Рабочая программа по учебному предмету «Риторика» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный государственный




НазваниеРабочая программа по учебному предмету «Риторика» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный государственный
страница1/5
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Обоснование выбора программы по риторике…………………………………………………………2
Место учебного предмета «Риторика» в учебном плане……………………………………………..2
Общая характеристика учебного предмета «Риторика»…………………………………………2-4
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Риторика»………………….4-5
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета «Риторика»……………………………………………………………………...5-10
Планируемые результаты освоения учебной программы по риторике

выпускника начальной школы………………………………………………………………………10-14
Содержание учебного материала по предмету «Риторика»………………………………………15-17
Примерное тематическое планирование программы 1 класса с определением основных видов образовательной деятельности обучающихся……………………………………………………..17-19
Примерное тематическое планирование программы 2 класса с определением основных видов образовательной деятельности обучающихся……………………………………………………..19-22
Примерное тематическое планирование программы 3 класса с определением основных видов образовательной деятельности обучающихся……………………………………………………..22-25
Примерное тематическое планирование программы 4 класса с определением основных видов образовательной деятельности обучающихся……………………………………………………..25-27
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса…………………………….27-28


^ Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Риторика» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 с изменениями от 26.11.2010, регистрационный № 19707 от 04.02.2011; от 22.09.2011 № 2357, регистрационный № 22540 от 12.12.2011) .

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (сост. Е.С. Савинов – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2013. Стандарты второго поколения).

  3. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. Начальная школа. Дошкольное образование (Под науч. Ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011)


^ Обоснование выбора программы по риторике


  1. Разработка рабочей учебной программы на основе Концепции стандарта второго поколения позволяет учитывать межпредметные и внутрипредметные связи, логику учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.

  2. В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального…состава российского общества.


^ Место учебного предмета «Риторика» в учебном плане

В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 5» учебный предмет «Риторика » изучается с 2 по 4 классы: 2-4 классы – по одному часу в неделю (34 часа в год). Общий объём учебного времени составляет 102 часа. Содержательное наполнение типовой (примерной) учебной программы сохранено за счет уплотнения теоретического материала 1 и 2 классов.
^ Общая характеристика учебного предмета «Риторика»
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому риторика наряду с литературным чтением и русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Риторика – одна из самых древних наук на земле, ей примерно 2500 лет. Она возникла как наука об искусной, умелой речи – устной прежде всего.

В античные времена обучали прежде всего ораторскому искусству, умению убеждать словом, объяснять свою точку зрения, опровергать ложную. В средние века риторика вошла в число изучаемых предметов в университетах и школах многих стран, в том числе и в России. В середине 19 века в России риторика подвергалась резкой критике и была вытеснена другими предметами – в начале теорией словесности, затем культурой речи. Возрождение риторики началось в середине 20 века.

По мнению авторов, современный курс риторики – это курс лингвистики речи со своим содержанием и логикой построения. Современная риторика учитывает достижения лингвистической науки, психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других сложных наук.

Безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования.

^ Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь

Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие обучающиеся, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, но затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

^ В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

первый блок – «Общение» даёт представление о

– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

^ Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении;

– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт обучающихся, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.

Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

Курс риторики в школе – предмет сугубо практический, поэтому на данных уроках обучающиеся должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике:

- риторическому анализу устных и письменных текстов;

- риторическим задачам;

- риторическим играм.

^ Риторический анализ предполагает обсуждение трех вопросов: что сказал говорящий; что он хотел сказать; что сказал ненамеренно. Для 1-2 классов главными будут при обсуждении первые два вопроса. Последний вопрос – что я сказал ненамеренно - самый трудный, особенно для самооценки. Этот вопрос формулирует учитель, учитывая жизненный опыт детей, предельно конкретно и просто, чтобы дети смогли на него ответить.

^ Риторические задачи основываются на описании всех значимых компонентов речевой ситуации: кто говорит – пишет (адресант); кому (адресат); почему (причина); для чего – зачем (задача высказывания); как (в устной или письменной форме, в каком стиле и т.д.); где (место, расстояние между общающимися, если это важно); когда, как долго(время, когда происходит общение, время, отведенное на общение, если это важно). Риторические задачи учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным. Риторическая задача позволяет более объективно оценивать речь ученика.

^ Риторические игры, в отличие от риторических задач, содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто веселее, забавнее, смешнее и т.д. расскажет, сочинит считалку, быстрее произнесет скороговорку и т.д. Эти игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета. Поэтому так важно при их организации и определении победителя осуществлять риторический подход: четко описывать ситуацию, точно обозначать критерии оценки победителя.
^ Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета "Риторика"
Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
^ Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

^ Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

^ Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

^ Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

^ Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

^ Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

^ Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

^ Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
^ Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета «Риторика»
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения обучающихся:

– на уровне личностных результатов:

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– на уровне метапредметных результатов:

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

  • овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений;

  • умение слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • овладение навыками подготовки своего выступления и выступление с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета;

  • умение опираться на использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач;

– на уровне результатов в предметной области «Филология»:

  • овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

  • умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Таким образом, риторика, как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.

Безусловно, результаты изучения предмета «Риторика» достигаются обучающимися постепенно, при освоении ими программы обучения риторике в каждом классе. Охарактеризуем эти результаты для 1–4-го классов.

^ 1-й класс
Личностными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:

осознавать роль речи в жизни людей;

оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
^ Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:

формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);

соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности.
^ Познавательные УУД:

реализовывать простое высказывание на заданную тему;

ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;

самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
^ Коммуникативные УУД:

– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Рабочая программа по учебному предмету «Риторика» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный государственный  iconРабочая программа по учебному предмету Иностранный язык (английскому)...
Рабочая программа по учебному предмету Иностранный язык (английскому) ориентирована на учащихся 5-9 классов и реализуется на основе...
Рабочая программа по учебному предмету «Риторика» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный государственный  iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» ориентирована...
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Литературное чтение»
Рабочая программа по учебному предмету «Риторика» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный государственный  iconРабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» ориентирована...
Содержание учебного материала по учебному предмету «Окружающий мир»
Рабочая программа по учебному предмету «Риторика» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный государственный  iconРабочая программа по учебному предмету «Коми язык» ориентирована...
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Коми язык»
Рабочая программа по учебному предмету «Риторика» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный государственный  iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству ориентирована...
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Рабочая программа по учебному предмету «Риторика» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный государственный  iconРабочая учебная программа по физике ориентирована на учащихся 7 9...
Рабочая учебная программа по физике ориентирована на учащихся 7 – 9 классов и реализуется на основе следующих документов
Рабочая программа по учебному предмету «Риторика» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный государственный  iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык» ориентирована...
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета "Русский язык"
Рабочая программа по учебному предмету «Риторика» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный государственный  iconПояснительная записка. Рабочая учебная программа по информатике и...
...
Рабочая программа по учебному предмету «Риторика» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный государственный  iconРабочая программа по математике составлена на основе федерального...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10-11 классов и реализуется на основе следующих документов
Рабочая программа по учебному предмету «Риторика» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов: Федеральный государственный  iconРабочая программа по математике составлена на основе федерального...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10-11 классов и реализуется на основе следующих документов
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница