Материалы конкурса «новые образовательные стандарты: первые итоги. Творческие поиски. Методические нахолки»




НазваниеМатериалы конкурса «новые образовательные стандарты: первые итоги. Творческие поиски. Методические нахолки»
страница1/3
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипКонкурс
  1   2   3
Методист № 2/2012 г.

МАТЕРИАЛЫ КОНКУРСА

«НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: ПЕРВЫЕ ИТОГИ.

ТВОРЧЕСКИЕ ПОИСКИ. МЕТОДИЧЕСКИЕ НАХОЛКИ»
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГУЛЕВИЧ И.И.,

методист МБУО ИМЦ ЗАТО

г. Североморск Мурманской области
В статье рассматривается понятие внеурочной деятельности с точки зрения требований ФГОС второго поколения, описаны основные этапы проектирования внеурочной деятельности, определены показатели эффективности проектирования внеурочной деятельности.

Ключевые слова: программа курса внеурочной деятельности, социально-педагогическое партнерство, межведомственное взаимодействие, показатели эффективности.
Внеурочная деятельность та составляющая ФГОС Н00, которая с момента утверждения стандарта претерпела наибольшие изменения. Сначала она входила в состав учебного плана, затем была вынесена за рамки учебного плана, наконец, план внеурочной деятельности определен одним из основных организационных механизмов реализации основной образовательной программы.

Приступая к проектированию внеурочной деятельности, необходимо осознать ее специфику. Для этого надо иметь четкие представления о сущности понятия «внеурочная деятельность», трактовки которого приведены в таблице 1.

Таким образом, при проектировании необходимо учитывать, что внеурочная деятельность:

• направлена:

– на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

– на решение задач воспитания и социализации школьников;

• организуется:

– с классом во внеурочное время;

– на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса;

– для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях;

– по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное);

– через формы, отличные от классноурочной.

Исходя из вышеперечисленных положений, в проектировании внеурочной деятельности условно можно выделить 2 этапа.
Таблица 1


^ Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, со . циальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса

П. 19.10 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373(ред. от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 №2357)

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классноурочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (с. 1)

^ Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации


Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2010. 223 с. С. 7. (Стандарты второго поколения).

^ Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, походы и т.д.), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях

^ Внеурочная деятельность школьников в контексте ФГОС второго поколения / Сост.: СВ. Низова, Е.Л. Харчевникова. Владимир: ВИПКРО, 2010. 32 с.

^ Внеурочная деятельность ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков и т.п.

Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2 кн. Кн. 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011. 192 с. С. 87. (Образовательная система «Школа 2100»).


I этап. Проектирование модели внеурочной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся (схема 1)

Проектирование модели внеурочной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся включает:

• изучение запросов и потребностей участников образовательного процесса (исследование социального заказа);

• сопоставление внеурочных потребностей с возможностями образовательного учреждения;

• заключение договоров, соглашений о сотрудничестве с социальными партнерами.

В соответствии с положениями ФГОС Н00 внеурочная деятельность предусматривается в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся. В целях выявления интересов и увлечений младших школьников можно использовать диагностический инструментарий, представленный профессором Е.Н. Степановым1. На основе выявленных потребностей внеурочной деятельности проводится анализ возможностей школы на предмет соответствия выявленным запросам (табл. 2).

Таблица 2

Запросы участников образовательного процесса (социальный заказ)

(3)

Возможности образовательного учреждения

(В)

Рассогласование запросов и возможностей

(3>В)

Действия (Д), направленные на удовлетворение запросов

(В+Д= 3)

























При заполнении таблицы необходимо рассмотреть кадровые, материально-технические, финансовые условия образовательного учреждения, учесть, что внеурочная деятельность осуществляется через внутри школьную систему дополнительного образования, организацию деятельности групп продленного дня, классное руководство, деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого).

С
хема 1


Заполненная таблица позволяет сопоставить запросы и ресурсы школы. Согласно п. 17 ФГОС НОО при отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности, требует оформления соответствующих договорных отношений (договор, соглашение), определяющих выстраивание партнерских отношений.

В зависимости от возможностей образовательного учреждения, особенностей окружающего социума внеурочная деятельность может осуществляться по различным моделям, в том числе:

• непосредственно в образовательном учреждении по типу школы полного дня;

• совместно с учреждениями дополнительного образования детей, организациями культуры и спорта;

• в сотрудничестве с другими организациями и с участием педагогов образовательного учреждения (комбинированная модель).

Модель внеурочной деятельности должна создавать гармоничную среду, направленную на сохранение и культивирование уникальности каждого ребенка в постоянно меняющемся социальном окружении.
II этап. Проектирование содержания и организации внеурочной деятельности

Содержание и организацию образовательного процесса определяет основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО), разрабатываемая на основе примерной. Внеурочная деятельность представляет собой целостную систему. На схеме представлены положения разделов ООП НОО, обеспечивающие содержательные и организационные составляющие внеурочной деятельности (схема 2).

Остановимся подробнее на описании плана внеурочной деятельности и программы курса внеурочной деятельности, так как эти разделы были включены в структуру ООП НОО согласно последним изменениям ФГОС НОО.

Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности, который, являясь организационным механизмом реализации ООПНОО, должен обеспечивать учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся. План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.).

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

На основе предлагаемых в пособиях вариантов плана внеурочной деятельности можно выделить два подхода к проектированию этого раздела ООП НОО. Один основан на распределении форм внеурочной деятельности и количества часов плана по классам с учетом направлений и видов внеурочной деятельности (табл. 3, с. 20).

Если программы внеурочной деятельности носят интегрированный характер и включают в себя несколько направлений, то модель плана внеурочной деятельности может выглядеть следующим образом (табл. 4, с. 20)1.

^ Программы курсов внеурочной деятельности, как и программы отдельных учебных предметов, направлены на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО, разрабатываются на основе требований к результатам освоения ООП НОО и программы формирования универсальных учебных действий. Структурные компоненты программы определены п. 19.5 ФГОС НОО и представлены в табл. 5 (с. 21).

При взаимодействии образовательного учреждения с другими организациями создается общее программнометодическое пространство, рабочие программы внеурочной деятельности, которые должны быть сориентированы на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования конкретного образовательного учреждения2.

Указанные особенности должны найти свое отражение в таких разделах программы, как планируемые результаты, программа формирования УУД, план внеурочной деятельности, программа духовно-нравственного развития, воспитания и программа

С
хема 2

Таблица

Вариант плана внеурочной деятельности


^ Направление внеурочной деятельности

Виды внеурочной деятельности внутри направления1

^ Формы внеурочной деятельности внутри

направления (п. 19.10 ФГОС HOO)

Кол-во часов

Учреждение, осуществляющее внеурочную деятельность

по классам

Всего

1

класс

2

класс

3

класс

4

класс

Общеинтеллектуальное

Познавательная деятельность

Школьное научное общество «На пути к Олимпу»
















ОУ

Олимпиады, интеллектуальные марафоны, предметные чемпионаты и т.п.
















ОУ

Спортивнооздоровительное

Спортивнооздоровительная деятельность

Секция ОФП
















ДЮСШ

Клуб «Неболейкина школа»
















ОУ

Социальное

Трудовая деятельность

Кружок «Начальное техническое моделирование»
















СЮТ

Проектная деятельность

«Играем, учимся, творим»
















ОУ

Проблемноценнностное общение

«В школу с улыбкой! (тренинги)
















ОУ

(психолог)

Общекультурное

Художественное творчество

Изостудия
















ДТ

Досугово-

развлекательная

деятельность

Праздничные тематические мероприятия
















ОУ

ДК

Духовнонравственное

Туристко-

краеведческая

деятельность

Экскурсии, походы, прогулки, выставки, акции, посещение музеев
















ОУ

УК

Всего (до 1350 часов за четыре года обучения)



















Таблица 4

Модель плана внеурочной деятельности

Программа

Форма

^ Состав и структура

направлений

Кол-во часов

В

С

Е

Г

О

Учреждение, осуществляющее внеурочную деятельность

по классам

Спортивно-оздоровительное

Духовно-нравственное

Социальное

Общеинтел-лектуальное

Общекультурное

1
К

Л

А

С

С

2
К

Л

А

С

С

3
К

Л

А

С

С

4
К

Л

А

С

С

Музей в твоем классе

Кружок, клуб, факультатив































ОУ

УК

Ключ и заря

Научный клуб































ОУ

Расчетно-

конструкторское бюро

Факультатив































ОУ

Путешествие в компьютерную долину

Проектная деятельность































ОУ

Изучение природы

Проектная деятельность































ОУ

Мы и окружающий мир

Научный клуб































ДТ

Путешествие в мир экологии

Интегрированный курс































ОУ

Город мастеров

Предметно-практическая мастерская































СЮТ

ВСЕГО (до 1350 часов за четыре года обучения)


















  1   2   3

Похожие:

Материалы конкурса «новые образовательные стандарты: первые итоги. Творческие поиски. Методические нахолки» iconПриказ от 18. 03. 2011 №119 о/д план мероприятий по переходу на новые...
По переходу на новые федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (фгос) в моу сош №59 Г....
Материалы конкурса «новые образовательные стандарты: первые итоги. Творческие поиски. Методические нахолки» iconИтоги XVI городского конкурса учебно-исследовательских работ учащихся
Итоги VIII городского конкурса учебно-исследовательских работ учащихся «Первые шаги»
Материалы конкурса «новые образовательные стандарты: первые итоги. Творческие поиски. Методические нахолки» iconПереход на новые образовательные стандарты
Поэтапное введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
Материалы конкурса «новые образовательные стандарты: первые итоги. Творческие поиски. Методические нахолки» iconПроект «Новые образовательные стандарты: новое качество образования»
Создание системы обучения, обеспечивающей готовность и способность обучающихся к саморазвитию
Материалы конкурса «новые образовательные стандарты: первые итоги. Творческие поиски. Методические нахолки» iconИтоги межрегионального конкурса презентаций «Моя любимая книга»
Итоги конкурса, продолжавшегося с 5 мая по 31 августа 2009 г., подведены экспертами и выглядят следующим образом
Материалы конкурса «новые образовательные стандарты: первые итоги. Творческие поиски. Методические нахолки» icon«Профессиональное мастерство педагога как фактор успешного перехода...
Психологическое сопровождение развития индивидуальных познавательных способностей обучающихся
Материалы конкурса «новые образовательные стандарты: первые итоги. Творческие поиски. Методические нахолки» iconОпорная площадка
Теоретическое изучение основ Универсальных Учебных Действий в учебной деятельности младших школьников в условиях перехода на новые...
Материалы конкурса «новые образовательные стандарты: первые итоги. Творческие поиски. Методические нахолки» iconПрограмма образовательного модуля Инновационные образовательные ресурсы...
Программа предназначена для повышения квалификации педагогических кадров образовательных учреждений по вопросам содержания и организации...
Материалы конкурса «новые образовательные стандарты: первые итоги. Творческие поиски. Методические нахолки» icon«Новые образовательные стандарты: цели образования и результаты обучения»
В развитии образовательной системы России начинается новый этап. Сущность этого этапа выражается в переориентации системы образования...
Материалы конкурса «новые образовательные стандарты: первые итоги. Творческие поиски. Методические нахолки» iconАналитический отчет о деятельности учреждения за 2011-2012 учебный год
Доступность образования. Переход на новые образовательные стандарты. Обновление содержания образования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница