Разработка урока по химии в 9 классе по теме




НазваниеРазработка урока по химии в 9 классе по теме
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипРазработка урока


ФГОУ Котельничская В (С) ОШ УФСИН России

по Кировской области
Разработка урока по химии в 9 классе
по теме




Учитель: Клёпова Татьяна Александровна,

1 квалификационная категория

















^ Цель урока:
Образовательная: 1) Cформировать понятие «силикатная

промышленность»;

2) Формировать знания о сырье, используемом для

силикатной промышленности;

3) Формировать знания о свойствах и основные способах

применения керамики, стекла, цемента, бетона.

4) Изучение родного края на примере предприятий

силикатной промышленности Кировской области.

Воспитательная: 1) Формировать понятие красоты;

2) Развивать интерес к искусству.

3) Развивать способность самостоятельной работы.


Развивающая: 1)способствовать развитию умений

мыслительной деятельности;

2)развивать способность анализировать, выбирать

главное.

^ Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: устный журнал

Оборудование урока:
1). Коллекция из стекла;

2). Стеклянные изделия (хрустальная ваза, обыкновенный стакан, химическая

посуда, декоративные стеклянные изделия, зеркальное стекло);

3). Фарфоровые, фаянсовые и керамические изделия (фарфоровая чашка, керамическая плитка);

4). Дымковская игрушка.

I страница – керамика


  • Вступительное слово о силикатной промышленности (силикатная промышленность – это производство керамики, стекла, цемента из природных соединений кремния). Сегодня на уроке речь пойдёт о многих красивых и нужных материалах и вещах, получаемых из соединений кремния в промышленности.


1 учащийся

Доклад: Метаморфозы глиняного кирпича

Кто читал роман Жюля Верна «Таинственный остров», тот помнит, как путешественники, попав в необитаемые места, через некоторое время обзавелись посудой, возвели каменные постройки. В этом нет ничего удивительного: На острове была глина. А путешественники, попавшие в беду, знали какой это замечательный материал. Преимущество глины состоит в том, что смоченная водой она хорошо деформируется, приобретая нужную форму, о после обжига становится твердой и прочной. Она легко растирается в порошок, частички, которой в своей основной массе не превосходят 0,005 мм. А малость размеров частиц в сочетании их с хорошей смачиваемостью, создает прекрасные условия для пропитывания водой любых количеств глиняного порошка. Смачиваемость частиц с образованием на них водной пленки, делает глину материалом высокопластичным. Такой смачиваемости нет, например, у песка и при нормальных условиях он не образует деформирующихся масс.

^ Химический состав глины давно известен, это смесь кремнезема с глиноземом.

Содержание кремнезема может доходить до 80 процентов, глинозема до 40. В небольших количествах присутствуют оксиды железа, кальция, магния, натрия, калия, различные соли.

Обыкновенный кирпич и гончарные изделия требуют сравнительно невысокой температуры, не более 850 С градусов, а для работы с фарфором нужно не менее 1500. Плавление каолинита начинается при 1780 градусов.

До сих пор говорили о самых известных применениях глины. Но строительство и гончарное дело вовсе не исчерпывают её возможностей. Она используется в производстве резины, линолеума, клеенки – для повышения прочности. В нефтяной промышленности этот материал используется для очистки масел, парафина, вазелина, бензина, керосина. В пищевой, для очистки растительных масел и вина. Глинистым раствором обрабатывают сукно после крашения. На протяжении веков

этот замечательный в своей простоте материал оставался верным помощником человека, служит глина и нам с тем - же постоянством что и сама земля.
2учащийся
Доклад: Чернолощёная керамика
Чёрная керамика, то есть гончарная посуда, имеющая характерный задымлённый черепок, известна с незапамятных времён. Обычно она украшена узорами: гончар процарапывает рисунок по поверхности сырой глины и часть этого рисунка лощит – заглаживает костью или камнем. (Отсюда и название чернолощёная керамика). Когда- то эту керамику умел выделывать любой гончар. Без этого не давали звание мастера.

В глубокой древности было обнаружено свойство глины приобретать твёрдость и прочность после обжига в огне. Затем было сделано ещё одно открытие: оказалось, что глина, если её обжигать в дыму, который образуется при сгорании дров или соломы, приобретает красивые оттенки чёрного цвета. И черепок становится менее пористым, прочность сосуда увеличивается.

На Руси её появление можно отнести к началу XVI века. Пока неизвестно, изобрели ли эту технику мастера самостоятельно, или была она занесена к нам из других стран. Но установлено одно, что в 30-40годы XVI столетия техника лощения на задымлённом сосуде широко распространилась на Руси. У русских мастеров эту керамику называли «томлёной», «мореной», а то и запросто «синюшками».

Сегодня, пожалуй, единственная страна, где мастера последовательно обращаются к традициям национальной чернолощёной керамики, - Грузия. Грузинская керамика – это не только виртуозное претворение в жизнь древних традиций народной гончарной посуды. Кавказ – это прежде всего высокая культура металла. Поэтому изделия из металла всегда оказывали в Грузии заметное влияние на гончарную посуду. Своими работами грузинские керамисты успешно доказывали, насколько органично вживается в современный быт, в современный интерьер и даже в современное искусство чернолощёная керамика.
3 учащийся
Доклад: Фаянс из Фаэнцы
Некоторым городам повезло. Их никогда не забудут потому что, одни дали название целой отрасли промышленности, имена других присвоены целым вещам, а третьих даже видам искусства.

Слово « керамика» произошло от греческого « керамос» - глина. И действительно, все керамические изделия, как известно, изготовляют обжигом глины их смесей со всевозможными минеральными добавками. В зависимости от сырья степени обжига и способа отделки, различают несколько видов керамики. В книгах по истории керамики, фаянсом называют все изделия из пористого черепка – белого и окрашенного, покрытого прозрачными или непрозрачными глазурями.

Как интересно понаблюдать за работой. На глазах мастер на гончарном круге делал вазы, а мастерица сразу на 6 кругах изготовляла чашки. В штампы похожие на глиняные горшки она бросала глиняные шары величиной с теннисный мяч. И пока круги крутились, специальной пластинкой вырезала лишнюю глину. Чашки появлялись из под ее рук почти мгновенно. Масса, из которой делают глиняную посуду, состоит в основном из мраморного песка, то есть содержит много кальция. А каолина в ней немного, поэтому высоких температур изделия не выдерживают. В печи температура 920ο С градусов. Первые образцы керамики, которую сейчас называют фаянсом или майолитом, найдены в Вавилоне и Египте. Местные мастера уже умели делать её в 15 веке. Оттуда способ изготовления такой керамики по всей вероятности завезли в Испанию, А затем через остров Майорка в Италию. Посуда второй половины 15 века, сделана в так называемом строгом стиле, испытавшем влияние готики. Изделия украшали стилизованными изображениями павлиньих перьев на зеленом или сапфировом фоне. Наиболее красива синяя посуда.

С Т Е К Л О



  • Зачитать отрывок « Тайны стекла». М. Свешников – Ленинград – 1955 год.

  • «Первый стекловар».

Горшки и кувшины, как известно, лепят из глиняного теста и затем обжигают их на огне. Так их делают сейчас, так делали их и тысячи лет назад в древнем Египте. Как ни старались древнеегипетские гончары отполировать и пригладить стенки своих горшков и чашек, их изделия всегда получались шероховатые и тусклые.

Делу помог случай. На один из горшков ещё до того, как его обожгли, попала случайно смесь песка и соды. Каково же было удивление гончара, когда после обжига горшок оказался покрытым гладкой и блестящей плёнкой. С тех пор глиняную посуду стали всегда перед обжигом покрывать смесью песка и соды. Огонь расплавлял смесь, она растекалась по стенкам сосудов, покрывая их тонкой корочкой. Какой-то гончар выполнил свою работу небрежно и неаккуратно. И вот вместо ровной плёнки получился сгусток, комочек глазури. Этот комочек был таким блестящим и красивым, он походил на драгоценный камень. Гончар был находчивый человек: он решил приготовить цветной шарик из одной глазури. Это ему удалось. Так, сам того не подозревая, он открыл новую отрасль искусства- СТЕКЛОДЕЛИЕ.

В настоящее время появилось множество разных стёкол, которые находят самое широкое применение. Это оконное, хрустальное, зеркальное, кварцевое, химическое, рубиновое, цветные стёкла, оптическое, бутылочное и другие.

^ О некоторых из них поговорим поподробнее.
4 учащийся
ДОКЛАД: Первое стекло в России.
Стеклоделие в России возникло в 17 веке, когда шведский мастер Юлий Койет построил первый стекловаренный завод под Москвой… В одном из немецких справочников написано: «1700 год - начало стеклоделия в России при помощи немецких и богемских иммигрантов». Когда археологи находили стеклянные изделия в Крыму, на юге Украины, в Приднепровье, иностранные историки утверждали, что изделия эти привезены из Византии. Спорить с ними было трудно. Истина открылась случайно. В начале нашего века украинский археолог Хвойко решил произвести раскопки на месте древнего киевского пепелища. Много дней члены экспедиции старательно докапывались до остатков от пожара, происходившего 900 лет назад. Там же нашлись и изделия киевских стекловаров –стеклянные браслеты и кольца различных цветов –голубые, синие, зелёные, жёлтые, фиолетовые, чёрные, большое количество стеклянных бус, а так же тонкостенные бокалы, изготовленные, несомненно, выдуванием. Начало стеклоделия в России следует относить к 10 -11 векам и что уже в 12 -13 веках, в период расцвета Киевского государства, производство стеклянных изделий приняло значительные размеры.

Особенно бурное развитие русского стеклоделия началось со времени общего промышленного подъёма России, происходившего при Петре-1. В то время было построено ещё 3 государственных и 6 частных стекольных заводов, которые выпускали хрустальную посуду, а так же оконные и литые зеркальные стёкла. Русские рабочие быстро овладели новым делом. На заводах появились отечественные мастера - стеклодувы, которые постепенно полностью заменили иностранцев.
5 учащийся
ДОКЛАД: В Е Н Е Ц И А Н С К О Е С Т Е К Л О
Сейчас на расстоянии временном и пространственном, мне кажется, что венецианское стекло - это застывшая музыка… Понятно, что такое утверждение не даёт ясного представления о предмете. Однако дать сразу точный и однозначный ответ нельзя. Венецианское стекло – это тяжёлые цветные кубики, расписанные эмалью, и тонкие, прозрачные, как воздух, бокалы, это и нежные вазы, и стеклянные сосуды похожие на фарфор; это и сверкающие, как драгоценные камни, люстры, зеркала, витражи. Египтяне получали стеклянные изделия штамповкой; венецианцы почти всё это великолепие создали способом выдувания стекла.

Стеклодувная трубка - главный инструмент стеклодувов – была изобретена в Сирии в начале новой эры. Однако между 5 и 7 веками местные жители стали покидать города; в страхе перед надвигавшимися с севера варварами они устремлялись в более безопасное место – ближе к морю. Именно тогда появились первые поселенцы там, где позднее выросла Венеция. Заселён был и остров Мурано, лежащий неподалёку от неё в Адриатическом море. Ники и бенедиктинцы сами научились изготовлять отличную мальту.

Венецианские мастера часто комбинировали несколько технологий и создали очень сложные произведения искусства, например сосуды для воды в форме парусника или настольную лампу в виде коня, и даже даже стеклянные музыкальные инструменты, например, скрипки.

В 1454 году даже издали закон о смертной казни, которая ждала мастеров, сделавших попытку бежать с острова и передать секреты мастерства гражданам

других стран.

В самом центре Венеции в одном из домов, окружающих площадь Святого Марка, есть небольшая стеклодувная мастерская. Каждый может войти и посмотреть,

как делают знаменитое венецианское стекло. Вся мастерская - небольшой зал с печью. Тут же нехитрый набор инструментов: несколько пинцетов, ножницы, деревянные лопаточки и стеклодувные трубки. И действительно, венецианское стекло - это застывшая музыка.
^ ВОЗМОЖНЫЕ ДОКЛАДЫ, НАПРИМЕР,

  • ЦВЕТНАЯ МОЗАИКА И М.В. .ЛОМОНОСОВ

  • ЗЕРКАЛЬНОЕ СТЕКЛО

  • СТЕКЛЯННЫЕ НИТИ

  • ЦВЕТНЫЕ СТЁКЛА и другие.


И так мы постарались проникнуть в некоторые тайны стекла. Больше 50 веков знакомо человечество со стеклом. И в продолжении 30 веков люди не знали даже того, что стекло может быть прозрачным. Но и сейчас мы узнали стекло не до конца. Оно хранит ещё такие тайны, о которых мы не подозреваем. Стекло ждёт пытливых исследователей, химиков, оптиков, инженеров.

*Ц Е М Е Н Т

Зачитывается отрывок из произведения Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

(два суждения)

-Да ну, скажите, Весловский, чем соединяют камни?

-Разумеется, цементом.

-Браво! А что такое цемент?

-Так, вроде размазни… нет замазки,- возбуждая общий хохот, сказал Весловский.
Можно присоединиться к гостям Вронского и вместе с ними посмеяться над барскими суждениями о цементе. Но задумайтесь, что же в действительности представляет собой цемент.

Д. И. Менделеев писал: «Цемент - есть строительный материал будущего».В этом своём предвидении, как и во многих других, гениальный химик оказался совершенно прав. Уже в течение нескольких десятилетий существует справедливое определение: «цемент – хлеб строительства».

Портландцемент порошкообразное вещество, которое при смешивании с водой образует пластичную массу, со временем превращающуюся в камень.

При этом вяжущее накрепко соединяет кирпичи, бетонные блоки и плиты.

Благодаря своим качествам цемент стал самым важным из вяжущих.(почти80% из всех имеющихся). Кроме того, цемент- важнейший компонент большинства сортов бетона, а бетон для нас это и взлётно-посадочные полосы, и просто любые многоэтажные дома, и другие

объекты строительства.

Производство цемента – это один из показателей индустриального развития государства. Важен не только количественный рост, но и качественный состав цемента. Цемент стал абсолютно необходим и во многих случаях незаменим. А изобретено это вещество каких-нибудь полтора века назад. 6ноября 1824 года жители английского города Лидса прочли в местной газете такое сообщение: «Мы слышали, что Джозеф Аспдин, каменщик этого города, получил патент на лучший цемент, похожий на порландский камень»…

Главные компоненты сырья для производства цемента - известняк и глина в соотношении примерно 3:1. Природное сырьё такого состава (мергели) встречаются редко, поэтому обычно смесь приходится составлять искусственно.






6 учащийся
ДОКЛАД: ^ ПРОИЗВОДСТВО ЦЕМЕНТА.

(учебник 9 класса - Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман) - страница 99-100.


Далее учитель сообщает, что глина – это такой универсальный материал, из которого получают предметы народного хозяйства, но произведения искусства, точнее народного промысла.
7 учащийся

Доклад:

Дымковская игрушка.

На низком берегу реки Вятки, против города Кирова рассыпаны домики слободы Дымково Зимой на белом фоне реки и лугов курится она высокими дымами из труб, летом – окутана зелёным облаком столетних тополей. Выйдешь на городской высокий берег смотришь на реку - и дивишься поэтичности и точности названия: Дымково… Мастерицы давно переехали в город. От реки вверх по улице Труда Художественные мастерские. Вот где истинное вятское богатство, - играет красками, блестит золотом, завораживает сердце. Глаза разбегаются от сотен и похожих и непохожих друг на друга великолепных фигурок. Но не сама по себе приходит эта красота. Чтобы игрушку сделать, раньше надо было глины накопать и наносить, и с песком речным смешать, чтобы не треснула игрушка, и дрова заготовить, чтобы игрушку в печи обжечь, и краски да мел растирать.

Ничего этого не знают нынешние мастерицы. Глину для них изыскали уже не в Дымкове, а подальше, в Кирово-Чепецком районе, жирную и эластичную, в которую и песок не добавляют. Привозят её на машинах, и специальный человек – глиномес обрабатывает её: заливает в бочках водой, пропускает через машину-краскотёрку и жидкую разливает в гипсовые формы. Гипс вбирает в себя лишнюю воду, глина густеет. Мастерицы приходят, выбирают, кому какая нравится – погуще или чуть пожиже, сворачивают в рулон и уносят мягкую, без единого камешка. Дней через десять эта глина возвращается, но уже в фигурках, в тот же подсобный цех, где стоят сушильные и муфельные печи с температурой под 900 градусов. Через 6-7 часов закончится обжиг игрушек. Откроет мастерица дверцу печи, а там они полыхают, как угольки раскалённые, светятся насквозь. Значит, хватит калиться, пора мелом белиться. А мел уже готов, протёрт, просеян, на молоке размешан. И одна за другой встают перед мастерицей водоноска, барыня, нянька – ослепительно белые, словно сметаной облитые.

^ Дальше в ход идут кисти и краски. Перед мастерицей 15, 20 , а то и больше стаканчиков с красками разных цветов. Раньше набор был беднее, лишь 7 основных цветов темперной краски. Потом применяли козеино-масляную. Теперь краска более устойчивая, химическая – поливинилацетатная. Игрушки, расписанные ею, долго не выцветают. Единственная краска – фуксин – осталась прежней, а она, хотя и не прочная, традиционна, обязательна для росписи. Разводят фуксин на желтке, чтобы блестел. Да и новые краски, как и прежде, разводят сырым яйцом.

Одно осталось неизменным, так это описал в 1926 году первый популяризатор дымковской игрушки, вятский художник А.И.Деньшин: «Сверху накладывается ромбами сусальное золото. Оно оживляет краски и делает игрушки особенно нарядными…»

Так рождается дымка, известная ныне повсюду вятская глиняная игрушка. А путь к её сегодняшнему признанию был сложным и трудным, и не всегда она находила признание.


Не потому ль игрушкой этой

Народ так свято дорожил,

Что он своё стремленье к свету

В фигурки яркие вложил?
Они рождённые в неволе,

В нужде, обидах и беде,

Цвели мечтой о лучшей доле,

О вольном, радостном труде.
И в нашу жизнь, пройдя сквозь годы,

Вошла, свежа и хороша,

Игрушка нашего народа
Светла, как и его душа!




  • ^ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.



  • Предприятия силикатной промышленности Кировской области:

  1. Слободской стекольный завод (бутылочное стекло);

  2. Стрижевский силикатный завод (белый кирпич);

  3. Котельничский силикатный завод (красный кирпич).

  4. Завод железобетонных изделий в районе Коминтерн города Кирова.



В качестве закрепления можно предложить учащимся заполнить следующие таблицы, заранее предупредив, что работа является оценочной. (По учебнику 9 класса - Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман).
^ ВИДЫ СТЕКЛА



Виды стекла

Состав стекла

^ Свойства стекла

Применение стекла















^ СПОСОБЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТЕКЛА



Способ изготовления

Вид продукции










^ ИЗДЕЛИЯ НА ОСНОВЕ ЦЕМЕНТА



Вид изделия


Состав изделия

^ Применение изделия











ЛИТЕРАТУРА:
1.Учебник химии 9 класс Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман;

2.Журналы «Химия и жизнь», «Наука и жизнь»;

3.М. Свешников «Тайны стекла», издательство-детская литература

Ленинград-1955год.

4 Шернин. Природа Кировской области



Соединение-наполнитель

Окраска стекла

Золото

Рубиновое

Церий

Обесцвеченное

Неодим

Нежно-фиолетовое

Празеодим

Зелёное

Оксид свинца

Хрустальное

Оксид меди I

Рубиново-красное

Оксид меди II

Синевато-зелёное

Оксид хрома

Зелёное

Оксид урана

Зелёное

Оксид марганца

Фиолетовое

Оксид никеля

Синеватое

Оксид кобальта

Синее

Оксид кадмия

Спектр от жёлтого до красного

Оксид селена

Оксид серы




Похожие:

Разработка урока по химии в 9 классе по теме iconМетодическая разработка урока по химии в 8-м классе (развивающее...
Штатив с пронумерованными пробирками: №1 – щёлочь, №2 – фенолфталеин, №3 – кислота
Разработка урока по химии в 9 классе по теме iconМетодическая разработка урока по химии в 9 классе по теме: «Периодический...
Моу «Средняя общеобразовательная школа» с. Каменка Турковского района Саратовской области
Разработка урока по химии в 9 классе по теме iconМетодическая разработка урока литературы в 11 классе по теме «Романтические...
Методическая разработка урока литературы в 11 классе по теме Романтические тенденции в повести А. И. Куприна “Олеся”
Разработка урока по химии в 9 классе по теме iconМетодическая разработка урока-проекта по теме «п р аздникиитрадиции великобритании»
На урок английского языка по теме «Праздники и традиции Великобритании» в 9 классе
Разработка урока по химии в 9 классе по теме iconРазработка урока литературы в 5 классе по теме: «Пусть душа останется чиста»
Оборудование урока: портрет поэта, выставка фотографий животных и видов родного края, распечатанных стихотворений
Разработка урока по химии в 9 классе по теме iconРазработка урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Буквы о-е...

Разработка урока по химии в 9 классе по теме iconМетодическая разработка урока по теме: «Семейство Розоцветные»
Методическая разработка урока по теме: «Семейство Розоцветные» в социальной сети работников образования nsportal ru Автор: Чванова...
Разработка урока по химии в 9 классе по теме iconРазработка урока изо в 5 классе по теме «Русский национальный костюм»
Развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление)
Разработка урока по химии в 9 классе по теме iconРазработка урока в 5 классе по теме «Речевой этикет»
Учитель: Здравствуйте, меня зовут Маурер Марина Игоревна, сегодня я проведу у Вас урок русского языка
Разработка урока по химии в 9 классе по теме iconМетодическая разработка урока истории в 9 классе по теме: «Изменения...
Цели урока: познакомить учащихся с главными изменениями политической системы Российской империи после революции 1905-1907г г
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница