Рабочая программа по литературе для 8 класса. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы




НазваниеРабочая программа по литературе для 8 класса. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы
страница1/5
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе для 8 класса.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы под редакцией В.Я.Коровиной «Литература 5-11 классы (Базовый уровень)- М: «Просвещение», 2008 г. и рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год).

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
^ Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать худо­жественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, ко­торые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали до­стоянием отечественной и мировой литературы. Сле­довательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с класси­ческими образцами мировой словесной культуры, обла­дающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистиче­ские идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Анализ текста, при котором не нарушается особое настроение учащихся, возникающее при первом чтении, несомненно, трудная, но почетная задача. То же можно сказать и о формировании вдумчивого, талантливого чи­тателя. «Счастлив учитель, которому удается легко и сво­бодно перейти с учениками от простого чтения к чтению сознательному и вдумчивому, а отсюда — к изучению и анализу образцов художественной литературы без поте­ри того наслаждения, которое дает человеку искусство». И еще: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих та­лантливых, чутких, обладающих творческим воображени­ем читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действий, верного слова.
Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением ху­дожник-читатель» (С. Я. Маршак. «Воспитание словом»). Школьники постепенно осознают не только роль книги в жизни писателя, но и роль диалога автора с читателем, его надежду на понимание читателями главного смысла и деталей текста художественного произведения.
В 8 классе учащиеся владеют техникой чтения и более подготовлены к истолкованию прочитанного, поэтому на уроках следует уделять внимание активному чтению вслух и углублению толкования художественны произведений.
Объектом изучения литературы являются произведе­ния искусства слова, в первую очередь тексты произведе­ний русской литературы и некоторые тексты зарубежной.
В программе соблюдена системная на­правленность. Эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчест­ва отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т. д.
Программа 8 класса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, объединенные одной проблемой – взаимосвязь литературы и истории
На уроках важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить произведение, высказать свое развернутое, аргументированное суждение о прочитанном стихотво­рении, рассказе, романе, пьесе (может быть, увиденной в театре). В решении этой важной задачи особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к дру­гим видам искусства, к традициям внутри определенной литературной школы, направления, выявление литера­турных и общекультурных ассоциаций и аллюзий.
Одним из признаков понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом.

Также особое внимание важно обратить на совершенствование речи учащихся, систематически проводя работу со школьниками на уроках развития речи. Для этого могут быть использованы такие виды работы: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы. Слово учителя, которое звучит на любом уроке литературы, является не только информативным, направляющим, вдохновляющим на новую работу, но и образцом для будущего устного высказывания школьника.
Программное и учебно-методическое обеспечение
Программа

Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной

Допущено Министерством образования и науки РФ 2010

Базовый учебник

Литература. 8 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2ч. /Авт.-сост. В.Я Коровина и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008
Методическое обеспечение

Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной: в 2 ч. - /Авт.-сост. С.Б.Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2008.

^ Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе. 8 класс к учебнику-хрестоматии «Литература. 8 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение, 2002»: Методическое пособие/ О.А.Ерёмина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.

^ Турьянская Б.И., Комисарова Е.В., Гороховская Л.Н., Виноградова Е.А. Литература в 8 классе. Урок за уроком. – 3-е изд., М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2002.

Коровина В.Я. Литература: 8 кл.: Метод.советы/ В.Я Коровина, И.С.Збарский; Под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 2002.

^ Читаем, думаем, спорим…: Кн. Для самостоят. Работы учащихся по лит.: 8 кл./ Авт.-сост. Г.И.Беленький, О.М.Хренова. – М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.», 1995
Распределение часов по учебным темам


№п\п

Разделы, темы

Количество часов по программе

I

^ Введение. (1 час)

1

II

Устное народное творчество (2 часа)

Русские народные песни: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушки.

1

Предания: «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…»

1

III

^ Из древнерусской литературы (2 часа)

«Жития Александра Невского»


1

«Шемякин суд»

1

IV

^ Из литературы XVIII века (3 часа)

Денис Иванович Фонвизин. «Недоросль» (сцены).

3

V

^ Из литературы XIX века (34 часа)

Иван Андреевич Крылов. Басни: «Лягушки, просящие царя», «Обоз».

2

Кондратий Федорович Рылеев. «Смерть Ермака»

1

Александр Сергеевич Пушкин. «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября», «История Пугачева» (отрывки), «Капитанская дочка», «Пиковая дама»

10

Михаил Юрьевич Лермонтов. «Мцыри»

4

Николай Васильевич Гоголь. «Ревизор», «Шинель»

8

Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин. «История одного города» (отрывок)

2

Николай Семенович Лесков. «Старый гений»

1

Лев Николаевич Толстой. «После бала»

4

Антон Павлович Чехов. «О любви» (из трилогии)

2

VI

^ Из русской литературы XX века (19 часов)

Иван Алексеевич Бунин. «Кавказ»

1




Александр Иванович Куприн. «Куст сирени»

2

Александр Александрович Блок. «Россия», «На поле Куликовом»

2

Сергей Александрович Есенин. «Пугачев»

2

Михаил Андреевич Осоргин «Пенсне»

1

Иван Сергеевич Шмелев. «Как я стал писателем»

2

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». М. Зощенко «История болезни»; Тэффи «Жизнь и воротник»

1

Александр Трифонович Твардовский. «Василий Теркин»

3

Андрей Платонович Платонов. «Возвращение»

1

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов

2

Виктор Петрович Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»

1

Русские поэты о Родине, родной природе

1

VII

^ Из зарубежной литературы (6 часов)

Уильям Шекспир. «Ромео и Джульетта». Сонеты.

2

Жан Батист Мольер. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен)

2

Джонатан Свифт. «Путешествие Гулливера»

1

Вальтер Скотт. «Айвенго»

1




Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе (1 час)

1




Итого

68
  1   2   3   4   5

Похожие:

Рабочая программа по литературе для 8 класса. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 класса...
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы»....
Рабочая программа по литературе для 8 класса. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы iconРабочая учебная программа по литературе
Настоящая рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе Программы по литературе под редакцией В. Я. Коровиной,...
Рабочая программа по литературе для 8 класса. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы iconРабочая учебная программа по литературе
Настоящая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Программы по литературе под редакцией В. Я. Коровиной,...
Рабочая программа по литературе для 8 класса. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы iconРабочая учебная программа по литературе среднего полного (общего)...
Кодификаторе элементов содержания экзаменационной работы для проведения егэ выпускников XI классов общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по литературе для 8 класса. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы iconРабочая программа по литературе учителя Шабайловой Инны Васильевны
Настоящая рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по литературе...
Рабочая программа по литературе для 8 класса. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы iconРабочая программа по литературе 5-6 класса Учитель Владимирова В. М
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы для 5...
Рабочая программа по литературе для 8 класса. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 5 класса...
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе учебно-методического комплекта «Писатели Восточной Сибири» 5—6...
Рабочая программа по литературе для 8 класса. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы iconРабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе...
Составитель Кужанова Нина Петровна учитель литературы II квалификационной категории
Рабочая программа по литературе для 8 класса. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы iconПояснительная записка Статус документа Настоящая рабочая программа...
Братухиной Елены Владимировны по учебнику «Литературы 8 класса» под редакцией Г. И. Беленькой
Рабочая программа по литературе для 8 класса. Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы iconРабочая учебная программа по иностранной литературе
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница