Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы по учебным предметам.




НазваниеРабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы по учебным предметам.
страница1/4
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов» города Губкина Белгородской области

Согласовано

Руководитель МО МАОУ

«СОШ №2 с УИОП»

________ Бредихина Е.В.

Протокол № 7 от

«14» июня 2013 г.


Согласовано

Заместитель директора

по УВР МАОУ «СОШ №2 с УИОП»

___________ Приходько Л.С.

«18» июня 2013 г.


«Утверждаю»

Директор МАОУ «СОШ №2 с УИОП»

___________ Евсюкова В.Е.

Приказ № 406 от

«30» августа 2013 г.


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Бредихиной Елены Викторовны

высшая квалификационная категория

по учебному курсу

«Русский язык»

1 «Б» класс
УМК «Школа России»

2013 – 2014 учебный год
Рабочая программа принята на заседании педагогического совета

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов».
Протокол № 13 от «30» августа 2013 г.
Председатель совета _____________________ В. Е. Евсюкова

^ 1. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.Ч.1 – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010.- 400с.(Стандарты второго поколения), Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Канакиной В.П., Горецкий В.Г., Дементьева М.Н «Русский язык», планируемых результатов начального общего образования.

Цели и задачи данной программы, особенности программы

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;

  • социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Авторская программа рассчитана на 165 часов. В рабочей программе запланировано 165 часов.

Учитывая уровень подготовки детей к школе, подготовительный период, рассчитанный на 17 ч, увеличен на 3ч, букварный период – на 8 часов. Эти часы добавлены из резервных часов букварного периода обучения грамоте.

Название учебно-методического комплекта, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения

^ Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:

Учебники: Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник,

1 класс. В 2 ч. Ч. 2011

Рабочие тетради Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс.

В 2 ч. 2012

Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных работ, экскурсий.

^ Учебно-тематический план

1 класс (165 ч)



темы

Наименование разделов и тем

^ Всего часов

По плану

Рабочая

программа

I.

Обучение письму


115 ч

115 ч

1.

Подготовительный этап

17

20 ч

2.

Букварный (основной) период

78

75 ч

3.

Послебукварный период

20 ч

20 ч

II.

Русский язык

50ч

50ч

1.

Наша речь

2 ч

2 ч

2.

Текст, предложение, диалог

3 ч

3 ч

3.

Слова, слова, слова…

4 ч

4 ч

4.

Слово и слог. ударение





5.

Звуки и буквы

34ч +1(повт.)

35ч




Итого

165 ч

165 ч


Формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков в нетрадиционной форме (урок-праздник, урок-путешествие, урок проект).

На уроках используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Основными формами текущего контроля являются:

устный опрос; диагностические работы; тестовые задания, итоговая комплексная контрольная работа.

^ 2. Общая характеристика учебного предмета

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуника­тивных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятель­ности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (приме­нительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и рече­вому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного от­ношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
  1   2   3   4

Похожие:

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы по учебным предметам. iconРабочая программа по английскому языку для 5 класса разработана на...
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897, примерной программы «Примерные программы по учебным...
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы по учебным предметам. iconРабочая программа по учебному предмету «русский язык» для 5 класса
Рабочая программа по русскому языку для пятого класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому...
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы по учебным предметам. iconРабочая программа по русскому языку для 2 в, г класса на 2013 2014 учебный год
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы по учебным предметам. iconРабочая программа разработана на основе Федерального государственного...
Примерной программы основного общего образования по русскому языку, программы Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова и др. «Русский язык...
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы по учебным предметам. iconРабочая учебная программа по русскому языку
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы...
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы по учебным предметам. iconРабочая программа по учебному курсу «Технология» для 1-4 классов...
Программа разработана на основе примерной программы по технологии федерального государственного образовательного стандарта начального...
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы по учебным предметам. iconПояснительная записка Настоящая программа по русскому языку составлена...
С о с т а в л е н а н а о с н о в е п р и м е р н о й п р о г р а м м ы о с н о в н о г о о б щ е г о о б р а з о в а н и я
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы по учебным предметам. iconРабочие программы по учебным предметам «Русский язык» и«Литература»
Программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Программы основного образования по русскому языку и...
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы по учебным предметам. iconРабочая учебная программа по музыке для 1- 4-го класса разработана...
Программа разработана на основе примерной программы по музыке Федерального государственного образовательного стандарта общего начального...
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы по учебным предметам. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) образования по русскому языку (профильный уровень)...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница