Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов




НазваниеРабочая программа по учебному предмету «Русский язык» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов
страница1/8
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
Содержание
Пояснительная записка
Обоснование выбора программы по русскому языку………………………………………………2
Общая характеристика учебного предмета "Русский язык" ……………………………………..2-5
Содержание работы над разделами "Предложение", "Текст"……………………………………..5-7
Содержание работы над разделом "Слово"………………………………………………………....7-10
Основные направления работы по развитию речи………………………………………………..10-11
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета "Русский язык"………….11-12
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

«Русский язык»…………………………………………………………………………………….. 12-17
Планируемые результаты освоения учебной программы по русскому языку

выпускника начальной школы ……………………………………………………………………..17-21
Таблица предметных требований к умениям обучающихся по русскому языку

(1–4-й классы)………………………………………………………………………………………..21-25
Содержание учебного материала по учебному предмету "Русский язык"………………………25-30
Примерное тематическое планирование программы 1 класса

с определением основных видов образовательной деятельности обучающихся………………31-37
Примерное тематическое планирование программы 2 класса

с определением основных видов образовательной деятельности обучающихся ……………...37-44
Примерное тематическое планирование программы 3 класса

с определением основных видов образовательной деятельности обучающихся ……………..44-53
Примерное тематическое планирование программы 4 класса

с определением основных видов образовательной деятельности обучающихся………………53-60
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса…………………………...60-62
^ Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» ориентирована на обучающихся

1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 с изменениями от 26.11.2010, регистрационный № 19707 от 04.02.2011; от 22.09.2011 № 2357, регистрационный № 22540 от 12.12.2011) .

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (сост. Е.С. Савинов – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2013. Стандарты второго поколения).

  3. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. Начальная школа. Дошкольное образование (Под науч. Ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011)


^ Обоснование выбора программы по русскому языку


  1. Разработка рабочей учебной программы на основе Концепции стандарта второго поколения позволяет учитывать межпредметные и внутрипредметные связи, логику учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.

  2. В основе построения курса русского языка авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой лежит идея гуманизации образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности, а в основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход.


^ Место учебного предмета "Русский язык" в учебном плане
Согласно базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ всего на изучение предмета в начальной школе выделяется 675 часов, из них в 1 классе 165 часов (5 часов в неделю, 33 учебных недель), во 2-4 классах по 170 часов (5 часов в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 5» учебный предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 классы по 5 часов в неделю. Курс обучения грамоте составляет 225 часов (25 недель по 9 часов в неделю). Часы (9 часов), отводимые на курс «Обучение грамоте» разделены следующим образом: 5 часов в неделю – на письмо (формирование навыка письма), 4 часа в неделю – на чтение (формирование навыка чтения). Объем учебного времени на изучение русского языка в 1 классе составляет 40 часов. Объем учебного времени на обучение грамоте (формирование навыка письма) составляет 125 часов.

Общий объём учебного времени на изучение русского языка составляет 675 часов (5 часов в неделю, 170 часов в год).
^ Общая характеристика учебного предмета "Русский язык"
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

^ Предмет русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

2) формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение учебного предмета «Русский язык» на начальном уровне образования состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно

– формирование у обучающихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке(познавательная цель);

– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:


  • развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

  • осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через языки созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

  • формирование у детей чувства языка;

  • воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

  • сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.


В период обучения грамоте обучающиеся проходят пропедевтический курс русского языка по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики».
Обучение грамоте – составная часть непрерывного авторского курса русского языка и развития речи для дошкольников, начальной и основной школы. Это означает, что в курсе обучения грамоте выделяются определенные направления развития детей в рамках предмета «Русский язык», которые реализуются на доступном для детей уровне:

- овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности); развитие умений слушания и говорения;

- расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей; овладение грамматическим строем речи;

- овладение орфографией и пунктуацией; развитие графической и пунктуационной зоркости;

- овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;

- приобретение и систематизация знаний о русском языке;

- раскрытие для детей красоты и богатства русского языка, его связи с русской культурой; воспитание средствами русского языка;

- формирование у детей чувства языка.

^ Цель курса обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Достижение цели и основных линий предмета осуществляется в рамках сквозных тем «Слово», «Предложение», «Текст».

Слово рассматривается с четырех точек зрения:

1) звуковой состав и обозначение звуков буквами;

2) состав слова (корень, приставка, суффикс); образование слов (образование имен существительных с помощью суффиксов, глаголов – с помощью приставок);

3) грамматическое значение (на какой вопрос отвечает слово);

4) лексическое значение ( что обозначает слово, с какими словами сочетается в речи; слова, близкие по смыслу).

Из области фонетики обучающиеся знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными, согласными звуками звонкими и глухими, твердыми и мягкими, с ударением, ударными и безударными гласными, с делением слова на слоги, с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, ю, я, и, ь, наблюдают над случаями несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу, безударные гласные). Дети учатся произносить и слушать звучащее слово, делать слого - звуковой и звуко-буквенный анализ.

В период обучения грамоте закладываются основы для развития орфографической зоркости.

Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом обучающиеся осознают, что в слове выделяются части, вводятся понятия «корень», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», графическое обозначение этих частей слова.

В ходе лексической работы обучающиеся наблюдают над тем, что слова называют предметы, их признаки, действия людей, животных и предметов, осознают, что каждое слово имеет значение и значений у одного слова может быть несколько, ведется наблюдение над сочетаемостью слов, над особенностями словоупотребления.

Из области морфологии обучающиеся получают представление о существительном, прилагательном, глаголе, личных местоимениях (без введения понятий), о предлогах, учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.

Вводятся такие синтаксические понятия как «предложение», «текст». Обучающиеся учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией

Знакомясь с предложением, обучающиеся усваивают признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу); учатся произносить и читать предложения с разной интонацией, правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложение на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать пробелы между словами, ставить в конце предложения точку, восклицательный и вопросительный знак); конструировать предложения из слов, рисовать схему предложения.

Обучающимся дается понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; у текста есть заглавие, по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, вдумываться в смысл заглавия, соотносить заглавие с содержанием и основной мыслью текста, самостоятельно озаглавливать текст и его части.
Учебник «Букварь», прописи «Мои волшебные пальчики» дают большие возможности для грамматической и орфографической пропедевтики.

Фонетика:

- звуки речи в сопоставлении с буквами;

- звуки гласные и согласные;

- гласные звуки ударные и безударные;

- слог; слогообразующая роль гласных звуков;

- ударение; ударный и безударный слог;

- согласные звуки звонкие и глухие;

- согласные звуки твердые и мягкие;

- обозначение мягкости согласных звуков на письме;

- ь и ъ разделительные;

- наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу).

Лексика:

- лексическое значение слова (что обозначает слово);

- слова, у которых несколько значений;

- наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, работа над правильным словоупотреблением.

Словообразование:

- корень слова;

- однокоренные слова;

- приставка;

- суффикс;

- графическое обозначение частей слова.

Морфология:

Предварительное знакомство с частями речи без введения понятий:

- слово; слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?;

- слова, которые отвечают на вопросы какой?, что делает?, как? (как делает?);

- местоимения он, она, оно, они;

- слова в единственном и множественном числе (один предмет – много предметов);

- предлоги, различие предлогов и приставок.

^ Синтаксис и пунктуация:

- понятие о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение – законченная мысль);

- интонация повествовательная, вопросительная, восклицательная и её коммуникативная значимость;

- точка, восклицательный знак, вопросительный знак и многоточие в конце предложения;

- практическое знакомство с обращением;

- общее понятие о тексте.

Орфография:

- заглавная буква в начале предложения, в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;

- начало формирования орфографической зоркости.

Курс "Обучение грамоте" обеспечивает усвоение обучающимися понятий, характерных для предмета русского языка.

В предмете русского языка реализуются следующие сквозные линии развития обучающихся средствами предмета.
Линии, общие с предметом литературного чтения:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа

текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для предмета «Русский язык»:

4) приобретение и систематизация знаний о языке;

5) овладение орфографией и пунктуацией;

6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

7) развитие чувства языка.


^ Содержание работы над разделами «Предложение» и «Текст»
В предмете русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности обучающихся является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».
^ В 1-м классе, после завершения курса обучения грамоте, обучающиеся повторяют и систематизируют знания о предложении и тексте, оформлении предложения на письме.
^ Во 2-м классе обучающиеся закрепляют признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать 1-е слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие);читать и произносить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов.

Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Обучающиеся учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идёт формирование у обучающихся типа правильной читательской деятельности по той же технологии, что и на уроках литературного чтения: обучающиеся учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков – навыка осознанного чтения.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов iconРабочая программа по учебному предмету Иностранный язык (английскому)...
Рабочая программа по учебному предмету Иностранный язык (английскому) ориентирована на учащихся 5-9 классов и реализуется на основе...
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов iconРабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» ориентирована...
Содержание учебного материала по учебному предмету «Окружающий мир»
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов iconРабочая программа по учебному предмету «Риторика» ориентирована на...
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Риторика»
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов iconРабочая программа по учебному предмету «Коми язык» ориентирована...
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Коми язык»
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» ориентирована...
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Литературное чтение»
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов iconРабочая программа по математике составлена на основе федерального...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10-11 классов и реализуется на основе следующих документов
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов iconРабочая программа по математике составлена на основе федерального...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10-11 классов и реализуется на основе следующих документов
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов iconРабочая программа по математике составлена на основе федерального...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10-11 классов и реализуется на основе следующих документов
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов iconРабочая программа по математике составлена на основе федерального...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10-11 классов и реализуется на основе следующих документов
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов iconРабочая программа по математике составлена на основе федерального...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 классов и реализуется на основе следующих документов
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница