Программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.




НазваниеПрограмма по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипПрограмма
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Земцовская средняя общеобразовательная школа

Нелидовского района Тверской области
«Утверждаю».

Директор Земцовской школы

_________ /А.Б.Хозяинова/

«_____» __________2013г.
Рассмотрено на заседании педагогического совета «Согласовано».

Протокол № 1 от «30» «августа» 2013 г. Заместитель директора по УВР

_____________/Ж.Л.Барсукова/ «_____» _______________ 2013 г
Рабочая программа учебного предмета

«Физика»

9 класс, базовый уровень

Учебник: «Физика. 9 класс»

Учебник для общеобразовательных учреждений.

Автор:А.В. Перышкин

Рекомендовано Министерством образования РФ. «Дрофа», 2008г.

^ Количество часов: всего 70 часов; в неделю 2 часа
Учитель Крылова Надежда Васильевна

(1 квалификационная категория)


2013 год

Пояснительная записка
Статус документа

Программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

^ Структура документа

Программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

^ Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

^ Цели изучения физики

Изучение физики в 9 классе гимназии №2 направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о механических, электромагнитных, гравитационных явлениях, о строении атома и величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  2. овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  4. воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  5. применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

^ Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для изучения физики в 9 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 2 часов.

^ Основное содержание (70ч).
Законы взаимодействия и движения (27ч).

Материальная точка. Система отсчета. Относительность движения. Перемещение. Путь. Траектория. Прямолинейное равномерное движение. Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость и ускорение при равноускоренном движении. Инерциальные системы отсчета. I закон Ньютона. Сила. II закон Ньютона. III закон Ньютона. Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вверх, брошенного под углом к поверхности. Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения. Гравитационная постоянная. Искусственные спутники Земли. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Демонстрации

Движение шарика по наклонному желобу.

Взаимодействие тележек.

Падение тел в воздухе и в вакууме.

Свободное падение тел.

Закон сохранения импульса.

Лабораторные работы

Измерение ускорения свободного падения.
^ Механические колебания и волны. Звук (11ч).

Характеристики колебательных движений. Превращения энергии при колебательных движениях. Затухающие колебания. Резонанс. Два вида волн: поперечные, продольные. Характеристики волнового процесса. Источники звука. Высота. Тембр. Громкость. Распространение звука. Скорость звука. Отражение звука. Эхо.

Демонстрации

Пружинный и нитяной маятники.

Волны в демонстрационной ванне.

Источники звука.

Камертон.

Музыкальные инструменты.

Распространение звука в вакууме.

Лабораторные работы

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.

Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.

^ Электромагнитное поле (14).

Магнитное поле. Графическое изображение магнитного поля. Направление тока и направление линий его магнитного. Сила Ампера. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Переменный ток. Электромагнитные волны. Электромагнитное поле. Определение электромагнитной волны. Электромагнитная природа света. Интерференция света.

Демонстрации

Опыт Эрстеда.

Магнитное поле тока.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Устройство электродвигателя.

Лабораторные работы

Изучение явления электромагнитной индукции.
^ Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (16).

Опыты Резерфорда. Радиоактивность. Радиоактивные превращения ядер. Экспериментальные методы исследования частиц. Строение атомного ядра. Правило смещения. Ядерные силы. Ядерные реакции. Энергия связи. Дефект масс. Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Ядерный реактор. Атомная энергетика. Биологическое действие радиации. Термоядерные реакции.

Демонстрации

Фотографии треков заряженных частиц.

Лабораторные работы

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

Резерв свободного учебного времени (2час).
^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ
В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

  1. смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  1. смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

  1. смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  1. описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

  1. использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  1. представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  1. выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  1. приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

  1. решать задачи на применение изученных физических законов;

  1. осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

  1. контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  1. рационального применения простых механизмов;

  1. оценки безопасности радиационного фона.


^ Тематическое планирование курса физики 9 класса

2часа в неделю

Учебник А. В. Пёрышкин

Дата

№ урока

Тема

Тип урока

Домашнее задание

^ Раздел I. Законы взаимодействия и движения тел (27ч).

Тема1.Прямолинейное равномерное движение (4часа).

03.09

1\1

Механика. Механическое движение.

Урок изучения новых знаний

§1,2.

05.09

2\2

Перемещение. Путь. Траектория.

Урок изучения новых знаний

§2,3.

10.09

3\3

Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Графическое представление движения.

Комбинированный урок

§ 4

12.09

4\4

Графическое представление движения.

Комбинированный урок

§4.

Тема2.Прямолинейное равноускоренное движение (9часов).

17.09

1\5

Прямолинейное равноускоренное движение.

Урок изучения новых знаний

§5,6

19.09

2\6

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

Урок изучения новых знаний

§7,8.

24.09

3\7

Прямолинейное равноускоренное движение.

Комбинированный урок

§6,7,8

26.09

4\8

Прямолинейное равноускоренное движение.

Урок применения знаний

§6,7,8

01.10

5\9

Прямолинейное равноускоренное движение.

Урок применения знаний

§6,7,8

03.10

6\10

Относительность механического движения.

Комбинированный урок

§9

08.10

7\11

Оценка погрешности измерений.

Урок изучения новых знаний

Подготовиться к Л\р.

10.10

8\12

Лабораторная работа 1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении».

Урок практикум

Повторить§1-9

15.10

9\13

Контрольная работа по теме «Основы кинематики».Свободное падение тел и движение тела, брошенного вверх.

Урок контроля

Повторить§1-9




^ Тема3.Законы динамики (16часов).




17.10

1\14

I закон Ньютона..

Урок изучения новых знаний

§10

22.10

2\15

II закон Ньютона.

Комбинированный урок

§11

24.10

3\16

III закон Ньютона.

Комбинированный урок

§12

29.10

4\17

Три закона Ньютона.

Урок применения знаний

§10,11,12

31.10

5\18

Свободное падение тел и движение тела, брошенного вертикально вверх.

Комбинированный урок

§13,14

12.11

6\19

Решение задач на свободное падение.

Урок применения знаний

§13,14

14.11

7\20

Закон всемирного тяготения.

Комбинированный урок

§15

19.11

8\21

Сила тяжести и ускорение свободного падения.

Комбинированный урок

§16,17

21.11

9\22

Равномерное движение по окружности.

Комбинированный урок

§18,19

26.11

10\23

Решение задач на движение по окружности.

Урок применения знаний

§18,19.

28.11

11\24

Движение искусственных спутников.

Комбинированный урок

§20

03.12

12\25

Импульс. Закон сохранения импульса.

Комбинированный урок

§21,22

05.12

13\26

Реактивное движение.

Комбинированный урок

§22,23

10.12

14\27

Закон сохранения энергии.

Комбинированный урок




12.12

15\28

Механическое движение.

Урок применения знаний

Повторить§10-23 .Упр.

17.12

16\29

Контрольная работа по теме « Законы динамики».

Урок контроля

Повторить§10-23

^ Механические колебания и волны. Звук (11ч).

19.12

1\30

Свободные и вынужденные колебания.

Урок изучения новых знаний

§24,25

24.12

2\31

Величины, характеризующие колебательное движение.

Комбинированный урок

§26,27

26.12

3\32

Лабораторная работа 2 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины».

Урок практикум

§26,27

14.01

4\33

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания.

Комбинированный урок

§28,29

16.01

5\34

Распространение колебаний в упругой среде. Волны.

Комбинированный урок

§31,32,33

21.01

6\35

Волны в среде.

Комбинированный урок

§33

23.01

7\36

Звуковые волны.

Комбинированный урок

§34

28.01

8\37

Источники звука. Высота, тембр, громкость звука.

Комбинированный урок

§35,36

30.01

9\38

Распространение звука. Скорость звука.

Комбинированный урок

§37,38

04.02

10\39

Отражение звука. Эхо.

Комбинированный урок

§39,40

06.02

11\40

Контрольная работа по теме «Механические колебания и волны».

Урок контроля

Повторить§30-40

^ Электромагнитное поле (14ч).

11.02

1\41

Магнитное поле и его графическое изображение.

Урок изучения новых знаний

§43,44

13.02

2\42

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

Урок изучения новых знаний

§45

18.02

3\43

Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера.

Комбинированный урок

§46

20.02

4\44

Индукция магнитного поля.

Комбинированный урок

§47

25.02

5\45

Решение задач.

Урок применения знаний

§47

27.02

6\46

Магнитный поток.

Урок изучения новых знаний

§48.

04.03

7\47

Явление электромагнитной индукции.

Урок изучения новых знаний

§49

06.03

8\48

Лабораторная работа 3 «Изучение явления электромагнитной индукции».

Урок практикум

§49

11.03

9\49

Получение переменного электрического тока.

Комбинированный урок

§50

13.03

10\50

Электромагнитное поле.

Комбинированный урок

§51

18.03

11\51

Электромагнитные волны.

Комбинированный урок

§51

20.03

12\52

Шкала электромагнитных волн.

Комбинированный урок

§52

01.04

13\53

Электромагнитная природа света.

Комбинированный урок

§54

03.04

14\54

Контрольная работа по теме «Электромагнитная индукция».

Урок контроля

Повторить§43-54

^ Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (16ч).

08.04

1\55

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома.

Урок изучения новых знаний

§55

10.04

2\56

Модели атома. Схема опыт Резерфорда.

Урок изучения новых знаний

§56

15.04

3\57

Радиоактивные превращения атомных ядер.

Комбинированный урок

§57,61,63

17.04

4\58

Экспериментальные методы исследования частиц.

Комбинированный урок

§58

22.04

5\59

Открытие протона и нейтрона.

Комбинированный урок

§61,64

24.04

6\60

Состав атомного ядра. Ядерные силы.

Комбинированный урок

§61,64

29.04

7\61

Энергия связи. Дефект масс.

Комбинированный урок

§65

30.04

8\62

Решение задач. Правило смещения.

Урок применения знаний

§65

06.05

9\63

Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции.

Комбинированный урок

§66,67

08.05

10\64

Ядерный реактор. Лабораторная работа 4 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков».

Комбинированный урок

§66,67

13.05

11\65

Термоядерные реакции

Комбинированный урок

§72

15.05

12\66

Атомная энергетика.

Комбинированный урок

§69

20.05

13\67

. Биологическое действие радиации

Комбинированный урок

§70.

22.05

14\68

Обобщающее повторение по теме «Ядерная физика».

Комбинированный урок

§70

27.05

15\69

Контрольная работа по теме «Ядерная физика».

Комбинированный урок

.

28.05

16\70

Обобщающий урок-игра

Урок контроля

.



Учебно-методическое обеспечение
1.Перышкин А.В. Физика. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений.-2-е изд.-М.: Дрофа,2004.

2.Сборник задач по физике. 7-9 кл.\ Составитель В.И.Лукашик.-7-еизд.-М.: Просвещение,2003.

3. Сборник задач по физике. 7-9 кл.\ Составитель А.В.Перышкин, Н.В. Филонович.-М.: Экзамен,2003.

4.Мультимедийное учебное пособие. Физика. Основная школа. 7-9классы.-ЗАО «Просвещение-Медиа», 2005

5. Мультимедийное учебное пособие. Открытая физика. Под редакцией профессора МФТИ С.М. Козела .ООО »Физикон», 2005.

6.Электронные уроки и тесты. Физика в школе. ЗАО «Просвещение-Медиа», 2005.

7.Видиоэнциклопедия для народного образования. ООО «Видиостудия « Кварт».

Похожие:

Программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников. iconРабочая программа по физике включает: пояснительную записку; основное...
Усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее...
Программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников. iconРабочая программа разработана в целях конкретизации содержания, соответствующего...
Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные...
Программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников. iconПрограмма по математике для 10-11 классов
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ моин РФ от 05. 03. 2004г...
Программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников. iconРабочая программа по литературе в 5-9 классах включает следующие...
Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижения школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками...
Программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников. iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Моу «Средняя общеобразовательная школа р п. Пинеровка Балашовского района Саратовской области»
Программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников. iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Примерной программы общего образования по литературе (утверждена приказом Минобразования России от 09. 03. 04 №1312)
Программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников. iconПрограмма по технологии для базового уровня составлена на основе...
Етизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую...
Программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников. iconРабочая программа по музыке для V класса составлены на основе федерального...
Рабочая программа включает семь разделов: пояснительную записку; содержание дисциплины, тематическое планирование; календарно тематический...
Программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников. iconРабочая программа по алгебре составлена на основе Федерального компонента...
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения...
Программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников. iconПримерная программа по учебному предмету «Природа и экология Красноярского...
Нкретизирует содержание тем по учебному предмету, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница