Рабочая программа по истории 6 класс Пояснительная записка




НазваниеРабочая программа по истории 6 класс Пояснительная записка
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипРабочая программа
Рабочая программа по истории 6 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образов по истории, Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программа А.А. Данилова.

Потребность в современном прочтении России и мира в период средневековья диктуется новым этапом в развитии нашей страны и всего мира; в условиях новых социальных реалий в России, перехода человечества к постиндустриальному, информационному этапу своего развития и экономике, основанной на информационных технологиях и знаниях, образование становится важнейшим ресурсом социально – экономического, политического и культурно развития страны.

Начавшийся переход ведущих мировых стран к постиндустриальному этапу развития укорил процессы глобализации, усилил взаимозависимость стран и культур, активизировал международную кооперацию и разделение труда. Новыми нормами в настоящее время становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. Это в свою очередь, требует более тщательного и углубленного изучения опыта мирового исторического развития, основных этапов исторического пути народов мира и России.

Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применять исторические знания в учебной и социальной деятельности

^ Система оценивания: наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, в том числе по рабочей тетради, будут использованы методы социологического исследования: анкетирование, самооценка. Формы контроля: - тестирование; - задания на выявление операционных жизненных ситуаций; - моделирование жизненных ситуаций.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю).

^ Распределение учебного материала в 6 классе:

1. История Средних веков -28 часов

2. Древняя и Средневековая Русь – 40 часов.



Наименование раздела

Количество часов




^ История средних веков




1.

Введение

1

2.

Раннее Средневековье

9

3.

Зрелое Средневековье

13

4.

Страны Востока и государства доколумбовой Америки в Средние века


5




Итого

28




^ История России




1.

Введение

2

2.

Древняя Русь в 8 –первой половине 12 веков

11

3.

Русь Удельная в 30 –е гг. 12 – 13 веков

9

4.

Московская Русь в 14 – 15 веках

8

5.

Московское государство в 16 веке

6

6.

Повторение

4




Итого

40

Рабочая программа ориентирована на использование учебно - методического комплекса:

1. АгибаловаЕ.В.История Средних веков: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Е. В. Агибалова, Г.М.Донской; под ред. А.А.Сванидзе. – М.: Просвещение, 2010.

2.Крючкова Е.А.Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой и Г.М.Донского. Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2010.

3.История средних веков: поурочные планы по учебнику Е. В. Агибаловой, Г.М.Донского. 6 класс/авт. – сост. Н.Ю.Колесниченко. – Волгоград: Учитель, 2008.

4. Данилов А.А.история России с древнейших времён до конца 16 века: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / А. А. Данилов, Л. Г.Косулина. – М. Просвещение, 2010.

5. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России с древнейших времён до конца 16 века. 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.

6. Соловьёв К.А., Серов Б. Н. Поурочные разработки по истории России с древнейших времён до конца 16 века: 6 класс. М.: ВАКО, 2008.

7. Шаповал В.В. Дидактические материалы по истории России с древнейших времён до конца 16 века: к учебнику А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России: С древнейших времён до конца 16 века. 6 класс ( М.: Просвещение): 6 класс - М.: Экзамен, 2008.

^ Реализация рабочей программы способствует:

- формированию у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

-овладению учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до 17 века в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно – историческом процессе;

- воспитанию учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

-развитию способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- формированию у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

^ Требования к уровню подготовки

Результатом изучения истории в 6 классе будет развитие у учащихся широкого круга компетенций – социально адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно технологической, коммуникативной.

К важнейшим личностным результатам изучения истории в 6 классе относятся следующие убеждения и качества:

  • Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • Осмысление социально нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в 6 классе выражаются в следующих качествах:

*способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную;

* владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

* способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;

*готовность к сотрудничеству соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметные результаты изучения истории в 6 классе включают:

  • Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира

Учащиеся в 6 классе должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

  1. ^ Знание хронологии, работа с хронологией:

*указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

*соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий;

  1. ^ Знание исторических фактов, работа с фактами;

*характеризовать место, обстоятельства , участников , результаты важнейших исторических событий;

*группировать факты по различным признакам.

  1. ^ Работать с историческими источниками:

*читать историческую карту с опорой на легенду;

* проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

* сравнивать данные различных источников, выявлять их сходство и различия.

  1. ^ Описание (реконструкция)

*Рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

*характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

* на основе текста или иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов составлять описание исторических объектов, памятников;

^ Литература, рекомендуемая в процессе реализации рабочей программы

Методические пособия для учителя:

1. Примерные программы по учебным предметам. История. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение,2010.

2. Рабочие программы по истории. 5 – 7 классы. Авт. – сост. Н.И.Чеботарёва. =М.: Планета,2011.

3. Данилов А.А. История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 6 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/А.А.Данилов. – М.: Просвещение, 2011

4. История России с древнейших времён до конца 16 века: поурочные планы по учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. 6 класс. /авт. сост. Н.Ю.Колесниченко. - Волгоград; Учитель, 2008.

Дополнительная литература для учителя:

1. История России с древнейших времён до конца 16 века. 6 класс: дидактический материал (контрольные задания, тесты, кроссворды)/авт. – сост. Н.Ю.Бухарева. – Волгоград: Учитель, 2009.

2. Промежуточная аттестация по истории: 5 -8 классы: пособие для учителя/С. И. Козленко, И. В. Козленко, И. В. Молодцова и др. – М.: Просвещение,2008.

3. Репин А.В. История средних веков. 6 класс. Дидактические материалы. - Саратов: Лицей, 2007.

4. Контрольно - измерительные материалы. История России: 6 класс. Первое полугодие /сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2010

5. Репин А.В. История России. 6 класс. Дидактические материалы. – Саратов: Лицей, 2007.

Дополнительная литература для учащихся:

1. Артамонов С.Д. Литература средних веков. Книга для учащихся – М.: Просвещение, 2002.

2.Кузнецов И.Н. Школьный справочник по истории Отечества/И.Н.Кузнецов. - Ростов н/Д: Феникс,2010.

3. Запорожец Н.И. Книга для чтения по истории средних веков: Пособие для учащихся / Сост. Н. И.Запорожец: Под ред. А.А.Сванидзе – М.: Просвещение, 2005.

Учебно – методическое обеспечение

Печатные пособия.

Информационно - коммуникативные средства.

Технические средства обучения.

Компьютер.

Мультимедийный проектор.

Содержание учебного курса

Раздел 1. История Средних веков (28 часов)

^ Тема 1 . Введение. Средние века; понятие и хронологические рамки.

Тема 2. Раннее Средневековье

Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.

Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государства во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.

Византийская империя в 4 – 11 веках: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.

Арабы в 4 – 11 веках: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.

^ Тема 3. Зрелое Средневековье

Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.

Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.

Города – центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города – республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.

Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношение светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно – рыцарские ордена. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.

Государства Европы в 12 – 15 веках. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно – представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д’Арк. Германские государства в 12 – 15 веках. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в 12 – 15 веках. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в 14 веке. (Жакерия, восстание УотаТайлера). Гуситское движение в Чехии.

Византийская империя и славянские государства в 12 – 15 веках. Экспансия турок – османов и падание Византии.

Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.

^ Тема 4. Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевания турок - османов, управление империей, положение покорённых народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племён, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчинёнными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремёсла.

^ Тема 5. Народы Америки в Средние века. Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.

Тема 6. Историческое и культурное наследие Средневековья. Средние века в истории.

^ Раздел 2. История России. Древняя и средневековая Русь. (40 часов)

Тема 1. Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории. Факторы самобытности российской истории. История региона – часть истории России. Источники по российской истории.

Тема 2. Древнейшие народы на территории России.

Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племён. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия.

Тема 3. Древняя Русь в 8 – первой половине 12 века.

Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения восточных славян с соседними народами и государствами.

Образование Древнерусского государства: предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности – Новгород и Киев. Образование древнерусского государства со столицей в Киев. Характер древнерусской державы: князь, дружина, полюдье, вече.

Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика.

Принятие христианства на Руси: причины и обстоятельства. Владимир Святославич. Русская православная церковь. Значение принятия христианства.

Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого. Русская Правда. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Любечский съезд князей. Правление Владимира Мономаха в Киеве.

Социально – экономический и политический строй Древней Руси. Управление государством при Ярославе Мудром. Земельные отношения. Формирование древнерусской народности. Основные слои древнерусского населения. Древнерусские города. Развитие ремесла и торговли.

Древнерусская культура. Источники и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись ( мозаика, фреска)Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Прикладное искусство. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Быт и нравы Древней Руси. Образ жизни князей и бояр. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.

Тема 4. Русь удельная в 30 –е годы 12 – 13 веков.

Раздробленность Древнерусского государства. Социально – экономические и политические причины раздробленности. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Межкняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробленности Древнерусского государства.

Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического положения, экономического и социально – политического развития

Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. ЕвпатийКоловрат. Героическая оборона Москвы.

Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго – Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и её историческое значение.

Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордена. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.

Русь и Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества.

Русь и Литва. Формирование Литовского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству литовскому. Характер Литовского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русс4ких земель к Литве.

Культура русских земель в 12 – 13 веках. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Накопление научных знаний. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».

Тема 5. Московская Русь в 14 – 15 веках.

Усиление Московского княжества в Северо – Восточной Руси. Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Причины и предпосылки объединения русских земель. Политическая система Руси на рубеже 13 – 14 веков. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой накануне Куликовской битвы. Дмитрий Донской. Куликовская битва и её историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

Московское княжество и его соседи в конце 14 – середине 15 века. Василий 1. Московская усобица второй четверти 15 века, её значение для объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Иван 3. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III . Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства.

Социально – экономическое и политическое развитие Руси в 14 – 15 веках. Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразование в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 года. Ограничение свободы крестьян. Структура русского средневекового общества. Зарождение феодально – крепостнической системы.

Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Взаимоотношения церкви великокняжеской властью. Теория «Москва – Третий Рим».

Культура и быт в 14 – 16 веках. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в 14 – начале 16 веков. Культурный взлёт Руси после Куликовской битвы. Москва – центр складывающейся культуры великой народности. Отражение в литературе политических тенденций. «Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Житийная литература. «Хождение …» Афанасия Никитина. Главные сооружения Московского Кремля. Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублёв

^ Тема 6. Московское государство в 16 веке.

Социально – экономическое и политическое развитие Русского государства в первой половине 16 века. Борское правление. Иван 4: психологический портрет. Венчание Ивана 4 на царство. Восстание 1547 года. Избранная рада. А.Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 года. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы. Цели и значение реформ 1550 –х годов.

Внешняя политика и международные связи Московского царства в 16 веке. Внешнеполитические успехи России в 1550 е годы. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана. Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Присоединение Западной Сибири. Расширение территории государства и его многонациональный характер.

Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 1560 –х годов. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция Православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана 4 на Новгород. Итоги опричной политики.

Социально – экономические последствия опричнины и Ливонской войны.

Культура и быт в 16 веке. Особенности российской культуры 16 века. Устное народное творчество. Просвещение. Развитие научных знаний Начало книгопечатания. Иван Фёдоров. Публицистика. Четьи – Минеи. Исторические повести. Житийная литература. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно – прикладного искусства.

Быт и нравы. Города. Русская изба. Одежда. Еда. Домострой

Похожие:

Рабочая программа по истории 6 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по истории 9 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 9 класса разработана на основе образовательного стандарта, Примерной программы основного общего...
Рабочая программа по истории 6 класс Пояснительная записка iconРабочая программа По истории 9 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе примерной программы и соответствует федеральному компоненту государственного...
Рабочая программа по истории 6 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по истории 11 класс Пояснительная записка к рабочей...
Основная цель курса формирование целостного представления исторического пути России ххв
Рабочая программа по истории 6 класс Пояснительная записка iconРабочая программа основного общего образования по математике 6 класс. Пояснительная записка
Рабочая программа для 6 класса разработана учителем математики Т. В. Струковой пояснительная записка
Рабочая программа по истории 6 класс Пояснительная записка iconРабочая программа По истории Пояснительная записка
Рабочая программа по истории составлена на основе примерной программы основного общего образования по истории
Рабочая программа по истории 6 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по истории России ( XIX -начало XX вв.), 8 класс Пояснительная записка
Программа составлена на основе Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального...
Рабочая программа по истории 6 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по истории 10 класс Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования...
Рабочая программа по истории 6 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по истории России 5-9 классы пояснительная записка
Рабочая программа по истории России предназначена для 6—9 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе Федерального...
Рабочая программа по истории 6 класс Пояснительная записка iconРабочая программа По всеобщей истории 5-9 класс пояснительная записка
Главная задача школьного исторического образования — формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности...
Рабочая программа по истории 6 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по Истории Древнего Мира 5 класс Пояснительная записка
Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования по...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница