Прикладной направленности




НазваниеПрикладной направленности
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОИЗВОДНОЙ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ

ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ


  • Цель:

  1. Систематизировать навыки и умения применять знания о производной при

  2. решении задач прикладной направленности;

  3. - Развивать навыки логического мышления, сопоставления, анализа на

  4. математическом материале;

  5. - Формировать основные группы компетентностей учащихся на различных

  6. этапах урока ;

  7. - Воспитывать культуру умственного труда.

Тип урока: Урок решения прикладных задач.

Ход урока

І. Проверка домашнего задания – формирование самообразовательной компетентности

(Самостоятельная работа с последующей самопроверкой; содержит задания, аналогичные домашним упражнениям)


ЗАДАНИЕ

ОТВЕТ

^ ВАРИАНТ – 1

ВАРИАНТ – 2

1

2

3

4

Найти , если :

-2

-1

1

2





Напишите уравнение касательной к графику функции в точке с абсциссой если:













Найдите наибольшее(В-1) и наименьшее(В-2) значение функции на отрезке , если:

18

2

-18

-2







Ответ: В-1 - 331

В-2 - 413


ІІ. Актуализация опорных знаний – формирование познавательной компетентности

(Фронтальный опрос)

- Дать определение непрерывной функции в точке.

- Какую функцию называют возрастающей/убывающей?

- Что представляют собой max и min функции?

- Как определить критические точки функции?
ІІІ. Мотивация учебной деятельности – формирование информационной компетентности

Решение многих практических задач часто сводится к определению наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке. Ведь и возникновение математического анализа явилось следствием из необходимости решать практические задачи на нахождение оптимальных значений величин, например:

- увеличение урожайности с гектара пашни;

- получение балки с наибольшим прямоугольным сечением из круглого бревна;

- ограждение земельного участка наибольшей площади изгородью заданной длины и т.д.

Поэтому целью нашего урока является систематизация навыков и умений учащихся по применению знаний, полученных в ходе изучения темы «Производная и ее применение» к решению задач этого типа, а так же для решения различных физических задач.
IV. Систематизация навыков и умений по решению практических задач при помощи производной – формирование интеллектуальной, поликультурной, познавательной компетентностей

ЗАДАЧА 1: Заготовленна изгородь длиной 480м. Этой изгородью надо огородить с трех сторон,

примыкающий к реке, участок. Какова должна быть ширина и длина участка, чтобы его

площадь была наибольшей при заданной длине изгороди?

(Параллельно с решением данной задачи, составить и записать алгоритм решения задач на нахождение max/min функции – формирование познавательной, самообразовательной и социальной компетентностей)

^ РЕШЕНИЕ:
S
=AB·BC

Пусть АВ=х, тогда ВС= 480-2х

S(х) = х · (480 - 2х) = 480х - 2х2

D(х) = (0;240), т.к. S(х) > 0

480х – 2х2 > 0

2х · (240 – х) > 0

х1 = 0, х2 = 240



0 < х < 240

S? (x) = 480 - 4x

S? (x) = 0, 480 - 4x =0

x = 120



Т.о. Smax = S (120) = 28800м2 при АВ = 120м и ВС = 240м

Ответ: при ширине 120м и длине 240м площадь участка будет наибольшей.

^ АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ :

- определить исследуемую функцию;

- ввести переменную;

- установить область определения функции;

- вычислить max/min функции на заданном интервале.
ЗАДАЧА 2: Дан прямоугольный лист жести (АВ = 80см, ВС = 50см). Надо вырезать около всех углов

одинаковые квадраты так, чтобы после загибания оставшихся кромок получилась открытая

сверху коробка максимальной вместимости.

РЕШЕНИЕ:
V(x) = ( 80-2x)( 50-2x)x = 4x3 – 260x2 – 4000x

D(V) = (0;25), т.к. V(x) > 0

( 80-2x)( 50-2x)x > 0

x1 = 40, x2 = 25, x3 = 0



0 < x < 25

V′ (x) = 12x2 – 520x + 4000

V′ (x) = 0, 12x2 – 520x + 4000 = 0

3x2 – 130x + 1000 = 0
D = 4900

x1 = 10, x2 =

x1 Є (0;25)



Vmax (x) = V(10) = 1800см3

Ответ: Объем коробки будет максимальным, если сторона вырезаемого квадрата равна 10см.

ЗАДАЧА 3 : Пусть электрическая лампочка движется с помощью блока вдоль вертикальной прямой ОВ.

На каком расстоянии от горизонтальной плоскости следует ее разместить, чтобы в точке А

этой плоскости освещённость была наибольшей (ОА = а, ∟ОАВ = , ВА = r)?

РЕШЕНИЕ:


Пусть ВО = х, тогда , где 0 < х < + ∞

Значит,






Т.к. функция Е(х) имеет одну критическую точку, а в условии сказано, что существует положение лампочки, при котором освещенность в точке А наибольшая, то х является искомой точкой.

Ответ: для достижения наибольшей освещенности лампочка должна висеть на высоте .
ЗАДАЧА 4 : Вписать в данный шар радиуса R цилиндр с наибольшей боковой поверхностью

( рассмотреть два способа решения).

(опережающее задание для учащихся, интересующихся математикой – формирование продуктивной творческой компетентности)

РЕШЕНИЕ :

І способ - геометрический

Sб = 2π , т.к. то Sб = 2π

Рассмотрим и преобразуем выражение :



наибольшее=R4, когда

Тогда , а значит Sб = 2π.

Ответ: наибольшее значение Sб = , при .

ІІ способ - алгебраический
Sб = 2π

Т.К. это Sб = 2π

Обозначим , тогда Sб = 2π

Рассмотрим , 0< х < 4

,



max = , т.о. Sб max = Sб ( ) = .

Ответ: искомый цилиндр имеет Sб = .

^ V. Применение производной в решении физических задач – формирование интеллектуальной, социальной компетентностей

(Самостоятельная работа с одновременным решением за доской, для последующей проверки результата)

^ ВАРИАНТ - 1 ВАРИАНТ - 2

Материальная точка массой 3кг Материальная точка массой 4кг

движется по прямой согласно движется по прямой согласно

уравнению уравнению

( S измеряется в метрах, t – ( S измеряется в метрах, t - в

в секундах ). Найти действующую секундах ). Найти действующую

на неё силу в момент времени t=2. на неё силу в момент времени t=3

^ РЕШЕНИЕ: РЕШЕНИЕ:



t=5c

m=3кг

F=ma

a=V′(t)

V=S′(t)



t=3c

m=4кг

F-?

F-?
F=ma

a=V′(t)

V=S′(t)


V=6t2-2 V=3+6t2

a=12t a=12t

a(5)=5·12=60(м/с2) а(3)=12·3=36(м/с2)

F=3·60=180(H) F=4·36=144(H)

Ответ: 180Н Ответ: 144Н
^ VI. Итог урока:

В ходе урока были систематизированы навыки и умения по применению знаний о производной для решения различных типов задач, сводящихся к нахождению оптимальных значений величин; использованию механического смысла производной.
VII. Домашнее задание – формирование самообразовательной и интелектуальной компетентностей

ЗАДАЧА 1 . Вписать в данный конус, радиус основания которого R и высота Н, цилиндр, имеющий

наибольшую площадь полной поверхности.

(рассмотреть два способа решения – для ребят, имеющих высокий балл по математике)

ЗАДАЧА 2. Из круглого бревна диаметром 50см требуется вырезать балку прямоугольного сечения

набольшей площади. Какие должны быть размеры сторон поперечного сечения балки?

Похожие:

Прикладной направленности iconУчебный курс по математике «Задачи прикладной направленности» для учащихся 7 класса на 17 ч
Заместитель директора по ур моу «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»
Прикладной направленности iconРеализация прикладной направленности курса математики основной школы...
Прикладная направленность в обучении математике как и дифференцированный подход к учащимся, являются в настоящее время важнейшими...
Прикладной направленности iconАннотация к рабочим программам по направленностям. Программы эколого-биологической...
...
Прикладной направленности icon«Современные тенденции физкультурно-оздоровительной и коррекционной...
Гендерные аспекты построения коррекционно-развивающей среды в детском саду компенсирующей направленности
Прикладной направленности iconИсследовательская работа по теме: “Использование компьютерных математических...
По теме: “Использование компьютерных математических пакетов при обучении дисциплинам прикладной математики”
Прикладной направленности iconО группах компенсирующей направленности в мбдоу «Детский сад №6 комбинированного вида»
Положение о группах компенсирующей направленности (далее – Положение) разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым...
Прикладной направленности iconЛекция 1
Разработано старшим преподавателем кафедры прикладной информатики и информационных технологий
Прикладной направленности iconЩеглов А. Г. невролог, остеопат, реаниматолог, педиатр, Член Международной...

Прикладной направленности iconПрограмма «Занимательный английский язык» культурологической направленности...
Программа «Немецкий язык как второй иностранный» культурологической направленности
Прикладной направленности iconПрограмма «Занимательный английский язык» культурологической направленности...
Программа «Немецкий язык как второй иностранный» культурологической направленности
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница