Учебно-методический комплекс учебной дисциплины




НазваниеУчебно-методический комплекс учебной дисциплины
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию
ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.М.КИРОВА

Физико-математический факультет
кафедра алгебры и геометрии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.В.01. ЗАКОНЫ МАТЕМАТИКИ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЕ В ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Факультет: физико-математический

Форма обучения: дневная

Курс - III, семестр – 6


ПСКОВ

2007

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию
^ ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.М.КИРОВА
Физико-математический факультет
кафедра алгебры и геометрии
«УТВЕРЖДАЮ»

Декан физико-математического факультета

_______________И.Н. Медведева

«_____»_____________200__г.


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.В.02. ЗАКОНЫ МАТЕМАТИКИ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЕ В ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Факультет: физико-математический

Форма обучения: дневная

Курс - III, семестр – 6
Всего часов: 24

Лекции: 16

Практические работы: 8

Самостоятельная работа: 22

Зачет, 6 семестр



ПСКОВ

2007

^ ОПД.В.02. ЗАКОНЫ МАТЕМАТИКИ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЕ В ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Рабочая программа принята на заседании кафедры алгебры и геометрии.
Протокол № ____ заседания кафедры

«____»____________ 200 __ г.


Программу разработала преподаватель кафедры алгебры и геометрии
________________________ С.В. Лебедева
Заведующий кафедрой алгебры и геометрии

________________________ И.Н. Медведева

Пояснительная записка
Курс направлен на интеграцию знаний, формирование общекультурной компетентности, создание представлений о математике как науке, возникшей из потребностей человеческой практики и развивающейся из них. Математика здесь подается как элемент общей культуры человечества, который является теоретической основой искусства, а также элемент общей культуры отдельного человека.

Основные цели курса: показать на обширном материале от античных времен до наших дней пути взаимодействия и взаимообогащения двух сфер человеческой культуры – науки и искусства; расширить представления о сферах применения математики; показать, что фундаментальные закономерности математики являются формообразующими в архитектуре, в музыке, живописи и т.д., стимулировать познавательные интересы.

Конкретные задачи курса состоят в следующем:

- расширить сферу математических знаний студентов (симметрия, золотая пропорция, перспектива, проективная геометрия);

- развивать эстетическое восприятие математических фактов: расширить представления студентов о сферах применения математики не только в естественных науках, но и в такой области гуманитарной сферы деятельности, как искусство;

- расширить общекультурный кругозор студентов посредством знакомства их с лучшими образцами произведений искусства;

- продемонстрировать разнообразное применение математики в реальной жизни.

Результатами освоения данного курса по выбору могут стать следующие умения:

1) использовать математические знания для описания и решения задач будущей профессиональной деятельности;

2) применять приобретенные геометрические представления, алгебраические преобразования для описания и анализа закономерностей, существующих в окружающем мире;

3) проводить обобщения и открывать закономерности на основе анализа частных примеров, эксперимента, выдвигать гипотезы и делать необходимые проверки.
Учебно-тематический план




Тема

Количество часов

ЛК

ПЗ

СР

1

Наука и искусство

4

2

5

2

Математика и живопись

8

2

5

3

Математика и архитектура

4

2

6

4

Геометрия пчелиных сот




2

6

Всего

16

8

22

Содержание
1. Наука и искусство.

Общее и различное науки и искусства. Из истории развития науки и искусства. Функциональная асимметрия головного мозга. Синергетика и философия нестабильности. Гармония, симметрия, пропорция, ритм – слагаемые прекрасного.

2. Математика и живопись.

«Законы красоты» человека. Виды проектирования трехмерного пространства на двухмерную плоскость. Перспектива – геометрия живописи. Рождение проективной геометрии. Основные идеи проективной геометрии Страницы истории математики и живописи: ортогональная живопись древнего Египта, «Параллельная» живопись средневекового Китая и Японии, линейная перспектива Возрождения, обратная перспектива живописи Древней Руси. Б.В. Раушенбах и общая теория перспективы.

3. Математика и архитектура.

Архитектура и ее особенности. Виды конструкций в архитектуре. Пропорция – математика архитектурной гармонии. Тайны золотого сечения.

Рекомендации преподавателю
Курс построен таким образом, что преподаватель имеет возможность менять порядок тем, исключать некоторые из них или добавлять новые.
Формы и методы самостоятельной работы


Формы самостоятельной работы

Количество часов

Выполнение домашних заданий

4

Составление интегративных заданий

8

Написание реферата

10


Темы рефератов
1. История зарождения и развития линейной перспективы.

2. Линейная перспектива в картинах знаменитых художников.

3. Перспективные изображения прямых и плоскостей.

4. Построение геометрических фигур в перспективном изображении.

5. Метрические задачи геометрии.

6. Обратная перспектива древнерусских икон.

7. Законы воздушной перспективы.

8. Учение о перспективе в работах А.Дюрера.

9. Способы построения перспективных изображений.

10. Перспектива и композиция в изобразительном искусстве.

11. Перспектива и законы зрительного восприятия.

12. Роль перспективных нарушений в живописи.

13. Золотое сечение в архитектуре.

14. Геометрия архитектурных стилей.

15. Иррациональности, «выделенные» из квадрата и правильного треугольника, в системе архитектурного пропорционирования Средней Азии.

16. Пропорции и меры в архитектуре Западной Европы.

17. Архитектурные пропорции в трактатах средневековых зодчих.

18. Космологические концепции в архитектуре античных Греции и Рима.

19. История и геометрия египетских пирамид.

20. архитектурные пропорции Парфенона.

21. Геометрия арок и куполов.

22. Новые архитектурные формы современного строительства и их связь с геометрией.

23. Архитектура, бионика, геометрия.

24. Модулер Л. Корбюзье.
Формы текущего, промежуточного и итогового контроля
Форма итогового контроля: написание и защита реферата.
Список литературы
Основная литература

1. Азевич А.И. Двадцать уроков гармонии. Гуманитарно-математический

курс. – М.: Школа-Пресс, 1998.

2. Волошинов А.В. Математика и искусство. М., 1992.

3. Пидоу Д. Геометрия и искусство. М., 1979.
Дополнительная литература

1. Барышников А.П. Перспектива. М., 1955.

2. Владимирский Г.А. Перспектива. М., 1969.

3. Вольф Г. Математика и живопись. Л., 1924.

4. Макарова М.Н. Перспектива. М., 1989.

5. Матвиевская Г.П. А.Дюрер – ученый. М., 1987.

6. Непомнящий В.М., Смирнов Г.Б. Практическое применение правил перспективы в станковой картине. М., 1978.

7. Соловьев С.А. Перспектива. М., 1981.

8. Соловьев С.А., Буланже Г.В., Шульга А.Г. Черчение и перспектива. М., 1988.

9. Яблонский А.Г. Начертательная геометрия. М., 1966.

10. Яблонский А.Г. Линейная перспектива на плоскости. М., 1966.

11. Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве. Т.1. М., 1935.

12. Архитектурная бионика / Под ред. Ю.С. Лебедева. М., 1990.

13. Булатов М.С. Геометрическая гармонизация в архитектуре Средней Азии 9 – 15 вв.

15. Васютнский Н.Н. Золотая пропорция. М., 1990.

16. Витрувий М. Десять книг об архитектуре. Т.1. М., 1935.

17. Гика М. Эстетика пропорций в природе и искусстве. М., 1936.

18. Гримм Г.Д. Пропорции в архитектуре. М., 1935.

19. Корбюзье Л. Архитектура XX века. М., 1983.

20. Мессель Э. Пропорции в античные и средние века. М., 1936.

Похожие:

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Исследование систем...
Дисциплины
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины нарушения психического развития...
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры психологии развития и инноваций
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Филологический анализ текста»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Филологический анализ текста» составная часть ооп впо по направлению 032700. 62 «Филология»...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Лингвистический анализ текста»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Лингвистический анализ текста» составная часть ооп впо по направлению 032700. 62 «Филология»...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 03
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины по выбору «Язык художественного произведения». Курс изучается студентами...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «правовые основы...
Составитель: доцент кафедры теории и практики государственного регулирования экономики, к э н. Юрин И. Л
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «История религий»
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс «Хорошее время читать: Портфель читателя»...
Предлагаемый учебно-методический комплекс будет полезен и интересен учителям начальной школы, преподавателям литературы, библиотекарям...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Корпоративный менеджмент
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Корпоративный менеджмент» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно – методический комплекс дисциплины утвержден Ученым Советом факультета сервиса и рекламы игу «21» сентября 2009г
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница