Как научить ребёнка продуктивно мыслить?




НазваниеКак научить ребёнка продуктивно мыслить?
страница1/3
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипВопрос
  1   2   3
Формирование продуктивного мышления на уроках информатики средствами метода проектов

Сущность понятия « Продуктивное мышление».

Как научить ребёнка продуктивно мыслить?

Предметы и явления действительности познаются с момента рождения при помощи ощущений и восприятий (звуки, размещение и перемещение тел в видимом пространстве, цвета, формы) посредством мышления. Мышление-это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта-ощущения, восприятия, представления и на ранее приобретённые знания. Через органы чувств, которые являются каналами связи организма с окружающим миром, поступает информация в мозг и перерабатывается им. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, затем на этой основе преобразует мир.

Мышление связано с практической деятельностью людей, с речевыми механизмами, так как движение мысли, уточнение её, связь мыслей друг с другом происходит лишь посредством речевой деятельности.

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности объекта, явления.

Одним из способов мыслительной деятельности, является мыслительная операция, посредством которой человек решает мыслительные задачи (умственные и практические).

Мыслительные операции (процессы): анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование, конкретизация, человек применяет в зависимости от задачи и характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке:

Анализ – это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий и отношений. От практически действенного, чувственного к умственному, от элементарного к углубленному.

Синтез – это объединение частей, свойств, отношений, действий в одно целое (обратный анализу процесс). Анализ и синтез – взаимосвязанные логические операции, могут быть практическими и умственными. От практически действенного к чувственному, от элементарного к сложному.

Сравнение – это установление поверхностного или более глубокого сходства и различия предметов и явлений. Прежде чем сравнивать объекты и явления, необходимо научиться выделить в них один или несколько признаков, по которым будет произведено сравнение.

Классификация – распределение предметов и явлений определённого типа по подгруппам в зависимости то сходства и различия их друг с другом.

Обобщение – выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила

Абстрагирование – это выделение какого-нибудь признака и рассматривание его изолированно от других признаков, т.е. отвлечённо. Изолированное изучение отдельных признаков объекта или явления при одновременном отвлечении от всех остальных, помогает человеку глубже понять их сущность.

Конкретизация – это возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному. Этот процесс обратный абстрагированию, но неразрывно связанный с ним, раскрывает содержание.

Формированию собственного умения продуктивно мыслить способствует развитие логического мышления у ребёнка, умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и выстраивать простейшие умозаключения.
Для того чтобы научить детей решать жизненные задачи, надо познакомить их со способами мышления: представление, суждение, рассуждение, воображение, умозаключение.

Представление – это восприятие окружающей действительности ребёнком. Развитие разнообразных представлений зависит от разных условий: от человеческой среды, окружающей ребёнка, прежде всего семьи, умственного развития и в частности от полученного образования, жизненного опыта, географического окружения.

Суждение – это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях.

Рассуждения – это логическая связь нескольких суждений, необходимых для решения мыслительной задачи. Рассуждение имеет практический смысл тогда, когда оно приводит к определённому итогу поиска мысли, умозаключению.

Умозаключение – это вывод из нескольких суждений, который даёт новое знание о предмете и явлениях окружающего мира, Умозаключения (выводы) от частного к общему – индуктивные, а в обратном порядке – дедуктивные.

Почему надо развивать продуктивное мышление у детей?

Современный уровень развития общества и сами сведения, почерпнутые ребёнком из разных источников информации, вызывают у него потребность вскрывать причины и сущность связей между предметами. Чтобы всесторонне познать предмет, нужно уметь выделить существенные признаки; определить его место среди других понятий; установить связь с другими предметами и научиться пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.

В любой деятельности приходится решать разнообразные мыслительные задачи (практические и умственные), которые решаются путём выполнения знакомых практических и умственных действий или путём приобретения знаний, необходимых для анализа условий задачи.

Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее.

Творческое мышление (продуктивное) - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление направлено на создание новых идей.

Способностью к творческому мышлению в какой-то мере обладает, наверное, каждый. В детстве, когда преобладает образное мышление, эта способность часто проявляется в рисунках, лепках, построениях из подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня (от повседневных до научно-технических и так далее).

Творческое мышление отличается оригинальностью, гибкостью, образностью. В основе творческого мышления лежит синтез логического мышления и воображения. Эти процессы являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими, но их роль неодинакова на разных этапах творческого процесса.

Творческим обычно называют человека, совершившего научное открытие, гениальное изобретение или создавшего произведение искусства, то есть совершившего творческий акт, который был высоко оценен большинством, а также человека неординарного в своем восприятии действительности и реакции на нее.

Можно выделить следующие основные характеристики творческого (продуктивного) мышления:

  1. Зоркость в поисках: в потоке внешних раздражителей большинство людей обычно воспринимают лишь то, что укладывается в "координатную сетку" уже имеющихся знаний и представлений, а остальную информацию бессознательно отбрасывают. На восприятие влияют привычные структурные установки, оценки, чувства, а также комфортность по отношению к общепринятым взглядам и мнениям. Для творческого мышления характерна способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее "усвоенного".

  2. Способность к свертыванию мыслительных операций: в процессе мышления нужен постепенный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Иногда из-за этого не удается мысленным взором охватить всю картину целиком, все рассуждения.

  3. Способность к переносу: весьма существенна способность применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, то есть умение отделить специфический аспект проблемы от неспецифического, переносимого в другие области. Это, по сути, способность к выработке обобщающих стратегий. Поиски аналогий - это и есть выработка обобщающей стратегии, необходимое условие переноса навыка или идеи.

  4. Боковое мышление: широко распределенное внимание повышает шансы на решение проблемы. Французский психолог Сурье писал: "Чтобы творить - надо думать скоро". По аналогии с боковым зрением врач де Боно назвал боковым мышлением эту способность увидеть путь к решению, используя "постороннюю" информацию.

  5. Цельность восприятия: этим термином обозначается способность воспринимать действительность целиком, не дробя (в отличие от восприятия информации мелкими независимыми "порциями"). В процессе творческой работы необходимо умение оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы вписать их в более широкие картины.

  6. Готовность памяти: когда человек ищет решение проблемы, он может рассчитывать лишь на ту информацию, которую в данный момент воспринимает, и которую может извлечь из памяти, в таких случаях говорят о сообразительности, то есть о готовности памяти "выдать" нужную информацию в нужную минуту. Готовность памяти - это одно из важнейших условий продуктивного мышления.

  7. Гибкость мышления: гибкость мышления означает способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому от первого по содержанию, отсутствие гибкости называют инертностью, ригидностью.

  8. Гибкость интеллекта: существует также такая гибкость, как способность вовремя отказаться от скомпрометированной гипотезы. Здесь нужно подчеркнуть слово "вовремя". Если слишком долго упорствовать, исходя из заманчивой, но ложной идеи, будет упущено время. А слишком ранний отказ от гипотезы мешает привести к тому, что будет упущена возможность решения. Особенно трудно отвергнуть гипотезу, если она своя, придумана самостоятельно, усилиями собственной мысли. Способность перешагнуть через такие невидимые, но прочные шлагбаумы и есть гибкость интеллекта.

  9. Способность к оценочным действиям: чрезвычайно важна способность к оценке, к выбору одной из многих альтернатив до ее проверки. Оценочные действия проводятся не только по завершении работы, но и по ее ходу; они служат вехами на пути творческих исканий, отделяющих различные этапы и стадии творческого процесса.

  10. Беглость речи.

  11. Способность к доведению дела до конца.

  12. Профессиональные способности.

Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов.

Преимущественно, проблема формирования продуктивного мышления на личностном уровне, как свидетельствует анализ литературных источников, сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов.

Таким образом, на основании проведенного анализа, я для себя определила, что формирование продуктивного мышления учащегося означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности.
^ Метод проектов как средство формирования продуктивного мышления учащихся.

Важнейшим средством в формировании продуктивного мышления в обучении выступают активные методы обучения. Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательной активности и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Формирование творческого (продуктивного) мышления означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности учителя и других учащихся. Продуктивное мышление проявляется и развивается в деятельности. Только применение активных методов, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, причём с самого начала процесса обучения, ведёт к активности в постоянном овладении знаниями и применением их на практике.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень творческой активности школьников, побуждают их к старательному учению.

Особая педагогическая значимость проектной деятельности в школе заключается в том, что она является практическим целенаправленным действием, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;– актуализирует субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе; идет от потребностей и интересов детей, их возрастных и индивидуальных особенностей, стимулирует детскую самостоятельность;– выводит педагогический процесс из стен образовательного учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду. Возрастные и психологические особенности школьников не позволяют ставить перед ними слишком сложные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности и привлечь множество вспомогательных дидактических материалов (памятки, инструкции, шаблоны). Разумеется, детям необходима помощь со стороны родителей и учителей-предметников.

^ Организация проектной деятельности учащихся.

В настоящее время метод проектов как педагогическая технология успешно реализуется при изучении различных дисциплин, во внеклассной и кружковой работе на всех ступенях образования; находит свое отражение в научных изысканиях многих педагогов (А.И. Бондаренко, Е.Н. Землянская, Н.В. Иванова, Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко и др.). Организация проектной деятельности учащихся (К вопросу о креативных образовательных технологиях) Е.Г. Новолодская.

Метод проектов рассматривается как способ организации педагогического процесса, обладающий рядом отличительных особенностей:

– предполагает взаимодействие педагога, воспитанников и их родителей между собой и окружающей средой в процессе планирования и поэтапного выполнения постепенно усложняющихся практических заданий по достижению поставленной цели и получению продукта совместной деятельности;

– обеспечивает единство и преемственность различных сторон образовательного процесса, межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков;

– предусматривает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности,

-приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;

– служит средством развития творческой активности, мышления, способности к анализу ситуаций, постановке задач и умений нестандартно решать проблему, воспитания таких качеств личности, как целенаправленность, изобретательность, настойчивость;

– включает формирование у детей навыков по организации и использованию рабочего пространства и времени, умений оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;

– ориентирован на развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять и прогнозировать, формирует адекватную самооценку. ^ В качестве средства обучения проектная деятельность позволяет управлять как содержанием проекта, так и уровнем его сложности Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.

Непременным условием проектной деятельности является наличие выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

^ Этапы творческого процесса, выделенные П.Н. Андрияновым, имеют отчетливо выраженные промежуточные результаты:

– обоснование, осознание и принятие идеи (результат: принятая идея –задача),

технологическая обработка идеи (результат: ее доведение до возможности практической реализации);

– практическая работа над идеей (результат: практическая реализация);

– апробирование объекта в работе,

доработка и самооценка творческого решения идеи (результат: анализ решения творческой задачи и обработка объекта творчества).

Как креативная педагогическая технология метод проектов сочетает ряд взаимосвязанных функциональных категорий:

интегративная, подразумевающая совместную деятельность учащихся, учителей и родителей, которая может включать различные направления: учебно-познавательное, игровое, трудовое, творческое, природоохранное,валеологическое,прикладное,ознакомительно-ориентиро

вочное и пр.;

программно_целевая, суть которой состоит в том, что реализаципроекта обусловлена общественно и личностно значимой целью и предусматривает поэтапную программу действий по ее достижению, т.е. структурирование содержательной части проекта с распределением обязанностей среди детей;

деятельностная: организация проектной деятельности укладывается в структуру «мотив – проблема –цель – задачи – методы и способы –план – действия – результат – рефлексия» и ориентирована на актуализацию субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе;

интеллектуальная: при реализации проекта происходит формирование и развитие поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы учащихся;

креативная: главная идея проектной деятельности – развитие свободной творческой личности школьника, его самореализация через проживание «ситуации успеха» (успех в работе закрепляет в сознании ребенка все удачные ступени деятельности, которые в дальнейшем будут использоваться как собственный опыт и «открытия», а значит, ребенок будет заинтересован в результатах своих действий и научится нести за них ответственность);

стимулирующая: способствует повышению личной уверенности у каждого участника проекта, давая ему возможность почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать проблемные ситуации;

коммуникативная: сотрудничество с товарищами расширяет круг межличностных взаимоотношений, обогащает коммуникативную сферу личности ребенка, совместная творческая работа с родителями улучшает взаимопонимание в семье, происходит осознание значимости коллективной работы, роли сотрудничества и сотворчества в позитивном созидании себя и окружающей среды;

ценностно_ориентационная: через самореализацию и самоактуализацию ученик продвигается от «Я_концепции» к «Мы_концепции», осознает ценность взаимоотношений и взаимодействий с другими людьми и возможность их сохранения и приумножения путем самосовершенствования; через сознательное усвоение социальных норм у школьника вырабатываются собственные ценностные ориентации, свой стиль жизни, в том числе основанный на здоровом образе жизни.
  1   2   3

Похожие:

Как научить ребёнка продуктивно мыслить? iconПроектный метод как средство развития творческого потенциала обучающихся
А любая личность должна уметь свободно мыслить и принимать самостоятельные решения. К этому и стремится современная школа. И мое...
Как научить ребёнка продуктивно мыслить? iconУчитель-логопед Тюленкова О. Ю учитель начальных классов Добрянина Н. Ф
К работе с семьей, имеющей больного ребенка или ребенка-инвалида, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей...
Как научить ребёнка продуктивно мыслить? iconЗачем триз современной педагогике?
«Школа должна учить мыслить», «Учитесь мыслить смолоду», «Проблема противоречия в логике». Именно работа Э. В. Ильенкова «Дидактика...
Как научить ребёнка продуктивно мыслить? iconЗначение занятий по плаванию для укрепления организма ребенка
Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии...
Как научить ребёнка продуктивно мыслить? iconМетоды контроля развития художественных и музыкальных способностей...
Учить ребенка видеть мир — вот одна из задач воспитателя. А это значит развивать в детях наблюдательность, умение сознавать увиденное,...
Как научить ребёнка продуктивно мыслить? iconКурсовая работа по теме: Развитие мышления учащихся начальных классов...
Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их выделять главное, находить связи и структурировать...
Как научить ребёнка продуктивно мыслить? iconВашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как же поддержать выпускника?
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение...
Как научить ребёнка продуктивно мыслить? iconПояснительная записка Природа кладовая, мастерская, сокровище планеты...
Земля. Природа лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение школьников в заботу о мире природы одна из задач экологического...
Как научить ребёнка продуктивно мыслить? iconМоу «сош №1» города Валуйки Белгородской области
Уроки гуманитарного цикла немыслимы без интеллектуального развития детей. Интеллект- это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает...
Как научить ребёнка продуктивно мыслить? iconРоль расслабляющих упражнений в системе релаксации детей с проблемами...
Цели занятий: научить ребенка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница