Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне,




НазваниеРабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне,
страница1/4
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Первомайская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрена и

рекомендована к

утверждению
руководитель районного

МО Колесникова Т.Н.
/ФИО руководителя МО/

Протокол №9 от 28.08.13

Рассмотрена и

рекомендована к

утверждению
на заседании педагогического совета
Протокол 1_от31.08.13

Утверждена:
Директор
МБОУ Первомайской СОШ Кладиева Г.В.
Приказ №98от 31.08.13_




























^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

для 9-го класса
Борисовой Г.А.

Учителя биологии и химии


2013 — 2014 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и авторской программы по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б.Захарова, Н.И.Сонина, Е.Т.Захаровой

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 9 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности», 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, -М.:«Дрофа», 2010 г.. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 9 классе в объеме 2 часа в неделю 70 часов в год. В соответствии с учебным планом МОУ ОСОШ № 2, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий на освоение программы будет 68 часов, выполнение программы будет обеспечено за счет резервного времени

Количество контрольных работ за год – 6, самостоятельных работ-3

Количество практических работ-3

Количество лабораторных работ за год – 4

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы; цели изучения курса; годовой календарный график текущего контроля; структуру курса; перечень лабораторных работ; перечень проверочных работ по модулям; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся 9 класса, информационно – методическое обеспечение, критерии оценивания.

Измерители – контрольные и проверочные работы составлены по материалам технологии ЕГЭ, с использованием:

1. Методическое пособие «Поурочные тесты и задания» Г.И. Лернер. Москва. ЭКСМО. 2009.

2. «Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ». Интеллект-центр 2011.

3. Готовимся к ЕГЭ. Биология/Общая биология. – М.: Дрофа, 2011. -254с.

Основные содержательные элементы

  Введение (1 час)

    Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.

Тема 1. Эволюция живого мира на Земле (23часа)

1.1 Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов    Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.

Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

1.2  Развитие биологии в додарвиновский период

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Латарка.

1.3 Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

    Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

1.4 Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. 

1.5 Микроэволюция Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.

1.6 Биологические последствия адаптации. Макроэволюци

    Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

1.7 Возникновение жизни на Земле    Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

1.8 Развитие жизни на Земле     Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

    Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

    Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.

    Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

    Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

    Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство.

 ^ Тема 2. Структурная организация живых организмов (12 часов)

2.1  Химическая организация клетки    Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

    Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.

    Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

2.2 Обмен веществ и преобразование энергии в клетке    Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

2.3 Строение и функции клеток    Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

    Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.

    Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).

Клеточная теория строения организмов.

^ Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)

    Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Га-метогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение. 

      Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.

    Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

    Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков {закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

^ Тема 4. Наследственность и изменчивость организмов.(21 час)

    Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.

Генетическое определение пола.

    Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

Решение генетических задач и составление родословных.

    Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

    Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

    Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности

^ Тема 5. Взаимоотношения организма и среды.Основы экологии (7часов)

    Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

    Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.

    Природные ресурсы и их использование.

    Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

Итоговая контрольная работа .Резерв 2 часа.

^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

Введение

1

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле 22

Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов


2

Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период

2

Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора



5

Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

2

Тема 1.5. Микроэволюция

2

Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция

Обобщение «Учение об органическом мире» К.р. №1 «Учение об органическом мире»

3

Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле

2

Тема 1.8. Развитие жизни на Земле

4

Обобщающее повторение. Эволюция живого мира на Земле. Контрольная работа № 2. Эволюция живого мира на Земле




Всего

23

Раздел 2. Структурная организация живых организмов


Тема 2.1. Химическая организация клетки

4

Тема 2.2. Тема 2.3. Строение и функции клеток

5

Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке К.Р.№3

3

Всего

12

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Тема 3.1. Размножение организмов.

2

Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

3

Всего

5

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов

Тема 4.1. Закономерности наследования признаков

10

Тема 4.2. Закономерности изменчивости К.р.№4

6

Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов. К.р.№5

4

Всего

21

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции

4

Тема 5.2. Биосфера и человек

2

Итоговая контрольная работа

1

Резерв.

2
  1   2   3   4

Похожие:

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, iconРабочая программа по математике составлена на основе федерального...
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего (основного или среднего) образования...
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной...
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, iconРабочая программа Элективного курса по математике «Нестандартная математика»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего (основного или среднего) образования...
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, icon-
Настоящая рабочая (учебная) программа по истории Cредних веков составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, iconРабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента...
Рабочая программа предназначена для изучения химии в 8 классе средней общеобразовательной школы по учебнику О. С. Габриеляна «Химия....
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, iconРабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе...

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, iconПояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, iconРабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента...
Исходными документами для составления рабочей программы по биологии для 11 класса среднего (полного) общего образования являются
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница