Рабочая программа по биологии 9 класс




НазваниеРабочая программа по биологии 9 класс
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипРабочая программа
Министерство образования и науки

Самарской области

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 26 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
Рассмотрено Согласовано Утверждаю

На заседании МО Заместитель директора Директор ГБОУ

учителей естественно- школы по УВР СОШ № 26 г. Сызрани

математического цикла ГБОУ СОШ № 26 г. Сызрани ___________ Т.С. Стягова

Протокол № 1 __________Шалютина Н.А. Приказ №

от «28» августа 2013 г. «28» августа 2013 г. от «28» августа 2013 г.


^ Рабочая программа

по биологии

9 класс
2013-2014 уч. год
Составлена на основе:

Программы «Биология 6-9 классы»

(Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, А.А. Плешаков, В.И. Сивоглазов)
Допущено министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Дрофа» 2006 год

Составил рабочую программу:

О.В. Барышева

Сызрань, 2013 год

^ Пояснительная записка.

Биология. Общие закономерности. 9 класс. 68 часов.

Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология».

Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.
^ Цели и задачи:

  • Всестороннее развитие личности обучающегося через освоение знаний, овладение умениями, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, воспитание и использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни (ключевые компетенции);

  • Направить биологическое образование обучающихся 9 – 11 классов на освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, овладения умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать знания и умения в практической деятельности для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды, т.е. воспитание экологической, генетической грамотности;

  • Направить биологическое образование на подготовку учащихся к продолжению биологического образования, овладение знаниями и умениями, необходимыми для поступления в ВУЗ;

  • Направить обучение на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции;

  • Организовать обобщение знаний, полученных учащимися в основной школе, расширить и углубить их содержание;

  • Организовать теоретические обобщения биологической науки и общие биологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы и присущие биологическим системам (клетка, организм, вид, экосистемы).



Программа предусматривает интеграцию с предметами естественного цикла (физикой, химией, географией, экологией) и основами безопасности жизнедеятельности.
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Дрофа» 2006г. Программа составлена без изменений.

В результате изучения предмета учащиеся должны приобрести:

Знания: об особенностях жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах уровня организации;
^ Должны знать: фундаментальные понятия биологии; сущность процессов обмена веществ; онтогенеза, наследственности и изменчивости; основные теории биологии; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.

Умения: пользоваться знаниями общебиологических закономерностей для объяснения вопросов происхождения и развития жизни на Земле; а также различных групп растений;

Давать оценку новой информации по биологическим вопросам; работать с микроскопом, готовить препараты, решать генетические задачи, строить вариационные кривые, работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план-конспект, реферат, проект.
Программа предусматривает инструкцию с предметами естественного цикла (географией, физикой, химией, биологией) и основами безопасности жизнедеятельности.

Программа рассчитана на 70 часов и включает в себя темы и разделы:
Введение 1ч.
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле. 21ч.

Тема 1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.2ч.

Тема 2. Развитие биологии в додарвиновский период 2ч.

Тема 3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. 5ч.

Тема 4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. 2ч.

Тема 5. Микроэволюция. 2ч.

Тема 6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. 3ч.

Тема 7. Возникновение жизни на Земле. 2ч.

Тема 8. Развитие жизни на Земле. 3ч.
Раздел 2. Структурная организация живых организмов. 10ч.

Тема 1. Химическая организация клетки. 2ч.

Тема 2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. 3ч.

Тема 3. Строение и функции клеток. 5ч.
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов. 5ч.

Тема 1. Размножение организмов. 2ч.

Тема 2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) 3ч.
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов. 20ч.

Тема 1. Закономерности наследования признаков. 10ч.

Тема 2. Закономерности изменчивости. 6ч.

Тема 3. Селекция растений, животных и микроорганизмов. 4ч.
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. 7ч.

Тема 1. Биосфера, ее структура и функции. 5ч.

Тема 2. Биосфера и человек. 2ч.
Заключение. 1ч.
Итого 66ч. + 2ч. резерв.
Проектная деятельность – 21 час.

Темы проектов:

  1. «Эволюция органического мира на Земле».

  2. «Генетика вчера, сегодня, завтра».


Для реализации рабочей учебной программы используются различные формы (урок, домашняя, практическая и лабораторная работы, экскурсия, дополнительные занятия, консультации) и методы (словесный, наглядный, практический, метод проектов), технологии обучения (информационно - коммуникативные).
Выбор учебно-методического комплекта для реализации рабочей учебной программы сделан на основании методического обеспечения учебного плана школы.




^ Календарно – тематическое планирование.

9 класс. Биология.


№п/п

№ урока

Дата

Тема урока

Планируемые

результаты

Форма урока

Домашнее

задание


1.

2.
3.


4.
5.


6.

7.

8.

9.

10.

11.
12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.
22.


23.

24.

25.
26.

27.

28.
29.


30.

31.

32.
33.

34.

35.

36.
37.


38.
39.
40.

41.

42.
43.

44.

45.
46.
47.

48.

49.

50.
51.
52.
53.

54.
55.
56.
57.

58.
59.

60.
61.
62.

63.

64.
65.
66.


1.

1.
2.


1.
2.


1.

2.

3.

4.

5.

1.
2.

1.

2.

1.

2.

3.

1.

2.

1.

2.
3.


1.

2.

1.
2.

3.

1.
2.


3.

4.

5.
1.

2.

1.

2.
3.


1.
2.
3.

4.

5.
6.

7.

8.
9.
10.

1.

2.

3.
4.
5.
6.

1.
2.
3.
4.

1.
2.

3.

1.

2.
1.




1. Введение. 1ч.

Предмет и задачи курса «Биология. Общие закономерности».

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле. 21ч. Проектная деятельность.
Тема 1.Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. 2ч.

Психолого – организационный урок. Единство химического состава живой материи.

Царства живой природы. Видовое разнообразие.
Тема 2. Развитие биологии в додарвинский период. 2ч.

Работы Карла Линнея по систематике растений и животных.

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.
Тема 3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора 5ч.

Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

Вид – элементарная единица эволюции.

Борьба за существование и естественный отбор.
Тема 4. Приспособительность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. 2ч.

Приспособительные особенности живых организмов.

Физиологическая адаптация.
Тема 5. Микроэволюция. 2ч.

Вид как генетически изолированная система. Л/р №1 Изучения критериев вида, результатов искусственного отбора.

Популяция – элементарная эволюционная единица. Л/р №2 Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
Тема 6. Макроэволюция 3ч.

Главные направления эволюционного процесса.

Основные закономерности эволюции.

Результаты эволюции.
Тема7. Возникновение жизни на Земле.2ч.

Возникновение и развитие жизни на Земле.

Филогенетические связи в живой природе.
Тема 8. Развитие жизни на Земле. 3ч.

Следы жизни на Земле.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эры.

Происхождение человека. Место человека в живой природе.

Защита проектов по теме «Эволюция органического мира на Земле».
Раздел 2. Структурная организация живых организмов. 10ч.

Тема 1. Химическая организация клетки. 2ч.

Неорганические вещества клетки.

Органические вещества клетки.

Тема 2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. 3ч.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

Транспорт веществ через клеточную мембрану.

Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов.
^ Тема 3. Строение и функции клеток. 5ч.

Прокариотические клетки; форма и размеры. Спорообразование. Размножение.

Эукариотическая клетка. Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки. Л/р №3 Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах.

Деление клетки.

Митоз и его фазы.

Биологический смысл и значение митоза.
^ Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов. 5ч.
Тема 1. Размножение организмов. 2ч.

Сущность и формы размножения организмов.

Половое размножение растений и животных. Биологическое значение полового размножения.
Тема 2. Индивидуальное развитие организмов. 3ч.

Эмбриональный период развития организмов.

Постэмбриональный период развития, его формы.

Биогенетический закон. Общие закономерности развития.

Раздел 4. Наследственность и изменчивость. 20ч.

Тема 1. Закономерности наследования признаков. 10ч.

Открытия Г. Менделем закономерностей наследования признаков.

Гибридологический метод изучения наследственности.

Второй закон Менделя.

Третий закон Менделя.

Л/р №4 Решение генетических задач и составление родословных.

Генетическое определение пола.

Генотип как целостная система.

Взаимодействие аллельных генов в определении признаков.

Взаимодействие неаллельных генов в определении признаков.

Обобщение по теме.
Тема 2. Закономерности изменчивости. 6ч.

Основные формы изменчивости.

Генотипическая изменчивость.

Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии.

Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая изменчивость. Л/р 5 Построение вариационной кривой.

Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков.
Тема 3.Селекция растений, животных и микроорганизмов.4ч.

Центры происхождения и многообразия культурных растений.

Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных.

Достижения и основные направления современной селекции.

Значение селекции для развития сельского производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
^ Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. 7ч.
Тема1. Биосфера, ее структура и функции. 5ч.

Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы. В.И.Вернадский.

Естественные сообщества живых организмов. Л/р №6 Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Абиотические факторы среды. Формы взаимоотношения между организмами.

Л/р №7 Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме.
^ Тема 2. Биосфера и человек.3ч.

Природные ресурсы и их использование.

П/р Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.

Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
^ Заключение 1ч.
Резервное время – 2 часа.

Проектная деятельность – 21 час.


Познакомить учащихся с основами курса.

Должны знать движущие силы эволюции;
сущность естественного и искусственного отборов и роль человека в них;
уметь работать с дополнительной литературой и пользоваться компьютером;
должны отличать основные направления эволюции и указывать их сущность;

Знать время возникновения и развития основных групп растений и животных;
должны знать время, причины и преимущества в возникновении, развитии, господстве человека на Земле.

Должны уметь приводить примеры гомологичных и аналогичных органов, их строение и происхождение в онтогенезе.


Должны знать химический состав клетки, роль компонентов состава в жизнедеятельности клетки;

Должны самостоятельно выполнять лабораторные исследования;

Должны выявлять отличительные признаки митоза в сравнении с мейозом, амитозом.

Должны уметь выделять отличительные признаки форм размножения и указывать на превосходство полового над бесполым.
Должны знать основные закономерности наследственности и изменчивости;
Должны знать их виды и значение в природе и для человека;
Должны уметь работать с дополнительной литературой, компьютером; защищать свою точку зрения по роли генетики и организмов разных уровней организации.

Должны уметь составлять цепи питания в биоценозах.


Должны уметь выявлять актуальные экологические проблемы и предлагать их решения.

Должны знать многообразие форм и распространенность бесполого размножения, биологическое значение бесполого размножения; половое размножение и его биологическое значение. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Оплодотворение.
Должны уметь проводит сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и диких предков.
Должны знать понятия ген, генотип, наследственная и ненаследственная изменчивость, мутации, селекция, сорт, порода, штамм.
Должны уметь объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм потомков.
Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи.

Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.

Должны знать основные понятия: биосфера, биомасса Земли, биологическая продуктивность, живое вещество и его функции; экологические факторы, экологические систем. Саморегуляция.
Должны уметь выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах.
Применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве.


беседа


рассказ с элементами беседы;

лекции;
метод проекта;
экскурсия в краеведческий музей;
работа в библиотеке с дополнительной литературой;
просмотр д/ф;
работа с компьютером;
комбинированные уроки;
лабораторный практикум;
демонстрация таблиц;
беседа по основам здорового образа жизни, связь с географией, экологией, ОБЖ.
Лекции, комбинированные уроки,
лабораторный эксперимент, работа с дополнительной литературой,
демонстрация схем, рисунков, таблиц.


^ Связь с химией, физикой.


Комбинированные уроки,
лабораторный практикум.

Связь с органической и неорганической химией, историей, экономической и физической географией.


Комбинированные уроки, метод проекта, работа в библиотеке и кабинете информатике, лабораторный практикум, демонстрация гербарного материала и коллекций, демонстрация таблиц.
Комбинированные уроки, лабораторный эксперимент,

Урок-конференция «Человек и окружающая его природа».
^ Связь с экологией.


Стр. 3-5


Стр.8-11

Стр.11-14


Стр15-17
Стр.18-20


Стр.20-24

Стр.24-28

Стр.29-34

Стр.35-45

Стр.49-52

Стр.53-55
Стр.55-58

Стр.59-60

Стр.60-65

Стр. 66-70

Стр.71-73

Запись

Стр.74-80

Стр.81-89

Стр.90-93

Стр.104-107

запись

Стр.107-110

Стр.111-112

Стр.113-115
Стр.117-119

Стр.119-121

Стр.121-124
Стр.125-131


Стр.132-136

Стр.137-142

Стр.142-143
Стр.146-149

Стр.150-155
Стр.156-161

Стр.162-166
Стр.166-169

Стр.172-175
Стр.177-180
Стр.180-185.

Стр.186-190

Запись
Стр.191-193

Запись

Стр.196-200
Стр.201-203
записи
Стр.204-205

Стр.205-206

Стр.207-211

Стр.216-218
Стр. 219-221
Стр.221-224

Стр.225-230
Стр.231-235
Стр.236-238
Стр.239-240

Стр.270-273
Стр.274-276

Стр.278-280

Стр.281-282

Стр.283-284

записи в тетради


^ Темы лабораторных работ по биологии.
№1 Изучения критериев вида, результатов искусственного отбора.
№2 Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
№3 Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах.
№4 Решение генетических задач и составление родословных.
№5 Построение вариационной кривой.
№6 Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
№7 Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме.
^ Требования к уровню подготовки выпускников:

В результате изучения биологии учащиеся должны

знать/понимать:

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь:

объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания)

^ Список литературы

Основная литература

Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности: Учебник для 9 класса средней школы. М.: Дрофа, любое издание.

Дополнительная литература

  1. Захаров В. Б., СонинН.И. Биология. Многообразие живых организмов: Учебник для 7 класса средней школы. М.: Дрофа, 2005.

  2. Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.

  3. Мамонтов С. Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2003.

  4. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б. Общая биология: Пособие для средних специальных учебных заведений. 4-е изд. М.: Высшая школа, 2003.

  5. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: Книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.

  6. Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.

  7. Сонин Н. И. Биология. Живой организм: Учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, 2005.

  8. Чайковский Ю. В. Эволюция. М.: Центр системных исследований, 2003.

Научно-популярная литература

  1. Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.

  2. Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999.

  3. Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1999.

  4. Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.

  5. Ауэрбах Ш. Генетика. М.: Атомиздат, 1966.

  6. Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.

  1. Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.

  2. Нейфах А. А., Розовская Е. Р. Гены и развитие организма. М.: Наука, 1984.

  3. УинфриА.Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990.

  1. Шпинар 3. В. История жизни на Земле / Художник 3. Буриан. Прага: Атрия, 1977.

  2. ЭтпгенбороД. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1984.

  3. ЭттенбороД. Живая планета. М.: Мир, 1988.

  4. Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983.

Похожие:

Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 6-9 класс. Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии 2004 г
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии Класс: 6
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы по учебнику
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая учебная программа по биологии 9а,б класс (базовый уровень)
Программа составлена на основе программы по биологии для общеобразовательного обучения в средней (полной) школе 9 класс «Биология»...
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая учебная программа по биологии 10 а,б,г класс (базовый уровень)
Программа составлена на основе программы по биологии для общеобразовательного обучения в средней (полной) школе 10 класс «Биология»...
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 8 класс
Рабочая программа разработана на основе авторской Программы по биологии для 8 класса, составленной под руководством Пономаревой И....
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой...
Рабочая программа составлена с учётом образовательной программы школы на основеФедерального Государственного стандарта, Примерой...
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии 6 класс ( 35 часов)
Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07. 07. 2005г. №03-1263), за основу рабочей программы взята...
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая учебная программа по природоведению 5а,б класс (базовый уровень)
Программа составлена на основе программы по биологии для общеобразовательного обучения в средней (полной) школе 5 класс «Природоведение»...
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии для 10 11 классов на 2013-2014 учебный...
Программа предназначена для учителей биологии, преподающих биологию в 10 11 классах
Рабочая программа по биологии 9 класс iconРабочая программа по биологии для 10 11 классов на 2013-2014 учебный...
Программа предназначена для учителей биологии, преподающих биологию в 10 11 классах
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница