Пояснительная записка. Рабочая учебная программа по информатике и икт ориентирована на учащихся 8-9 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (Приказ мо РФ от 05.




НазваниеПояснительная записка. Рабочая учебная программа по информатике и икт ориентирована на учащихся 8-9 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (Приказ мо РФ от 05.
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипПояснительная записка
Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ ориентирована на учащихся 8-9 классов и реализуется на основе следующих документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089).

  2. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям (Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. № 03-1263).

  3. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 09.03.2004 г. №1312).

  4. Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы) автора Н. Д. Угриновича.

  5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на текущий учебный год.

  6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Цели изучения курса:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

по формированию ключевых компетенций:

  • формирование интеллектуальных компетенций обучающихся при изучении информатики и ИКТ;

  • привитие навыков ведения диалога (диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями, диалог-побуждение к действию, этикетный диалог) официального и неофициального характера в бытовой и других сферах;

  • приобретение опыта оценочного отношения к своей и чужой речи;

  • развитие умений убеждать и доказывать, приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы;

  • воспитание уважения к мнению и взглядам других людей.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики и ИКТ основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления. Практическая часть курса направлена на освоение обучающимися навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для обучающихся задач. Содержание теоретической и практической компонент курса выдержано в программе в соотношении 50х50. Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии и собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика и ИКТ» межпредметный характер.

Программа курса рассчитана на 102 учебных часа:

  • 8 класс - 34 часа (1 час в неделю);

  • 9 класс - 68 часов (2 часа в неделю).

Согласно календарному учебному графику МБОУ «СОШ № 5» продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели. В связи с этим содержание типовой (примерной) учебной программы по учебному предмету «Информатика и ИКТ» сокращена в 8 классе на 1 час, в 9 классе на 2 часа. Содержательное наполнение типовой (примерной) учебной программы сохранено за счет резервных часов.

^ Основной организационной формой обучения является урок. Дополнительные организационные формы обучения (домашняя работа, дополнительное занятие) проводятся с отдельными обучающимися или группой с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету.

^ Используемые методы обучения:

  • словесные методы: инструктаж, изложение материала учителем, беседа, дискуссия, работа с учебником;

  • наглядные методы: показ динамических моделей, 3D-моделей, символьных объектов, деловой графики, мультимедийных информационных объектов, схем, устройств, демонстрация видеофильмов;

  • практические методы: выполнение упражнений за компьютером, практические и проектные работы, решение задач, компьютерное моделирование, интерактивное взаимодействие, работа с тренажерами, компьютерное тестирование.

^ Средства обучения:

для учителя – учебные и наглядные пособия на CD и DVD носителях, компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, сканер, принтер, цифровой фотоаппарат, графический планшет, web-сайты, локальная сеть, сеть Интернет;

для учащихся - учебник, тетрадь, компьютер, интерактивная доска, сканер, принтер, цифровой фотоаппарат, графический планшет, web-сайты, локальная сеть, сеть Интернет.

^ Используемые технологии обучения: информационно-коммуникационные технологии и технология личностно ориентированного обучения.

Используемые виды контроля: текущий, тематический и итоговый.

^ Используемые формы контроля: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Используемые методы контроля:

  • устный контроль индивидуальный и фронтальный;

  • письменный контроль фронтальный (письменная контрольная работа);

  • практический контроль: практические работы на компьютере продолжительностью 20-25 минут (направлены на отработку отдельных технологических приемов или ориентированы на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для обучающихся).

В качестве итогового контроля обучающиеся могут по выбору сдавать в 9 классе экзамен.

При обучении используется учебно-методический комплект по информатике и ИКТ под редакцией Угриновича Н.Д., в состав которого входят:

  • Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011.

  • Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011.

  • Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ 8-11 классы: Методическое пособие. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010.


Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Аппаратные средства: мультимедийные компьютеры, телекоммуникационный блок (устройства, обеспечивающие подключение к сети), мультимедийный проектор, принтер, графический планшет, колонки, наушники, сканер, цифровой фотоаппарат, интерактивная доска.

^ Программные средства: операционная система Windows, файловый менеджер Total Commander, антивирусная программа Касперского, программа-архиватор WinRar, клавиатурный тренажер Daby Type, полный пакет офисных приложений Microsoft Office, растровый графический редактор Paint, векторный графический редактор StarOffice Draw, звуковой редактор, СУБД Access, системы программирования QBasic, VBasic, мультимедийный проигрыватель.
^ Тематический план




Наименование разделов, тем

Кол-во часов

В том числе на:

практические работы

контрольные работы

8 класс

1

Информация и информационные процессы

9

2

-

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

7

5

-

3

Коммуникационные технологии

17

8

1

4

Повторение

1

-

-

Итого 8 класс:

34

15

1

9 класс

1

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

15

7

-

2

Кодирование и обработка текстовой информации

9

7

-

3

Кодирование и обработка числовой информации

10

5

-

4

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

18

12

-

5

Моделирование и формализация

12

4

-

6

Информатизация общества

3

-

1

7

Повторение

1

-

-

Итого 9 класс:

68

35

1

Всего:

102

50

2


^ Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса

На конец учебного года обучающиеся 8 класса должны

знать/понимать:

    • виды информационных процессов;

    • примеры источников и приемников информации;

    • единицы измерения количества и скорости передачи информации;

    • принцип дискретного (цифрового) представления информации;

    • программный принцип работы компьютера;

    • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

    • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями;

    • проверять свойства объектов;

    • пользоваться персональным компьютером

    • выполнять и строить простые алгоритмы

    • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения;

    • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;

    • предпринимать меры антивирусной безопасности;

    • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

    • создавать презентации на основе шаблонов;

    • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов):

  • в базах данных,

  • в компьютерных сетях,

  • в некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках),

  • при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам.


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • создания простейших моделей объектов и процессов в виде программ (в том числе в форме блок-схем);

    • для создания личных коллекций информационных объектов;

    • организации индивидуального информационного пространства;

    • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;

    • использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;

    • оформления результатов учебной работы.


Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса

На конец учебного года обучающиеся 9 класса должны

знать/понимать:

  • программный принцип работы компьютера.

уметь:

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);

  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования;

  • осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

  • осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;

  • проводить проверку правописания;

  • использовать в тексте таблицы, изображения;

  • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы;

  • создавать и использовать таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах);

  • переходить от одного представления данных к другому;

  • создавать записи в базе данных.


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей;

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде (электронных) таблиц;

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде программ (в том числе в форме блок-схем);

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы.



Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

  • глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям),

  • осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную
    информацию),

  • полнота (соответствие объему программы).

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные). Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа. Несущественные ошибки определяются недостаточной полнотой ответа. К ним можно отнести описки, опечатки, допущенные по невнимательности, некачественное оформление (кроме практических работ).

Результаты обучения проверяются в процессе устных ответов обучающихся, при выполнении ими контрольных и практических работ на компьютере.

^ Устный ответ

Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренной программой;

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;

  • показал умение самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами;

  • уверенно и безошибочно применял полученные знания в решении проблем на творческом уровне;

  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если:

он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после некоторых наводящих вопросов учителя;

  • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • при ответе обнаружено непонимание обучающимся основного содержания учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, которые обучающийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

^ Письменная контрольная работа

Контрольная работа рассчитана на 45 минут. Применяется в качестве обобщающего контроля по разделу. Состоит из теоретической и практической части. В нее включены задачи и задания с применением компьютерных технологий.

Отметка «5» ставится, если:

  • работа выполнена полностью;

  • в решении нет ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но в ней допущено не более одной негрубой ошибки и одного недочета или не более двух недочетов;

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов, но обучающийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

^ Письменная контрольная работа (тест)

Отметка “5” ставится, если обучающийся верно выполнил более 80% заданий.

Отметка “4” ставится, если верно выполнено 66 – 80 % заданий.

Отметка “3” ставится, если верно выполнено 50 – 65 % заданий.

^ Отметка “2” ставится, если выполнено менее 50% заданий.

Практическая работа

Практическая работа рассчитана на 20-25 минут. Предназначена для контроля умений и навыков учащихся в овладении компьютерными технологиями.

Отметка «5» ставится, если информационная модель задачи построена правильно и полностью, в алгоритме решения нет ошибок, допускается по одной несущественной ошибке при построении информационной модели и при выводе результатов.

Отметка «4» ставится, если информационная модель задачи построена в основном правильно и полностью, возможно с одной существенной ошибкой, в алгоритме решения нет существенных ошибок, допускаются несущественные ошибки при построении информационной модели задачи и выводе результатов.

Отметка «3» ставится, если допущено по одной существенной ошибке при построении информационной модели задачи и в алгоритме ее решения.

Отметка «2» ставится, если допущено более двух существенных ошибок при построении информационной модели задачи и в алгоритме ее решения.
^ ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ


  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011.

  2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011.

  2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011.

  3. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ 8-11 классы: Методическое пособие. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010.

Похожие:

Пояснительная записка. Рабочая учебная программа по информатике и икт ориентирована на учащихся 8-9 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (Приказ мо РФ от 05. iconПояснительная записка. Рабочая учебная программа по информатике и...
...
Пояснительная записка. Рабочая учебная программа по информатике и икт ориентирована на учащихся 8-9 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (Приказ мо РФ от 05. iconПояснительная записка рабочая учебная программа по информатике и...
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (Приказ мо РФ от 05. 03. 2004 г. №1089)
Пояснительная записка. Рабочая учебная программа по информатике и икт ориентирована на учащихся 8-9 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (Приказ мо РФ от 05. iconПояснительная записка рабочая учебная программа по черчению ориентирована...
...
Пояснительная записка. Рабочая учебная программа по информатике и икт ориентирована на учащихся 8-9 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (Приказ мо РФ от 05. iconПояснительная записка рабочая учебная программа по технологии (обслуживающий...
...
Пояснительная записка. Рабочая учебная программа по информатике и икт ориентирована на учащихся 8-9 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (Приказ мо РФ от 05. iconПояснительная записка рабочая учебная программа по истории ориентирована...
...
Пояснительная записка. Рабочая учебная программа по информатике и икт ориентирована на учащихся 8-9 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (Приказ мо РФ от 05. iconРабочая учебная программа по физике ориентирована на учащихся 7 9...
Рабочая учебная программа по физике ориентирована на учащихся 7 – 9 классов и реализуется на основе следующих документов
Пояснительная записка. Рабочая учебная программа по информатике и икт ориентирована на учащихся 8-9 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (Приказ мо РФ от 05. iconРабочая учебная программа по коми литературе ориентирована на учащихся...
...
Пояснительная записка. Рабочая учебная программа по информатике и икт ориентирована на учащихся 8-9 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (Приказ мо РФ от 05. iconРабочая учебная программа по географии ориентирована на обучающихся...
...
Пояснительная записка. Рабочая учебная программа по информатике и икт ориентирована на учащихся 8-9 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (Приказ мо РФ от 05. iconРабочая учебная программа по краеведению ориентирована на обучающихся...
...
Пояснительная записка. Рабочая учебная программа по информатике и икт ориентирована на учащихся 8-9 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (Приказ мо РФ от 05. iconРабочая учебная программа по математике ориентирована на обучающихся...
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница