«Проектная методика как одно из направлений личностно -ориентированного обучения»




Название«Проектная методика как одно из направлений личностно -ориентированного обучения»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
«Проектная методика как одно из направлений личностно -ориентированного обучения» .


Путилина Алла Александровна,

учитель немецкого языка МОУ «Рождественская СОШ»

Валуйского района Белгородской области

О личностно - ориентированном обучении в последнее время говорят практически все, но, как это часто бывает, понимают этот термин по-разному. Личностно – ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель; ведущей должна быть деятельность познания, а не преподавания.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке - это общедидактическая проблема, поэтому она также присуща в полной мере и особенностям преподавания такого предмета как иностранный язык.

Независимо от того, какой язык изучают дети , мы знаем, что иностранный язык развивает внимание, память, наблюдательность, расширяет кругозор учащихся.

Изучение иностранного языка приобщает учащихся к культурному наследию и духовным ценностям своего, а также других народов, тем самым решается принцип гуманизации в обучении.

При изучении иностранных языков наиболее значимые результаты дает метод проектов. Он позволят создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Методика проектного обучения используется мной для обобщения знаний и умений учащихся по изученной теме. Так как под проектной деятельностью понимается творческая деятельность школьника, соответствующая его физиологическим и интеллектуальным возможностям, с учетом требований, предъявляемых Государственный образовательным стандартом.

Цель проектной деятельности: способствовать формированию системы знаний и умений, воплощенных в конечный интеллектуальный продукт, содействовать самостоятельности, умению логически мыслить, видеть проблемы и принимать решения, получать и использовать известную информацию, заниматься планированием, развивать грамотность, повышать компетентность.

Прежде всего, учитель иностранного языка обучает детей способам речевой деятельности, поэтому речь идет о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения. Основная идея такого подхода к преподаванию иностранного языка заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую владение определенными языковыми средствами.

Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и превратить уроки иностранного языка исследовательский клуб или проектную лабораторию.

В чем суть проектного обучения?

Проектный метод появился в 1919 году в Америке, где ее разработал У. Кильпатрик. Суть этой системы обучения сводится к тому, что учащиеся сами выбирают тему разработки проекта. Она должна быть связана с реальной жизнью и в зависимости от специализации (уклона) учебной группы отражать общественно-политическую, хозяйственно-производственную или культурно-бытовую ее стороны. Однако в проектной системе обучения, как и в бригадно-лабораторной, учитель оставался в той же роли: читал вводную лекцию, консультировал, подводил итоги.

Проектная методика внедрялась в нашу школу уже в тридцатые годы прошлого столетия. Однако этот опыт не дал положительных результатов. Причин было несколько. Теоретически эта технология не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы. Идея, навязанная сверху, не воспринималась учительством как нечто необходимое, важное для образования учащихся. В результате идея проектной методики не получила своего развития.

В отличие от полного забвения идеи проектов в отечественном образовании все развитые страны продолжали совершенствовать теорию и практику этого метода. Современный этап развития отечественной методики характеризуется повышенным интересом к проблеме использования проектов в обучении иностранным языкам.

Главная идея проектного обучения состоит в следующем:

  1. С большим увлечением выполняется ребенком та деятельность, которая свободно выбрана им самим.

  2. Учебная деятельность строится не только в русле учебного предмета, а часто выходит за рамки урока.

  3. Лозунг проектной деятельности: «Все из жизни, все для жизни».

Метод проектов, как педагогическая технология включает в себя целевую направленность, научные идеи, на которые опирается система действий учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат.

По количеству участников выделяют личностные, парные, групповые и коллективные проекты. Групповые проекты наиболее часто используются в моей практике преподавания.

Групповой метод проектов имеет следующие правила и принципы:

  1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

  2. Команды не соревнуются.

  3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом, потому что они вместе выполняют общее задание.

  4. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.

  5. Ответственность за конечный результат несут все члены команды.


Для работы над проектом группы учащихся формируются с учетом психологической совместимости, при этом в каждой группе есть сильный ученик, средний и слабый. Группа выбирает одно задание, но при его исполнении происходит распределение ролей. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте. В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый ученик активно включается в поиск новой необходимой для выполнения проекта информации.

Работая над проектом, школьники учатся работать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. А это является огромным стимулом к активному усвоению знаний.

Овладевая культурой выполнения проектных заданий, учащиеся приучаются творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач, реализовывать усвоенные ими средства и способы работы.

При использовании метода проектов меняется и роль учителя на уроке. Она различна на разных этапах проектирования. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора учебного процесса.

Главная задача учителя в проектном обучении заключается не в передаче конкретных знаний, а в обучении способам работы для получения знаний. Для передачи способов работы над проектом разрабатываются алгоритмы для решения таких типичных задач, как выделение проблемы, поиск подхода к решению поставленных задач, работа с источниками информации, описание результатов деятельности.

Отдельно следует сказать о координации проектов и организации внешней оценки, поскольку хорошо известно, что лучшая импровизация та, которая хорошо подготовлена. Поэтому, если учитель решил использовать при изучении какого-либо раздела программы метод проектов, он должен все тщательно продумать, разработать и просчитать.

Если предполагается, что учащиеся по предложенной ситуации должны сформулировать проблему, учитель сам должен спрогнозировать несколько возможных вариантов. Учащиеся могут назвать некоторые из них, к другим учитель подводит детей наводящими вопросами, дополнительными заданиями или рекомендациями.

Учащимся предлагается также к моменту окончания изучения определенной темы изготовить рекламный плакат, буклет или альбом с краткими текстами, рисунками, фотографиями, отражающими самое существенное содержание темы. Это вполне может быть оформлено как проектное задание, если его дать в самом начале изучения темы и построить весь процесс изучения данной темы, как нацеленный на реализацию проекта.

Метод проектов является одним из подходов личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие личности учащегося. В сотрудничестве с учителем и другими одноклассниками у ребенка повышается мотивация обучения, снимается напряжение, усиливается вера в свой успех.

Таким образом, необходимо подчеркнуть результаты применения проектной технологии в учебном процессе:

- прочное и глубокое усвоение знаний;

- высокий уровень самостоятельной работы учащихся;

- формирование умений работать в группе, вести групповое обсуждение;

- мотивация коллективных достижений;

- сплочение детского коллектива.

Использование в педагогической деятельности метода проектов позволяет решить ряд проблем:

- низкий уровень активной, самостоятельной работы учащихся;

- перегрузка учащихся и учителя.

На основании выше изложенного необходимо сделать следующие выводы:

при организации проектного обучения

  1. в центре учебного процесса находится ученик, его познавательная и творческая

деятельность;

  1. роль учителя в таком учебном процессе чрезвычайно ответственная, но она иная,

чем при традиционном обучении;

  1. ответственность за успех в учебной деятельности школьники в большей степени

берут на себя;

  1. главная цель такого обучения - развитие интеллектуальных и творческих

способностей учеников, с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию для себя важных решений.

«Организация работы над проектами на уроке немецкого языка»

Путилина АллаАлександровна,

учитель немецкого языка МОУ «Рождественская СОШ»

Валуйского района Белгородской области

История научного оформления и описания метода проектов началась во второй половине Х!Х века в США, когда известные педагоги Дж. И Э.Дьюи, Х.Килпатрик и Э.Коллингс провозгласили принцип «обучения посредством делания». Ведущая идея этого метода состояла в том, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась на основе прагматики: «Всё из жизни, всё для жизни»; ребенок тогда будет учиться с увлечением, когда занятие интересует его лично, когда содержание учения исходит из реальной детской жизни, а результат такой деятельности можно обязательно применить.

В 20-е года ХХ века метод проектов привлек внимание советских педагогов, которые провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни.

Проектная методика внедрялась в нашу школу уже в тридцатые годы прошлого столетия. Однако этот опыт не дал положительных результатов. Причин было несколько. Теоретически эта технология не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы. Идея, навязанная сверху, не воспринималась учительством как нечто необходимое, важное для образования учащихся. В результате идея проектной методики не получила своего развития.

В отличие от полного забвения идеи проектов в отечественном образовании все развитые страны продолжали совершенствовать теорию и практику этого метода. Современный этап развития отечественной методики характеризуется повышенным интересом к проблеме использования проектов в обучении иностранным языкам.

На современном этапе развития образования актуальна проблема повышения качества знаний учащихся, развития их творческих способностей. Поэтому значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся. Особую значимость при этом приобретает метод проектов, который позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта. Проектная деятельность основана, прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся, гибкой организации процесса обучения. В результате полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности ученика, учитываются индивидуальные интересы и способности ребенка, решаются не только конкретные обучающие задачи, но и сугубо житейские. В методе проектов изменяются ролевые функции ученика и учителя. Ученик становится полноправным субъектом взаимодействия с учителем.

Личностно-ориентированное воспитание средствами иностранного языка предполагает, с одной стороны, использование учебного общения, сотрудничества и активной деятельности ученика на уроке, а с другой стороны, учителю необходимо найти способ включить ученика в реальную языковую коммуникацию. Найти такой способ позволит использование на уроке технологии проектной деятельности.

Работа над проектом – процесс творческий. Ученик самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то определенной проблемы. Это требует от него владение большим объемом предметных знаний, владение творческими и интеллектуальными умениями.

В процессе работы над проектом школьник учится вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, лаконично излагать свою мысль. Практика использования метода проектов показывает, что в сотрудничестве учиться не только интереснее и легче, но и результативнее. Помочь друг другу, вместе решить трудное задание, разделить радость успеха – все это преимущества проектной технологии. Проект создает максимальные условия для проявления и становления творческих возможностей учащегося.

В курсе изучения немецкого языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Огромные возможности для этого предоставляет каждая тема в современных учебниках по немецкому языку серии «Шаги» автора

Бим И.Л., которые позволяют успешно сочетаться с другими учебными средствами и могут быть включены в различные формы общей системы работы над изучаемым языком на этапе речевой практики по развитию коммуникативных умений иноязычного речевого общения как вид работы по совершенствованию речевой подготовки. При этом проектное задание может рассматриваться как определенная форма адаптации материалов учебника к конкретным условиям образовательной ситуации и индивидуальным особенностям учащихся.

В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы её решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. Что значительно позволяет повысить компетентность учащихся.

Работа с проектом имеет следующие этапы:

Первый этап: подготовительный. Предложение темы исследования. Темы могут быть предложены в рамках учебника или их может сформулировать сам учитель с учетом учебных и воспитательных задач, а также сами учащиеся. Чаще всего темы проектов определяются с учетом решения

какого-либо практического вопроса, актуального для жизни школьника в социуме.

Второй этап: организация работы. Согласование общей линии разработки проекта, формирование групп, составление подробного плана работы над проектом. На этом этапе обсуждаются пути и способы сбора информации, ведется поисковая работа, обсуждаются первые результаты работы в группе.

Третий этап: завершающий . На нем осуществляется промежуточный контроль, обсуждаются способы оформления проекта, проходит презентация проектов, подводятся итоги.

В проектной технологии возможно существование и четвертого этапа: практическое использование. Задача данного этапа продемонстрировать результативность использования данной технологии. Этот этап может быть представлен в качестве наглядных пособий, докладов, презентаций.

Похожие:

«Проектная методика как одно из направлений личностно -ориентированного обучения» iconЛичностно-ориентированное обучение в профессиональном образовании
Цель работы: Апробировать эффективность личностно-ориентированного обучения на уроках производственного обучения и во внеурочной...
«Проектная методика как одно из направлений личностно -ориентированного обучения» icon— создание условий для обес­печения собственной учебной деятельности...
Целью работы является организация личностно ориентированного развития учащихся, обновления содержания образования, выстраивания индивидуальных...
«Проектная методика как одно из направлений личностно -ориентированного обучения» iconОбразовательная программа творческого объединения
Методика работы по программе строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком
«Проектная методика как одно из направлений личностно -ориентированного обучения» iconДифференциация обучения на уроках литературы в старших классах
Принципы индивидуализации и дифференциации обучения основательно разработаны в современных психолого-педагогических науках. При этом...
«Проектная методика как одно из направлений личностно -ориентированного обучения» iconРаботаю над проблемой «Формирование познавательного интереса на уроках...

«Проектная методика как одно из направлений личностно -ориентированного обучения» iconФормирование устойчивого нравственного поведения и учебной деятельности...
Петенева Е. С. – учитель русского языка и литературы, образование высшее, бгпи, имеет высшую квалификационную категорию
«Проектная методика как одно из направлений личностно -ориентированного обучения» iconСправка Использование технологий и методик личностно ориентированного взаимодействия
Личностно ориентированные технологии направлены на обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности...
«Проектная методика как одно из направлений личностно -ориентированного обучения» iconМетодические рекомендации по изучению данного курса
При работе над содержанием разделов данного курса предполагается осуществление личностно-ориентированного подхода к обучению и использование...
«Проектная методика как одно из направлений личностно -ориентированного обучения» iconИспользование качественных прикладных задач при изучении физики в вузе
При изучении физики широко используются различные методики и педагогические технологии с учетом содержания учебного курса и индивидуальных...
«Проектная методика как одно из направлений личностно -ориентированного обучения» iconЛичностно-ориентированные технологии обучения
Личностно- ориентированное обучение способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница