Программы.:- специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы в двух сборниках сборник 2




НазваниеПрограммы.:- специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы в двух сборниках сборник 2
страница1/31
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31
программы.:-

специальной

(коррекционной)

образовательной

школы VIII вида

5-9


классы



в двух сборниках

СБОРНИК 2

Профессионально- трудовое обучение: столярное, слесарное, швейное дело,

сельскохозяйственный труд,

переплетно-картонажное дело,

подготовка младшего обслуживающего персонала,

цветоводство и декоративное садоводство

Допущено


Москва

Министерством образования Российской Федерации

200

Авторы:

^ Мирский С.Л., Журавлев Б.А., Иноземцева Л.С., Ковалева ЕЛ., Васенков Г.В.

Под редакцией В.В. Воронковой

ББК 74.3

© Коллектив авторов, 2000

© «Гуманитарный издательский

центр ВЛАДОС», 2000 © Серийное оформление обложки.

«Гуманитарный издательский


Программы специальной (коррекционной) образовательной П78 школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. /

Под ред. В.В. Воронковой. -М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Сб. 2. - 240 с. 13ВЫ 5-691-00583-9.

5-691-00626-6(11).
центр ВЛАДОС», 2000

Общая характеристика

Программы данного сборника содержат учебный материал для 5—9 классов специальной (коррекционной) образовательной шко­лы VIII вида.

Второй этап предполагает обучение в ПТУ или в учебно-произ­водственном отделении учебно-воспитательного комплекса для ум­ственно отсталых детей.

Последний этап соответствует 1—2 ступени профессиональной квалификации лиц с нормальным интеллектом.

Сборник включает учебные программы по столярному, слесар­ному, переплетно-картонажному, швейному делу, подготовке млад­шего обслуживающего персонала, сельскохозяйственному труду, цветоводству и декоративному садоводству.

По построению и объему учебного материала программы явля­ются базовыми. Исходя из местных условий обучения и трудоуст­ройства выпускников школа выбирает соответствующие виды тру­да, уточняет содержание базовых программ (некоторые темы могут опускаться) или по их образцу разрабатывает новые для других ви­дов труда.

Возможность овладения профессией учащимися с нарушением умственного развития и часто сопутствующими физическими де­фектами во многом зависит от состояния проводимой в школе кор­рекционной работы. Ее основными направлениями для учителя слу­жат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой дея­тельности. Последнее предполагает формирование у учащихся не­обходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых уме­ний. Развитие умений происходит путем планомерного сокращения помощи учащимся в умственных и перцептивных (воспринимаю­щих) действиях.

В начале обучения помощь должна быть максимальной. В отно­шении ориентировочных действий она состоит в демонстрации и объяснении конечного результата труда, а также условий работы (применяемых орудий, материалов, наглядных пособий). Разверну­тая помощь в планировании заключается в групповом обсуждении предстоящей работы и в практическом показе учителем последова­тельности ее выполнения, в применении демонстрационных техно­логических карт. Карты используются и при обсуждении плана работы и во время самой работы учащихся. Результативность само­контроля обеспечивается за счет полноты и точности сформирован­ного у учащихся образа конечного и промежуточных результатов работы, а также за счет формирования контрольно-измерительных умений и привычки к выполнению контрольных действий. Целе­направленное обучение общетрудовым умениям позволяет учите­лю в старших классах перейти от развернутой помощи учащимся к краткому инструктажу. Дополнительные объяснения проводятся индивидуально с каждым отстающим в обучении учащимся.

Основные пути повышения качества работы учащихся заклю­чаются в следующем:

1. Создание психологической установки на изготовление изделий, отвечающих техническим требованиям и имеющих товарный вид.

2. Обучение нормативно одобренным приемам труда и приме­нение в работе эффективной технологии. .

3. Достаточный уровень технического и материального обеспе­чения труда учащихся.

В первые два—три года профессионального обучения первосте­пенное внимание придается правильности выполнения учащимися трудовых приемов. В последующем наращивается темп работы и сте­пень овладения трудовыми навыками. С этой целью организуются занятия практического повторения, во время которых учащиеся из­готавливают товарную продукцию. При подготовке младшего обслу­живающего персонала практическое повторение осуществляется в форме производственной практики на базовом предприятии, в уч­реждениях.

Программы предусматривают специализацию профессиональ­ного обучения только в 9 или 8—9 классах. Большинство программ содержит блоки по двум специальностям изучаемой профессии. Программы штукатурно-малярного дела и обслуживающего труда не предусматривают разделения по специальностям. В их построе­ние положен принцип технических связей предлагаемых тем.

Выбор направления специализации в школе не является посто­янным. Специализация может осуществляться и по направлениям, не указанным в данных программах. Для этого используются общие для профессии темы данного сборника и разрабатываются допол­нительные, отражающие специфику трудовой деятельности выпус­кников школы в конкретных условиях.

Для эффективного обучения умственно отсталых детей необхо­димо проводить систематическое изучение динамики развития их трудовых способностей. Одним из способов решения этой задачи служат самостоятельные практические,работы учащихся в конце каждой учебной четверти. Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за ребенком, по­зволяют выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельнос­ти каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков.

В программах дана примерная последовательность тем и со­держание практических работ. Их уточнение применительно к ус­ловиям своей школы выполняет учитель. Количество учебных ча­сов на четверть рассчитывается в соответствии с принятым шко­лой учебным планом. Определение времени, необходимого на отработку содержания программной темы, определяет учитель ис­ходя из возможностей конкретной учебно-трудовой группы и ма­териально-технического обеспечения мастерской. При этом в 8— 9 классах на практическое повторение (выполнение производствен­ных заказов) целесообразно отводить приблизительно 50% учебного времени.

^ СТОЛЯРНОЕ ДЕЛО

Пояснительная записка

Программа рассчитана на профориентацию учащихся коррек-ционной школы VIII типа. Цель программы — подготовить школь­ников к поступлению в ПТУ соответствующего типа и профиля.

В группу для обучения столярному делу следует отбирать ре­бят, которые по состоянию здоровья способны выдержать большие физические нагрузки и производственные шумы.

Срок обучения по программе — 5 лет. В 9 классе предполагается специализация учащихся. Разделение на столяров и плотников про­исходит на основе учительского анализа степени усвоения школь­никами учебного материала за 5—8 классы.

Программа включает теоретические и практические занятия. Предусматриваются лабораторные работы и упражнения, экскур­сии на профильные производства.

При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.

Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках черчения, естествознания, истории и др. предметам.

В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой дета­лей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владе­ния столярными инструментами и приспособлениями, узнают пра­вила ухода за ними. Некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на свер­лильном и токарном станках, применять лаки, клеи, краски, краси­тели. Составление и чтение чертежей, планирование последователь­ности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения.

Большое внимание уделяется технике безопасности. Затронуто эстетическое воспитание (тема «Художественная отделка столяр­ного изделия»). Все это способствует физическому и интеллекту­альному развитию умственно отсталых подростков.

Перечень тем программы не является строго обязательным. Учи­тель исходя из материально-технической базы школы и уровня под­готовленности учащихся вправе заменять темы. Время на изучение тем не регламентируется по аналогичным причинам.

Для успешного обучения по данной программе школе необхо­димо иметь хорошо оснащенную столярную мастерскую в достаточ­ном наличии образцов-эталонов во всех классах. Очень желательна тесная связь со столярным предприятием, заказы которого учащие­ся могли бы выполнять на практических занятиях.


^ 5 КЛАСС

I четверть

Вводное занятие

Сообщение темы занятий на четверть. Уточнение правил пове­дения учащихся в мастерской. Правила безопасности в работе с ис-трументом.

^ Пиление столярной ножовкой

Изделие. Игрушечный строительный материал из брусков раз­ного сечения и формы. Заготовки для последующих работ.

Теоретические сведения. Понятие плоская поверхность. Мил­лиметр как основная мера длины в столярном деле. Виды брака при пилении. Правила безопасности при пилении и работе шкуркой.

^ Столярные инструменты и приспособления: виды (измеритель­ная линейка, столярный угольник, столярная ножовка, стусло), ус­тройство, правила пользования и назначение. Понятие припуск на обработку.

Материалы для изделия: шлифовальная шкурка, водные краски.

Умение. Работа столярной ножовкой. Разметка длины деталей с помощью линейки и угольника. Пиление поперек волокон в стус-ле. Шлифование торцов деталей шкуркой. Шлифование в «паке­те». Пиление под углом в стусле. Контроль за правильностью раз­меров и формы детали с помощью линейки и угольника.

^ Практические работы. Пиление брусков, выстроганных по тол­щине и ширине. Окрашивание изделий кисточкой.

Промышленная заготовка древесины

Теоретические сведения. Дерево: основные части (крона, ствол, корень), породы (хвойные, лиственные). Древесина: использование, заготовка, разделка (бревна), транспортировка. Пиломатериал: виды, использование. Доска: виды (обрезная, необрезная), размеры (ши­рина, толщина). Брусок: (квадратный, прямоугольный), грани и реб­ра, их взаиморасположение (под прямым углом), торец.

Игрушки из древесного материала

Изделие. Игрушечная мебель: стол, стул, банкетка и др.

^ Теоретические сведения. Рисунок детали изделия: назначение, выполнение, обозначение размеров. Шило, назначение, пользова­ние, правила безопасной работы.

Умение. Работа шилом. Изображение детали (технический ри­сунок).

^ Практические работы. Разметка деталей из выстроганных по толщине и ширине брусков, реек и нарезанных по ширине полосок фанеры. Одновременная заготовка одинаковых деталей. Пиление полосок фанеры в приспособлении. Подготовка отверстий для ус­тановки гвоздей с помощью шила. Сборка и контроль изделий.

^ Самостоятельная работа

По выбору учителя.

II четверть

Вводное занятие

Объяснение чем учащиеся будут заниматься в течении II чет­верти. Правила безопасности при работе с инструментами.

^ Сверление отверстий на станке

Изделие. Подставка для карандашей, кисточек из прямоуголь­ного бруска, выстроганного по ширине и толщине (основание — из фанеры или дощечки).

^ Теоретические сведения. Понятия сквозное и несквозное отвер­стие. Настольный сверлильный станок: назначение и основные ча­сти. Сверла: виды (спиральное, перовое), назначение. Правила бе­зопасной работы на настольном сверлильном станке.

Умение. Работа на настольном сверлильном станке.

^ Практические работы. Разметка параллельных (одинаково уда­ленных друг от друга) линий по линейке и угольнику. Крепление сверла в патроне сверлильного станка. Работа на сверлильном стан­ке с применением страховочного упора. Сверление несквозных от­верстий по меловой отметке на сверле или с муфтой. Контроль глу­бины сверления.

^ Игрушки из древесины и других материалов

Изделия. Модели корабля, гусеничного трактора, грузового ав­томобиля.

Теоретические сведения. Рашпиль, напильник драчевый, коло­ворот: устройство, применение, правила безопасной работы. Шуру­пы, отвертка: устройство, применение, правила безопасной работы

Умение. Работа рашпилем, напильником, коловоротом, отверт­кой. Организовать работы на верстаке.

^ Наглядное пособие. Изображения (рисунки, фотографии) ко­рабля, гусеничного трактора, грузовика.

Практические работы. Крепление заготовок в заднем зажиме верстака. Изготовление деталей. Обработка закругленных поверх­ностей рашпилем (драчевым напильником). Сборка изделия с по­мощью гвоздей, шурупов и клея.

Выжигание

Объекты работы. Ранее выполненное изделие (игрушечная ме­бель, подставка и др.).

^ Теоретические сведения. Электровыжигатель: устройство, дей­ствие, правила безопасности при выжигании. Правила безопаснос­ти при работе с лаком.

Умение. Работа электровыжигателем. Работа с лаком. Перевод рисунка на изделие

^ Практические работы. Подготовка поверхности изделия к вы­жиганию. Перевод рисунка на изделие с помощью копировальной бумаги. Работа выжигателем. Раскраска рисунка. Нанесение лака на поверхность изделия.

^ Самостоятельная работа

По выбору учителя.

III четверть

Вводное занятие

Сообщение программы на III четверть. Соблюдение правил бе­зопасности.

^ Пиление лучковой пилой

Изделие. Заготовка деталей для будущего изделия.

Теоретические сведения. Пиление: виды (поперек и вдоль во­локон), разница между операциями. Лучковая пила. Назначение, ус­тройство, зубья для поперечного и продольного пиления, правила безопасной работы и переноски. Брак при пилении: меры предуп­реждения.

Умение. Работа лучковой пилой.

Практические работы. Подготовка рабочего места. Разметка за­готовки по заданным размерам. Подготовка лучковой пилы к рабо­те. Крепление заготовки в заднем зажиме верстака. Пиление попе­рек и вдоль волокон. Контроль правильности пропила угольником.

^ Строгание рубанком

Изделие. Заготовка деталей изделия.

Теоретические сведения. Широкая и узкая грани бруска, ребро бруска (доски). Длина, ширина, толщина бруска (доски): измере­ние, последовательность разметки при строгании. Общее представ­ление о строении древесины: характере волокнистости и ее влияние на процесс строгания. Рубанок: основные части, правила безопас­ного пользования, подготовка к работе.

Умение. Работа рубанком.

Практические работы. Крепление черновой заготовки на вер­стаке. Строгание широкой и узкой граней с контролем линейкой и угольником. Разметка ширины и толщины заготовки с помощью линейки и карандаша. Проверка выполненной работы.

Соединение деталей с помощью шурупов

Изделие. Настенная полочка.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Похожие:

Программы.:- специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы в двух сборниках сборник 2 iconУчебно-методический комплекс образовательного процесса мкоу черемшанская...
Адаптированная рабочая программа, Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. В. В. Воронкова1-4 кл. Допущено...
Программы.:- специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы в двух сборниках сборник 2 iconПрограмма «сказка своими руками» как средство развития творческих...
Моу для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей,...
Программы.:- специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы в двух сборниках сборник 2 iconРабочая программа по музыке 1- 4 классы предмет, класс
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Программы.:- специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы в двух сборниках сборник 2 icon«Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат №7 VIII вида» г. Олекминска

Программы.:- специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы в двух сборниках сборник 2 iconРабочая программа по изобразительному искусству во 3 классе по программе...
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Программы.:- специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы в двух сборниках сборник 2 iconУчреждения
Пушкинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида
Программы.:- специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы в двух сборниках сборник 2 iconСписок учащихся Кольской специальной (коррекционной) общеобразовательной...

Программы.:- специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы в двух сборниках сборник 2 iconАнализ учебно-методической работы в огкоу «Фурмановская школы VIII...
Педагогический коллектив Фурмановской специальной (коррекционной) школы VIII вида в 2012-2013 учебном году работал первый год над...
Программы.:- специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы в двух сборниках сборник 2 iconАнализ работы мкскоу, специальной (коррекционной) общеобразовательной...
Совета по профилактике, планомерно ведется работа по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних коррекционной...
Программы.:- специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы в двух сборниках сборник 2 iconОбучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница