Что такое наблюдение?




НазваниеЧто такое наблюдение?
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипВопрос
Что такое наблюдение?
Наблюдение – весьма общее понятие, объединяющее большой набор исследовательских техник и практик. Значение термина «наблюдение» еще больше усложняется тем, что очень часто наблюдениями называют любые эмпирические данные, независимо от того, каким методом они были получены. Для получения данных в исследованиях поведения могут применяться различные инструменты. К наиболее распространенным относятся т.н. «бумажные» тесты, анкетирование и опросники, оценочные шкалы для измерения мнения или отношения к чему-либо, проективные тесты и прямое наблюдение за поведением человека (и животных). Последний метод многие исследователи признают превосходящим остальные. Это убеждение основано на том, что данные, полученные методом наблюдения без применения опосредующих процедур, таких как тест или опросник, отражают поведение непосредственно. Следовательно, чтобы соотнести данные наблюдения с изучаемым феноменом, не требуется выводить одно из другого.

Если же данные получены каким-то другим методом, кроме наблюдения, то чтобы обосновать связь между ними и интересующим явлением, нужен логический вывод.у же данные получены каким-то другим методом, кроме наблюдения, чтобы обосновать связь между ними и интересующим явлением Рассмотрим на примере данных анкетирования. Считать, что они действительно отражают какую-то характеристику, присущую испытуемому, можно лишь в том случае, если верны несколько допущений. Во-первых, что каждый вопрос анкеты связан с изучаемой характеристикой. Далее, что ответы испытуемого точно отражают его мнение по данному вопросу. Наконец, что способ подсчета данных по анкете в целом не искажает измеряемой характеристики.

Считается, что в этих допущениях нет необходимости, если применяется метод наблюдения. То, что наблюдается, фактически и есть то, что подлежит изучению. То, что подлежит изучению, можно «увидеть глазами». Поэтому за методом наблюдения часто признают превосходство перед другими способами сбора эмпирических данных.

Независимо от того, справедливо это или нет, в некоторых случаях прямое наблюдение за поведением особенно полезно. Например, в исследованиях раннего детского развития, когда испытуемые еще не приобрели языковых навыков, необходимых для участия в опросе или проективном тесте. Или при изучении умственных расстройств, связанных с нарушениями речи. В этологии наблюдение за поведением животных, возможно, наиболее жизнеспособный метод получения данных.
^ Неструктурированное и систематическое наблюдение
Не все наблюдения подходят для научного исследования. Осознаем мы это или нет, мы постоянно вовлечены в процесс наблюдения за другими людьми в ходе каждодневных социальных взаимодействий. Мы наблюдаем, что делают другие люди, когда идем по улице или ужинаем в ресторане. Некоторые, подобно известному герою сэра А. Конан Дойля, Шерлоку Холмсу, извлекают больше информации, чем другие, из одного и того же набора наблюдений. Все же повседневные наблюдения большинства из нас бессистемны и неструктурированны. Поэтому очень сложно понять устройство и характеристики информации, полученной путем случайных житейских наблюдений. А поскольку это неизвестно, то нельзя сказать, действительно ли эти данные достоверны.

В противоположность житейским наблюдениям, научное наблюдение за поведением людей или животных и их взаимодействиями, как правило, систематизировано и контролируемо. Это не означает, что исследователь контролирует поведение испытуемых. Под контролем здесь понимают жесткие предписания относительно того, что наблюдать, когда наблюдать, где наблюдать, как наблюдать, в каких условиях проводить наблюдение; а также относительно действий наблюдателя, метода регистрации наблюдаемого поведения, метода сбора и анализа полученной информации. Контроль также подразумевает строгое исполнение этих предписаний. За счет того, что процесс наблюдения контролируется, полученные данные хорошо определены. Поэтому становится возможным применение методов оценки качества наблюдения и анализа данных.
^ Количественное и качественное наблюдение
Существует два базовых подхода к систематическому наблюдению. Их можно приблизительно охарактеризовать как качественный и количественный, они скорее дополняют друг друга, чем являются взаимно исключающими.

В исследованиях, где применяется количественный подход, сложный поведенческий феномен вначале редуцируется до набора измеряемых и наблюдаемых переменных. Эти переменные и способ их измерения должны быть определены до начала наблюдения. В процессе наблюдения исследователь регистрирует выделенные поведенческие переменные и их количество. Статистический анализ применяется именно к этим количественным данным, с тем, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезы исследования.

Количественный подход, который иногда также называют позитивистским, имеет сильные и слабые стороны. К его главным преимуществам относятся объективность и воспроизводимость результатов. При условии правильного проведения результаты количественного наблюдения не зависят от наблюдателя, другими словами, наблюдатели, следуя одинаковым процедурам, будут давать в своих отчетах согласованные результаты. Главным недостатком этого подхода является то, что сведение к нескольким количественным переменным может привести к неправомерному упрощению изучаемого явления. Тогда, даже несмотря на подтверждение гипотез, результаты исследования оказываются неполными, а понимание изучаемого феномена – неоправданно поверхностным и бессодержательным.

Напротив, качественный подход, типичный для этнографических исследований, позволяет углубить понимание изучаемого феномена. В этнографии наблюдение начинается без предварительных суждений, гипотез или концепций. Метод включенного наблюдения, когда исследователь становится на время членом наблюдаемой социальной группы, чаще всего используется и рекомендуется антропологами и этнографами. Правда, невключенное наблюдение также применяется. В любом случае, за всей группой на протяжении долгого времени ведется постоянное наблюдение, и исследователь старается записывать в своих полевых дневниках по возможности все происходящее (деятельность, взаимодействия, условия окружения и пр.). Чтобы не упустить ничего существенного, исследователь руководствуется определенными принципами в процессе наблюдения и при расшифровке полевых записей.

Fetterman выделил четыре основных принципа сбора и интерпретации данных в этнографии. Согласно принципу феноменологии, наблюдатель старается понимать социальное явление с точки зрения наблюдаемого. Чтобы добиться понимания, он может либо стать участником наблюдаемой группы, либо брать интервью у информантов, принадлежащих к этой группе. Вторым принципом является целостность. Наблюдатель держит в голове более широкую картину, всю культуру в целом. Все наблюдения и интерпретации представляют собой попытку установить связи отдельных элементов с целостной культурной системой. Другим важным принципом является безоценочность роли наблюдателя. Описывая ситуацию, он не должен привносить суждения, исходящие из его собственной системы ценностей. Последний принцип гласит, что любые данные могут рассматриваться только с учетом контекста, в который они были погружены.

Преимущества «этнографического» подхода состоят в том, что а) он обеспечивает углубленное понимание изучаемого феномена и меньшую (по сравнению с количественным подходом) вероятность пропуска важных явлений; б) выдвижение теорий и гипотез направляется полученными данными, наблюдавшимися событиями, а не «кабинетными спекуляциями».

Borg и Gall перечислили некоторые недостатки «этнографического» подхода. Во-первых, для него требуются крайне внимательные и искусные наблюдатели, имеющие дополнительные знания в области социологии и социальной антропологии. Во-вторых, правильно проведенные этнографические исследования занимают годы и месяцы непрерывного наблюдения, что делает их затратными по времени и стоимости. В-третьих, огромное количество записей, связанное с продолжительностью наблюдений, очень сложно систематизировать и интерпретировать. В-четвертых, исследование мало защищено от ошибок наблюдателей, даже несмотря на их обучение. В-пятых, наблюдатель все время должен решать, какие события отмечать, а какие игнорировать, поэтому на практике сложно удержать безоценочную позицию. Наконец, включенное наблюдение может привести к личной эмоциональной вовлеченности, когда, например, эмпатия перерастает в симпатию, что снижает достоверность полученных данных.

Нет необходимости противопоставлять качественный и количественный подходы. В самом деле, они могут быть взаимодополняющими. Полное научное исследование, как правило делится на 2 этапа: разведочный и проверочный. На разведочной стадии исследователь заинтересован в выдвижении гипотез, и здесь качественные методики имеют решающее преимущество. Техники, подобные этнографическим, позволяют ученому достичь глубокого понимания и сформулировать осмысленные и содержательные гипотезы. На этапе проверки исследователь занят сбором доказательств в пользу выдвинутой гипотезы. Количественные методы позволяют выдвинуть объективные доказательства. Без качественных разведочных техник количественные методы могут привести лишь к поверхностным результатам, которые лишь по касательной затрагивают изучаемый феномен. Без количественно подтвержденных наблюдений качественные методы дают немногим более, чем просто личный взгляд ученого на предмет исследования.

Похожие:

Что такое наблюдение? iconНаблюдение за динамикой развития ребенка, исследовательская работа...
Красноярский государственный педагогический университет – 1977, учитель математики
Что такое наблюдение? icon«Наблюдение за сезонными изменениями»
«Наблюдение за сезонными изменениями» (конспект весенней прогулки для старшей группы)
Что такое наблюдение? iconРадиолокация область науки и техники, предмет которой наблюдение...
Радиолокация область науки и техники, предмет которой наблюдение различных объектов (целей) радиотехническими методами: их обнаружение,...
Что такое наблюдение? icon«Графические редакторы»
Несколько уроков назад мы говорили о том, что такое программное обеспечение компьютера. Напомните, пожалуйста, что эта такое, какие...
Что такое наблюдение? iconЭто пословица. Кто знает, что такое пословица?
Вопрос: Почему, на ваш взгляд, такое большое значение народ придаёт именно семье?
Что такое наблюдение? iconЧто такое «Конституция»?
Что такое «Конституция»? Сколько Конституций было принято в нашей стране? (укажите годы)
Что такое наблюдение? iconКонспект открытого занятия «Что такое хорошо и что такое плохо»
...
Что такое наблюдение? iconКалендарно-тематическое планирование 11 «В» класс
Вектор магнитной индукции. Сила ампера. Лр «Наблюдение действия магнитного поля на ток»
Что такое наблюдение? iconУрок-наблюдение
Окружающий мир интегративный характер; многообразие изучаемых объектов и явлений; личностнозначимое содержание учебного материала...
Что такое наблюдение? iconТема Свобода в деятельности человека Что такое свобода?
С понятием свобода мы уже сталкивались на наших занятиях, вспомните, что это такое?
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница