Начальник научно-методического отдела




НазваниеНачальник научно-методического отдела
страница1/3
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
Соломин И. Л. 
Начальник научно-методического отдела, 
Институт практической психологии «ИМАТОН»
Санкт-Петербург

О «цветовых метафорах», и не только о них. 
Психологическая газета, N3/54, март, 2000

В психологии меня больше всего привлекает изучение человеческой мотивации. В самом деле: все, что мы делаем, определяется, в конечном счете, нашими мотивами. Выбираем ли мы себе занятие, круг общения, супруга, успешно ли мы учимся или работаем — все это так или иначе связано с потребностями. А без знания мотивации конкретных людей вряд ли возможно прогнозировать и корректировать их поведение и состояние. Учет мотивов, отношений и потребностей человека необходим для эффективного психологического консультирования и психотерапии, профориентации, отбора и расстановки кадров, управления, образования, рекламы, пропаганды.

Интерес к мотивации возник у меня еще в студенческие времена. Единственным преподавателем на факультете психологии Ленинградского университета, который взялся быть моим научным руководителем по этой теме, стал Владимир Константинович Гербачевский. К сожалению, сейчас его уже нет в живых. Именно у него я написал свою дипломную работу «Индивидуально-психологические факторы успешности учебной деятельности старшеклассников». Разумеется, среди этих факторов наряду с традиционным интеллектом и личностью была и мотивация.

Обычно для диагностики мотивации человека используются либо анкетные, либо проективные методы. Однако опрос не всегда может дать объективную информацию о потребностях. К сожалению, прямые методы диагностики, основанные на самоотчете, выявляют лишь осознаваемые, а не реально действующие мотивы. Кроме того, даже адекватно осознанные мотивы могут искажаться при тестировании вследствие различной их социальной желательности, что проявляется в маскировке порицаемых и демонстрации одобряемых мотивов. Поэтому актуальной задачей является поиск защищенных от неискренности испытуемого методов диагностики реальных его отношений к действительности.

Проективные методы разрешают проблему мотивационных искажений со стороны испытуемого, поскольку от него скрыто истинное содержание такого рода методов. Однако использование проективных тестов является трудоемкой процедурой, а их достоверность и надежность в большой мере зависит от квалификации и опыта экспериментатора. Кроме того, разрешающая способность большинства проективных методик не позволяет использовать их для точных количественных измерений, допуская лишь качественное определение тех или иных черт.

Когда я мучительно пытался придумать, с помощью какого же метода измерять человеческую мотивацию, Владимир Константинович предложил мне попробовать семантический дифференциал. И я решил: почему бы и нет? Но оказалось, что метод семантического дифференциала, внешне так похожий на обыкновенные полярные профили, далеко не прост в использовании. Для его применения требуется не только оценить с помощью специальных шкал ряд понятий, но и вычислить затем расстояния между этими понятиями. Однако любишь кататься, люби и саночки возить. Компьютеры в начале восьмидесятых были еще недоступны для студентов-психологов, поэтому я вооружился калькулятором и занялся расчетом евклидовых расстояний между понятиями в многомерном семантическом пространстве. Тех самых расстояний, которые, согласно Чарльзу Осгуду, обратно пропорциональны степени субъективного сходства между понятиями. И результат оправдал мои ожидания. Мне удалось выделить типы учащихся в зависимости от их ведущей мотивации. Оказалось, что успешность учебной деятельности зависит не только от уровня и структуры интеллекта, не только от степени выраженности черт личности, но и от содержания потребностей - познавательных, творческих, социальных, моральных, утилитарных и т.д.

В 1982 году я окончил Университет и поступил на работу в Военно-медицинскую академию. И среди потока научно-исследовательских работ, в которых мне приходилось принимать участие, я на несколько лет забыл о семантическом дифференциале. Однако от судьбы не уйдешь. В нашу лабораторию обратилось начальство одного из военно-политических училищ с просьбой разработать систему отбора абитуриентов, учитывающую не только психологические возможности и профессиональные способности будущих курсантов, но и их военно-профессиональную направленность, мотивацию учебной и профессиональной деятельности. Я вновь вспомнил о старом добром семантическом дифференциале. К тому времени у меня на столе появилась так называемая микро-ЭВМ «Электроника Д3-38», которая имела целых 16 килобайт оперативной памяти, внешнюю память на базе кассетного магнитофона и интерпретатор языка Бейсик. Надо ли говорить, что первая компьютерная программа, которую я написал, была посвящена обработке результатов семантического дифференциала. Она называлась OSGOOD в честь одного из основоположников психосемантики Чарльза Осгуда. А в 1989 году была опубликована моя статья «Использование методики семантического дифференциала для исследования военной и профессиональной направленности кандидатов в военное училище», в которой подтверждалась возможность прогнозирования с помощью методики вероятности отчисления из училища, учебной неуспеваемости и нарушений дисциплины.

Примерно в это же время на базе метода репертуарных решеток мною была создана еще одна методика, предназначенная для выявления силы различных человеческих потребностей. Эта методика разрабатывалась для оценки состояния здоровья людей, проживающих в районе известного полигона токсических отходов Красный Бор в Ленинградской области. В течение нескольких лет я занимался валидизацией психосемантических методик для диагностики мотивов и потребностей. С помощью этих методик изучались динамика потребностей людей в течение трехнедельного голодания, потребности больных с пограничными нервно-психическими расстройствами, отношение к экологической обстановке лиц, проживающих в зоне с повышенным уровнем радиации. Одним из наиболее ярких примеров практического использования методик психосемантической диагностики мотивации является мониторинг состояния сознания персонала Чернобыльской атомной электростанции и населения города Славутич. Разработка нового класса психодиагностических методик не осталась без внимания специалистов, и в течение нескольких лет я обучал будущих военных психофизиологов методам психосемантичской диагностики мотивации. Именно в это время был разработан пакет компьютерных программ MIND MAPPING для выявления скрытой и скрываемой мотивации человека.

В 1993 году я решил использовать глубинную психосемантическую диагностику для исследования своей собственной мотивации. Результаты исследования побудили меня принять решение об уходе из академической науки и из министерства обороны. Однако после того как я перешел в Санкт-Петербургскую службу занятости и занялся практической деятельностью, я не отказался от использования психосемантической диагностики. Во-первых, глубинная диагностика мотивации требовалась руководителям коммерческих фирм для оценки скрытой мотивации персонала, прежде всего, для определения лояльности сотрудников. Во-вторых, методики психосемантической диагностики мотивации служили в качестве критериев оценки эффективности различных психокоррекционных программ для безработных. Но методики глубинной диагностики редко использовались в практике повседневной работы с клиентами, поскольку они требовали достаточно продолжительного времени тестирования (от 40 до 60 минут) и компьютера с программным обеспечением. Они были пригодны для консультирования клиентов в наиболее сложных случаях, когда обычная беседа не давала желаемых результатов. Между тем психологам-консультантам нужны были экспресс-методы, сопоставимые по своему назначению с глубинным тестированием. И тогда я взялся за разработку методов экспресс-диагностики мотивации в целях не столько экспертизы, сколько психологического консультирования клиентов. В результате этой работы появились на свет два новых метода: рисуночных метафор и цветовых метафор.

О последнем методе мы поговорим более подробно. Тем более что это — первая публикация, посвященная методу цветовых метафор.

Предшественником метода цветовых метафор является цветовой тест отношений (ЦТО), разработанный в начале 80-х годов сотрудником Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева Александром Марковичем Эткиндом. ЦТО был разработан как инструмент для клинической диагностики эмоциональных отношений человека к значимым для него людям. В ЦТО испытуемый традиционно подбирает к каждому человеку из заранее составленного списка подходящие цвета из набора теста Люшера. 

Процедура

Вариант ЦТО

Полный

Краткий

Проведение

1. Испытуемый ранжирует все 8 цветов в порядке их соответствия каждому человеку из списка.

1. Испытуемый подбирает одинсамый подходящий цвет для каждого человека из списка.

2. Затем цвета ранжируются испытуемым в порядке предпочтения.

Обработка

Для каждого человека из списка вычисляется коэффициент ранговой корреляции между раскладкой цветов, соответствующей этому человеку, и раскладкой цветов, ранжированных в порядке предпочтения испытуемым

Для каждого человека из списка определяется, какое место в раскладке по степени привлекательности занимает соответствующий ему цвет.

Интерпретация

1. Чем больше коэффициент корреляции, тем лучше эмоциональное отношение испытуемого к данному человеку

1. Ранг привлекательности цвета является показателем эмоционального отношения испытуемого к данному человеку.

2. Содержание отношения испытуемого к человеку определяется общепсихологическим смыслом того цвета, который выбран испытуемым в качестве подходящего для данного человека.
  1   2   3

Похожие:

Начальник научно-методического отдела iconМ. П. Майоров начальник Отдела образования; О. Я. Новикова заместитель...
М. П. Майоров – начальник Отдела образования; О. Я. Новикова – заместитель начальника Отдела образования, Э. А. Салин – заведующий...
Начальник научно-методического отдела iconПример резюме руководитель филиала, начальник торгового отдела
Соискание должности директора филиала, регионального менеджера по продажам, начальника торгового отдела
Начальник научно-методического отдела iconРасписание Принято Утверждено Начальник отдела санитарно эпидемиологического...
Начальник отдела санитарно – эпидемиологического непосредственно образовательной педагогическим советом приказом доу №4 «Сказка»
Начальник научно-методического отдела iconМетодические рекомендации 2013г. Методические рекомендации подготовили:...
Е. В. Илларионова – начальник отдела программного развития здравоохранения Министерства здравоохранения Пензенской области
Начальник научно-методического отдела iconТок-шоу Образование будущего или будущее без образования?
«энергичные люди, готовые к сотрудничеству»(начальник отдела качества Шайдулина Р. Ф.)
Начальник научно-методического отдела iconУтверждаю Начальник отдела образования Краснопольского рик
Леонченко Владимир Евгеньевич – Краснопольский филиал «Автопарк №11» ОАО «Могилевобавтотранс»
Начальник научно-методического отдела iconСтандарты организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
Цыс Г. В. начальник отдела образования администрации Будённовского муниципального района
Начальник научно-методического отдела iconНачальник отдела воспитания, дополнительного образования и молодежной политики
Виницкая Г. А., главный специалист-эксперт отдела воспитания, дополнительного образования и молодежной политики
Начальник научно-методического отдела iconПлан работы Осакаровского отдела образования,физической культуры...
Осакаровского отдела образования,физической культуры и спорта акимата Осакаровского района и методического кабинета на 2013 год
Начальник научно-методического отдела iconО ходе выдвижения и регистрации кандидатов на должность Главы Североуральского...
Оао «Севуралбокситруда», начальник отдела промышленной безопасности управления ОАО «субр»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница