74

100




итого

68

100

биология



48

100






48

100




В среднем

48

100






74

100






67

100






44

100




В среднем

62

100




10б

67

100




11

82

100




итого

62

100


Но, несмотря на положительные стороны в работе Ковалёвой Елены Васильевны необходимо отметить и недочеты. Учителю нужно уделять больше внимания подготовке учащихся ко Всероссийской олимпиаде школьников, а также олимпиадам «Интеллект» и «ЧИП», больше работать со слабоуспевающими и одарёнными учащимися.

Учитель Мокий Андрей Сергеевич имеет высшее педагогическое образование, высшую квалификационную категорию (год присвоения 2011), педагогический стаж работы 18 лет. Учитель преподавал химию в 8а, 8б, 8в, 10б, 11 классах.

Мокий А.С. основное внимание уделяет самостоятельной работе учащихся с учебником и составлению конспектов. Проводит тематическое тестирование на уроках-зачетах и мини-тестирование на текущих уроках по домашним заданиям. Его учащиеся готовят доклады и рефераты по различным темам. Учитель запланировал проведение открытого урока по теме «Расположение электронов по энергетическим уровням» на предметной неделе, но не провёл его, так как уезжал на соревнования в район. Также Мокий А.С. не проводил внеклассное мероприятие. Внеклассную работу с учащимися по химии учитель не ведёт.

Анализ результатов обучения учителя Мокия А.С. в 2012-13 учебном году представлен в таблице в сравнении с результатами 2011-12 учебного года:



2011-2012 г.г.

2012-2013 г.г.

Кол-во уч-ся

Уровень

обучен. (%)

Кач-во

знаний

(%)

Кол-во уч-ся

Уровень

обучен. (%)

Кач-во

знаний

(%)

Химия

84

100

54

114

100

72

Из таблицы видно, что произошло повышение качества знаний на 18%. По мнению учителя это связано с повышением мотивации учащихся к предмету, а также эффективным использованием приемов и методов в преподавании предмета. Таким образом, можно наблюдать значительную положительную динамику в работе учителя.

Следует отметить, что учителя МО  биологии и химии работают над созданием системы обучения, удовлетворяющей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется сохранению и поддержанию качества и обученности учащихся.

Однако остается низкой творческая активность учителей методического объединения, так как они редко участвуют в конкурсах различного уровня и направления. Участие в творческих конкурсах повышает преподавательский уровень, создаёт возможность продемонстрировать положительный опыт, выдвинуть и защитить свою идею. Учителя МО не публикуют свои наработки в предметных журналах, на сайтах сети творческих учителей.
  1   2   3

Похожие:

Учителей биологии и химии iconКалендарно-тематический план прохождения изучаемого программного...
Рассмотрено на заседании кафедры естественно-математических наук, (м/о) учителей химии и биологии
Учителей биологии и химии iconУрок биологии в 7 классе Тема: «Размножение и развитие насекомых»
Урок проведен в рамках кустового методического объединения учителей химии и биологии
Учителей биологии и химии iconКурсы повышения квалификации учителей химии, биологии, экологии Материал...
Такой подход предполагает знание особенностей каждого ученика. Для этого проводятся диагностики (совместно со школьным психологом),...
Учителей биологии и химии iconУрок по химии, биологии, географии. Цель урока
...
Учителей биологии и химии iconВнеклассное мероприятие по биологии, географии, химии "Самый умный"
Цель: установить всеобщий характер законов природы, через закрепление знаний обучающихся по биологии, химии и географии
Учителей биологии и химии iconПлан работы районного методического объединения учителей биологии и экологии
Тема: Деятельность педагогического сообщества учителей биологии в условиях перехода к Федеральным Государственным образовательным...
Учителей биологии и химии iconКонкурс рисунков, плакатов Учащиеся, жители наслега Май 2009 Организация...
Проект «Экологический светофор» учащихся 10 «а» класса и учителей биологии Кузьмина А. И., Ларионова Т. Е. и учитель химии Копырина...
Учителей биологии и химии iconРабочая программа курса биологии в 9 классе с. Боровское 2013 г Автор-составитель:...
Автор-составитель: Гусева Е. И., учитель биологии и химии, высшей квалификационной категории
Учителей биологии и химии iconРабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой...
Рабочая программа составлена с учётом образовательной программы школы на основеФедерального Государственного стандарта, Примерой...
Учителей биологии и химии iconРабочая программа по биологии для 10 11 классов на 2013-2014 учебный...
Программа предназначена для учителей биологии, преподающих биологию в 10 11 классах
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница