Урок № тема «решение расчетных задач на вычисление объема газообразного продукта реакции, полученного из вещества, содержащего примеси»




НазваниеУрок № тема «решение расчетных задач на вычисление объема газообразного продукта реакции, полученного из вещества, содержащего примеси»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок
Урок № ТЕМА «РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ НА ВЫЧИСЛЕНИЕ ОБЪЕМА ГАЗООБРАЗНОГО ПРОДУКТА РЕАКЦИИ, ПОЛУЧЕННОГО ИЗ ВЕЩЕСТВА, СОДЕРЖАЩЕГО ПРИМЕСИ».

Цель: научить вычислять объем газообразного продукта реакции, полученного из вещества, содержащего примеси; добиться применения знаний о свойствах соединений углерода и кремния для составления уравнений реакций.

Задачи для учащихся: учащиеся должны уметь составлять уравнения реакций, различать чистое вещество и вещество с примесями, применять алгоритм решения задач данного типа.

Ход урока

I. Проверочная работа по темам «Углерод» и «Кремний».



^ II. Знакомство с расчетными задачами нового типа.

1.Вступление учителя.

В процессе разнообразных химических производств для получения того или иного продукта используют исходные вещества (сырье), которые не всегда являются чистыми веществами, а могут содержать различные примеси. Эти примеси не будут образовывать в процессе производства нужные продукты.

2. Выполнение упражнений.

  1. Предложенные названия распределите в два столбика - вещества с примесями и чистые вещества: воздух, кислород, известняк, мрамор, углерод, каменный уголь, кокс, карбонат кальция, кальцинированная сода, карбонат натрия, мел, песок, оксид кремния.

  2. Запишите химические формулы данных веществ. В каких случаях вы будете испытывать затруднение?

Вывод: химической формулой можно обозначить только чистое вещество, а природные соединения содержат различные примеси, поэтому их химический состав условен (указывают лишь то вещество, которого в смеси больше всего).

  1. Установите соответствие между предложенными природными соединениями и чистыми веществами.

  2. Предположите, какие продукты можно получить из данных чистых веществ. Запишите уравнения реакций.

Упражнения обсуждаются в ходе фронтальной беседы, на доске записывают обобщающую таблицу:



3. Знакомство с расчетными формулами. Содержание примеси обычно выражают в процентах. Эта величина показывает массовую или объемную долю чистого вещества или примеси в образце:



Таким образом, в задачах изучаемого типа, кроме расчетов по уравнению реакции, нужно производить и расчеты по формуле.

3. Решение задач.

Учащимся предлагают для решения следующие задачи:

  1. Вычислите объем (в литрах) углекислого газа, полученного при обжиге 500 кг известняка, содержащего 92 % карбоната кальция.

  2. Какой объем (в литрах) оксида углерода (IV) выделится при сжигании 20 г кокса, содержащего 2 % примесей.

  3. При взаимодействии 10,8 г кальцинированной соды с избытком соляной кислоты получили 2,24 л (при н. у.) оксида углерода (IV). Вычислите содержание примеси в соде.

При решении первой задачи учащиеся знакомятся с алгоритмом, во второй требуется преобразовать алгоритм; третья задача - обратная.



Чтобы определить объем углекислого газа, необходимо знать массу карбоната кальция, разлагающегося при нагревании. Данную величину можно найти по формуле (1):



Следовательно, план решения таков:

  1. Найти m(СаСОз) по формуле.

  2. Сделать расчеты по уравнению реакции СаСОз = СОг + СаО и определить объем СО2.

Анализ задачи 2.



Чтобы определить объем углекислого газа, необходимо знать массу углерода, сгорающего при сжигании. Данную величину нельзя найти по формуле:



Следовательно, план решения таков:

  1. Найти m примесей или ωСО % (С).

  2. Найти m (С).

  3. Сделать расчеты по уравнению реакции С + О2 = СО2 и определить объем СО2.



Чтобы определить ω% (Na2СОз), необходимо использовать формулу (1), но данную величину нельзя рассчитать по данной формуле, так как неизвестна m(Na2CO3). Найдем m(Na2CO3) по уравнению реакции.

Следовательно, план решения таков:

1) Сделать расчеты по уравнению реакции:

Na2CO3 + 2HC1 = Н2О + СО2 + 2NaCl и определить m(Na2CO3).

2) Найти со %(Na2CO3) по формуле.

Вывод: при решении задач подобного типа используют следующий алгоритм.



III. Итог урока.

В качестве закрепления предложить учащимся составить план решения задачи 14Т на с. 135.

Домашнее задание: оформить решение задач 1-3, составить задачу по уравнению Na23 + SiO2 = CO2 + Na2SiO3 (прямую, с преобразованием алгоритма или обратную).




Похожие:

Урок № тема «решение расчетных задач на вычисление объема газообразного продукта реакции, полученного из вещества, содержащего примеси» iconЗадача. Вычисление массы продукта реакции, если известно количество...
Расскажи о периодическом законе и периодической системе элементов Д. И. Менделеева на основе представлений о строении атомов, значении...
Урок № тема «решение расчетных задач на вычисление объема газообразного продукта реакции, полученного из вещества, содержащего примеси» iconУрок по химии в 11-м классе Тема "Решение расчетных задач"
Класс разделен на три равные по силам команды “знатоков”, в центре класса – игровой стол
Урок № тема «решение расчетных задач на вычисление объема газообразного продукта реакции, полученного из вещества, содержащего примеси» iconПрограмма элективного курса для учащихся 10 классов «решение расчетных задач по химии»
Элективный курс «Решение расчетных задач по химии» может быть проведен в рамках профильного обучения для учащихся класса естественно-научного...
Урок № тема «решение расчетных задач на вычисление объема газообразного продукта реакции, полученного из вещества, содержащего примеси» iconРабочая программа факультативного курса «Решение расчётных задач по химии»
В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении химии
Урок № тема «решение расчетных задач на вычисление объема газообразного продукта реакции, полученного из вещества, содержащего примеси» iconПрактическая работа №1 Инженерная защита ос в аэрокосмическом комплексе....
Ме]) = 40 мг/дм3 примеси. Емкость сорбента q = 8 кг/т; d = 800. Операция проводится в 5 сорбентах (n), объемом VI = 20 м3, заполнение...
Урок № тема «решение расчетных задач на вычисление объема газообразного продукта реакции, полученного из вещества, содержащего примеси» iconУрок изучение нового материала, решение задач. Тема: «Электроёмкость. Конденсатор»
«Электростатика» в 10 классе. Урок проводится по следующему плану: повторение, в процессе которого повторяется материал электростатики,...
Урок № тема «решение расчетных задач на вычисление объема газообразного продукта реакции, полученного из вещества, содержащего примеси» iconТема: «Закрепление и углубление знаний строения, номенклатуры и свойств...
Образовательные: обеспечить в ходе занятие повторение основных терминов и понятий; закрепить знания учащихся о составе, строении...
Урок № тема «решение расчетных задач на вычисление объема газообразного продукта реакции, полученного из вещества, содержащего примеси» iconИсследование органолептических и физико химических показателей качества...
Для удержания повышенной воды и увеличения массы продукта в данных изделиях в них обычно вводят водосвязывающие компоненты: крахмал,...
Урок № тема «решение расчетных задач на вычисление объема газообразного продукта реакции, полученного из вещества, содержащего примеси» iconУрок математики
Тема. Дробь. Сложение дробей с одинаковыми знаменателями решение задач на нахождение доли от числа
Урок № тема «решение расчетных задач на вычисление объема газообразного продукта реакции, полученного из вещества, содержащего примеси» iconУрок-соревнование при обобщении темы, «электрические явления»
Цели: Закрепить у учащихся навыки решения задач: расчетных, качест­венных и экспериментальных
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница