10-11 класс Сартакова Е. Е., Окушова Г. А. Пояснительная записка




Название10-11 класс Сартакова Е. Е., Окушова Г. А. Пояснительная записка
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипПояснительная записка
РЕГИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

«ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ»

(10-11 класс)

Сартакова Е.Е., Окушова Г.А.
Пояснительная записка.

Согласно существующим нормативным документам основная цель общего среднего образования заключается в подготовке разносторонне развитой личности гражданина, ориентирующегося в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностях современной жизни, способного к активной социальной позиции в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию. Ценностно-целевая ориентация современного образования состоит в содействии становлению интегральных личностных характеристик, которые выступают как непосредственные показатели гражданской зрелости и личностного развития человека. Но формирование таких характеристик требует наличия в образовательном процессе условий для приобретения опыта целостного видения жизнедеятельности, умений целенаправленно и системно действовать в ней, анализируя жизненные ситуации и решая повседневные задачи с привлечением полученных знаний.

В рамках учебных предметов федерального компонента БУП-2004 г. отсутствует специальная учебная дисциплина, направленная как на теоретическое знакомство с основами решения различного вида задач, так и формирование навыков целеполагания, проектирования, планирования, организации деятельности и диагностики результатов в рамках самостоятельной деятельности учащихся. В связи с этим, элементом регионального (национально-регионального компонента) Учебного плана Томской области предлагается курс «Основы проектирования».

Историография преподавания данной дисциплины тесно связана с историей внедрения в российское образование метода проектов, Дальтон - плана, других западных альтернативных образовательных технологий еще в 20-30 гг. в России. В настоящее время подобные предметы находят место как в региональных (Самара и др.), так и школьных учебных планах под разными названиями.

Данный образовательный стандарт направлен на достижение вышеуказанных целей. Основные критерии и базовые основания его построения фундированы на нормативном перечне, представленном в проекте Федерального компонента Государственного Образовательного стандарта общего образования:

модернизация содержания общего образования в соответствии с требованиями современности при сохранении традиций российской школы;

соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;

личностная ориентация содержания образования;

востребованность результатов образования в жизни;

деятельностный характер образования, ориентация содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

усиление социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующей утверждению ценностей гражданского общества, становлению и социализации личности ученика в условиях современного мира;

обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для субъектов образовательного процесса (учащихся и их родителей, педагогов и образовательных учреждений), возможностей для реализации различных образовательных практик;

целостность содержания образования;

ориентация на реализацию компетентностного подхода к содержанию образования, на формирование ключевых (базовых, универсальных) компетентностей – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Образовательный стандарт по «Основам проектирования» включает в себя обязательный минимум содержания образовательной программы на двух уровнях: базовом и профильном, а также требования к уровню подготовки выпускников.

Максимальная учебная нагрузка обучающихся по данному предмету установлена в Региональном базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Томской области. Обязательный минимум содержания образовательной программы устанавливает содержание образования, которое каждое общеобразовательное учреждение Томской области должно предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования. Данный компонент стандарта направлен на обеспечение интеллектуального, духовного, общекультурного развития, социальной и функциональной грамотности учащихся, возможности их дальнейшего обучения на последующих ступенях образования.

Требования к уровню подготовки выпускников устанавливают содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым выпускником, и включают описание ожидаемых результатов обучения. Требования заданы в компетентностной форме и разделяются на базовые и ключевые. Они направлены на формирование обобщенных способов познавательной деятельности (общих учебных умений и навыков), коммуникативной, практической и творческой деятельности, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения данного учебного предмета.
^ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ

СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Базовый уровень

Изучение основ проектирования на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение теоретических вопросов проектирования: о проекте как системе целенаправленной деятельности по достижению поставленных цели и задач различного типа и направленности; об особенностях проектной деятельности и порядке организации проекта.

  2. ознакомление с направлениями проектной деятельности: особенности исследовательского, социального, предпринимательского, образовательного проектирования.

  3. овладение умениями: использовать различные источники для получения и анализа необходимой информации по проекту; ставить цель и добиваться ее достижения; анализировать ситуацию и прогнозировать ее развитие, планировать как собственную, так и коллективную деятельность.

  4. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе знакомства с понятийным аппаратом, описывающим особенности проектирования в различных областях современной жизни и практической реализации проектов различного вида.

  5. воспитание личностных характеристик: целеустремленности, самостоятельности, уверенности в своих возможностях, социальной активности и ответственности за принятые решения и совершенные действия.

  6. приобретение опыта проектной деятельности: разработки проекта, его реализации, презентации итогов и оценки его результата.

Реализация указанных целей достигается в результате освоения следующего содержания образования.

Проект: понятие проект и распространенные определения; структура и характеристика основных элементов проекта; классификация проектов; жизненный цикл проекта; фазы проекта; история метода проектов.

Проектная деятельность и ее особенности: проектная деятельность и ее содержание; отличие проектной деятельности от учебной работы; роль учителя и ученика в проектной работе; значение проектирования в развитии современного общества.

Порядок проектной деятельности: понятие «концепция проекта» и его элементы; анализ ситуации и потребностей; постановка проблемы; определение цели и задач проекта; результат проекта: характеристика и оценка; анализ целесообразности идеи проекта; анализ риска проекта; выбор стратегии реализации проекта; план проекта и технология планирования проекта; бюджет проекта; понятие проектной документации.

Реализация проектов: эффективное управление проектом как условие успеха; реализация индивидуального проекта; организационные формы управления коллективным проектом: функциональная и командная; методы коллективной работы над проектом; контроль и регулирование работ по проектам; направления и технологии контроля работ; информационное обеспечение контрольной деятельности.

Завершение проекта: завершение и презентация итогов проекта; оценка и самооценка проекта; оформление отчетной документации.

Особенности разработки и реализации различного вида проектов (по выбору): понятие исследовательский проект, его направленность и структура; понятие социальный проект, его особенность разработки и реализации; понятие разработки и реализации бизнес-проекта; особенности разработки и реализации предпринимательского проекта. Защита авторских индивидуальных и групповых проектов учащихся
^ Профильный уровень

Изучение основ проектирования на профильном уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение теоретических вопросов проектирования: основных идей и принципов, лежащих в основе проектной деятельности, основ теории проектирования в различных областях деятельности человека; особенностях и технологии проектирования по профильному направлению.

  2. ознакомление с направлениями и методами проектной деятельности в рамках профильного направления: особенности и методы исследовательского, социального, предпринимательского, образовательного проектирования; методы индивидуального и группового проектирования: мозговая атака, деловая игра, разработка планов и сценариев; методы управления, контроля и оценки результатов проекта и его презентации.

  3. овладение умениями: самостоятельно находить и использовать различные источники для получения и анализа необходимой информации по проекту; анализировать ситуацию и потребности, обусловливающие проектную работу, прогнозировать ее развитие, аргументировано формулировать цель и задачи проекта, обоснованно подбирать методы проектирования; планировать как собственную, так и коллективную деятельность; управлять и контролировать ее.

  4. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе знакомства с основами теории проектирования, методологией проектирования в различных областях современной жизни и практической реализации проектов различного вида, учитывающих профильное направление образовательного процесса.

  5. воспитание личностных характеристик: целеустремленности, уверенности в своих возможностях, социальной активности и ответственности за принятые решения и совершенные действия.

  6. приобретение опыта: разработки проекта, управление его реализацией, осуществления контроля и регулирования проектом; оценки его результата и презентации с использованием современных информационных технологий.

Реализация указанных целей достигается в результате освоения следующего содержания образования.

Проект: теория проектирования как межпредметная научная отрасль; основные подходы к определению понятия «проект»; структура и характеристика основных элементов проекта; виды и классификация проектов по различным основаниям; признаки проекта; жизненный цикл проекта и фазы проекта; история метода проектов и проекты XX века.

Проектная деятельность и ее особенности: проектная деятельность и ее содержание; отличие проектной деятельности от учебной работы; информационная культура как основа проектирования; значение проектирования в развитии современного общества; роль проектной деятельности в личностном самоопределении.

Порядок проектной деятельности: понятие «концепция проекта» и его содержание; анализ ситуации и потребностей; постановка проблемы; определение цели и задач проекта; таксономия целей; результат проекта: характеристика и оценка; маркетинговые исследования идеи проекта; анализ риска и неопределённости проекта; выбор стратегии реализации проекта и его обоснование; планирование проекта: понятие и виды планов; технология планирования проекта; составление бизнес – плана проекта; обоснование бюджета проекта; понятие проектной документации; этапы оформления проекта; оформление проектной документации.

Управление реализацией проектов: проект как объект управления; эффективное управление проектом как условие успеха; характеристика основных действий стандартного управленческого цикла: планирование, организация, руководство и контроль; реализация индивидуального проекта: особенности самоменеджмента; организационные формы управления коллективным проектом: функциональная и командная; методы коллективной работы над проектом; контроль и регулирование работ по проектам; направления и технологии контроля работ; информационное обеспечение контрольной деятельности.

Завершение проекта: завершение и презентация итогов проекта; оценка и самооценка проекта; оформление отчетной документации. Особенности разработки и реализации различного вида проектов (по выбору или профилю): особенности разработки и реализации исследовательского проекта; особенности разработки и реализации социального проекта; особенности разработки и реализации бизнес-проекта; особенности разработки и реализации предпринимательского проекта. Защита авторских индивидуальных и групповых проектов учащихся.
^ Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения основ проектирования на базовом уровне: учащиеся обладать базовыми компетенциями:

  1. знать главные понятия основ проектирования;

  2. владеть системой знаний об особенностях различного вида проектов;

  3. знать элементы управления различными видами проектов;

  4. владеть инструментарием исследовательского, социального, правового, бизнес-проектирования на пропедевтическом уровне;

  5. владеть способами организации разработки, управления реализацией и регулирования хода исследовательского, социального, бизнес-проекта на пропедевтическом уровне.

В результате изучения основ проектирования на профильном уровне: учащиеся обладать базовыми компетенциями:

  1. знать теоретические основы проектирования;

  2. владеть системой знаний об особенностях различного вида проектов;

  3. знать основы управления различными видами проектов;

  4. владеть инструментарием исследовательского, социального, правового, бизнес-проектирования с учетом профильного образования;

  5. владеть современными технологиями, способами организации разработки, управления реализацией, контроля, регулирования хода исследовательского, социального, бизнес-проекта с учетом профильного образования.


Учащиеся должны обладать ключевыми компетенциями:

Аналитическими:

  1. уметь видеть и анализировать проблемные ситуации;

  2. обобщать информацию, выделять главное, анализировать и делать выводы;

  3. формулировать проблему и определять потребности;

  4. ставить цель и определять задачи для ее достижения;

  5. четко описать конкретный результат деятельности;

  6. знать о своих ресурсах и правильно оценивать свои возможности;

  7. уметь планировать свою деятельность;

  8. уметь принимать коллективные и самостоятельные решения;

  9. уметь прогнозировать ситуацию;

  10. уметь адекватно определять и оценивать результат собственной деятельности, находить причины успеха или неудачи.

Информационными:

  1. знать различные источники получения информации по проекту;

  2. уметь пользоваться различными видами литературы: справочниками, учебниками, пособиями, монографиями, статьями и др.;

  3. уметь пользоваться ресурсами Интернет-сети;

  4. быстро находить нужную информацию;

  5. делать критический анализ литературы и отбор необходимой информации;

  6. составлять информационный обзор деятельности по проекту;

  7. грамотно представить информацию о проекте и его результатах.

Коммуникативными:

  1. знать о видах успешной коммуникации;

  2. уметь работать в группе: слушать и слышать членов группы, уважать чужое мнение, конструктивно обсуждать вопросы, аргументировать собственную позицию в их решении;

  3. уметь выстраивать контакт с партнерами по проекту;

  4. владеть навыками публичной речи;

  5. уметь точно и грамотно выражать свои мысли;

  6. уметь донести свою точку зрения до окружающих и при необходимости ее отстоять;

  7. уметь вести дискуссию;

  8. владеть навыками коммуникации в Интернет-сети;

  9. уметь подготовить и провести презентацию проекта, используя современные информационные технологии.

Похожие:

10-11 класс Сартакова Е. Е., Окушова Г. А. Пояснительная записка iconРабочая программа основного общего образования по математике 6 класс. Пояснительная записка
Рабочая программа для 6 класса разработана учителем математики Т. В. Струковой пояснительная записка
10-11 класс Сартакова Е. Е., Окушова Г. А. Пояснительная записка iconПояснительная записка к календарно-тематическому плану по географии 7 класс
«География Земли» 6-7 класс и программы по курсу «Материки, океаны, народы и страны» для общеобразовательных учреждений VII класс,...
10-11 класс Сартакова Е. Е., Окушова Г. А. Пояснительная записка iconПояснительная записка 3-7 стр. Учебный план 8 стр. Содержание программы...
...
10-11 класс Сартакова Е. Е., Окушова Г. А. Пояснительная записка iconПояснительная записка 2 Тематическое планирование 6 Основное содержание...
Рабочая программа по информатике и икт для 10-11классов разработана на основе Примерной программы среднего (полного) образования...
10-11 класс Сартакова Е. Е., Окушова Г. А. Пояснительная записка icon1. пояснительная записка 3 > пояснительная записка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
10-11 класс Сартакова Е. Е., Окушова Г. А. Пояснительная записка iconОсновная образовательная программа содержит следующие разделы: пояснительная записка
Пояснительная записка к Основной образовательной программе начального общего образования
10-11 класс Сартакова Е. Е., Окушова Г. А. Пояснительная записка iconПояснительная записка 10 11 класс
В конечном итоге, ученики должны освоить конституционный принцип свободы совести и вероисповедания
10-11 класс Сартакова Е. Е., Окушова Г. А. Пояснительная записка iconПояснительная записка Класс 7 Общее количество часов по плану 102 час
Т. Ф. Курдюмовой. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации. М., 2009 г
10-11 класс Сартакова Е. Е., Окушова Г. А. Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу...
Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709...
10-11 класс Сартакова Е. Е., Окушова Г. А. Пояснительная записка iconПояснительная записка
Данная программа разработана на основе примерной базовой программы «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-11 класс. Автор А. Т....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница