Приказ № 2013 г рабочая программа по курсу «Биология» Класс 10-11 класс (профильный уровень)




НазваниеПриказ № 2013 г рабочая программа по курсу «Биология» Класс 10-11 класс (профильный уровень)
страница1/7
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей имени В.Г.Сизова

Утверждаю

Директор лицея

____________В.А.Ермоленко

Приказ №

«__» 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу « Биология»

Класс 10-11 класс (профильный уровень)

Учитель Чувашова О.В.
УМК Биология: 10 класс: профильный уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н.Пономарёва, О.А. Корнилова, Л.В.Симонова; под ред. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана – Граф, 2011. – 400 с.: ил.

УМК Биология: 11 класс: профильный уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н.Пономарёва, О.А. Корнилова, Л.В.Симонова; под ред. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана – Граф, 2011. – 400 с.: ил.

Обсуждена и согласована Принята на заседании

на заседании методического объединения педагогического совета

учителей естественно-научного цикла протокол №__________

Протокол № от « » мая 2013 г. от «__» ____ 2013 г.

г. Мончегорск
2. Пояснительная записка:
2.1. Нормативно – правовые документы

Рабочая программа учебного предмета «Общая биология» для 10 - 11 класса составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень) с использованием программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой.
^ 2.2. Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на профильном уровне составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.
^ 2.3. Цели и задачи обучения

Изучение биологии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук строении,(цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

^ 2.4. Место предмета в учебном плане лицея

В соответствии с учебным планом лицея программа предусматривает изучение материала в течение 204 часов, в том числе: 102 часов (3 часа в неделю) и проведение практических работ по темам, предусмотренным программой в 10 классе, 102 часов (3 часа в неделю) и проведение практических работ по темам, предусмотренным программой в 11 классе
^ 2.5.Общеучебные умения и навыки, способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Требования на профильном уровне направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» содержит требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику «Уметь» включены требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, описывать, выявлять, сравнивать, решать задачи, анализировать и оценивать, изучать, находить и критически оценивать информацию о биологических объектах.

В рубрике «Навыки» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
^ 2.6. Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.
1. Личностные УУД: жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся, а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении. Это, во-первых, действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. Во-вторых, это действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

2. Регулятивные УУД: действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

3. Познавательные УУД: общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия постановки и решения проблемы

А) Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (при выполнении лабораторных работ); поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование, умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации, определение основной и второстепенной информации;

Б) Логические: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

В) Постановка и решение проблем: формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

4. Коммуникативные УУД: обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, в состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
^ 3. Учебно - тематический план 10 класс (102 часов, 3 часа в неделю)


Содержание учебного материала

Количество часов

Количество лабораторных и практических работ

Биология как наука

6

-

Экосистемы

46

11

Вид

50

15

Итого:

102

26


^ Учебно - тематический план 11 класс (102 часов, 3 часа в неделю)


Содержание учебного материала

Количество часов

Количество лабораторных и практических работ

Клетка

39

4 практ. + 12 лаб.

Организм

63

1 практ. + 14 лаб.

Итого:

102

5 практ. + 26 лаб.


^ 4. Содержание курса

Разделы курса

Кол-во часов

класс

Содержание курса (теоретическая часть)

Содержание курса (практическая часть)

Биология как наука

6

10

Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Объект изучения биологии – биологические системы. Общие признаки биологических систем. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Демонстрации:

Биологические системы.

Уровни организации живой природы.

Методы познания живой природы.





Экосистемы

46

10

Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм.

Понятия «биогеоценоз» и «экосистема». Видовая и пространственная структура экосистемы. Компоненты экосистемы.

Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни. ^ Типы пищевых цепей. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Агроэкосистемы.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот. Биогенная миграция атомов. Эволюция биосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.

Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы

Биологические ритмы

Фотопериодизм

Экосистема

Ярусность растительного сообщества

Пищевые цепи и сети

Трофические уровни экосистемы

Правила экологической пирамиды

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме

Сукцессия

Агроэкосистема

Биосфера

Круговороты углерода, азота, фосфора, кислорода

Биоразнообразие

Глобальные экологические проблемы

Последствия деятельности человека в окружающей среде

Биосфера и человек

Заповедники и заказники России

Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов

Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем (на отдельных примерах)

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)

Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем

Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений)

Описание агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений)

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)

Решение экологических задач

Составление схем круговоротов углерода, кислорода, азота

Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере


Вид

50

10

Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства.

Развитие эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.-Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида. Учение Ч.Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Движущие силы эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Синтетическая теория эволюции. Популяция – элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди-Вайнберга. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.

Микро- и макроэволюция. ^ Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Пути и направления эволюции (А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса.

Отличительные признаки живого. Гипотезы происхождения жизни на Земле. ^ Этапы эволюции органического мира на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Гипотезы происхождения человека. Этапы эволюции человека. Происхождение человеческих рас. Критика расизма и социального дарвинизма.

Демонстрации

Формы сохранности ископаемых растений и животных

Аналогичные и гомологичные органы

Рудименты и атавизмы

Доказательства эволюции органического мира

Критерии вида

Популяция – структурная единица вида, единица эволюции

Движущие силы эволюции

Движущий и стабилизирующий отбор

Возникновение и многообразие приспособлений у организмов

Образование новых видов в природе. Географическое и экологическое видообразование

Редкие и исчезающие виды

Формы эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм

Пути эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация

Основные ароморфозы в эволюции растений и животных

Эволюция растительного мира

Эволюция животного мира

Движущие силы антропогенеза

Происхождение человека

Происхождение человеческих рас

Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию

Выявление изменчивости у особей одного вида

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию

Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора

Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора

Сравнение процессов экологического и географического видообразования

Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции

Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений эволюции

Выявление ароморфозов у растений

Выявление идиоадаптаций у растений

Выявление ароморфозов у животных

Выявление идиоадаптаций у животных

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас


Клетка

39

11

Цитология – наука о клетке. М. Шлейден и Т. Шванн – основоположники клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы изучения клетки.

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Строение и функции молекул неорганических и органических веществ. Взаимосвязи строения и функций молекул. Редупликация молекулы ДНК.

Строение и функции частей и органоидов клетки. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки. Ядро. Хромосомы. Химический состав, строение и функции хромосом. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы.

Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Вирусы. Меры профилактики распространения инфекционных заболеваний.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Пластический обмен. Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Матричный характер реакций биосинтеза.

Клетка – генетическая единица живого. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз, его фазы. Развитие половых клеток у растений и животных.

Демонстрации:

Элементарный состав клетки.

Строение молекул воды, углеводов, липидов.

Строение молекулы белка.

Строение молекулы ДНК.

Редупликация молекулы ДНК.

Строение молекул РНК.

Строение клетки.

Строение плазматической мембраны.

Строение ядра.

Хромосомы.

Строение клеток прокариот и эукариот.

Строение вируса.

Половые клетки.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке.

Энергетический обмен.

Биосинтез белка.

Хемосинтез.

Фотосинтез.

Характеристика гена.

Митоз.

Мейоз.

Развитие половых клеток у растений.

Развитие половых клеток у животных.


Лабораторные и практические работы:

ПР.1 Изучение физических и химических свойств воды.

Пр.2. Определение содержания углеводов в клетках живых организмов.

Пр.3. Определение содержания жиров в клетках живых организмов.

Пр.4. Свойства белков. Опыты по определению каталитической активности ферментов.

Лабораторные работы:

1. Строение прокариотичекой клетки.

2. Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке.

3. Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание.

4. Изучение клеток дрожжей под микроскопом.

5. Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.

6. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.

7. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

8. Сравнение процессов брожения и дыхания.

9. Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза.

10. Изучение фаз митоза в клетках корешка лука.

11. Сравнение процессов митоза и мейоза.

12. Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных


Организм

63

11

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы системы органов, их взаимосвязь как основа целостности организма. Гомеостаз. Гетеротрофы. Сапротрофы, паразиты. Автотрофы (хемотрофы и фототрофы).

Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение. Оплодотворение. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Причины нарушений развития организмов. Жизненные циклы и чередование поколений. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика. Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Закономерности сцепленного наследования. Закон Т. Моргана. Определение пола. Типы определения пола. Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека. Хромосомная теория наследственности. Теория гена. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Виды мутаций, их причины. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.

Селекция, ее задачи. Вклад Н. И. Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции, их генетические основы. Особенности селекции растений, животных, микроорганизмов. Биотехнология, ее направления. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома).

Демонстрации:

Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Ткани растений и животных.

Способы бесполого размножения.

Оплодотворение у растений и животных.

Внешнее и внутреннее оплодотворение.

Стадии развития зародыша позвоночного животного.

Постэмбриональное развитие.

Партеногенез у животных.

Моногибридное скрещивание и его цитологические основы.

Дигибридное скрещивание и его цитологические основы.

Сцепленное наследование.

Неполное доминирование.

Наследование, сцепленное с полом.

Перекрест хромосом.

Взаимодействие генов.

Наследственные болезни человека.

Модификационная изменчивость. Норма реакции.

Мутационная изменчивость.

Механизм хромосомных мутаций.

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Методы селекции.

Селекция растений.

Селекция животных.

Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.

Исследования в области биотехнологии.


Пр.р. № 5 Составление родословных

Лабораторные работы:

12. Сравнение процессов бесполого и полового размножения.

13. Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных.

14. Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных

15. Составление схем скрещивания.

16. Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание.

17. Решение генетических задач на промежуточное наследование признаков.

18. Решение генетических задач на сцепленное наследование.

19. Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом.

20. Решение генетических задач на взаимодействие генов.

21. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно).

22. Выявление изменчивости у особей одного вида.

23. Построение вариационного ряда и вариационной кривой.

24. Сравнительная характеристика пород (сортов).

25. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.


итого

204







57


^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

  • строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;

  • современную биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

  • устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

  • решать задачи разной сложности по биологии;

  • составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

  • описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

  • исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

  • сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов биологических исследований;

  • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).



^ 6. Перечень учебно-методического обеспечения

1. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. Биология (профильный уровень). М., «Вента-Граф», 2011

7. Список литературы

1. Общая биология.10-11 классы / Под ред. акад.Д.К.Беляева, проф.Г.М.Дымшица и проф.А.О.Рувинского.6-е изд. М.:Просвещение, 1997.

2. Общая биология/ Под ред. акад. В.К.Шумного, проф.Г.М.Дымшица и проф.А.О.Рувинского. 3-е изд.М.: Просвещение, 1999.

3. Гаврилова А.Ю. Биология 11 класс. Поурочные планы. Волгоград. «Учитель».

4. Кулев А.В. Общая биология. Поурочное планирование. Санкт-Петербург. «Паритет».

5. Пименов А.В. Уроки биологии. Ярославль. Академия развития.

6. Рувинский А.О. Общая биология. М., «Просвещение»

7. Алькамо И. Э. Биология: учебное пособие / пер. с англ. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.

8. Грин К, Стаут У., Teйлop Д. Биология: в 3 т. - М.: Мир, 1990.

^ 8. Приложение к программе

Предметно – содержательный анализ реализации образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень) по биологии (в теоретической и практической части)


^ Разделы курса

10 класс

11 класс

Итого

По программе

Резерв

Итого

По программе

Резерв

Итого

1. Биология как наука. Методы научного познания

6

-

6

-

-

-

6

2. Клетка

-

-

-

30

6

36

36

3. Организм

-

-

-

56

7

63

63

4. Вид

50




50

2

-

2

52

5. Экосистемы

39

7

46

1

-

1

47

Итого:

95

7

102

89

13

102

204
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Приказ № 2013 г рабочая программа по курсу «Биология» Класс 10-11 класс (профильный уровень) iconПриказ № 2013 г рабочая программа по курсу «Биология» Класс 10-11 класс (профильный уровень)
Умк биология: 10 класс: профильный уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова,...
Приказ № 2013 г рабочая программа по курсу «Биология» Класс 10-11 класс (профильный уровень) iconРабочая программа по курсу «Биология» Класс 10- 11
Умк биология: 10 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова,...
Приказ № 2013 г рабочая программа по курсу «Биология» Класс 10-11 класс (профильный уровень) iconРабочая программа по курсу биологии 10 11 класс профильный уровень
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования...
Приказ № 2013 г рабочая программа по курсу «Биология» Класс 10-11 класс (профильный уровень) iconРабочая учебная программа по биологии 10 а,б,г класс (базовый уровень)
Программа составлена на основе программы по биологии для общеобразовательного обучения в средней (полной) школе 10 класс «Биология»...
Приказ № 2013 г рабочая программа по курсу «Биология» Класс 10-11 класс (профильный уровень) iconРабочая учебная программа по биологии 9а,б класс (базовый уровень)
Программа составлена на основе программы по биологии для общеобразовательного обучения в средней (полной) школе 9 класс «Биология»...
Приказ № 2013 г рабочая программа по курсу «Биология» Класс 10-11 класс (профильный уровень) iconРабочая программа к курсу Л. Н. Сухоруковой, В. С. Кучменко «Биология. Живой организм»
Программа предназначена для изучения предмета на базовом уровне. Для ее реализации используется учебник под редакцией Л. Н. Сухоруковой,...
Приказ № 2013 г рабочая программа по курсу «Биология» Класс 10-11 класс (профильный уровень) iconРабочая программа «Общая биология» базовый уровень, 11 класс /адаптированная...
Знания, полученные на уроках биологии, должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить...
Приказ № 2013 г рабочая программа по курсу «Биология» Класс 10-11 класс (профильный уровень) iconРабочая программа по химии 11 класс (профильный уровень)
Рабочая программа по химии разработана для 11 (профиль) класса в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно – методическими...
Приказ № 2013 г рабочая программа по курсу «Биология» Класс 10-11 класс (профильный уровень) iconРабочая программа «биология» базовый уровень, 8 класс /адаптированная...
Программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе и является логическим продолжением программ, предложенных...
Приказ № 2013 г рабочая программа по курсу «Биология» Класс 10-11 класс (профильный уровень) iconРабочая программа Предмет русский язык (профильный уровень) среднее...
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница