Пояснительная записка краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы»




НазваниеПояснительная записка краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипПояснительная записка

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

   Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.

   У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера  устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

   Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

   Н.К. Крупская считала: «Необходимо учителю вооружиться методом изучения  окружающей действительности…Он должен быть, в сущности, краеведом».

   Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения.

   Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных  экологических и социокультурных  взглядов, ценностного отношения уч-ся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

 

Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:

В общей направленности:

-признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, города, рачительных хозяев;

-выделение этапов краеведческой подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов.

СОДЕРЖАНИЕ

-изложение содержания с территориально – хронологических позиций;

-понимание краеведения как курса, позволяющего учащимся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир, следовательно, курс должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, культурологические компоненты.  Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов, краеведение при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов;

-несводимость краеведения к содержанию ни одного другого школьного предмета (география, история и т.д.): имея свой объект изучения, выступая средством рассмотрения края как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов;

-пристальное внимание к субрегиональному материалу к изучению истории и сегодняшней жизни своего района, города, села, улицы, дома;

-опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона;

-обращение к реалиям повседневной жизни жителей самарского края,  решение воспитательных и образовательных задач курса с помощью содержания, актуального для учащихся, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого предмета.

В организации:

-реализация важнейшей особенности краеведения как учебного предмета: возможность показа учащимся реального объекта изучения – гор, лесов, рек, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т.п.;

-придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио- и визуальных материалов, средств масс-медиа, мультимедийных технологий;

-вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение уч-ся работе с источниками справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экспедиции (археологические, геологические, этнографические, фольклорные и археологические и т.п.), экскурсии и туристические походы.

 Цели: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

^ Образовательные задачи:

  • · формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;

  • · ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта (с. Алакаевка), Кинельского района и Поволжья как опорного края России.

^ Воспитательные задачи:

  • · развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

  • · формирование толерантности и толерантного поведения в условиях  полиэтничности,  поликонфессиональности и поликультурности региона;

  • · укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).

  • · формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;

  • · позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

^ Развивающие задачи:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса  учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;

    • · адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

    • · ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

    • · формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем  сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

 

Место предмета в областном базисном учебном плане.

    Курс вводится в 6 классе, в количестве 34 часов из расчета 1-го учебного часа в неделю 

^ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок – лекция, урок – экскурсия, консультации, защита проекта.

  МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ: 

-     обобщающая беседа по изученному материалу;

- работа с различными источниками;

 -  виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой ( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах ( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д.);

-работа с ресурсами сети Интернет.

 

^ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

 

- ориентирование на местности и чтение карт различного содержания;

-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование;

-работа в сети Интернет.

  

^ 5. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

   Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного  и практико-ориентированного подходов: овладение уч-ся способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми  компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.

Это предполагает:

-освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;

-стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.

   Эффективность  обучения  по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться  в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.

  

^ 6. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса  ученик должен:

знать/понимать

  - краеведческие термины и понятия;

  - основные периоды истории Самарского края, Сызранского района

  - даты ключевых событий;

  - знать выдающихся деятелей Самарского края.

уметь

        - соотносить даты событий истории Поволжья с основными периодами отечественной истории;

  - рассказывать о важнейших событиях истории Поволжья и их участниках, отраженных в памятниках культурного наследия Самарской области;

  - показывать на плане и карте расположение г.Самары, г.Сызрани, местных достопримечательностей.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  - проведения самостоятельного поиска краеведческой информации из разных источников;

  - понимания причин и значения событий и явлений повседневной жизни;

  - высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историческо - культурном наследии народов Поволжья;

-извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

 

^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п\п

Тема

Кол-во часов

1

Введение

2

2

География Самарского края

10

3

Этнография Самарского края

7

4

Хозяйственное освоение Самарского края

6

5

Наш край в 18-20 вв

2

6

Самарский край в годы Великой Отечественной войны

4

7

Очерки культуры

3




Итого

34 ч

^ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема

Домашнее задание

Дата

Введение 2 ч

1

Предмет, определение, цели и задачи курса

Опорный конспект




2

Историки и методы изучения родного края. Исследователи Самарского Поволжья


Опорный конспект




^ География Самарского края 10 ч

3

Формирование территории и заселения края

Опорный конспект




4

Природные условия

Работа с источником





5

Водоемы

Практическая работа





6

Леса и степи

Практическая работа





7

Географические названия

Работа в группах в классе




8-9

Животный мир Самарской области.

Практическая работа




10-11

Растительный мир Самарской области.

Индивидуальные задания




12

Экологические проблемы


Индивидуальные задания




^ Этнография Самарского края 7ч

13-14

Народы края. Религия народов, проживающих на территории Самарской области

Работа в группах




15-16

Одежда народов края. Местные народные промыслы

Индивидуальные задания





17

Археологические памятники. Муромский городок


Опорный конспект




18

История края в литературных произведениях: легенды, сказы и предания о Жигулях.


Индивидуальные задания





19

«Храмы Самары и Самарской области»







^ Хозяйственное освоение Самарского края в 16-17 вв. 6 ч

20

Разинщина

Индивидуальные задания




21

Основание Самары, Самарский городок. Символика Самары.

Индивидуальные задания




22-23

Основание г. Сызрани. Символика родного города.


Опорный конспект




24

Купечество в истории г. Сызрани


Индивидуальные задания





25

Промышленники и земледельцы

Сообщения учащихся




Наш край в 18-20вв 2ч

26

Земледельческое освоение

Опорный конспект





27

Промышленность и торговля

Опорный конспект





^ Самарский край в годы Великой Отечественной войны 4 ч

28

Тыл ковал победу. Запасная столица

Опорный конспект





29

Ратный подвиг волжан

Работа с дополнительным материалом






30-31

Послевоенное восстановление хозяйства. Сельскохозяйственное развитие, целина. Пищевая промышленность. Складывание военно-промышленного комплекса в Самаре. Авиационная и космическая промышленность.


Практическая работа





Очерки культуры 3 ч

32-33

Русские писатели и художники Самарского края

сообщения

учащихся




34

История моей семьи. Проект «Генеалогическое дерево моей семьи»

Проектная деятельность




^ КОНТРОЛЬ И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

Формы учета: оценка(оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл.
Критерии оценки знаний учащихся таковы:

  • глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

  • твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;

  • неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;

  • наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;

  • отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко)*.


При оценивании устного ответа учащегося оценка ставится:

  • за устный ответ на обобщающем уроке; за устные индивидуальные ответы учащегося на уроке

  • за участие во внеурочных мероприятиях по предмету

  • за исправление ответов учащихся

  • за умение использовать в ответе различные источники знаний ( текст учебника, рассказ учителя, наглядные материалы)

  • за работу с историческими источниками и их анализ

  • за выполнение домашней работы;

  • за работу в группах по какой-либо теме;

  • за самостоятельную, практическую, творческую, фронтальную работы;

  • за ролевую игру или викторину

  • за выполнение учебной презентации, доклада или сообщения по теме;


При оценивании письменных ответов оценка ставится:


  • за выполнение заданий в рабочей тетради самостоятельно

  • за составление плана - простого, развернутого, тезисного, плана-конспекта

  • за исторический диктант

  • за сочинение по определённой теме (1-2 страницы)

  • за тестовую работу

  • за письменный реферат

^ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ

 1. Астахов Е. Три шага в будущее: заметки писателя о людях и делах Куйбышевгидростроя. – Куйбышев: книжное издательство, 1981. 128 с.

2. Барашков В.Ф. История в названиях рек. – Куйбышев: Кн. изд-во, 1990. – 80с.

3. Васильев И.Б., Матвеева Г.И. У истоков истории Самарского Поволжья. – Куйбышев: Книжное издательство, 1986. 232 с., илл.

4. Демидов А., Демидова И. Мелодии старой Самары. – Самара, 1992. -108с.

5. Жемчужины Жигулей. Сост. Кузьменко С.Е. – Куйбышев: Кн. изд-во, 1982. – 156с., илл.

6. Зеленый шум. Сост. В.И.Тимошенко. – Самара: Кн. Издательство, 1991. 171 с.

7. Кривобоков В.И. История Междуречья. Малая Родина: Самарское Заволжье, Кинельский район, г.Кинель, п.Алексеевка. – Самара: ООО «Офорт», 2011. – 275 с.

8. Самарская область. Учебное пособие. – Самара: Самарский Дом печати, 2001. – 440 с.

9. Теодорович Т.Б. Алакаевка. Фрагменты истории (хроника села с 1752 по 2002 г.) – Самара: ООО «Офорт», 2008. – 183с.

10. Храмков Л.В. Введение в Самарское краеведение. Учебное пособие. - Самара: НТЦ, 2003.

11.Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Край Самарский. -  Куйбышев: Книжное издательство, 1988.

12.Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Самарская земля в годы военного лихолетья 1941-1945гг. - Самара: НТЦ, 2003.

13. Храмков Л.В. Трудящиеся Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. - Куйбышев: Книжное издательство, 1985.

14. Этносы Самарского края. Историко-этнографические очерки. – Самара, 2003. 288 с.

 

 

 

Похожие:

Пояснительная записка краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» iconКраеведение, как народное знание о своих родных местах, зародилось...
Но само слово «краеведение» утвердилось в нашем языку лишь в начале XX века. Впервые оно появилось в 1916-м году в Академическом...
Пояснительная записка краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» iconП едагогика Марии Монтессори
Тот, кто прикасается к жизни ребенка, прикасается к самой чувствительной точке сущего. Его жизнь корнями опускается в далекое прошлое...
Пояснительная записка краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» iconИстория конституции основа демократии России
История конституции основа демократии России. Это действительно так, потому что создание конституции (создание основного закона государства)...
Пояснительная записка краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» iconИзображение народной жизни в романе В. Юхнина «Алая лента» Быстро...
Современные застройки из бетона и стекла оттеснили деревянную крестьянскую избу с её навесами, скотным двором, баней. Ушли в прошлое...
Пояснительная записка краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» iconВ поисках системы мира
В ту отдаленную эпоху, когда люди были совершенно бессильны перед природой, возникла вера в могущественные силы, которые будто бы...
Пояснительная записка краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» iconГазета одна из форм взаимодействия педагога с родителями
История влияния семьи на воспитания ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, эта проблема волновала...
Пояснительная записка краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» iconПрослушайте текст и напишите сжатое изложение
Есть неодушев­лённые люди. Без вещей Пушкина, без природы пушкинских мест трудно понять до конца его жизнь, творчество, это хорошо...
Пояснительная записка краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» iconДавление в природе
Где бы ни селились люди, они должны были хорошо изучить окружающий их жи­вотный мир: насекомых, рыб, пресмыкающихся, птиц и мле­копитающих....
Пояснительная записка краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» iconВсегда готовы Родине служить
Родине. Сегодня, как в и былые времена, наша Российская Армия славится своими воинами. У нее славное прошлое и, надеемся, достойное...
Пояснительная записка краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение
Родители и мы Так называемая проблема "отцов" и "детей", о которой мы говорим на уроках литературы. Чацкий и фамусовская Москва;...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница