Проектная деятельность на уроках технологии”




НазваниеПроектная деятельность на уроках технологии”
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок


Проектная деятельность на уроках технологии”

Из опыта работы учителя технологии

МОУ “Пролетарская средняя общеобразовательная школа”

Серпуховского района Московской области

Овечкиной Валентины Васильевны «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он способен выполнить самостоятельно»

Л. С. Выготский

I. Вступление

В школе все начинается с урока. Если урок плох, ученик не может быть успешным. Как же создать ситуацию успеха на уроке? Каждый учитель ищет свои ответы на этот вопрос. Для меня это – любовь к своему предмету, его глубокое знание, постоянный поиск новых форм работы, индивидуальный, творческий подход к каждому ребенку.

Проработав в школе какое-то время, я поняла, что объекты труда за последние 30 лет практически не изменились, поэтому изделия часто получаются не нужными. Не хочется шить юбку, если ты юбки вообще не носишь, готовить рыбу, которую не ешь, вышивать просто так, для тренировки. Обойти эти острые углы помогает проектный метод.

В течение нескольких лет я разрабатываю альтернативные объекты труда для уроков технологии, которые помогают сделать мой предмет более интересным, а учебу более успешной. В моем кабинете достаточно материала, который позволяет ученикам выбрать темы проекта в соответствии со своими желаниями, склонностями и потребностями. И появляются все больше и больше учеников, которые делают прекрасные изделия, участвуют в выставках и олимпиадах, занимают призовые места, а иногда могут заработать небольшие деньги, то есть чувствуют себя успешными.

^ II. Актуальность выбранной темы

Сегодня образование России стоит перед очевидной необходимостью пересмотра своих целевых установок. А именно, в ходе образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми ставить осмысленные цели, выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем, т.е. становиться на деле самостоятельным, инициативным и креативным.

На первый план выдвигаются задачи этического и эстетического воспитания школьников, развитие у них творческих способностей, критического мышления, обогащение сокровищами мировой культуры, привития экологической культуры, физического развития и формирования навыков здорового образа жизни.

Решению этих задач способствует проведение уроков по методу проектов. Разумеется, склонность к проектной деятельности есть далеко не у всех, но отчаиваться не нужно. Привлекая учащихся к проектной деятельности, педагог способствует развитию их компетенций и в итоге, повышает собственную профессиональную компетентность. К тому же, метод проектов способствует наиболее полной реализации идей профильного обучения, целью которого является ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

^ III. Научная основа

Метод проектов возник в начале XX века и широко применялся в американских, западноевропейских и российских школах. Из-за отсутствия четких разработок по его использованию в российских школах он был запрещен в 30-х годах, однако продолжал развиваться в системе образования других стран. В конце XX века Россия вновь к нему обратилась, рассматривая его и как новую педагогическую технологию, и как систему обучения, и как метод познания.

По мнению современных разработчиков метода проектов в технологическом образовании (М. Б. Павлова, Дж. Питт, М. И. Гуревич, И. А. Сасова) он “представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования”. Такой взгляд авторов вполне созвучен идеям современной школы.

^ IV. Сущность опыта

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение конечного результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта) и реализации. Проектная деятельность обладает характерными для любого типа деятельности атрибутами – прежде всего культурой деятельности, определяемой традициями, ценностями, нормами, образцами. Главная ее ценность – свершение. Все средства подчинены достижению результата.

Начиная с 2005 года, на уроках технологии я начала применять метод проектов.

В течение всего периода изучения предмета школьники систематически включаются мной в индивидуальную или коллективную проектную деятельность. Ведь каждый урок технологии – это или краткосрочный законченный проект (1 – 2 урока кулинарии) или какой – то этап творческого проекта. Любой проект обязательно выполняется под моим руководством и с моей помощью. Главная моя задача состоит в том, чтобы создать учащимся предпосылки для успешного творчества, сделать так, чтобы каждый жил этим проектом, зажечь в них искорку желания и уверенность в успехе. При этом решаются не только учебные, но и воспитательные задачи, поскольку между учащимся и учителем формируются отношения сотрудничества, свободной дискуссии.

Все этапы проектирования требуют индивидуальной заинтересованности обучающихся, интеллектуальной подготовки, поиска материалов, инструментов, технологического выполнения. Так у школьников возникает дополнительная заинтересованность в получении знаний, необходимых для выполнения проекта. Специфика нашего предмета такова, что ученицы должны обладать хотя бы минимумом знаний по таким дисциплинам как изобразительное искусство, черчение, математика, химия, физика. Мы касаемся этих предметов при изучении различных блоков. Так, при конструировании и моделировании очень важно уметь представить эскиз модели, выполнить ее чертеж. А при построении чертежа изделия не обойтись без знаний по математике и черчению. Изучая раздел “Материаловедения”, вплотную приближаемся к химии, “Машиноведение” – к физике. При подсчете себестоимости изделия мы касаемся экономических знаний; делая экологическое обоснование, соприкасаемся с экологией; разрабатывая рекламу, проводим маркетинговые исследования. Таким образом, самое главное – творческая работа над проектом делает востребованными знания, полученные учащимися на других предметах, а это, в свою очередь, эффективно формирует интерес к образованию в целом. А для меня, как для учителя, предоставляется возможность дать обобщенную оценку знаний, умений и навыков, усвоенных школьниками на протяжении всего учебного года.

На первом (организационно – подготовительном) этапе работы над проектом объясняю девочкам, что такое проект и этапы его выполнения, знакомлю с целями и задачами предстоящей работы. Вместе изучаем тематику проектных заданий. В тематике проектных заданий учитываю вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды, здорового образа жизни, правильного питания. Одновременно знакомлю с требованиями к выполненной работе, пояснительной записке. Вместе определяем сроки и порядок защиты проекта. Ученицы знакомятся с ранее выполненными проектными работами. Некоторым ученицам для ликвидации трудностей с выбором темы проекта предлагаю заранее заготовленный примерный перечень тематики творческих проектов. Никогда не настаиваю на выборе определенной темы той или иной ученицей, но при обсуждении этапов выполнения проекта даю рекомендации с учетом уровня ее подготовленности и возможностей. Поэтому одна и та же тема проекта разными ученицами, в конечном счете, может быть представлена по - разному. Например, учащейся с высокой мотивации к учебе по теме «Декоративно – прикладное творчество» могу предложить выполнить панно с применением таких сложных технологий как, использование тканей сложной фактуры (шелка и атласа), наличием мелких деталей и т.д. А ученице со средними способностями к учебе предлагаю выполнение с меньшим объемом работ, т.е. простой рисунок, поисково–исследовательский и конструкторский этапы сведены до минимума. Для облегчения работы возможно объединение таких учащихся в группы. Ребятам из малообеспеченных семей предлагаю тему, связанную с обновлением и ремонтом одежды, внесения современных элементов и декорирования.

На следующем (технологическом) этапе провожу индивидуальные консультации с каждой ученицей. Вместе определяем конкретные задания, выбираем материалы и инструменты, необходимую литературу; составляем план работы над проектом. Вместе с ученицей просматриваем эскиз изделия, анализируем его конструкцию и технологию изготовления. При необходимости вношу поправки. После этого ученица составляет технологическую карту, делает необходимые расчеты и приступает к практической работе по изготовлению изделия и поэтапному выполнению творческого проекта. Дальнейшую помощь учащимся в работе над выполнением проектов оказываю на занятиях и в порядке консультаций. На уроке проверяю качество выполнения работ, а на консультациях даю рекомендации по составлению пояснительных записок к проектам. Если работа требует больших затрат времени, то предлагаю выполнять ее частично дома. Появляется возможность для общения и совместного творчества детей и родителей. Таким образом, положительным следствием проектной деятельности являются и такие воспитательные моменты как: взаимопонимание, поддержка со стороны родителей, сплочение семьи.

На заключительном этапе проводится контроль и испытание изделия, при необходимости корректируется котструкторско-технологическая документация, оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта.

Выполнение творческого проекта обязательно завершается его защитой перед всем классом. Моя задача, как руководителя проекта, выработать единые требования к проектным работам, стимулировать формирование у учащихся чувства ответственности, внести в этот процесс дух здоровой состязательности, дать возможность учащимся делать определенные выводы по своей работе в сравнении с другими, включая самооценку, помогать отстаивать их творческие идеи.

Помимо того, что ученицы выполнили творческие проекты, они разрабатывают сценарии показов, подбирают музыкальное сопровождение. Важно не только технологически грамотно изготовить изделия, но и суметь их преподнести: показать работу конструкции модели в движении, пластику материалов, цветовые нюансы. Обязательно используется и дополнительные выразительные средства в создании образа костюма: грим, ювелирные украшения, прическа.

За время защиты ученица доказывает оригинальность и актуальность своего проекта, качество полученных результатов, представляет аргументы в защиту экологических и экономических решений, выполняет презентацию своей работы, рекламу, проявляет свои коммуникативные способности.

Помимо защиты проекта, наиболее ценным, на мой взгляд, является проведение мастер-классов. Возможность познакомить всех заинтересованных с техникой изготовления своего проекта – очень важный момент для подростка. Он раскрепощен в общении, находится в центре внимания, учит их тому, что умеет делать далеко не каждый взрослый. Наиболее интересные индивидуальные мастер-классы проводили ученицы по декоративно-прикладному творчеству: Челнокова Юлия, ученица 10 класса – “Вышивка лентами”, “Техника выполнения коллажа”; Лесина Настя, ученица 9 класса – “Вышивка пайетками”. Хочется отметить коллективные мастер-классы: “Искусство приготовления салатов” – 9 класс, “Изделия из слоеного теста. Сервировка стола к чаю” – 9 класс.

Итоги защиты отражаю в фотоальбоме. Лучшие работы использую, как пособие на уроках, направляю на выставку декоративно-прикладного творчества или для личных целей: украшения дома, подарка родителям и так далее. Старюсь, чтобы защита проектов превратилась в праздник, чтобы и учитель и ученики получили удовлетворение от ее проведения, чтобы школьники после защиты вышли с новыми идеями, творческими задумками, готовыми сделать следующий проект еще более интересным и совершенным.

Применение информационных технологий в проектной деятельности помогает учащимся осваивать новые способы работы с альтернативными источниками информации (Интернет, мультимедиа энциклопедии и др.), формировать основы информационной культуры. В процессе использования информационных технологий в проектной работе у них автоматически формируется отношение к компьютеру, как к исполнителю, то есть инструменту, с помощью которого поставленную задачу можно решить быстро, качественно, интересно. Положительные эмоции, полученные учащимися в процессе реализации проектов с применением информационных технологий, укрепляет в них уверенность в себе, способствует развитию их познавательной активности.

Компьютерные программные средства могут быть использованы на различных этапах проектной деятельности: для поиска информации, моделирования и проектирования объекта, оформления документации, презентации проекта. Я использую следующие компьютерные программы: “Конструирование и моделирование поясных изделий”, “Конструирование и моделирование плечевых изделий”, ”Энциклопедия женского рукоделия”, “Учимся кроить и шить”. Отдельные уроки провожу с помощью этих компьютерных программ. Так, при конструировании и моделировании изделий использую электронный журнал выкроек.

Финальным аккордом проектной деятельности по своему предмету считаю подготовку и заинтересованность девушек в получении профессии “швея” в рамках технологического профиля обучения по специализации ”Производственная сфера”.

Выполняя творческие проекты, начиная с 5 класса, усложняя объекты труда, в 9 классе девушки приступают к профессиональным пробам. У них появляется желание получить профессию швеи. Мною разработана программа “Профессиональное обучение. Профиль - швея”. На протяжении более 10 лет выпускаю швей II-IV разряда.

При оценке проекта учитываю целесообразность, сложность и качество выполненного изделия, полноту пояснительной записки, аккуратность выполнения схем, чертежей, уровень самостоятельности и степень владения материалом при защите.

С критериями оценивания учащиеся знакомятся заранее, в самом начале работы над проектом. Более того, они могут сами предложить какие-либо дополнительные критерии. Критерии оценивания являются своего рода инструкцией при работе над проектом. Кроме того, зная заранее, как именно его работа будет оцениваться, автор проекта может, улучшая отдельные характеристики своего проекта, повысить свой результат или, не имея такой возможности, быть готовым к более низкой оценке. В любом случае структура полученного балла будет понятна учащемуся.

Низкая оценка за проект не выставляется. Я убеждена, что учащейся необходимо предложить доработать или переделать проект в корректной форме. Ведь оценивание результатов творчества всегда драматично и противоречиво. Ближе к объективной будет рейтинговая оценка, включающая в себя самооценку, среднюю коллективную оценку экспертов и оценку учителя. В качестве экспертов выступают сами учащиеся.

^ V. Результативность

Опыт работы по проектной деятельности дал следующие положительные результаты. Качество знаний по предмету за последние 3 года составил в среднем 92,3%. Получили свидетельства о присвоении квалификации швеи за последние 5 лет - 34 ученицы.

Участие в муниципальных олимпиадах по технологии за последние 2 года (олимпиада в районе проводится всего 2 года):

2008-2009 год:

  • Челнокова Юлия – II место (проект “Вышивка лентами”) – 9 класс;

  • Тимохина Светлана – I место (проект “Вышивка лентами”) – 11 класс;

2009-2010 год:

  • Лесина Анастасия – II место (проект “Вышивка пайетками”) – 9 класс;

  • Челнокова Юлия – II место (проект “Коллаж”) – 10 класс.

Все эти девушки продолжили дальше участие в региональном туре Всероссийской олимпиады по технологии. Обучающаяся 10 класса Челнокова Юлия была награждена грамотой за высокие результаты в региональном туре.

Творческие проекты и мастер-классы были представлены на семинарах разного уровня. Они получили высокую оценку и отличные отзывы присутствующих. Вот некоторые из них:

  • Искусство приготовления салатов. Сервировка праздничного стола – совместный семинар учителей города и района.

  • Шоу бутербродов – районный семинар учителей технологии.

  • Слоеное тесто. Сервировка стола к чаю – мастер-класс, школьная методическая конференция.

  • Экспресс-метод раскроя и пошива прямой юбки – районный семинар учителей технологии.

  • Пошив ночной сорочки – бригадный метод – районный семинар учителей технологии.

В 2005 году выпускниками школы был задуман и осуществлен проект “Дизайн учительской”. На заработанные ученицами деньги во время производственной практики был произведен ремонт и оформлен интерьер учительской.

В 2006 году был задуман и осуществлен проект “Дизайн актового зала”. Авторы и исполнители – выпускницы 11 класса.

Все работы по декоративно-прикладному творчеству представлялись на выставках разного уровня (школьных, муниципальных, областных).

^ VI. Трудоемкость

Убеждена, что проектная деятельность – дело хорошее, но организация ее вызывает определенные трудности, как у учителя, так и у учеников. Трудностью выполнения проектов является необходимость затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Приходится подробно определять основные и дополнительные цели и этапы работы, чтобы сформировать навыки творческой деятельности, не подавляя инициативу школьника.

^ VII. Заключение

Подход к освоению учащимися проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен. Так как он дает учащимся возможность применить свои знания на деле, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и умную голову. В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют различные изделия, но и проводят своеобразные исследования. У детей появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить возникшие у них идеи в материале.

Поэтому считаю, что нам, учителям технологии, необходимо углублять и расширять это направление в своей работе, чтобы заложить ученику тот культурный базис, который он пронесет через всю свою жизнь.


Похожие:

Проектная деятельность на уроках технологии” iconПроектная деятельность на уроках технологии
Она способствует приобретению общетрудо­вых умений, навыков и развитию творческих способностей, под­готовке к решению практических...
Проектная деятельность на уроках технологии” iconРабочая программа по технологии 10-11 класс учителя технологии
Программа включают в себя также разделы «Производство, труд и технологии», «Технологии проектирования и создания материальных объектов...
Проектная деятельность на уроках технологии” iconМетодическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках...
«Проектная деятельность на уроках физики и астрономии с использованием сетевых компьютерных технологий»
Проектная деятельность на уроках технологии” iconПроектная деятельность на уроках технологии в основной школе и ее роль в формировании ууд
Ает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической...
Проектная деятельность на уроках технологии” iconЛекция и презентация (3мин)
Проектная деятельность учащихся на уроках обществознания принцип здоровьесбережения
Проектная деятельность на уроках технологии” iconПубличный доклад директора школы Щукиной Ольги Ивановны сентябрь 2013 года
Работая над поставленной задачей педагогический коллектив в своей деятельности использует как традиционные технологии, так и продолжает...
Проектная деятельность на уроках технологии” iconИнформационные технологии и достижение метапредметных результатов...
Проектная деятельность студентов — одна из важнейших составляющих образовательного процесса
Проектная деятельность на уроках технологии” iconПроектная деятельность учащихся на уроках истории
Метод проектов выступает как возможное средство преодоления подобных проблем. В процессе работы над проектом учитель имеет возможность...
Проектная деятельность на уроках технологии” iconПроектная деятельность учащихся на уроках биологии
В процессе работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, раскрыть...
Проектная деятельность на уроках технологии” iconТема: «Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно...
Идея: организовать исследовательскую деятельность учащихся по биологии через использование краеведческого материала
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница