Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: приоритеты, цели и задачи, ключевые направления, структура, проблемы




НазваниеНациональная образовательная инициатива «Наша новая школа»: приоритеты, цели и задачи, ключевые направления, структура, проблемы
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» села Саблинского

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: приоритеты, цели и задачи, ключевые направления, структура, проблемы

Выступление на методическом объединении учителей географии Александровского района

учитель географии МОУ СОШ №6

Шестакина Елена Александровна

Август 2011 года

“В процессе подготовки и введения Государственных образовательных стандартов второго поколения формируется социальный заказ системе педагогического образования: подготовка нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования в течение всей жизни”

“Концепция ФГОС общего образования”

В условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» к современному образованию сегодня предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации, творчески решать возникающие проблемы, применять на практике полученные знания, умения и навыки. Целью национальной образовательной инициативы является модернизация и инновационное развитие школ, что позволит обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.

Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Задача учителя – научить творчески мыслить школьников, то есть вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Основными направлениями развития общего образования являются:

1. Переход на новые образовательные стандарты

2. Развитие системы поддержки талантливых детей

3. Совершенствование учительского корпуса

4. Изменение школьной инфраструктуры

5. Сохранение и укрепление здоровья школьников

6. Расширение самостоятельности школ

Среди ведущих перспективных направлений современного образования следует назвать:

  1. Обновление географического образования в условиях перехода на ФГОС нового поколения (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1879);

  2. Реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступени общего образования;

  3. Совершенствование содержания и технологии проведения ЕГЭ по предмету;

  4. Организация работы с одаренными детьми через индивидуальную работу, факультативные занятия, элективные курсы, спецкурсы, а также обучение в заочных школах ведущих вузов страны.



  1. ^ Переход на новые образовательные стандарты

От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, будет осуществлен переход на новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.

В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия.

^ Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов.

В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования ("деньги следуют за учеником"), переход на которое планируется завершить во всех субъектах Российской Федерации в ближайшие три года. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты, и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности.

Чтобы работа по стандартам была более эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования. Будет независимая проверка знаний школьников, в том числе - при их переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й классы. Механизмы независимой оценки могут создаваться силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций. Россия будет продолжать участвовать в международных сравнительных исследованиях качества образования, создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах и регионах.

В 2010 году введены новые требования к качеству образования, расширив список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Единый государственный экзамен останется основным, но не единственным способом проверки качества образования. Кроме него планируют ввести мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций и способностей. Программы обучения старшеклассников будут увязаны с дальнейшим выбором специальности.

^ 2. Развитие системы поддержки талантливых детей

В настоящее время в России выстраивается разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.

В нашей школе работе с одаренными детьми уделяется особое внимание. Дети с интересом участвуют в интернет-олимпиадах, викторинах, конкурсах, тем самым пополняя свои портфолио.

В 2010 году два ученика нашей школы стали победителями Всероссийской олимпиады школьников, лауреатами Премии от Ставропольского края и получили денежное вознаграждение в размере 30 000 руб. В этом году один ученик стал призером Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию и тоже получил премию.

Хочется надеяться, что работа с одаренными детьми будет экономически целесообразной и государство обратит внимание на учителя. Учитель, благодаря которому школьник добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты. Норматив подушевого финансирования следует определять в соответствии с особенностями школьников, а не только образовательного учреждения.

  1. ^ Совершенствование учительского корпуса (внедрение системы моральной, материальной поддержки, аттестация педагогических и управленческих кадров, привлечение в школу учителей, не имеющих базового педагогического образования, но любящих и умеющих работать с детьми).

Одно из ключевых направлений развития общего образования и часть методической работы – “развитие учительского потенциала”. “….Такая “Наша новая школа” требует и новых учителей: чутких, внимательных и восприимчивых к интересам школьников, открытых ко всему новому”. Направление “развитие учительского потенциала” неразрывно связано с методической работой.

Каковы некоторые шаги предложенные в этом направлении?

- “внедрение системы моральных и материальных стимулов”

– для сохранения в школах лучших педагогов

– для постоянного повышения их квалификации,

– для пополнения школ новым поколением учителей…, любящих и умеющих работать с детьми.

(Моральная поддержка: конкурсы всероссийского и регионального значения, районные и школьные конкурсы педагогов. Материальная поддержка: введение нового механизма оплаты труда).

“распространение в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров эффективных способов работы лучших учителей”

(“Обучение действием” – семинары, мастер-классы для школьных команд на базе ОУ, победителей ПНП, в которых принимают участие педагоги-победители конкурса “лучших учителей” реализующих инновационные образовательные программы уже второй год реализуется в Калининском районе Санкт-Петербурга).

“построение образовательных программ переподготовки и повышения квалификации учителей по модульному принципу с использованием современных информационных технологий”

(Вместе с годичными, летними, целевыми курсами введение модульных курсов до 72 часов в накопительной системе повышения квалификации учителей может оказаться более гибкой и востребованной формой по сравнению с традиционной).

“введение новых требований к аттестация педагогических и управленческих кадров”

“привлечение в школу учителей, имеющих базовое непедагогическое образование”

“привлечение после выхода на пенсию лучших педагогов к работе в качестве воспитателей, организаторов внеклассной работы, консультантов для молодых учителей и учащихся”

Некоторые шаги вполне предсказуемы, некоторые кажутся совсем не реальными. Но это только дело времени. Не в этом, так в следующем году наши учителя должны соответствовать предъявляемым требованиям. Именно грамотно организованная методическая работа, использующая в частности школьные ресурсы в выбранном направлении, позволит добиться качеств нового учителя, который способен реализовать новые стандарты образования.

В разные исторические периоды менялись цели, содержание, способы и средства воспитания. Неизменным оставались основные функции деятельности учителя: обучение и воспитание подрастающего поколения.– Изменения в политическом, социально-экономическом, культурном развитии страны требуют от школы особого выпускника – человека творческого, с нестандартным мышлением, способного быстро перестраиваться в столь динамично меняющемся мире; человека высоконравственного, культурного, способного качественно овладеть профессией, а потом самореализоваться в профессиональной деятельности.

И главная цель школы – запустить механизм самообразования ребенка, его мотивацию к учению. Новый заказ общества школе требует изменений в профессиональной подготовке учителей.

Какой же учитель нужен современной школе?

Высокий профессионал, не только прекрасно владеющий своим предметом, но и имеющий глубокую психолого-педагогическую и методическую подготовку, эрудированный, творческий, мастер-коммуникатор, подлинный интеллигент и инноватор.

Успех учительской деятельности зависит от степени развития педагогических способностей:

1. Конструктивная – способность проектировать личность ученика, отбирать и компоновать учебно-воспитательный материал в связи с возрастом и индивидуальными способностями учащихся.

2. Организаторская – способность включать учащихся в различные виды деятельности и создавать коллектив, который мог бы воздействовать на каждую отдельную личность.

3. Коммуникативная – способность устанавливать с воспитанниками правильные взаимоотношения и перестраивать их в соответствии с развитием учащихся.

4. Воспитательная деятельность – это процесс непрерывного творчества. Она ставит педагога в положение исследователя, выдвигая перед ним все новые и новые задачи.

Условия педагогического творчества:

1. Способность к самоанализу, к саморазмышлению.

2. Склонность к анализу – анализу того, что происходит вокруг поведения учеников.

3. Склонность к систематизации – творческая личность умеет из маленьких эпизодов, фактов лепить целостный образ.

Л.Н. Толстой писал:" Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему признанию". Чем труднее учителю, тем легче ученику.

^ 4. Изменение школьной инфраструктуры

Облик школ должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. С помощью архитектурного конкурса будут выбраны новые проекты строительства и реконструкции школьных зданий, которые начнут использоваться повсеместно с 2011 года: нужно сконструировать "умное", современное здание.

Другое требование - внедрять современные дизайнерские решения, обеспечивающие комфортную школьную среду. Архитектура школьного пространства должна позволять эффективно организовывать проектную деятельность, занятия в малых группах, самые разные формы работы с детьми.

^ 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников

Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.

^ Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников. В 2010 году будет введен новый норматив занятий физкультурой - не менее трёх часов в неделю с учётом индивидуальных особенностей детей.

Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у ребенка интерес к учебе. Практика индивидуального обучения с учетом возрастных особенностей, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий позитивно скажутся на здоровье школьников. Но здесь нужны не только меры со стороны взрослых. Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья.

^ 6. Расширение самостоятельности школ

Школа должна стать более самостоятельной как в составлении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств. В частности наша школа теперь преобразуется в муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6.

Ключевыми механизмами реализации инициативы должны стать как проектные, так и программные методы работы. Направления деятельности будут осуществляться в рамках приоритетного национального проекта "Образование", Федеральной целевой программы развития образования и Федеральной целевой программы Научные и научно-педагогические кадры инновационной России.

От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Именно поэтому инициатива "Наша новая школа" должна стать делом всего нашего общества.

Похожие:

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: приоритеты, цели и задачи, ключевые направления, структура, проблемы iconНациональная образовательная инициатива «Наша новая школа» должна...
На ее реализацию выделяется 15 миллиардов рублей из госбюджета. Утвержденная концепция развития национальной школы была утверждена...
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: приоритеты, цели и задачи, ключевые направления, структура, проблемы iconПроект перспективного развития мбоу «Средняя общеобразовательная школа №1»
Как одна из мер по повышению качества образования Президентом России была выдвинута национальная образовательная инициатива «Наша...
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: приоритеты, цели и задачи, ключевые направления, структура, проблемы iconОбразовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения...
Конституция рф, Закон «Об образовании», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», «Концепция духовно-нравственного...
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: приоритеты, цели и задачи, ключевые направления, структура, проблемы iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей «Бригантина»
«Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» как вектор развития лицея» (далее Программа)
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: приоритеты, цели и задачи, ключевые направления, структура, проблемы iconНа программе развития«Национальная образовательная инициатива «Наша...
А №338304 от 13. 12. 2010г выдана Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи. Регистрационный №424. Срок действия:...
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: приоритеты, цели и задачи, ключевые направления, структура, проблемы iconПроект Национальная образовательная инициатива «наша новая школа»
В условиях глобального рынка, в котором участвует и Россия, такие качества востребованы не только отдельными гражданами, но и целыми...
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: приоритеты, цели и задачи, ключевые направления, структура, проблемы iconПояснительная записка Актуальность и обоснование образовательной...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: приоритеты, цели и задачи, ключевые направления, структура, проблемы iconНациональная образовательная инициатива "Наша новая школа"
В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить...
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: приоритеты, цели и задачи, ключевые направления, структура, проблемы iconПаспорт комплексной программы развития школы Паспорт образовательного...
Актуальность темы проекта обусловлена новыми требованиями, изложенными в Проекте «Национальная образовательная инициатива «Наша новая...
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: приоритеты, цели и задачи, ключевые направления, структура, проблемы iconПубличный отчёт о деятельности гоу сош №698 сао г. Москвы за 2009-20010...
«Новые условия развития экономики и общества предъявляют новые требования к качеству образования. Как одна из мер по его повышению...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница