Мкоу «Антроповская оош» Цехош Ирина Николаевна, учитель географии




НазваниеМкоу «Антроповская оош» Цехош Ирина Николаевна, учитель географии
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
МКОУ «Антроповская ООШ» Цехош Ирина Николаевна, учитель географии

«Применение опорных конспектов на уроках географии»

Опорные конспекты как средство обучения способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации. Кроме того, использование опор предлагает управление познавательной деятельностью учащихся, развитие у них умений самостоятельной работы, самоконтроля.

Опыт моей работы по данной методике невелик , но не смотря на это, использование этой методики показывает, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учащихся, что необходимо для успешного прохождения аттестации. Опорные конспекты являются одним из видов краткой записи и служат средством графического обобщения изученного материала.

Разработанные опорные сигналы вводятся постепенно, не требуют заучивания, поскольку воспроизводят определенное смысловое содержание.

География как учебный предмет состоит из множества взаимосвязанных природных и экономических представлений, понятий, законов, закономерностей, изучение и усвоение которых трудно осуществить без наглядности. Особое значение в привитии навыков самостоятельности и интереса к учению, развитию абстрактно-логического мышления, на мой взгляд, следует уделять использованию наглядно-демонстрационного материала: опорным сигналам, различным таблицам, схемам-опорам.

Одной из ответственных задач, стоящих перед учителем, является повышение эффективности всех применяемых в школе форм и методов обучения. Правильный подход к совершенствованию методов и средств обучения следует строить на научной основе, рассматривая обучение, как целенаправленный организованный процесс взаимодействия, сотрудничества учителя и учащихся, призванный их научным мировоззрением, знаниями и умениями. Педагогической психологией выведен основной закон усвоения: воспринять – осмыслить – запомнить – применить – проверить результат.

По данным психологов К.К. Платонова и Г.Р. Голубева «от услышанного учащимися в течение урока у них в памяти остается в среднем 10% содержания. От воспринятого через чтение закрепляется 30%. Наблюдение учащимися какого-либо предмета или явления оставляет в их памяти в среднем около 50% воспринятого. Практические действия учащихся с учебным материалом составляют в их памяти в среднем 90% воспринятого».

В условиях лавинообразного накопления научной информации целесообразной является тенденция подачи материала не мелкими дозами, а крупными блоками, чтобы вначале ученики усвоили некоторый общий образ содержания, а затем более конкретно рассмотрели его составные части.

               Научить детей активно и самостоятельно мыслить можно лишь в условиях активной самостоятельной работы.  Исходным толчком для начала мыслительной деятельности учащегося является предъявление ему некоторой информации.

            География как учебный предмет состоит из множества взаимосвязанных природных и экономических представлений, понятий, законов, закономерностей, изучение и усвоение которых трудно осуществить без наглядности.

           Особое значение в привитии навыков самостоятельности и интереса к учению, развитию абстрактно-логического мышления, на мой взгляд, следует уделять использованию наглядно-демонстрационного материала: опорным сигналам, различным таблицам, схемам-опорам. Для умственного развития учащихся более важными являются задания, при выполнении которых дети учатся сами строить такие схемы и структуры, которые являются опорой мысли, опорой действия для учащихся. Во время работы с опорными схемами и таблицами дети спорят, доказывают, ошибаются, делают выводы. Использование опорных схем оживляет урок.

           Опора выполняется совместно, т.е. дети являются непосредственными участниками изготовления опор. Часто учащиеся сравнивают свою схему со схемами одноклассников, выделяют из них наиболее удачные, переделывают свою схему, чтобы она стала красивее, аккуратнее. Это очень хорошо еще и потому, что они это делают не по принуждению, а по желанию. Составление опорных схем стимулирует жажду к знаниям, интерес к предмету, уверенность в своих силах, неограниченности познавательных возможностей, ценности и неповторимости своей личности.

           Эффект применения опорных схем, знаков и рисунков связан с тем, что учащиеся легко их фиксируют, а затем используют зрительные образы в качестве плана своего рассказа и источника определенной информации. Это согласуется с данными психологии, свидетельствующими о том, что с самого раннего детства необходимо тренировать работу всех анализаторов: введение информации (преднамеренное или непреднамеренное) только через один какой-либо анализатор, как правило приводит к тому, что системы мозга, связанные с другими органами чувств, переходят в нерабочее, заторможенное состояние.

          Отображение основного содержания материала последовательным рядом рисунков и схем, так называемое рисуночное, или пиктографическое, письмо – один из древних способов передачи и закрепления знаний.

            Учителю ОС помогают представить весь изучаемый материал наглядно, обратив внимание детей на наиболее трудные его части; генерализировать учебный материал.

           ОС помогают учащимся выделить основные части материала, на которые необходимо обратить особое внимание, легче запомнить необходимые понятия, развивать монологическую речь, грамотно излагать учебный материал.

Этапы работы по составлению опорного конспекта

1. Изучение теории в классе: обычное объяснение у доски (с мелом, наглядностью); создание опорного конспекта, индивидуальная работа учащихся над своими конспектами; фронтальное закрепление по блокам.

2. Самостоятельная работа дома: опорный конспект + учебник + повторение.

Памятка учащемуся:

  • Вспомни объяснение учителя, используя конспект.

  • Прочти заданный материал по книге.

  • Сопоставь прочитанный материал с конспектом.

  • Расскажи материал учебника с помощью конспекта.

  • Запомни наизусть конспект как опору рассказа.

  • Воспроизведи письменно конспект и сравни с образцом.

3. Первое повторение – фронтальный контроль усвоения конспекта: все учащиеся воспроизводят конспект по памяти, после письменной работы громкий опрос.

4. Устное проговаривание опорного конспекта – необходимый этап внешне речевой деятельности при усвоении, происходит во время различных видов опроса.

5. Второе повторение – обобщение и систематизация: уроки взаимоконтроля, использование всех видов контроля (у доски, письменно и др.), взаимоопрос и взаимопомощь, игровые элементы.

          При работе с ОС возможно применение разнообразных методических приемов, которые могут быть выстроены в цепочку:

1.      Подробный рассказ, эвристическая беседа, работа с учебником или другими источниками географической информации. Рассказ ведется по ОС, который является дидактической карточкой.

2.      Поэтапное закрепление изученной части при повторном рассказе учителя или методом хорового проговаривания каждого положения, или парным контролем. При этом особое внимание уделяется причинно-следственным связям.

3.      «Щадящая» форма закрепления. (Учитель задает вопросы классу, дети пытаются на него ответить. После минуты совещания и ответов учеников учитель сам дает ответ или направляет детей к тому источнику, где можно найти правильный ответ).

4.      Самостоятельная расшифровка ОС при работе с учебником, картами, таблицами и т.п.

 Требования к опорным сигналам и схемам

При построении ЛОК и ЛОС целесообразно соблюдать ряд условий:

Ø      определить цели урока как планируемые результаты, которые необходимо получить в конце урока и проверить их усвоение учащимися;

Ø      разделить учебный материал на смысловые блоки и продумать способы изображения содержания каждого блока, т. е. подобрать определенные знаки, символы, рисунки; продумать схематический способ кодирования информации;

Ø      все смысловые блоки должны быть тесно связаны между собой по содержанию и создавать условия для выявления причинно-следственных связей между изучаемыми объектами и явлениями;

Ø      общая схема содержания урока изображается в форме единого опорного логического конспекта.

Ø      Рисунки-сигналы должны быть простыми, чтобы их можно было легко изобразить на доске и в тетради в ходе беседы и при этом не требовалось специальное умение хорошо рисовать. В то же время они должны быть информативными.

Ø      Они должны отличаться структурностью, т. е. состоять из малых логических блоков, содержать стрелки, вопросительные и восклицательные знаки, схематические рисунки.

Ø      При построении опорных конспектов по различным темам необходимо соблюдать принцип преемственности в использовании опорных сигналов (ОС)  и условных обозначений (УО). Необходимо использовать уже знакомые школьникам условные знаки карт, сигналы и символы, применяемые в рабочих тетрадях и учебниках географии.

Ø      Цвета при раскраске ОС несут особую смысловую нагрузку, они должны соответствовать общепринятым в географии цветам. (Вариант: красным выделять самое важное, зеленым – примеры).

Ø      Опорные конспекты должны быть тесно связаны с текстом учебника, чтобы школьники могли лучше понять материал, при подготовке домашнего задания могли бы сопоставить его с учебником, а также с картами атласа и другими средствами обучения. С этой целью в ЛОК или ЛОС указываются страницы учебника и атласа, номера параграфов.

Обучение с применением опорных конспектов позволяет четко структурировать уроки, используя поэтапное закрепление пройденного материала. Подготовка домашних заданий по опорным конспектам имеет определенную структуру действий ученика:

1.        Прочитать тему и вопросы плана урока.

2.        Подобрать в соответствии с темой урока необходимые карты.

3.        Найти в опорном конспекте ответ по первому вопросу.

4.        Внимательно прочитать информацию по вопросу.

5.        Повторить содержание по рассматриваемому вопросу, закрыв тетрадь.

При повторении домашнего задания, внутритемного тематического обобщения знаний и умений рекомендуется использовать дифференцированный подход в зависимости от уровня усвоения учебного материала учащимися.

Важно подчеркнуть, что опорные сигналы, из которых осуществляется построение опорного конспекта, являются преемственными и распространяются на последующие курсы.

^ Схема урока географии в 9 классе по теме «Виды предприятий и факторы из размещения. Территориальная структура хозяйства»

Содержание: Виды предприятий и факторы их размещения. Понятие «кооперирование», «специализация», «концентрация», «комбинированное». Территориальная структура хозяйства. Место и роль хозяйства России в современной мировой экономике.

Понятийно-категориальный аппарат: предприятие, инфраструктура, кооперирование, специализация, концентрация, комбинирование, геоэкономическое пространство, территориальная структура экономики.

Логика учебного процесса и деятельность учащихся:

1.Мотивация: множество факторов оказывает влияние на размещение хозяйства. Какие предприятия образуют современное геоэкономическое пространство страны?

2. Эвристическая беседа, постановка проблемы: предприятия своей местности, их форма собственности. Что такое предприятие? По какому принципу (по каким признакам) их можно объединить (сгруппировать) ? Инфраструктура производственная и социальная. Как связаны между собой различные предприятия?

3.Воприятие учебного материала и усвоение понятий: кооперирование, специализация, концентрация, комбинирование.

4. Осмысление материала в ходе работы с картами атласа: территориальная структура хозяйства и его геоэкономическое пространство территории.

5. Выделение связей и первичное закрепление : составление схемы взаимосвязей основных понятий урока.

Домашнее задание: используя различные источники информации, сравнить количество предприятий государственной и частной собственности в экономике страны и оставить краткий прогноз, как может измениться их соотношение.

Полученные эффективные результаты обучающихся в 9 классе:

Составление характеристики объекта, явления,

Осуществление поиска необходимой информации,

Выявление алгоритма деятельности,

Систематизация и классификация информации,

Взаимодействие в различных формах учебного диалога .

Использованная литература: Е.А. Белова «Формирование УУД» Методическое пособие .5-9 класс. Вентана-Граф, 2013

Пример задания: в ходе изучения темы, используя текст учебника и карту атласа «Металлургия России», заполните таблицу.

Опорный конспект №__ Работа по вариантам

Вариант 1

Типы предприятий и факторы размещения предприятий черной металлургии


Предприятий черной металлургии

Факторы размещения

География размещения

Металлургические заводы полного цикла (комбинаты)




г. Липецк, Магнитогорск,

Челябинск,

г. Старый Оскол (электрометаллургический)

















Передельная металлургия




Москва, Санкт - Петербург
















Малая металлургия




В литейных цехах машиностроительных цехах заводов.













^ Подготовка к ГИА

В 2008г Магнитогорская металлургическая компания приняла решение о строительстве передельного металлургического завода в окрестностях Санкт – Петербурга. На первых порах предприятие будет выпускать 125тыс. т различных металлоизделий, предназначенных для машиностроительных предприятий. В перспективе возможно значительное расширение предприятия – до 300тыс.т. Чем объяснить выбор Санкт – Петербурга для размещения в его окрестностях предприятия передельной металлургии? Укажите две причины. Обоснуйте ответ.

(В Санкт – Петербурге (его окрестностях) большое количество машиностроительных предприятий- потребителей металла – и наличие здесь большого количества металлолома).

^ Наличие сырья и потребители, выгодное ЭГП. Основной фактор - потребительский, сырьевой, транспортный.



Вариант 2

Каковы особенности размещения предприятий цветной металлургии?


Предприятий цветной металлургии

Факторы размещения

География размещения

Алюминиевая промышленность




Вблизи крупных ГЭС

Красноярск, Братск, Саяногрск,

Шелехов.













Медная




1.Урал, (привозное сырье) 2.Норильск - крупнейший в России район выплавки меди и никеля. ( руды Талханского месторождения)













Свинцово- цинковая




Дальний Восток и Восточная Сибирь, Новосибирск













Продукция цветной металлургии отличается прочностью, пластичностью, устойчивостью против коррозии. Этим требованиям отвечают алюминий, титан, и сплавы на их основе.

^ Подготовка к ГИА

В Иркутской области в 60-е годы прошлого века был построен Братский алюминиевый завод. В настоящее время он является одним из крупнейших в России и в мире предприятий по выпуску алюминия и алюминиевых сплавов. Алюминий выплавляется из привозного сырья. Большая часть произведенного металла идет на импорт во многие страны мира.

Какие особенности природно – ресурсной базы и промышленности Братска способствуют успешному развитию предприятия? Укажите одну особенность природно – ресурсной базы и одну особенность промышленности. Обоснуйте свой ответ.

(Наличие Братской ГЭС и хорошей обеспеченности водными ресурсами. Важнейшие особенности Братска – это находящаяся неподалеку Братская ГЭС и то, что он расположен на берегу Братского водохранилища, т.к. для производства алюминия требуется много воды и электроэнергии.

^ Производство алюминия водоемко и энергоемко, а в Братске есть мощная ГЭС и вода р. Ангары).

Задания для коллег:

Составьте опорный конспект по теме «Горные породы и минералы»

«Горные породы и минералы»


Минерал горная порода
(однородное по составу вещество) (состоит из 1 или нескольких минералов)

кварц гранит глина

слюда песок торф

полевой шпат известняк каменный уголь
Горные породы разнообразны по цвету, блеску, прочности и другим свойствам.

Горные породы и минералы, используемые человеком, называются____________________.
^ Группы горных пород


Группы

Определение

Примеры

Магматические

- это породы, образовавшиеся _____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________
Бывают:

_____________________________

_____________________________





Осадочные

- это породы, которые

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________
Бывают:

_____________________________

_____________________________

_____________________________





Метаморфические

- это породы, образовавшиеся в результате ___________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________





Похожие:

Мкоу «Антроповская оош» Цехош Ирина Николаевна, учитель географии iconПрограмма проведения Дня открытых дверей моу школы №58 г о. Самара
Учитель географии (высшая категория, лауреат областного конкурса Учитель года – 2005) Песчанская Елена Николаевна, учитель информатики...
Мкоу «Антроповская оош» Цехош Ирина Николаевна, учитель географии iconОлимпиады школьников по истории
Кочерова Ольга Николаевна., Новикова Юлия Александровна Шапран Наталья Алексеевна, Швякова Ирина Николаевна, Игнатова Ирина Алексеевна,...
Мкоу «Антроповская оош» Цехош Ирина Николаевна, учитель географии iconУрок истории. Учитель Нагнибеда Ирина Николаевна. Тема урока: Природа и люди Древней Индии
«Методическое пособие по истории Древнего мира» Г. И. Годер М., «Просвещение» 2000г
Мкоу «Антроповская оош» Цехош Ирина Николаевна, учитель географии iconПичугина Ирина Викторовна Учитель географии первой квалификационной категории Гимназия №1
Создание комфортной обстановки для успешного развития индивидуальности каждого ученика
Мкоу «Антроповская оош» Цехош Ирина Николаевна, учитель географии iconПрограмма для обучающихся 1-4 классов внеурочная деятельность Составитель...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №28 c углубленным изучением отдельных предметов»
Мкоу «Антроповская оош» Цехош Ирина Николаевна, учитель географии icon«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе» Маранова Ирина...
Цель разработки: показать значимость здоровьесберегающей технологии в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей и подростков...
Мкоу «Антроповская оош» Цехош Ирина Николаевна, учитель географии iconОтветы на задания учителя Бочаровой Е. А., Мкоу «Антроповская оош»
Радуга – все нужные цвета жизни; прелесть, на которую хочется смотреть постоянно; мостик радости
Мкоу «Антроповская оош» Цехош Ирина Николаевна, учитель географии iconРабочая программа по физике для обучающихся 10 класса Учитель
Дмитриева Ирина Ивановна, заместитель директора по увр, учитель математики и информатики, высшая квалификационная категория
Мкоу «Антроповская оош» Цехош Ирина Николаевна, учитель географии iconЖелаемая должность: специалист по кадрам Остащук Ирина Николаевна Опыт работы
«Территориальное агентство лесного хозяйства Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству»
Мкоу «Антроповская оош» Цехош Ирина Николаевна, учитель географии iconМоу «Бродковская сош» с. Павловск Учитель географии: Коробицина Я. В
Уважаемые семи- и восьмиклассники, классные руководители, я рада приветствовать вас на игре-викторине по географии
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница