Главная цель современного образования создание оптимальных условий для личностного развития каждого ребенка, развития его творческого мышления, раскрытия




НазваниеГлавная цель современного образования создание оптимальных условий для личностного развития каждого ребенка, развития его творческого мышления, раскрытия
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
Главная цель современного образования - создание оптимальных условий для личностного развития каждого ребенка, развития его творческого мышления, раскрытия индивидуальных способностей.

При реализации этой цели на практике, возникают противоречия, которые беспокоят и учительство, и педагогическую общественность.

У большей части детей, при переходе из начального звена в среднее, снижается интерес к получению знаний в рамках школьной программы. Ученики занимают на уроке пассивную роль слушателя. Методы сложившейся традиционной системы обучения и воспитания не дают ребенку в полной мере раскрыть себя, занять активную личностную позицию, проявить свою индивидуальность. Для начальной школы эта проблема особенно актуальна. Поэтому, учителю, уже с первых дней пребывания ребенка в школе, важно раскрывать и развивать его творческие способности, поддерживать стремление к получению знаний.

Я считаю, что одним из эффективных способов развития индивидуальных и творческих способностей учащихся является проектно-исследовательская деятельность.
^ Актуальность опыта.

Младший школьный возраст – это возраст, когда окружающий мир воспринимается с большой радостью и неподдельным интересом. Младшие школьники готовы к всевозможным открытиям, исследованиям.

Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Главное - заинтересовать, вовлечь в атмосферу совместной деятельности. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.

Исследовательская деятельность – одна из прогрессивных форм обучения и воспитания в современной школе, которая позволяет раскрыть индивидуальные особенности учащихся и дает возможность применить свои знания, принести пользу другим учащимся и публично показать достигнутый результат. Приобщение учащихся к исследовательской и проектной деятельности должно быть направлено не только на результат, но и на процесс. Особенность организации исследовательской деятельности в начальной школе заключается в том, что в ней могут принимать участие не только сильные, но и слабоуспевающие ученики.

Общая тенденция развития современного общества такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии во всем мире.

Поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования.

^ Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании оптимальных условий для личностного развития каждого ребенка, раскрытия его индивидуальных и творческих способностей, развития творческого мышления средствами исследовательской деятельности.

^ Новизна опыта

Заключается в воспроизведении технологии проектно-исследовательской деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий в начальной школе.

«Метод проектов» приобрёл известность в различных странах, в том числе и в России. Наиболее полно идеи были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то это технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути.

Применительно к начальной школе, определение проекта даёт А.В. Горячев как «специально организованное педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ».

1) Метод проектов в начальной школе

Метод проектов в начальной школе – это технология организации образовательных и воспитательных ситуаций, в которых ребенок ставит и решает собственные проблемы. Данный метод предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. При этом результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результат, необходимо развивать в детях умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Необходимо учитывать, что требуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться?»

Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, то целесообразно привлекать родителей. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.

Проектная деятельность – это метод, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях.

2) Этапы работы над проектом

В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

^ 1 этап. «Погружение» в проект.

На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показывать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

^ 2 этап. Организационный.

На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.

^ 3 этап. Осуществление деятельности.

Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.

^ 4 этап. Подготовка к защите проекта.

На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Учащиеся оформляют «портфолио» проекта, разрабатывают и оформляют свои работы, готовят электронную презентацию и т.д.

Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.
^ 5 этап. Презентация проекта.

На данном этапе учащиеся защищают свой проект. Защита проекта может быть организована в виде дискуссии, «круглого» стола, ролевой игры, через научную конференцию.

Самое главное – на презентации школьники учатся анализировать свои идеи, отмечать удачные творческие находки, стараются оценить вклад каждого участника проекта и умение работать в команде.

^ 6 этап. Рефлексия (обсуждение полученных результатов).

Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. На этом этапе важна рефлексия, самооценка проделанной работы. Учителю необходимо помочь ученикам произвести самооценку проекта и подготовить его к презентации.

Для младшего школьника очень важен сам момент выступления перед аудиторией. Поэтому, учителю особое внимание нужно уделить тем учащимися, которые имеют проблемы с произношением, дикцией, или просто боятся выступать публично. Задача учителя – помочь, поддержать, увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Ребенок, убедившись в своем успехе однажды, в дальнейшем будет чувствовать себя более уверенно и комфортно.

Весьма важный вопрос – оценка выполнения проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрён каждый ученик, участвовавший в выполнении проекта.
^ Технология описания опыта.

Я в своей работе проектно-исследовательской деятельности уделяю очень большое внимание. Все учащиеся моего класса вовлечены в проектную деятельность, начиная с 1 класса. Вначале учащимся предлагается выполнить доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты в разных областях знаний.

Практическая реализация опыта была начата с применения на уроках и внеклассных мероприятиях методики проектно-исследовательской деятельности.

Вначале с учащимися класса я провела вводную беседу «Что такое проект?». В доступной форме раскрыли понятие проекта, рассказали о значении проектов в современном мире. Также ученики узнали о том, что такое исследование и кто такие исследователи. Учащимся была предложена анкета «Как выбрать тему исследования?». Как показали результаты анкетирования, большинство учащимся хотят познавать природу, животный и растительный мир, изучать историю, астрономию. Я выяснила, что ребята желают поучаствовать в создание исследовательского проекта, попробовать себя в новом виде деятельности. Анкета помогла нам выявить интересы, увлечения и склонности учеников класса.

Как проводился выбор темы исследований? В ходе общего обсуждения, класс разделился на творческие группы по 5 человек, каждая из которых выбрала темы для исследования в соответствии с собственными интересами. Для исследований мы предложили следующие темы: « Как сохранить свое здоровье?», «Такая известная фамилия», «Мои домашние питомцы», «Растения и животные Красной книги», «Правильное питание», «История села.» , «Планеты солнечной системы.» , «Лекарственные травы.»

Среди предложенных тем в первую очередь учащихся заинтересовали темы, связанные со здоровьем и космосом.

В качестве примера, покажу, как велась работа над исследовательским проектом, который выполняли учащиеся моего класса.

^ Проект «Планеты солнечной системы»

В последнее время очень часто говорят о космосе, об необходимости исследования космического пространства и какая угроза для Земли может прийти из космического пространства . На уроках «Окружающий мир» мы изучали раздел «Земля- планета солнечной системы». Из материала учебника мы узнали, что космос – это сложная система. А как узнать, что такое космическое пространство? Какие небесные тела находятся там? Какие факторы оказывают неблагоприятное воздействие на жизнь и здоровье человека? Кто первым полетел в космос? Какие планеты являются соседями планеты Земля? Детям захотелось самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

Поэтому мы решили создать свой проект «Планеты солнечной системы». Ребята поставили перед собой следующую цель и задачи.(Слайд )

^ Цель проекта: овладеть знаниями о планетах солнечной системы и других небесных телах.

Задачи:

  1. Раскрыть понятия «космос».

  2. Развивать умения самостоятельно находить и обрабатывать информацию.

3.Узнать о первых космонавтах, побывавших в космосе.

Для работы над проектом было создано 3 группы, каждая из которых выбрала свою тему исследования: (Слайд )

«Что такое солнце?»

« Какие планеты входят в солнечную систему?»

«Первые космонавты»

Учащиеся активно включились в работу, посетили школьную и сельскую библиотеки, пользовались ресурсами Интернета, обратились за помощью к учителю, своим родителям. В течение двух недель ребята подбирали материал по выбранным темам, обсуждали и обрабатывали информацию. Каждая группа проанализировала собранный материал и подготовила его к отчёту.

В результате исследования группа, которая занималась темой «Какие планеты входят в солнечную систему?» создала презентацию «Планеты».

Участники группы «Кто такие первые космонавты?», оформили и распространили сообщения о первых космонавтах.

Участниками группы «художники» была организована выставка плакатов и рисунков «Мы и космос!». Также ребята этой группы наглядно провели агитационную работу, призывая всех к здоровому образу жизни, чтобы стать в будущем космонавтами.

Защита проекта «Планеты солнечной системы» проходила в форме конференции на уроке окружающего мира. Выступления детей получились интересными, познавательными. Учащиеся показали способность выступать перед аудиторией. Для защиты проекта ребята самостоятельно подобрали стихотворения о космосе, а некоторые дети сами сочинили стихи, нашли пословицы и поговорки о здоровье. Каждый учащийся класса был отмечен дипломом «Исследователь космоса.»

Исследования, выполненные детьми, имеют высокую познавательную ценность, активизируют умственные способности, формируют основы здорового образа жизни.

По моим наблюдениям, данный проект нашёл значительный эмоционально-познавательный отклик у учащихся, ребятам понравился сам процесс исследования, возможность проявить себя и дать оценку работе других.

В процессе работы над проектом «Планеты солнечной системы» мы убедились, что метод проектов необходим в начальной школе, так как, действительно, дает положительные результаты по развитию творческих способностей учащихся, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ребенка.

^ Проведенные исследования позволяют мне сделать следующие выводы:

1. В ходе работы над исследовательскими проектами «Планеты солнечной системы» и «Зеленая аптека» учащиеся вели настоящую исследовательскую деятельность, а также учились планировать, сотрудничать, помогать товарищам, самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, оценивать результат своей деятельности и других.

2. Важным показателем проектной деятельности является - овладение учащимися ИКТ и компьютером, умение работать в сети Интернет.

3 Включение младших школьников в проектную деятельность способствует повышению уровня развития творческих способностей учащихся, учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

4. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности младших школьников.
Вывод:

Метод проектно-исследовательской деятельности, наряду с другими активными методами обучения, может эффективно применяться в обучении и воспитании младших школьников, так как в полной мере раскрывает и развивает творческие способности ребенка, его творческое мышление, воображение, способствует повышению качества знаний и уровня воспитанности в целом.

Поэтому нам, учителям, необходимо постоянно учиться вместе с нашими учениками, быть первооткрывателями, исследователями и творцами.

Находясь в постоянном поиске, я, как педагог и воспитатель, мечтаю увидеть в каждом своем ученике, прежде всего доброго, отзывчивого, интересного людям человека. Мы живем одной семьей, радуемся, огорчаемся, помогаем, друг другу, учимся творчески мыслить, открывать новые знания и покорять новые вершины. Главный стимул творчества - огромная радость, которую оно дает и учителю, и ученику.

Похожие:

Главная цель современного образования создание оптимальных условий для личностного развития каждого ребенка, развития его творческого мышления, раскрытия iconГлавная цель психолого-педагогической службы оу создание условий...
Главная цель психолого-педагогической службы оу – создание условий для психического и личностного развития детей в соответствии с...
Главная цель современного образования создание оптимальных условий для личностного развития каждого ребенка, развития его творческого мышления, раскрытия iconСоздание условий для максимально эффективного, целостного развития...
Ознакомление детей с различными традиционными ремеслами, промыслами современными видами декоративно-прикладного искусства
Главная цель современного образования создание оптимальных условий для личностного развития каждого ребенка, развития его творческого мышления, раскрытия iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Цель программы: создание благоприятных условий для развития личности каждого ребенка и достижения планируемых результатов основной...
Главная цель современного образования создание оптимальных условий для личностного развития каждого ребенка, развития его творческого мышления, раскрытия iconЗадачи классного руководителя: создание благоприятных психолого педагогических...
Цель деятельности классного руководителя: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной...
Главная цель современного образования создание оптимальных условий для личностного развития каждого ребенка, развития его творческого мышления, раскрытия iconГодовой план работы муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №10
Цель: создание условий для полноценного гармоничного развития, воспитания и обучения каждого ребёнка в зависимости от его психофизического...
Главная цель современного образования создание оптимальных условий для личностного развития каждого ребенка, развития его творческого мышления, раскрытия iconПроектная деятельность в начальной школе
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого...
Главная цель современного образования создание оптимальных условий для личностного развития каждого ребенка, развития его творческого мышления, раскрытия iconМбоу «Тыайинская сош им. Н. Х. Дьяконова» годовой аналитический отчет...
Главная цель работы психолога в системе образования –создание условий для психического и личностного развития детей в соответствии...
Главная цель современного образования создание оптимальных условий для личностного развития каждого ребенка, развития его творческого мышления, раскрытия iconПоложение о межрайонной научно-практической конференции
Целью Конференции является создание условий для развития творческого мышления, навыков исследовательской деятельности, расширения...
Главная цель современного образования создание оптимальных условий для личностного развития каждого ребенка, развития его творческого мышления, раскрытия iconПаспорт проекта «Путешествие с лаптями» Цель проекта
Цель проекта: создание условий для личностного развития через знакомство с традиционной народной культурой
Главная цель современного образования создание оптимальных условий для личностного развития каждого ребенка, развития его творческого мышления, раскрытия iconПрограмма развития муниципального автономного общеобразовательного учреждения
Развитие школы в данный период предполагает создание условий для формирования универсальных учебных действий учащихся, их личностного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница