Проектная деятельность учащихся на уроках биологии




НазваниеПроектная деятельность учащихся на уроках биологии
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок
Проектная  деятельность учащихся на уроках биологии.
Харченко Э.Н..   учитель биологии

МБОУ СОШ №56 г. Петров Вал
Распространение в школах методов и технологий проектной и исследовательской деятельности учащихся направлено на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.

В процессе работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, раскрыть свои творческие способности и задатки, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех.

Проектная деятельность привлекательна тем, что учитывает индивидуальность ребёнка – его интересы, темп работы, уровень обученности, позволяет самостоятельно выбирать партнёров в работе, источники и способы получения информации, методы исследования и формы представления результатов. Всё это развивает чувство ответственности у учащихся, повышает мотивацию к учёбе, познавательную и творческую активность.

^ Типология проектов.
1. По ведущему методу или виду деятельности:

- информационно-поисковые проекты - предполагают сбор и анализ информации по исследуемой работе;

- исследовательские проекты – нацеливающие учащихся на глубокое изучение темы, выдвижение гипотез и защиту собственных путей решения проблемы;

- практико-ориентированные проекты – направляющие действия учащихся на решение реальных проблем;

-продуктивные – имеют целью создать какой-либо «продукт»: газету, плакат и др. Дают возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления;

- игровые (драматизационные, ролевые) – создают условия для игрового моделирования.

^ 2. По предметно-содержательной области:

- монопроект (в рамках одной области знания);

- межпредметный прект.

3. По количеству участников:

- парные;

-групповые;

-индивидуальные.

4. По продолжительности выполнения:

-краткосрочные;

- средней продолжительности;

-долгосрочные.

^ 5. По характеру координации:

- со скрытой координацией;

-с явной координацией.

6. По характеру контактов:

- внутренние, или региональные;

- международные.
Метод проектов - это всегда творческая деятельность.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умением самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

По своей сути проектирование -  самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности. Этот вид деятельности существует в культуре как принципиальный способ планирования и осуществления изменений реальности.

Задача учителя состоит в создании условий для реализации и развития индивидуальных и творческих способностей учащихся, в воспитании интеллектуальной личности, способной к саморазвитию и творчеству, обладающей стремлением к успеху, верой в свои возможности, умеющей предвидеть результаты своих действий, обладающей активной жизненной позицией. Поэтому основная цель, которую я ставлю перед собой в достижении желаемого результата - это усиление практической направленности в преподавании биологии как на уроках, так и во внеурочное время.
Основные этапы работы:

1.Целеполагание. Учитель помогает ребенку определить актуальную, но в тоже время посильную для него задачу, решение которой возможно  в установленные сроки.

2. Разработка проекта. Это план деятельности по достижению намеченной цели

3.Выполнение проекта.

4.Подведение итогов.

Проектная деятельность готовит к жизни в новом информационном обществе, переход к которому активно осуществляется в нашем образовании.
Примеры проектов и работ учеников:

-« Сохраним чистоту родных рек»;

- «Почвенные ресурсы»;

- « Великие люди о пользе физических упражнений»

Получение любого результата образования требует адекватных педагогических технологий. Такой базовой образовательной технологией является метод проектов.

Проектирование сегодня – важнейший фактор развития образования и практика его организации многообразна.

Метод проектов - это всегда творческая деятельность.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умением самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

По своей сути проектирование -  самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности. Этот вид деятельности существует в культуре как принципиальный способ планирования и осуществления изменений реальности.

«Если ребёнок упал и не хочет идти, то он никогда не научится ходить – Луиза Хейц». Если мы не будем стремиться к совершенству,  к новому, мы никогда не достигнем высоких результатов.

Задача учителя состоит в создании условий для реализации и развития индивидуальных и творческих способностей учащихся, в воспитании интеллектуальной личности, способной к саморазвитию и творчеству, обладающей стремлением к успеху, верой в свои возможности, умеющей предвидеть результаты своих действий, обладающей активной жизненной позицией.

Поэтому основная цель, которую я ставлю перед собой в достижении желаемого результата - это усиление практической направленности в преподавании биологии как на уроках, так и во внеурочное время с использованием проектной деятельности, так как этот метод имеет ряд преимуществ, а именно:

- легко вписывается в учебный процесс в условиях классно – урочной системы и позволяет достигать цели образования по любому учебному предмету;

- метод проектирования обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;

- сплачивает детей, развивает коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу;

- даёт возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой, между академическими знаниями и прагматическими умениями;

- реализует идею профессиональной ориентации на всех уровнях обучения;

- позволяет приобретать обучающимся уникальный опыт социального взаимодействия.

Специфика метода проектов заключается, прежде всего, в непосредственном взаимодействие ребенка с окружающим миром, в совместной деятельности учителя и ученика  с опорой на собственный опыт ребенка. Образно говорят об этом методе так, что учитель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.

Основные этапы работы учителя:

1.Целеполагание. Учитель помогает ребенку определить актуальную, но в тоже время посильную для него задачу, решение которой возможно  в установленные сроки.

2. Разработка проекта. Это план деятельности по достижению намеченной цели

3.Выполнение проекта.

4.Подведение итогов.

По содержательному аспекту, проекты  используемые в моей работе, можно классифицировать на:

естественнонаучные проекты. Чаще всего они бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую работу (например, изучать состояние лесов в данной местности предложить систему мероприятий по их охране;

экологические проекты, как правило, требуют привлечения исследовательских, научных методов, знаний из разных научных областей (кислотный  дожди; флора и фауна наших лесов; беспризорные домашние животные в городе);

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходиться переориентировать свою учебно–воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные  виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Успех проектной деятельности учащихся в большой степени зависит от организации работы внутри группы, от четкого распределения обязанностей и определения форм ответственности за выполняемую часть работы.

Проект может быть разной степени сложности. Это может быть проект, охватывающий весь класс и предусматривающий  работу над отдельным проектами, составляющими общий проект, а могут быть  и самостоятельные небольшие проекты, охватывающие всего несколько или даже пару участников.

Учебный исследовательский проект включает: определение целей и формирование гипотезы  о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования, уточнение выявленных проблем и определение процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, ее обработка и анализ полученных результатов, подготовка соответствующего отсчета и обсуждение возможного примирения полученных результатов.

Всё, что я делаю, доставляет мне глубокое удовлетворение. Не бойтесь заглянуть к себе душу, вы раскроете не только свой творческий потенциал, но и поможете раскрыть и реализовать творческие возможности своих воспитанников.

Литература:

Матяш Н.В. Проектная деятельность школьников. - М.: Высшая школа, 2000.

Нельке Матиас. Техника креативности. - М.: ОМЕГА-Л, 2006.

Чечель Н.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - М.: 1998 г.

^ Проектная деятельность школьников

"История успеха"

 

Одной из компетентностей современного выпускника школы является владение информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ). Сейчас каждый человек понимает важность и необходимость информатизации образования. 
Новое содержание и новые информационные технологии должны предлагаться совместно с новыми педагогическими технологиями, новыми методами и организационными формами учебной работы. Для этого надо приложить немало усилий. Нужно вести соответствующую работу, целенаправленно конструируя и осваивая соответствующие нововведения, проверяя их на практике. В современной школе учитель перестал быть основным источником информации об окружающем мире и основной  акцент сейчас делается на освоении различных способов деятельности. Учитывая это, приходится признать, что многие существующие учебные программы неполны, а рекомендуемые ими методы учебной работы требуют соответствующего пересмотра. 
Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать развитие навыков и освоение новых средств коммуникации (обмена результатами информационной работы), а также появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией. Естественно, что эти изменения находят отражение в характере и содержании учебной и внеучебной работе школьников. 
Они должны уметь искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями. Эта способность (или информационно-коммуникационная компетентность) должна обеспечить школьникам возможность: успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая получение образовательных услуг с использованием Интернет), подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, которая основана на знаниях. Информационными и коммуникационными технологиями можно овладеть не только на уроках информатики, но и на других предметах, в том числе и на биологии. Одной из технологий обучения, которая дает информационно-коммуникационные навыки является проектно-исследовательская деятельность. На уроках биологии, на элективных курсах мои ученики часто готовят сообщения, доклады, мини-проекты. С их помощью они учатся находить, анализировать, обобщать и предоставлять информацию в письменной и устной форме с использованием компьютерных технологий, например с помощью офисных и графических программ. У каждого из нас свои секреты организации успешной образовательной деятельности, своя волшебная палочка. Для меня такой волшебной палочкой стала программа Intel «Обучение для будущего». Мое знакомство с программой «Обучение для будущего» состоялось пять лет тому назад. Это было именно то, что изменило не только мою работу, но и деятельность моих учеников и многих моих коллег (я была тьютором в группе моих коллег по программе Intel «Обучение для будущего»). 
Проектно-исследовательская деятельность воспитывает коммуникабельность, заинтересованность в достижении цели, а это те навыки, которые нужны для последующей успешной работы, для самореализации личности как профессионала. Воспитывающая роль учебного проекта проявляется на презентации результата: при демонстрации понимания проблемы, при организации работы над проектом. Воспитательное воздействие оказывают и планирование, и осуществление проекта, и выводы, которые делают ученики. 

Поскольку информационные и телекоммуникационные технологии широко внедряются в жизнь людей, необходимо знакомиться с ними с раннего возраста. Ведь информатика - это не только еще один предмет школьной программы, но и способ реализации собственной траектории обучения, саморазвития ребенка. Именно такое обучение готовит к жизни в новом информационном обществе, переход к которому активно осуществляется и в нашей стране.

 

Примеры проектов и работ учеников:

 

Земля - наш общий дом!

 

Скелет - фундамент организма.

 

Быть здоровым - это модно!

Похожие:

Проектная деятельность учащихся на уроках биологии iconТема: «Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно...
Идея: организовать исследовательскую деятельность учащихся по биологии через использование краеведческого материала
Проектная деятельность учащихся на уроках биологии iconЛекция и презентация (3мин)
Проектная деятельность учащихся на уроках обществознания принцип здоровьесбережения
Проектная деятельность учащихся на уроках биологии iconИсследовательская деятельность учащихся на уроках биологии
Одной из актуальных проблем в образовательном процессе является активизация познавательной деятельности учащихся при обучении. Путей...
Проектная деятельность учащихся на уроках биологии iconМетодическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках...
«Проектная деятельность на уроках физики и астрономии с использованием сетевых компьютерных технологий»
Проектная деятельность учащихся на уроках биологии iconПроектная деятельность учащихся на уроках истории
Метод проектов выступает как возможное средство преодоления подобных проблем. В процессе работы над проектом учитель имеет возможность...
Проектная деятельность учащихся на уроках биологии iconПроектная деятельность на уроках технологии
Она способствует приобретению общетрудо­вых умений, навыков и развитию творческих способностей, под­готовке к решению практических...
Проектная деятельность учащихся на уроках биологии iconПроектная деятельность на уроках технологии”
Овечкиной Валентины Васильевны «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он способен выполнить...
Проектная деятельность учащихся на уроках биологии iconИнформация по гимназии №4 им. А. С. Пушкина о работе научного общества учащихся
Групповая. Организована работа в малых группах по подготовке учащихся 1 – 11 классов к олимпиадам по предметам; факультативные курсы;...
Проектная деятельность учащихся на уроках биологии iconВ моу сош №1 состоялась школьная практическая конференция «Проектная...
В моу сош №1 состоялась школьная практическая конференция «Проектная деятельность учащихся». Ее цель: повышение качества учебных...
Проектная деятельность учащихся на уроках биологии iconЗаседание мо протокол №
Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учителя состоит в кратком по времени...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница