Положение о проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся. Общие положения




НазваниеПоложение о проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся. Общие положения
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДокументы

ПОЛОЖЕНИЕ

о проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.


1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в целях реализации Основной образовательной программы гимназии на основе ФГОС НОО и ООО.

1.2. Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся является неотъемлемой частью учебного процесса.

1.3. В основе проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся лежит системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса по ФГОС второго поколения.

1.4. Включение школьников в учебно-исследовательскую и проектную деятельность – один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в начальной, основной и старшей школе.

1.5. В организации и обеспечении проектной и учебно-исследовательской деятельности участвуют все педагоги школы.
^ 2. Особенности проектной и учебно-исследовательской деятельности

2.1. Направленность не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

2.2. Возможность реализовать потребности учащихся в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, школьники овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.

2.3. Сочетание различных видов познавательной деятельности. В них могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
^ 3. Цели учебно-исследовательской и проектной деятельности

Цели определяются как их личностными, так и социальными мотивами:

3.1. Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников.

3.2. Умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.

3.3. Приобретение коммуникативных умений, в ходе работы в группах.

3.4. Развитие исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).

3.5. Развитие системного мышления.

3.6. Вовлечение учащихся в социально-значимую творческую, исследовательскую и созидательную деятельность.

3.7. Ознакомление учащихся с методами и технологиями проектной деятельности.

3.8. Обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения.

3.9. Поддержка мотивации в обучении.

3.10. Реализация потенциала личности.
^ 4. Задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности

4.1. Воспитание у школьников интереса к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин, выявлению сущности процессов и явлений во всех сферах деятельности (науки, техники, искусства, природы, общества).

4.2. Формирование склонности учащихся к научно-исследовательской деятельности, умений и навыков проведения экспериментов.

4.3. Развитие умения самостоятельно, творчески мыслить.

4.4. Выработка навыков самостоятельной работы с научной литературой, обучение методике обработки полученных данных и анализа результатов, составление и формирование отчета и доклада о результатах научно-исследовательской работы.

4.5. Мотивирование выбора профессии, профессиональной и социальной адаптации.

4.6. Формирование единого школьного научного общества учащихся со своими традициями.
^

4.7. Пропагандирование достижений отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства.



5. Общие характеристики учебно-исследовательской и проектной деятельности

5.1. Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют общие практически значимые цели и задачи.

5.2. Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности включает следующие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов;

5.3. Учебно-исследовательская и проектная деятельность требуют от учащихся компетентности в выбранной сфере исследования, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации.
^ 6. Различие проектной и учебно-исследовательской деятельности


Проектная деятельность

Учебно-исследовательская

деятельность

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами и необходимого для конкретного использования

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ.

Отрицательный результат – тоже результат

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана.

Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений


^ 7. Требования к построению проектно-исследовательского процесса

7.1. Проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям учащихся.

7.2. Тема исследования должна быть интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя.

7.3. Раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке.

7.4. Для выполнения проекта должны быть все условия – информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества.

7.5. Учащиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приемов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта.

7.6. Педагоги должны обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство).

7.7. Учащиеся могут вести дневник самоконтроля, в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчетов и во время собеседований с руководителями проекта.

7.8. Необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника.

7.9. Результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путем размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения.

8. Понятия


Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и учащихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

^ Исследовательский проект – один из видов учебных проектов, где при сохранении всех черт проектной деятельности учащихся одним из ее компонентов выступает исследование.
9. Формы организации проектной деятельности
^

9.1. Виды проектов:

  • информационный (поисковый) направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; на ознакомление с ней участников проекта, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории;


  • исследовательский полностью подчинен логике пусть небольшого, но исследования и имеет структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;

  • творческий (литературные вечера, спектакли, экскурсии);

  • социальный, прикладной (практико-ориентированный);

  • игровой (ролевой);

  • инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения).

9.2. По содержанию проект может быть монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областным), относящийся к области деятельности.

9.3. По количеству участников:

  • индивидуальный – самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы подросток – автор проекта – самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник;

  • парный, малогрупповой(до 5 человек);

  • групповой (до 15 человек);

  • коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнерской сети, в том числе в Интернете).

9.4. Длительность (продолжительность) проекта: от проекта-урока до многолетнего проекта.

^ 10. Формы организации учебно-исследовательской деятельности

10.1. На урочных занятиях:

  • урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок-рассказ об ученых, урок – защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;

  • учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;

  • домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.

10.2. На внеурочных занятиях:

  • исследовательская практика учащихся;

  • образовательные экспедиции-походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля; образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера;

  • факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности учащихся;

  • ученическое научно-исследовательское общество – форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и пр., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с научными обществами других школ;

  • участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.


11. УУД

Учащиеся должны научиться:

11.1. Ставить проблему и аргументировать ее актуальность.

11.2. Формулировать гипотезу исследования и раскрывать замысел – сущность будущей деятельности.

11.3. Планировать исследовательские работы и выбирать необходимый инструментарий.

11.4. Собственно проводить исследование с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ.

11.5. Оформлять результаты учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта.

11.6. Представлять результаты исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

11.7. Самооценивать ход и результат работы.

11.8. Четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для достижения этих целей.

11.9. Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели.

11.10. Обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе.

11.11. Устанавливать с партнерами отношения взаимопонимания.

11.12. Обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

11.13. Адекватно реагировать на нужды других.

^

12. Организация проектной и учебно-исследовательской работы

12.1. В проектной и учебно-исследовательской деятельности принимают участие школьники с 1-го по 11-й классы. Причем для всех учащихся профильных и предпрофильных (8–9-х) классов участие обязательно.

12.2. Для осуществления проектной и учебной и учебно-исследовательской деятельности учащихся 7–11-х классов определяется руководитель проекта по желанию подростка.

12.3. Руководителями проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся являются все учителя школы и преподаватели вузов, работающих в комплексе «школа–вуз».

12.4. Кандидатуры руководителей согласовываются учащимися с координатором проектной и учебно-исследовательской деятельности школы – руководителем научного общества или заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

12.5. Направление и содержание проектной и учебно-исследовательской деятельности определяется учащимися совместно с руководителями проектов. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления развития школы и индивидуальные интересы учащегося и педагога.

^

12.6. Определение тематики и выбор руководителя проекта учащихся 8–11-х классов производится в начале учебного года (не позднее октября).

12.7. Работа над проектом осуществляется одним или двумя учащимися, если они являются учениками средней или старшей школы. Учащиеся начальной школы могут выполнять проекты в группах.

^

12.8. Руководитель консультирует учащегося по вопросам планирования, методики исследования, оформления и представления результатов исследования.

12.9. Формами отчетности проектной и учебно-исследовательской деятельности являются:

^

для исследовательских и информационных работ: реферативное сообщение, компьютерные презентации, приборы, макеты;


– для творческих работ: письменное описание работы, сценарий, экскурсия, стендовые отчеты, компьютерные презентации, видеоматериалы, фотоальбомы, модели.
^ 13. Подведение итогов проектной и учебно-исследовательской деятельности

13.1. В 5-7-х классах контрольная работа по пройденной теме может проводиться в форме защиты учебного проекта.

13.2. На ежегодной школьной конференции производится презентация и защита проектных работ. В конференции могут участвовать все учащиеся школы.

13.3. Учащиеся профильных классов представляют свою работу для защиты согласно утвержденному расписанию руководителю (учителю, педагогу, администратору школы).

13.4. Для проведения школьной конференции, презентации проектно-исследовательских работ создается специальная комиссия, в состав которой могут входить учителя, педагоги, педагоги-психологи, администраторы школы, преподаватели вузов, родители, представители ученического самоуправления и иные квалифицированные работники.

13.5. Специальная комиссия оценивает уровень проектно-исследовательской деятельности конкретного ученика, определяет победителей конкурса проектных работ.

13.6. Состав специальной комиссии определяется методическими объединениями и согласовывается с научно-методическим советом школы. Количество членов комиссии не должно быть менее 3 и более 7 человек. В состав комиссии входит научный руководитель проекта, который защищается.

13.7. По решению комиссии лучшие работы учащихся могут быть поощрены дипломами (1-, 2-, 3-й степеней) и ценными подарками, рекомендованы к представлению на конференции, симпозиумы и конкурсы, олимпиады муниципального, регионального, федерального, международного уровней. Возможно создание комиссии, состоящей из учеников школы, решение которой о поощрении участников проектной работы должно приниматься во внимание специальной комиссией.

13.8. Учащимся после презентации проектной работы на школьной конференции вручается специальный сертификат, свидетельствующий о защите проекта.

13.9. Реферативные проектно-исследовательские материалы, а также сами проекты принадлежат образовательному учреждению.

13.10. В школе организуется фонд проектно-исследовательских работ, которым (при условии их сохранности) могут пользоваться как педагоги, так и ученики школы, занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью.

13.11. Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности исследовательской деятельности.
^ 14. Критерии оценивания проектно-исследовательской деятельности

14.1. Актуальность выбранного исследования.

14.2. Сформулированность и аргументированность собственного мнения.

14.3. Четкость выводов, обобщающих исследование.

14.4. Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы.

14.5. Качественный анализ проблемы, отражающий степень знакомства автора с ее современным состоянием.

14.6. Владение автором специальным и научным аппаратом.

14.7. Грамотность оформления и защиты результатов исследования.

14.8. Соответствие содержания работы сформулированным целям и теме.

14.9. Умение вести дискуссию по теме.

14.10. Владение иностранным языком (если защита ведется на иностранном языке).

14.11. Технологичность и техничность исполнения.

14.12. Художественный вкус.
15. Мониторинг проектно-исследовательской деятельности

15.1. Для осуществления мониторинга проектно-исследовательской деятельности педагоги ведут учетные записи проектно-исследовательской деятельности в специальных журналах по параллелям. Школьные проекты отражаются в недельных планах гимназии. Информация о них размещается на сайте гимназии администраторами сайта.

Утверждено приказом от 31.10.2013 г. № 302/1

Похожие:

Положение о проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся. Общие положения iconПрограмма учебно-исследовательской и проектной деятельности мкоу...
Базисным учебным планом, программой формирования и развития универсальных учебных действий и направлена на формирование у обучающихся...
Положение о проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся. Общие положения iconПоложение о научно-исследовательской деятельности учащихся школы I общие положения
Научно-исследовательская деятельность учащихся процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых...
Положение о проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся. Общие положения iconМетодические рекомендации представляют материал по организации учебно-исследовательской...
М мире движение. Выполнение исследовательской работы или творческого проекта качественно меняет отношение ученика к предмету. Привычка...
Положение о проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся. Общие положения iconМетодические рекомендации по организации исследовательской и проектной...
О типичных проблемах при выборе тем учебно-исследовательских работ и творческих проектов
Положение о проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся. Общие положения iconПоложение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими...
Положение проходит процедуру экспертизы и утверждается на педагогическом совете школы, общешкольном родительском комитете
Положение о проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся. Общие положения iconТематическое планирование по математике
Курс математики интегрирован с междисциплинарными учебными программами – «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование...
Положение о проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся. Общие положения iconОтчет о деятельности моу «Гимназия №2»
«Инновационные подходы к организации проектной и исследовательской деятельности в образовательном учреждении». Проект включает реализацию...
Положение о проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся. Общие положения iconПоложение о научном обществе обучающихся и учителей «Интеллект будущего»
В секциях ноу учащиеся совершенствуют свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства технологии, приобретают...
Положение о проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся. Общие положения iconI. Общие положения
Настоящее Положение разработано на основании Федерального Закона РФ «Об образовании», Типового положения об образовательном учреждении,...
Положение о проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся. Общие положения iconПоложение о службе практической психологии в системе образования...
Положение определяет организационно-мето­дическую основу деятельности Службы практической психологии в системе образования города...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница