Выступление на педагогическом совете по теме: «Проектная деятельность в работе классного руководителя»




НазваниеВыступление на педагогическом совете по теме: «Проектная деятельность в работе классного руководителя»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
Выступление на педагогическом совете по теме: «Проектная деятельность в работе классного руководителя».

28.08.09 г.

Учитель: Санина А. А.

Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит. (Саади.)

Мы все родом из детства. Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего – это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы. Проблемы здоровья, поведения, учебы, взаимоотношений с одноклассниками, учителями-предметниками, организация досуга школьников и многое другое являются сферами заботы классного руководителя. Поэтому можно сказать, что он – одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития ребенка, становления его мировоззрения. Те, кто сегодня работает в школе, прекрасно понимают, что прежде всего самые большие затраты – психологические и физические – ложатся на классного руководителя. Мы все хорошо знаем предмет, и для нас не составляет труда провести урок, но эмоциональные составляющие классной жизни надо прочувствовать.

Работа классного руководителя сложна и многообразна, но она, несомненно, нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися, осуществляется воспитание через систему ценностей и традиций школы, установок общества в процессе внеклассной работы с учащимися, через взаимодействие с семьей, социумом, с обществом.

К важнейшим функциям классного руководителя относятся:

- развитие познавательных интересов и способностей школьников;

- их профессиональная ориентация;

- забота об охране здоровья учащихся;

- воспитание уважения к себе, чувства собственного достоинства;

- формирование у ребёнка понимания значимости физического состояния для своего будущего.

Цель деятельности классного руководителя- это создание условий для успешной самореализации и саморазвития личности, обучающихся в обществе.

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника не только знающего, а умеющего творчески мыслить, самостоятельно добывать и применять знания, способного принимать нестандартные решения.

Мария Мантессори сформулировала один из своих принципов так: “Помоги мне это сделать самому, ничего не делая за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю САМ!”

Чтобы осуществить этот принцип развития, требуются новые методы в деятельности учителя, классного руководителя. Необходим такой метод, который бы формировал активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося, развивал бы исследовательские, самооценочные и рефлексивные навыки, нацеливал бы на развитие познавательного интереса учащихся и реализовывал бы принцип связи обучения с жизнью.

В настоящее время в российском образовании существует ряд технологий продуктивного обучения. Это и проблемное обучение, и технология деятельностного метода, и информационные технологии и, несомненно, проектная деятельность, основанная на методе проектов.

Сущность метода проектов - стимулирование интереса детей к обучению через организацию их самостоятельной деятельности, постановки  перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений.

В продуктивном обучении метод проектов используется для развития творчества, познавательной активности, самостоятельности, построение индивидуальных образовательных маршрутов.

Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д.

Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.

Что такое проект для учителя? Проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.

Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.

Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует развитию общеучебных навыков.

Первое – это социальные навыки. Умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.

Следующие навыки – коммуникативные: учиться не только говорить, но и важно научиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.

Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности – это и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.

Навыки, тесно связанные с мыслительными – это исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Рассмотрим самую основную, определяющую содержательную специфику каждого проекта.

По доминирующей деятельности учащихся различают проекты:

  • Исследовательский –

по структуре напоминает подлинно научное исследование; он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов, при этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие;

  • Творческий –

предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.;

  • Игровой (ролевой) –

Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания;

  • Информационный –

направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории; результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы;

  • Социально-значимый (практико-ориентированный) –

нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика, продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.

А теперь остановимся на этапах работы над проектом:

  • мотивационный

  • планирующе - подготовительный

  • информационно-операционный

  • рефлексивно-оценочный

1 этап – мотивационный.

Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.

Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель построит первый этап – этап погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся.

^ Проведение демонстрационного занятия: мотивационный этап проекта.

2 этап – планирующе - подготовительный.

Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы.

3 этап - информационно- операционный.

Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.

4 этап - рефлексивно-оценочный.

Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.

Наша классная копилка проектов пополняется из года в год. Это ряд творческих проектов: «Книга мира», коллекция мини-плакатов по предупреждению правонарушения ПДД, «Путешествие в старину», «Мой любимый литературный герой» и т.д.; информационный групповой проект: «Природные зоны».

Особое место в нашей деятельности занимает работа над созданием проектных работ в рамках социально – педагогического проекта «Музей гигиены и здоровья»:

- творческий проект «Вредные привычки» (уч-ся 4 класса);

- информационный проект «Кислород и его воздействие на человека» (уч-ся 4 класса);

- социально-значимый проект «Как воздух влияет на моё здоровье?» (уч-ся 1 класса);

- исследовательский проект «Комнатные растения: красота или здоровье?» (уч-ся 2 класса).

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому «проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим «видам прямого или косвенного обучения».

И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения позволяет эффективно развивать творческую, неординарную личность.




Похожие:

Выступление на педагогическом совете по теме: «Проектная деятельность в работе классного руководителя» iconК. Д. Ушинского: Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой
Выступление на педагогическом совете по теме "Интерес к познанию — основа обучения"
Выступление на педагогическом совете по теме: «Проектная деятельность в работе классного руководителя» iconВыступление на педагогическом совете «Создание эффективной развивающей...
Выступление на педагогическом совете «Создание эффективной развивающей среды в условиях перехода на фгос оо» Ребровой Л. С
Выступление на педагогическом совете по теме: «Проектная деятельность в работе классного руководителя» iconДеятельность классного руководителя в работе с родителями, имеющих детей с дефектами зрения

Выступление на педагогическом совете по теме: «Проектная деятельность в работе классного руководителя» iconВыступление на педагогическом совете на тему
Бесспорно, учитель несет детям знания. Но как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он обязан постоянно совершенствовать...
Выступление на педагогическом совете по теме: «Проектная деятельность в работе классного руководителя» iconКлассного руководителя
Личностные качества выпускников данного классного руководителя. Ниже приведены соответствующие диагностические методики, позволяющие...
Выступление на педагогическом совете по теме: «Проектная деятельность в работе классного руководителя» iconВыступление на педагогическом совете на тему
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №22
Выступление на педагогическом совете по теме: «Проектная деятельность в работе классного руководителя» iconПринято на педагогическом совете. 05. 09. 2014г. Непосредственно образовательная деятельность

Выступление на педагогическом совете по теме: «Проектная деятельность в работе классного руководителя» iconУтверждена на педагогическом совете моу сош №2/протокол №1 от 28....
Общая характеристика моу уваровский кадетский корпус им. Святого Георгия Победоносца
Выступление на педагогическом совете по теме: «Проектная деятельность в работе классного руководителя» iconВыступление на педагогическом совете школы
Указом Президента РФ «О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников» была выстроена стратегия разработки новых...
Выступление на педагогическом совете по теме: «Проектная деятельность в работе классного руководителя» iconФормы работы классного руководителя с семьей
В работе нашего классного руководителя использовались следующие формы работы с семьей
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница