«Воспитание экологической культуры мышления через проектную деятельность учащихся»




Название«Воспитание экологической культуры мышления через проектную деятельность учащихся»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
Моей методической темой, над которой я работаю уже восьмой год, является «Воспитание экологической культуры мышления через проектную деятельность учащихся».

Сейчас очень важен переход от технологий репродуктивного характера к технологиям творческого характера. Решению данной задачи полностью отвечает метод проектов или технология проектного обучения.

Велико разнообразие учебных проектов (слайд): от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от мини-проектов по предмету до межпредметных.

Классификация

Учебные проекты настолько разные, что задача кратко и односложно ответить на вопрос в чем сущность понятия "учебный проект" кажется невыполнимой. Однако постараюсь это сделать.

Что же такое метод проектов? (слайд) Термин "проект" (projectio) в переводе с латинского означает – двинутый вперёд.

Сущность понятия "проектная деятельность" связана с такими научными понятиями как "проект", "деятельность", "творчество". Проектная деятельность является интегративным видом деятельности, соединяющая в себе элементы игровой, познавательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности.

Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Это метод предполагающий организацию деятельности, направленную на получение результата (продукта), в ходе которой идёт усвоение новых знаний и действий.
При разработки проекта необходимо учитывать следующие факторы: (слайд)

  • возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

  • заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.

  • возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности. Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), экология, биология, география, информатика, изо, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.



Задачи проектной деятельности: (слайд)

  • Развитие познавательных интересов, стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний.

  • Вовлечение учащихся в практическую и исследовательскую деятельность.

  • Формирование умений проводить исследования и передавать полученные знания и опыт.

  • Повышение мотивации у учащихся.

  • Развитие творческого мышления.

  • Формирование навыков совместной работы и делового общения.

  • Овладение умениями и знаниями, полученными на собственном опыте.

Умения и навыки, формируемые у учащихся в процессе работы над проектом: (слайд)

  • мыслительные: выдвижение идей, проблематизация, формулирование задач, выдвижение гипотез, планирование своей деятельности, самоанализ;

  • презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации, изготовление предметов наглядности;

  • коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя;

  • поисковые: находить информацию, формулировать ключевые слова;

  • информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации;

  • практические: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Основные части проекта: (слайд)

  • теоретическая часть (обзор литературы);

  • практическая часть (экскурсии, наблюдения, опыты, эксперименты, обработка статистических данных и др.);

  • проектная часть (получение продукта).

Основными этапами проектной деятельности являются: (слайд)

    • Определение темы проекта. Темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Одним из принципов современного образования является краеведческий подход. Знаменитая фраза «Мыслить глобально, действовать локально», стала основополагающей в моей работе. Поэтому система мониторинга направлена на изучение своей школы, своего микрорайона

своего города.

«Экологический паспорт гимназии №16»

«Мониторинг комнатных растений гимназии №16»

« Влияние городского ландшафта на человека»

«Антропогенное воздействие на реку Работня»

  • Формулирование проблемы, постановка цели проекта.

  • Определение объекта и предмета исследования.

  • Составление плана работы, распределение обязанностей.

  • Сбор и изучение информации.

  • Обсуждение возможных вариантов исследования.

  • Выбор метода (методики) проведения

исследований,

  • Описание процесса исследования.

  • Обсуждение результатов исследования.

  • Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

  • Анализ результатов и оценка качества выполнения проекта.


Объект исследования(слайд)

Например, в проекте «Вырастим живую ель» объектом изучения были хвойные породы деревьев, в проекте «Антропогенное воздействие на реку Работня» - река Работня, в проекте «Видеоэкология. Влияние городского ландшафта на человека» - город Мытищи.
Например, какое влияние оказывают городские ландшафты на здоровье человека? Как влияет уровень шума на человека? Какое влияние оказывает человек на реки?
практических работ(слайд), Например, изучение фитонцидных свойств комнатных растений. Посадка и выращивание елей. Определение некрозов тканей хвои и длины хвои.
экскурсий(слайд), самым лучшим методом считаю метод «Погружения в природу». С этой целью мы с ребятами посещаем национальный парк «Лосиный остров» ( знакомимся с биологическим разнообразием флоры и фауны ), совершаем экскурсии по рекам родного города.

Оформление проекта: (слайд)

Проект оформляется на листах форматом А4, в отпечатанном виде. Таблицы, схемы, рисунки включаются в текст проекта или выносятся в приложения.

1. Первая страница.

а) название проекта;

б) имя и фамилия автора(ов);

в) имя, отчество и фамилия, ученая степень и звание (если есть), место работы руководителя проекта;

г) место основной учебы автора(ов): город, ОУ, класс;

д) название образовательного учреждения.

е) год подготовки проекта.

2. Вторая страница – оглавление.

3. С третьей страницы – основное содержание проекта.

Введение.

а) обоснование актуальности проблемы;

б) цель и задачи проекта; Постановка проблемы, краткая предыстория вопроса, цель работы, задачи, которые решаются во время работы, личное отношение автора к проблеме.

г) краткий литературный обзор (теоретическое обоснование проектной части); Словари, энциклопедии, школьные учебники, научные статьи по теме – это поможет в построении гипотезы. В теоретической части может быть цитирование других авторов, высказывания, касающиеся вашей идеи, опровержения или утверждения и т.д.

д)методика и результаты практических опытно-экспериментальных исследований;

е) содержание проекта (предлагаемые пути и способы решения проблемы);

ж) результат и выводы проекта. Насколько достигнута цель и выполнены задачи, каким образом был достигнут результат, личное отношение автора к выполненной работе

4. Последняя страница – список литературы (по правилам библиографического описания).
Каждый год, разработанные по экологии проекты, представляются на городском конкурсе защиты проектов. Лучшие из проектов были представлены на Всероссийском конкурсе молодёжи. «ЭКО – 2005» «ЭКО – 2007» «ЭКО – 2009»

Критерии оценивания защиты проектов: (слайд)

  • Качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и убеждённость.

  • Объём и глубина знаний по теме, эрудиция.

  • Ответы на вопросы: полнота, аргументированность.

  • Деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность, контактность.

Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, принести пользу и показать достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы. Когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное значение - это интересно и значимо для самих открывателей.

Но ведь проект должен быть учебным? Учителю проект видится не только как увлекательная деятельность для учащихся, но и как задание, сформулированное в виде проблемы. Полезность проекта в том и заключается, что учитель не рассказывает ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится "добывать" знания. А продукт - это одно из воплощений замысла.

Форма продукта проекта: (слайд)

  • анализ данных социологического опроса,

  • построение графиков, диаграмм,

  • создание карт, атласа,

  • электронное пособие, видеофильм,

  • выставка, газета, коллекция, серия иллюстраций,

  • костюм, макет, модель,

  • пакет рекомендаций, путеводитель, справочник,

  • статья, сценарий,

  • учебное пособие, схема, плакат, чертёж и др.

«Мониторинг комнатных растений гимназии №16» (слайд)

электронное пособие по комнатным растениям - фото, краткое описание, уход

«Сотовые телефоны «За» и «Против» - разработаны рекомендации по использованию сотовых телефонов(слайд)

«Сохраним живую ель» - сделана ребятами ель для украшения класса.

«Вырастим живую ель» - посажана аллея елей. (слайд)

«Вторая жизнь мусора» - организована выставка поделок. (слайд)

Результаты проектного обучения: овладение школьниками системой проектировочных умений и приобретение новых интеллектуальных качеств – способность учиться на собственном опыте и опыте других.

Похожие:

«Воспитание экологической культуры мышления через проектную деятельность учащихся» iconЭкологическое воспитание в образовательных учреждениях
В условиях возможной экологической катастрофы, громадное значение приобретает экологическое воспитание. От его уровня и экологической...
«Воспитание экологической культуры мышления через проектную деятельность учащихся» iconУрок «Род имён существительных» (5 класс 15 февраля 2013г) Литературное...
...
«Воспитание экологической культуры мышления через проектную деятельность учащихся» iconУчителя / Участники
Проект «Формирование универсальных учебных действий младших школьников через проектную деятельность»
«Воспитание экологической культуры мышления через проектную деятельность учащихся» iconПроект для обучающихся начальных классов «Здоров будешь всё добудешь!»
Развитие научно –исследовательных навыков у младших школьников через проектную кластерную деятельность
«Воспитание экологической культуры мышления через проектную деятельность учащихся» iconМир природы (конкурс знатоков природы для учащихся 3-х классов)
Цель: развитие экологической культуры, воспитание любви и бережного отношения ко всему живому, выявление знатоков природы, формирование...
«Воспитание экологической культуры мышления через проектную деятельность учащихся» iconОбразовательная программа детей объединения «юный натуралист»
Целью такого образования является формирование экологической культуры учащихся, изменение потребительского отношения ко всему окружающему...
«Воспитание экологической культуры мышления через проектную деятельность учащихся» iconШмо учителей математического цикла
Работая над проектами, учащиеся познают все тонкости мультимедийных техно­логий, учатся работать со сложной аппаратурой и через проектную...
«Воспитание экологической культуры мышления через проектную деятельность учащихся» iconСценарий экологического праздника «Наш дом – Земля!» для учащихся...
Цель: Пропаганда экологической культуры среди детей и подростков, привлечение интереса к этой теме, через обращение к славянским...
«Воспитание экологической культуры мышления через проектную деятельность учащихся» iconРабочая программа по внеаудиторной деятельности «Земля наш дом»
Воспитание экологической культуры актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века
«Воспитание экологической культуры мышления через проектную деятельность учащихся» iconПоложение о проведении городской экологической акции
Нижний Тагил на период 2011-2013 годы», в целях создания условий для формирования экологической культуры учащихся мбоу дод «Городская...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница