Пояснительная записка. Рабочая учебная программа по информатике и икт ориентирована на обучающихся 10 11 классов социально-экономического профиля и реализуется на основе следующих документов




НазваниеПояснительная записка. Рабочая учебная программа по информатике и икт ориентирована на обучающихся 10 11 классов социально-экономического профиля и реализуется на основе следующих документов
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипПояснительная записка
Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ ориентирована на обучающихся 10 - 11 классов социально-экономического профиля и реализуется на основе следующих документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089).

  2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) (Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. № 03-1263).

  3. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 09.03.2004 г. №1312).

  4. Программа курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) 10-11 классы автора Н. Д. Угриновича.

  5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на текущий учебный год.

  6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

^ Цели изучения курса:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Задачи курса:

  • сформировать у обучающихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования;

  • подготовить обучающихся к жизни в информационном обществе.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов обучающихся; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо обучающимся, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Информатика и информационные технологии – предмет, непосредственно востребуемый во всех видах профессиональной деятельности и различных траекториях продолжения обучения.

Основными содержательными линиями в изучении данного предмета являются:

  • информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) как средства их автоматизации;

  • математическое и компьютерное моделирование;

  • основы информационного управления.

При раскрытии содержания линии «Информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) как средства их автоматизации» обучающиеся осваивают базовые понятия информатики; продолжается развитие системного и алгоритмического мышления обучающихся в ходе решения задач из различных предметных областей.

Освоение содержательной линии «Математическое и компьютерное моделирование» направлено на формирование умений описывать и строить модели управления систем различной природы (физических, технических и др.), использовать модели и моделирующие программы в области естествознания, обществознания, математики и т.д.

При изучении основ информационного управления осуществляется: развитие представлений о цели, характере и роли управления, об общих закономерностях управления в системах различной природы; формирование умений и навыков собирать и использовать информацию с целью управления физическими и техническими системами с помощью автоматических систем управления.

Изучение данного предмета содействует дальнейшему развитию таких умений, как: критический анализ информации, поиск информации в различных источниках, представление своих мыслей и взглядов, моделирование, прогнозирование, организация собственной и коллективной деятельности.

Программой предполагается проведение практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Задача практических работ – познакомить обучающихся с основными видами широко используемых средств ИКТ, как аппаратных, так и программных. Также программой предполагается проведение практических работ обучающего характера. Они включены в содержание комбинированных уроков, на которых теория закрепляется выполнением практической работы, которая носит обучающий характер.

Программа курса рассчитана на 68 учебных часов:

10 класс – 34 часа (1 час в неделю);

11 класс – 34 часа (1 час в неделю).

Согласно календарному учебному графику МБОУ «СОШ № 5» продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели. В связи с этим содержание типовой (примерной) учебной программы по учебному предмету «Информатика и ИКТ» сокращена на 1 час. Содержательное наполнение типовой (примерной) учебной программы сохранено за счет резервных часов.

^ Основной организационной формой обучения является урок. Дополнительные организационные формы обучения (домашняя работа, дополнительное занятие) проводятся с отдельными обучающимися или группой с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету.

^ Используемые методы обучения:

  • словесные методы: инструктаж, изложение материала учителем, беседа, дискуссия, работа с учебником;

  • наглядные методы: показ динамических моделей, 3D-моделей, символьных объектов, деловой графики, мультимедийных информационных объектов, схем, устройств, демонстрация видеофильмов;

  • практические методы: выполнение упражнений за компьютером, практические работы, решение задач, компьютерное моделирование, интерактивное взаимодействие, работа с тренажерами, компьютерное тестирование.

^ Средства обучения:

для учителя – учебные и наглядные пособия на CD и DVD носителях, компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, сканер, принтер, цифровой фотоаппарат, графический планшет, web-сайты, локальная сеть, сеть Интернет;

для обучающихся - учебник, тетрадь, компьютер, интерактивная доска, сканер, принтер, цифровой фотоаппарат, графический планшет, web-сайты, локальная сеть, сеть Интернет.

^ Используемые технологии обучения: информационно-коммуникационные технологии и технология личностно ориентированного обучения.

Используемые виды контроля: текущий, тематический и итоговый.

^ Используемые формы контроля: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Используемые методы контроля:

  • устный контроль индивидуальный и фронтальный;

  • письменный контроль фронтальный (письменная контрольная работа, самостоятельная работа);

  • практический контроль: практические работы на компьютере продолжительностью 20-25 минут (направлены на отработку отдельных технологических приемов или на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для обучающихся).

В качестве итогового контроля обучающиеся могут по выбору сдавать в 11 классе экзамен.

При обучении используется учебно-методический комплект по информатике и ИКТ под редакцией Угриновича Н.Д., в состав которого входят: учебники для старшей школы «Информатика и ИКТ-10. Базовый уровень» и «Информатика и ИКТ-11. Базовый уровень», методическое пособие «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе».

^ Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Аппаратные средства: мультимедийные компьютеры, телекоммуникационный блок (устройства, обеспечивающие подключение к сети), мультимедийный проектор, принтер, графический планшет, колонки, наушники, сканер, цифровой фотоаппарат, интерактивная доска.

^ Программные средства: операционная система Windows, файловый менеджер Total Commander, антивирусная программа Касперского, программа-архиватор WinRar, клавиатурный тренажер Daby Type, полный пакет офисных приложений Microsoft Office, растровый графический редактор Paint, векторный графический редактор StarOffice Draw, звуковой редактор, СУБД Access, системы программирования QBasic, VBasic, мультимедийный проигрыватель, почтовый клиент Outlook Express, браузер Internet Explorer, программа-переводчик ABBYY Lingvo 12, система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0, система векторной графики CorelDraw, система растровой графики Adobe Photoshop.
^ Тематический план




Наименование разделов, тем

Кол-во часов

В том числе на:

практические работы

самостоятель-ные работы

контрольные работы


10 класс

1

Введение. Информация и информационные процессы.

2

-

-

-

2

Информационные технологии.

15

15

-

-

3

Коммуникационные технологии.

17

11

-

1

^ Итого 10 класс:

34

26

-

1

11 класс

1

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.

11

11

-

-

2

Моделирование и формализация.

8

7

-

-

3

Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД).

8

6

-

-

4

Информационное общество.

3

-

1

-

5

Повторение, подготовка к ЕГЭ.

4

-

-

1

^ Итого 11 класс:

34

24

1

1

Всего:

68

50

1

2

Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса

На конец учебного года учащиеся 10 класса должны

Знать/понимать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий.

уметь:

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании.


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.



Требования к уровню подготовки обучающихся 11 класса

На конец учебного года учащиеся 11 класса должны

Знать/понимать:

  • назначение и функции операционных систем;

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

  • что такое база данных;

  • основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;

  • определение и назначение СУБД;

  • основы организации многотабличной БД;

  • этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД.

  • в чем состоят основные черты информационного общества;

  • основные законодательные акты в информационной сфере;

  • суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.


уметь:

  • соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности;

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

  • использовать готовые информационные модели;

  • оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера;

  • соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

  • осуществлять поиск информации в базах данных.


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.



^ Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

  • глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям),

  • осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную
    информацию),

  • полнота (соответствие объему программы).

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные). Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа. Несущественные ошибки определяются недостаточной полнотой ответа. К ним можно отнести описки, опечатки, допущенные по невнимательности, некачественное оформление (кроме практических работ по технологиям).

Результаты обучения проверяются в процессе устных ответов учащихся, при выполнении ими контрольных и практических работ на компьютере.
^ Устный ответ

Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренной программой;

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;

  • показал умение самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами;

  • уверенно и безошибочно применял полученные знания в решении проблем на творческом уровне;

  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если:

он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после некоторых наводящих вопросов учителя;

  • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.


^ Письменная контрольная работа

Контрольная работа рассчитана на 45 минут. Применяется в качестве обобщающего контроля по разделу. Состоит из теоретической и практической части. В нее включены задачи и задания с применением компьютерных технологий.

Отметка «5» ставится, если:

  • работа выполнена полностью;

  • в решении нет ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но в ней допущено не более одной негрубой ошибки и одного недочета или не более двух недочетов;

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.


^ Письменная контрольная работа (тест)

Отметка “5” ставится, если учащийся верно выполнил более 80% заданий.

Отметка “4” ставится, если верно выполнено 66 – 80 % заданий.

Отметка “3” ставится, если верно выполнено 50 – 65 % заданий.

^ Отметка “2” ставится, если выполнено менее 50% заданий.
Самостоятельная работа

Самостоятельная работа рассчитана на 15-20 минут. Применяется в качестве дополнительного контроля по изучаемому разделу. Содержит несложные теоретические вопросы по изученному материалу. Служит заменой устному опросу.

^ Отметка “5” ставится, если ответ полный и правильный, возможна одна несущественная ошибка.

Отметка “4” ставится, если ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

^ Отметка “3” ставится, если работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка “2” ставится, если работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
^ Практическая работа

Практическая работа рассчитана на 20-25 минут. Предназначена для контроля умений и навыков обучающихся в овладении компьютерными технологиями. Работа состоит из одного или двух практических заданий по разделу.

Отметка «5» ставится, если информационная модель задачи построена правильно и полностью, в алгоритме решения нет ошибок, допускается по одной несущественной ошибке при построении информационной модели и при выводе результатов.

Отметка «4» ставится, если информационная модель задачи построена в основном правильно и полностью, возможно с одной существенной ошибкой, в алгоритме решения нет существенных ошибок, допускаются несущественные ошибки при построении информационной модели задачи и выводе результатов.

Отметка «3» ставится, если допущено по одной существенной ошибке при построении информационной модели задачи и в алгоритме ее решения.

Отметка «2» ставится, если допущено более двух существенных ошибок при построении информационной модели задачи и в алгоритме ее решения.

^ ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ


  1. Н. Д. Угринович «Информатика и ИКТ-10. Базовый уровень». Учебник для 10 класса, – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  2. Н. Д. Угринович «Информатика и ИКТ-10. Базовый уровень». Учебник для 11 класса, – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.



^ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Н. Д. Угринович «Информатика и ИКТ-10. Базовый уровень». Учебник для 10 класса, – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  2. Н. Д. Угринович «Информатика и ИКТ-10. Базовый уровень». Учебник для 11 класса, – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  3. Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова «Информатика и ИКТ: практикум». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  4. Тематическое планирование курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне / Угринович Н.Д.

URL:http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/files/utk10-11b.pdf (дата обращения: 12.05.2012).

  1. Таблицы соответствия содержания УМК Государственному образовательному стандарту 10-11 класс (базовый уровень).

URL:http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/files/ts10-11b.doc (дата обращения: 12.05.2012).

Похожие:

Пояснительная записка. Рабочая учебная программа по информатике и икт ориентирована на обучающихся 10 11 классов социально-экономического профиля и реализуется на основе следующих документов iconПояснительная записка. Рабочая учебная программа по информатике и...
...
Пояснительная записка. Рабочая учебная программа по информатике и икт ориентирована на обучающихся 10 11 классов социально-экономического профиля и реализуется на основе следующих документов iconПояснительная записка рабочая учебная программа по английскому языку...
...
Пояснительная записка. Рабочая учебная программа по информатике и икт ориентирована на обучающихся 10 11 классов социально-экономического профиля и реализуется на основе следующих документов iconПояснительная записка рабочая учебная программа по обществозанию...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) образования (Приказ мо РФ от 05. 03. 2004г....
Пояснительная записка. Рабочая учебная программа по информатике и икт ориентирована на обучающихся 10 11 классов социально-экономического профиля и реализуется на основе следующих документов iconПояснительная записка рабочая учебная программа по истории ориентирована...
...
Пояснительная записка. Рабочая учебная программа по информатике и икт ориентирована на обучающихся 10 11 классов социально-экономического профиля и реализуется на основе следующих документов iconРабочая учебная программа по физике ориентирована на учащихся 7 9...
Рабочая учебная программа по физике ориентирована на учащихся 7 – 9 классов и реализуется на основе следующих документов
Пояснительная записка. Рабочая учебная программа по информатике и икт ориентирована на обучающихся 10 11 классов социально-экономического профиля и реализуется на основе следующих документов iconПояснительная записка рабочая учебная программа по информатике и...
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (Приказ мо РФ от 05. 03. 2004 г. №1089)
Пояснительная записка. Рабочая учебная программа по информатике и икт ориентирована на обучающихся 10 11 классов социально-экономического профиля и реализуется на основе следующих документов iconПояснительная записка рабочая учебная программа по черчению ориентирована...
...
Пояснительная записка. Рабочая учебная программа по информатике и икт ориентирована на обучающихся 10 11 классов социально-экономического профиля и реализуется на основе следующих документов iconПояснительная записка. Рабочая учебная программа по информатике и...
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (Приказ мо РФ от 05. 03. 2004 г. №1089)
Пояснительная записка. Рабочая учебная программа по информатике и икт ориентирована на обучающихся 10 11 классов социально-экономического профиля и реализуется на основе следующих документов iconРабочая программа по Информатике и икт составлена на основе федерального...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 классов и реализуется на основе следующих документов
Пояснительная записка. Рабочая учебная программа по информатике и икт ориентирована на обучающихся 10 11 классов социально-экономического профиля и реализуется на основе следующих документов iconРабочая программа по Информатике и икт составлена на основе федерального...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 классов и реализуется на основе следующих документов
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница