Проектная деятельность на уроках технологии в основной школе и ее роль в формировании ууд




НазваниеПроектная деятельность на уроках технологии в основной школе и ее роль в формировании ууд
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок
Проектная деятельность на уроках технологии в основной школе и ее роль в формировании УУД.
Учебный предмет «Технология» выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития.

При соответствующем содержательном и методическом наполнении предмет является опорным для формирования системы универсальных учебных действий. Предметно-практическая творческая деятельность, как смысл любой деятельности, дает возможность отстраненного восприятия духовной и материальной культуры, чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение.

Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. организация максимально творческой предметной деятельности обучающихся. Размышление и рассуждение в ходе анализа, как основа деятельностного подхода, подразумевают создание своего образа предмета, поиск через эскизы его внешнего вида, конструктивных особенностей, обоснование технологичности выбранного того или иного материала, определение рациональных путей (необходимых технологических операций) его изготовления, определение последовательности практической реализации замысла, решение технико – технологических задач. Особое внимание обращается на формирование у обучающегося элементов культуры труда.

Разнообразные по видам практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствовать единым требованиям – практическая значимость (личная или общественная), доступность, эстетичность, экологичность. Учитель вправе включать свои варианты изделий с учетом регионального компонента и собственных эстетических интересов.

Региональный компонент реализуется через знакомство с культурой и различными видами творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность. Это могут быть изделия, по тематике связанные с ремеслами и промыслами данной местности, другими культурными традициями.

Особое внимание уделяется вопросу контроля образовательных результатов, оценке деятельности учащихся на уроке. Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приемов и операций и работы в целом. Показателем уровня сформированности УУД является степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная).

В процессе выполнения проектов совершенствуется мышление и речь учащихся, развиваются коммуникативные навыки, расширяется опыт социализации. Проект на уроке технологии – это самостоятельная творческая работа, от идеи до ее воплощения выполненная под руководством учителя.

Базовая основа для выполнения творческого проекта: достаточные знания и умения (технико-технологические, художественные, математические, естественно - научные и др.) и составляющие творческого мышления, которые осваиваются и формируются в первую очередь на уроках.

Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.

В курсе технологии проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальными, групповые (5-6 чел.), коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные.

В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско – технологические, а также художественно – конструкторские задачи, включающие решение соответствующих практико – технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.

Выполнение проекта складывается из следующих этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта и анализ результатов.

Наиболее трудоемким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части - мысленному прогнозированию, созданию замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями).

В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.

Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы.

Таким образом, проектная деятельность на уроках технологии способствует формированию следующих УУД:

- проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

- самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда;

- определение адекватных имеющимся организационным и материально – техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

- проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико – технологического и организационного решения; отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;

- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет – ресурсы и другие базы данных;

- диагностика результатов познавательно – трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

- оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

- владение алгоритмами и методами решения организационных и технико – технологических задач;

- владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

- применение общенаучных знаний по предметам естественно – математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;

- владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

- оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

- осознание ответственности за качество результатов труда.

Анализируя значение проектной деятельности в технологическом образовании учащихся, я считаю, что:

- работать становится настолько интересней, что на некоторое время можно забыть о недостатках в материальном обеспечении занятий;

- начинать работу можно практически при любом состоянии материальной базы;

- появляются стимулы и возможности более полного использования местных условий и материалов;

- у учителя возникает потребность в самосовершенствовании и повышении квалификации;

- повышается творческая активность всего педагогического коллектива, стремление к использованию интеграции в обучении школьников.

Пестова И.В.

Похожие:

Проектная деятельность на уроках технологии в основной школе и ее роль в формировании ууд iconПроектная деятельность на уроках технологии
Она способствует приобретению общетрудо­вых умений, навыков и развитию творческих способностей, под­готовке к решению практических...
Проектная деятельность на уроках технологии в основной школе и ее роль в формировании ууд iconПроектная деятельность на уроках технологии”
Овечкиной Валентины Васильевны «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он способен выполнить...
Проектная деятельность на уроках технологии в основной школе и ее роль в формировании ууд iconРабочая программа по технологии 10-11 класс учителя технологии
Программа включают в себя также разделы «Производство, труд и технологии», «Технологии проектирования и создания материальных объектов...
Проектная деятельность на уроках технологии в основной школе и ее роль в формировании ууд iconМетодическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках...
«Проектная деятельность на уроках физики и астрономии с использованием сетевых компьютерных технологий»
Проектная деятельность на уроках технологии в основной школе и ее роль в формировании ууд iconДоклад на тему : «Игровые технологии на уроках в начальной школе.»
Особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе
Проектная деятельность на уроках технологии в основной школе и ее роль в формировании ууд iconЛекция и презентация (3мин)
Проектная деятельность учащихся на уроках обществознания принцип здоровьесбережения
Проектная деятельность на уроках технологии в основной школе и ее роль в формировании ууд iconРоль дидактического материала на уроках русского языка в формировании...

Проектная деятельность на уроках технологии в основной школе и ее роль в формировании ууд iconПроектная деятельность в школе
...
Проектная деятельность на уроках технологии в основной школе и ее роль в формировании ууд iconТворческая работа Современные образовательные и информационные технологии...
Современные образовательные и информационные технологии на уроках истории в профильной школе
Проектная деятельность на уроках технологии в основной школе и ее роль в формировании ууд iconПубличный доклад директора школы Щукиной Ольги Ивановны сентябрь 2013 года
Работая над поставленной задачей педагогический коллектив в своей деятельности использует как традиционные технологии, так и продолжает...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница