Конкурс «Управление современной школой» Номинация №1 «Система, структура и технологии управления современным образовательным учреждением»




НазваниеКонкурс «Управление современной школой» Номинация №1 «Система, структура и технологии управления современным образовательным учреждением»
страница1/3
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипКонкурс
  1   2   3


Всероссийский конкурс

«Управление современной школой»

Номинация №1 «Система, структура и технологии управления современным образовательным учреждением».

461200 Оренбургская область

Новосергиевский район

П.Новосергиевка

Ул.Красногвардейская, 1.

Телефоны: 8 (35-339) 2-12-80, 2-43-17.

E-mail: nsosh3@yandex.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОФИЛЬНЫМ МАРШРУТАМ

Автор работы:

Подшивалова Наталья Павловна,

заместитель директора по УВР.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новосергиевская средняя общеобразовательная школа №3» поселка Новосергиевка Новосергиевского района Оренбургской области

Модель профильного обучения, апробируемая в Новосергиевской средней школе №3, полностью соответствует идее, заложенной в Концепции профильного обучения – сделать процесс обучения более дифференцированным и индивидуализированным, когда более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Согласно Концепции модернизации образования главная цель профильного обучения - индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Введение на третьей ступени общего образования двухуровневого федерального компонента государственного образовательного стандарта (базовый, профильный уровни), нового федерального Базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312, предполагает, что региональные и муниципальные органы управления образованием, каждое общеобразовательное учреждение будут строить свои модели организации профильного обучения старшеклассников.

Каждая школа стремится найти самую оптимальную и эффективную форму профилизации с точки зрения учащихся, родителей, учителей, социума.

В ^ Новосергиевской средней общеобразовательной школе №3 с 2001 года апробировались разные формы профильного обучения: профильные группы, профильные классы. Но в условиях небольшого количества классов на старшей ступени обучения (2-3 класса), уменьшения количества выпускников (2004-2005 уч. год – 62 уч., 2005-2006 – 50 уч., 2006-2007 – 40 уч.), нежелания учащихся переходить в другую школу, и в тоже время, стремление старшеклассников получить образование по нескольким профильным направлениям, возникла идея организации профильного обучения по индивидуальным учебным планам. С 2005г. школа осуществляет профильное обучение в различных профильных направлениях, реализуя своеобразную модель внутришкольной профилизации. Так как данная модель профильного обучения несколько отличается от ИУП (индивидуальный учебный план), описанных в рекомендациях по профильному обучению и публикациях в печати по данной тематике, было принято решение о названии этих индивидуальных учебных планов индивидуальными профильными маршрутами - ИПМ.

Профильное обучение, осуществляемое по индивидуальным маршрутам, включает в себя несколько компонентов. В набор учебных предметов, предлагаемых ученику школой для выбора, входят дополнительные двухчасовые профильные и одночасовые дополнительные курсы, краткосрочные элективные курсы (17ч, 9ч.). Каждый ученик выбирает из предложенных предметов предметы, необходимые ему для дальнейшего профессионального самоопределения для изучения на профильном уровне (10 класс – 5 ч., 11 класс – 4ч.). У 10-классника это могут быть наборы курсов: 2 двухчасовых и 1 одночасовой или 1 двухчасовой и 3 одночасовых. Также старшеклассник должен выбрать для обязательного посещения 1-2 элективных курса в каждом полугодии (в сумме 1 час в год).

Перечень учебных предметов для выбора и элективных курсов определяется при помощи диагностики интересов учащихся, их профессиональных наклонностей, социальных запросов родителей.

Учащийся вправе сделать набор курсов как одного профильного направления, так и разных. Наряду с профильными ведутся универсальные (базовые) курсы, по которым учащиеся обучаются в рамках традиционных программ и классных коллективов.

Данная модель предполагает: 1) индивидуальный набор (профильный маршрут) 10-тиклассниками и 11-классниками учебных курсов разных уровней – базовых, профильных, дополнительных, элективных; 2) формирование индивидуальных учебных планов и расписаний учащихся; 3) интеграцию классно-урочной и предметно-групповой форм организации учебного процесса; 4) профильные курсы, состоящие из часов базовых курсов (преподаваемых в классных коллективах) и дополнительных профильных часов (преподаваемых в предметных группах), требующих четкой координации расписания, календарно-тематических, поурочных планов базового и профильного уровня; 5) наличие обязательных (дополнительные профильные и элективные курсы, профессиональная проба или практика, отдельные виды деятельности и работы учащихся) и необязательных компонентов (деятельность в НОУ, участие в интеллектуально-практическом марафоне, олимпиадах, конкурсах); 6) более сложную подготовку учителя к занятиям, предполагающую дифференциацию содержания, форм и методов работы на уроках базового и профильного уровней; 7) психолого-педагогическое сопровождение движения учащихся по индивидуальным профильным маршрутам.

^ Примеры ИПМ

Таблица 1.


ФИ ученика

Дополнительные курсы

^ Элективные курсы

Абдульманов Руслан

10 класс: математика(2ч),

физика(2ч),

русский язык(1ч);

11 класс: математика(2ч),

физика(2ч).

10 класс:

Иррациональные уравнения и неравенства.

Биофизика: история, открытия, современность.

11 класс:

Система ключевых задач курса планиметрии.

Физика в задачах.


Шагалиева

Диана

10 класс:

математика(2ч),

география (1ч),

информатика( 1 ч),

русский язык (1ч);

11 класс:

математика(2ч),

география (1ч),

русский язык (1ч).


10 класс:

История в лицах.

Деловой русский.

11 класс:

Мировые религии.

Система ключевых задач курса планиметрии.



Все условия профильного обучения предметов, заложенные в требованиях к профильному образованию, разработанных МО РФ, соблюдаются в полной мере в данной модели: предметы на профильном уровне преподаются в требуемом программой количестве часов в неделю; уровень требований к подготовке выпускников соответствует профильному, учащиеся занимаются по рекомендованным учебникам. Однако в этом случае решается проблема выбора, создаются условия для достаточной степени свободы обучающегося, индивидуализации и дифференциации обучения в условиях малокомплектной сельской школы. Профильное обучение действительно становится средством дифференциации и носит индивидуальный характер.

В любой модели профильного обучения меняются организация процесса, содержание образования, педагогические технологии. Но данная модель имеет свои отличительные особенности. Перед учителем ставятся новые задачи:

1. Разработать индивидуальные многокомпонентные профильные маршруты.

2. Создать методическую модель индивидуальных профильных маршрутов.

3. Создать условия для правильного выбора индивидуального профильного маршрута.

4. Сформировать мобильные индивидуальные образовательные маршруты.

5. Скоординировать деятельность учащихся на базовых, профильных, элективных курсах, практике, НОУ в 10-11 классах.

6. Использовать современные технологии обучения и сопровождения учащихся по индивидуальным профильным маршрутам.

7. Разработать новую систему оценивания знаний и достижений школьников, отслеживания их движения по индивидуальным профильным маршрутам.

Методическая модель индивидуальных профильных маршрутов включает в себя компоненты: организация предпрофильной подготовки для учащихся 8-9 классов, формирование и коррекция индивидуальных профильных маршрутов в 10-11 классах, организация условий для реализации ИПМ, педагогическое сопровождение старшеклассников при движении по ИПМ.

Модель профильного обучения по индивидуальным профильным маршрутам (Рис. 1) основывается на педагогических принципах:

- системности;

- оптимальности;

- развития;

- социализации;

- индивидуализации;

- творческого саморазвития педагога и учеников.




Предпрофильная подготовка

Индивидуальные профильные маршруты


^ Профильное обучение






УСПЕШНОСТЬ




САМОВЫРАЖЕНИЕ


Мы хотим видеть наших детей счастливыми, нужными и востребованными, преуспевающими

и уверенными

в завтрашнем дне.

РАЗВИТИЕ



Профильные и элективные курсы




ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ



Внеурочная деятельность




^ Предметная компетентность

Рис. 1. Модель по развитию предметной компетентности через ИПМ в условиях многопрофильной сельской школы

Предпрофильная подготовка как условие формирования индивидуальных образовательных маршрутов

Речь идет не о том, чтобы предвидеть будущее,

а о том, чтоб творить его.

Дени де Ружмон

Профильному обучению по индивидуальным маршрутам с целью усиления мотивации выбора должна предшествовать предпрофильная подготовка, проводимая учителями-предметниками и учениками профильных групп.

Она включает в себя несколько направлений работы:

  1. диагностика интересов, способностей и склонностей учащихся 8-9 классов, мониторинг формирования профессиональных интересов;

  2. информационная работа;

  3. профессиональная ориентация – профориентационные уроки и профориентационные минутки;

  4. профильная ориентация;

  5. работа по формированию индивидуальных образовательных маршрутов.

^ Таблица 2.

Система предпрофильной подготовки

учащихся МОУ «Новосергиевская СОШ №3»




Направле-ние

Мероприятие

Участ-ники

Сроки

Ответст-венные

1

Профильная и профессио-нальная ориентация

Презентация профильных курсов

9 класс

Апрель

Профиль-ные группы

Презентация элективных курсов

9 класс

10-11 класс

Апрель

На 1-м «выборочном» занятии курсов

Группы слушате-лей курсов

Препода-ватель курса

Внеклассные мероприятия по предметам

8-9 класс

В течение этапов интеллектуаль-но-практического марафона

Учащиеся профиль-ных групп

Профориентацион-ные уроки и мероприятия

8-9 класс

В течение учебного года

Учитель-предмет-ник

Учащиеся профиль-ных групп

Деятельность НОУ

8-9 классы

В течение года

Совет НОУ

2

Информаци

онная работа

Создание буклета по индивидуальному маршруту

9 класс

Февраль

Учащиеся профиль-ных групп










Оформление образовательной карты района

9 класс

Январь

Учащиеся профиль-ных групп

Информирование о модели профильного обучения на классных собраниях

Учени-ки 9 класса.

Родите

ли

Апрель

Кураторы групп

Выпуск информационного бюллетеня - информирование о достижениях учащихся и поступления выпускников профильных групп

8-9 классы. Родители

Май

Сентябрь

Учащиеся профиль-ных групп

3

Диагности

ческая работа и мониторинг

Диагностика склонностей, способностей и интересов учащихся

8-9 классы

В течение учебного года

Психолог

Конкурс портфолио

9 класс

Март

Учащиеся профиль-ных групп

Мониторинг достижений учеников основной школы по предметам

9 класс

2 полугодие

Учителя-предметники

Итоговый рейтинг достижений по предметам

9 класс

Июнь

Учителя-предметники


Еще в 9-м классе учащиеся под руководством учителей и классных руководителей начинают выстраивать свой образовательный маршрут. Отслеживая движение 9-классников по маршрутам, можно предположить его выбор профилирующего направления в старших классах. В маршрут 9-классника входят посещение курса по выбору, участие в очных и заочных олимпиадах, конкурсах по предметам, мероприятиях этапов интеллектуально-практического марафона, участие в работе кафедр НОУ «Эврика». Учащиеся ведут творческие книжки, осваивают технологию портфолио. С целью развития навыков самообразования на уроках учителям целесообразно проводить «минутки научной организации труда».

Предпрофильная подготовка, проводимая учителями-предметниками и учениками профильных групп, будет наиболее эффективной при условии целостности и скоординированности всей системы предпрофильной подготовки школы. Тогда она действительно будет способствовать формированию индивидуальных профильных маршрутов старшеклассников.
^ Формирование индивидуальных профильных маршрутов

в условиях многопрофильной школы

Свобода означает ответственность.

Б.Шоу

Еще в конце 9 класса ученик намечает для себя образовательный маршрут. При поступлении в 10 класс в заявлении он указывает необходимые ему профильные предметы. Заявление обрабатывается классными руководителями вместе с заместителем директора по УВР, составляются индивидуальные профильные маршруты (учебные планы). В течение недели корректируется общее расписание, формируются профильные группы, составляется индивидуальное расписание каждого ученика. В сентябре ученик выстраивает свой профильный маршрут (набор базовых, профильных, элективных курсов), затем под руководством тьютора формирует индивидуальный образовательный маршрут.

Индивидуальный образовательный маршрут в данном случае понятие более широкое, чем профильный маршрут. Он включает в себя все возможные компоненты образования старшеклассника в школе: базовые, профильные и элективные курсы, профессиональные пробы и практики, дистанционное обучение, деятельность в НОУ, предметные олимпиады, конкурсы, фестивали, интеллектуально-практический предметный марафон, самоподготовку, портфолио ученика.


САМОРАЗВИТИЕ

  • Самообразование

  • Портфолио ученика




ПРАКТИКА

  • Производственная практика

  • Профессиональная проба





Внеурочная деятельность

  • Научное общество учащихся «Эврика»

  • Интеллектуально-практический марафон

  • Олимпиады

  • Конкурсы




Уроки

  • Базовый курс

  • Профильный курс

  • Элективные курсы



Рис.2.Схема индивидуального образовательного профильного маршрута.
В сентябре десятикласснику выдается специальный маршрутный лист. Под руководством тьютора ученик проектирует свое движение по маршруту, выбирает интересующие его компоненты ИПМ, фактически определяя для себя индивидуальную траекторию образования. При этом каждый ученик идет своим собственным путем к главному результату, к которому он стремится – предметной компетентности. В течение двух лет в маршрутном листе отмечаются все достижения ученика. Он становится одним из компонентов портфолио ученика. После окончания десятого класса подсчитывается индивидуальный образовательный рейтинг, выстраиваются рейтинги в группах. В одиннадцатом классе продолжается заполнение маршрутного листа с обязательным подсчетом образовательного рейтинга за год и итогового рейтинга за два года.
Таблица 3.

Маршрутный лист учащегося _______ класса _____________________________________

(ФИО учащегося)

^ МОУ «Новосергиевская средняя общеобразовательная школа №3»
200__-200__ учебные года


Направление

Показатель

Отметка

Дата

Роспись куратора

200__-200__ учебный год 10 класс




1. Базовые курсы

Годовые оценки










2. Профильные курсы

Экзамены 1 полугодие













Полугодовые оценки













Экзамены 2 полугодие













Годовые оценки













Переводные экзамены













Итоговые оценки










3. Элективные курсы













4. Олимпиада













5. Деятельность в НОУ













6.Интеллектуально-практический марафон













7. Деятельность консультанта
















8. Практика













9. Портфолио













^ Образовательный рейтинг за 10 класс













200__-200__ учебный год 11 класс

1. Базовые курсы

Годовые оценки










2. Профильные курсы

Экзамены 1 полугодие













Полугодовые оценки













Экзамены 2 полугодие













Годовые оценки













Экзамены













Итоговые оценки










3. Элективные курсы













4. Олимпиада













5. Деятельность в НОУ
















6. Интеллектуально-практический марафон













7. Деятельность консультанта














8. Портфолио













^ Образовательный рейтинг за 11 класс













Итоговый рейтинг














Тьютор: __________________/_______________________/
Дата: «____» «_____________» 200___г.
Отслеживая изменения рейтинга, можно заметить изменения в уровне предметной компетентности. Из опыта работы можно с уверенностью сказать, что маршрутный лист является хорошим средством мотивации, самоутверждения и самореализации учащегося.
^ Проектирование календарно-тематических и поурочных планов по предметам в условиях индивидуальных профильных маршрутов
Чтобы обучать другого требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.

М.Монтель

Одним из направлений работы в данной модели профильного образования является проектирование учителем календарно-тематического и поурочных планов. Можно отметить несколько особенностей данной модели профильного обучения, которые учитель-предметник обязательно должен учесть при составлении планирования: 1) часы базового курса сопровождаются дополнительными часами, расширяющими курс до профильного; 2) базовый курс «погружен» в профильный курс; 3) уроки базового курса могут стоять в расписании днями раньше, чем дополнительные, а могут стоять после этих дополнительных профильных уроков. Все это требует более тщательного проектирования как календарно-тематических планов, так и каждой темы, каждого урока. Целесообразно составление единого календарно-тематического планирования двух уровней обучения – базового и профильного.

Профильное обучение требует изменение содержания образования базового и профильного уровня, ориентированного на стандарты образования. Оно фактически заложено в программе и в учебниках. Учитель, проектируя календарно-тематическое планирование, составляя поурочные планы, опирается на требования стандарта образования двух уровней обучения. На первых уроках базового и профильного курсов необходимо познакомить учащихся с этими требованиями. На профильном курсе нужно обозначить различия в требованиях. Для этой работы лучше всего привлечь самих старшеклассников, которые могут с помощью информационного фрейма «Сравнение» провести анализ стандартов двух уровней. Также учителям-предметникам целесообразно в начале каждой темы размещать в уголке школьника требования по данной теме, создавая условия для повышения мотивации учащихся, задавая им необходимый уровень требований. Это облегчает процесс целеполагания на уроке, учит школьников проектировать свое движение в рамках темы, создавая условия для индивидуализации учебного процесса. Учитель должен четко знать, с каким содержанием и как должен работать ученик на уроке и дома.
Внеурочная предметная деятельность старшеклассника – условие движения по индивидуальным образовательным маршрутам

Не в количестве знаний заключается образование,

а в полном понимании и искусном

применении всего того, что знаешь.

А.Дистарвег.

Одним из направлений движения по ИПМ является внеурочная предметная деятельность старшеклассника. Она включает в себя участие в работе научного общества «Эврика», интеллектуально-практическом марафоне «Все обо всем», олимпиадах, конкурсах, фестивалях, профессиональные пробы и практики. Ученик вправе выбрать то, что его наиболее всего привлекает и соответствует его профессиональной ориентации. Эти компоненты не являются обязательными для учащихся, но следует отметить зависимость уровня предметной компетентности от степени участия во внеурочной предметной деятельности.

^ Интеллектуально-практический марафон и научное общество учащихся способствуют профильной и профессиональной ориентации старшеклассников. В рамках школьного научного общества учащихся «Эврика» действуют кафедры: историко-краеведческая, литературно-искусствоведческая и кафедра естественных наук. В соответствии со своими интересами и склонностями учащиеся под руководством педагогов осуществляют исследовательскую, проектную деятельность, развивают навыки интеллектуального труда и коммуникативные способности. Для учеников – членов НОУ проводятся занятия по написанию, оформлению и защите рефератов, исследовательских и проектных работ. Старшеклассники выбирают для своих работ чаще всего темы, связанные с их интересами и профессиональными склонностями. В марте ученики со своими индивидуальными и коллективными работами выходят на школьную научно-практическую конференцию, проводимую в два этапа. Победители определяются по пяти номинациям: творческая работа, реферат, исследовательская работа, проект и портфолио. Участие в районной конференции – следующий этап самоутверждения школьника.

Особо мотивированные на продолжение образования ученики участвуют в различных олимпиадах, конкурсах и фестивалях (очных, заочных, школьных, районных, областных, республиканских).

В рамках интеллектуально-практического марафона учителями-предметниками и учащимися профильных групп проводятся интеллектуальные игры, экскурсии, практические работы, тематические часы общения, встречи с людьми разных профессий, открытые уроки, выпускаются газеты, информационные листки и т.д.
  1   2   3

Похожие:

Конкурс «Управление современной школой» Номинация №1 «Система, структура и технологии управления современным образовательным учреждением» iconНормативно-правовая основа создания и функционирования системы государственно-общественного...
Модель государственно-общественного управления образовательным учреждением основана на следующих стратегических документах и направлена...
Конкурс «Управление современной школой» Номинация №1 «Система, структура и технологии управления современным образовательным учреждением» icon3. Система управления образовательным учреждением
Организация управления в мобу сош №1 с. Ивановка соответствует уставным требованиям и представляет собой следующую систему
Конкурс «Управление современной школой» Номинация №1 «Система, структура и технологии управления современным образовательным учреждением» iconСтруктура управления о бразовательным учреждением
Современная школа будет более тесно взаимодействовать с семьей. Система школьного управления станет открытой и понятной для родителей...
Конкурс «Управление современной школой» Номинация №1 «Система, структура и технологии управления современным образовательным учреждением» iconО сотрудничестве между Муниципальным общеобразовательным учреждением...
Муниципальным общеобразовательным учреждением Туломской средней общеобразовательной школой и Муниципальным дошкольным образовательным...
Конкурс «Управление современной школой» Номинация №1 «Система, структура и технологии управления современным образовательным учреждением» iconУважаемые учащиеся! С 1 сентября мбоу сош №12 приступила к внедрению...
Под «Цифровой школой» понимается модель организации управления образовательным учреждением и учебным процессом с использованием информационно-коммуникационных...
Конкурс «Управление современной школой» Номинация №1 «Система, структура и технологии управления современным образовательным учреждением» iconКонкурс профессиональных педагогических объединений (далее мо) организуется...
Конкурс проводится с целью определения эффективности системы управления качеством образования на уровне профессиональных педагогических...
Конкурс «Управление современной школой» Номинация №1 «Система, структура и технологии управления современным образовательным учреждением» iconИнформационное обеспечение управления дошкольным образовательным учреждением
Специалисты по общей теории управления утверждают, что наиболее характерной ошибкой в управленческой деятельности руководителей является...
Конкурс «Управление современной школой» Номинация №1 «Система, структура и технологии управления современным образовательным учреждением» iconКонкурс проводится по номинациям: номинация №1: «Инновации в обучении»
Учредителем Конкурса инновационных разработок (далее – Конкурс) является Северное управление министерства образования и науки Самарской...
Конкурс «Управление современной школой» Номинация №1 «Система, структура и технологии управления современным образовательным учреждением» iconРегламент по предоставлению государственным бюджетным образовательным...

Конкурс «Управление современной школой» Номинация №1 «Система, структура и технологии управления современным образовательным учреждением» iconОбразовательная программа начального общего образования по фгос муниципального...
Разработка образовательным учреждением основной образовательной программы начального общего образования осуществляется самостоятельно...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница