Учебник предназначен для изучения курса «Информатика и икт»




НазваниеУчебник предназначен для изучения курса «Информатика и икт»
страница1/19
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУчебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
УДК 004.9 ББК 32.97

У27

Угринович . Д.

у27 Информатика и ИКТ : учебник для 7 класса / Н. Д. Угринович. — 2-е изд. — М. : БИНОМ. Лаборато­рия знаний, 2010. — 173 с. : ил.

ISBN 978-5-9963-0327-4

Учебник предназначен для изучения курса «Информатика и ИКТ» в 7 классе. Большое внимание уделяется формированию у учащихся прак­тических умений и навьжов в области информационньк технологий.

УДК 004.9 ББК 32.97

По вопросам приобретения обращаться:

(499) 157-6272, e-mail: binom@Lbz.ru http://www.Lbz.ru

ISBN 978-5-9963-0327-4 © БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

Оглавление

Рекомендации по использованию учебника 7

Глава 1. Компьютер и программное обеспечение Л.. 9

  1. История развития вычислительной техники .9

  2. Устройство компьютера 15

1.2.1. Центральное устройство компьютера —

процессор. 15

  1. Устройства ввода информации 16

  2. Устройства вывода информации 21

  3. Оперативная и долговременная память. 24

  4. Типы персональных компьютеров. 27




  1. Данные и программы 30

  2. 2. и Файловая система , ..............34




  1. Файл :ГГЯ '

  2. Файловая система 34

  3. Архивация файлов и дефрагментация дисков 37

1.5. Программное обеспечение компьютера 38

  1. Системное программное обеспечение. 39

  2. Прикладное программное обеспечение. 44

  3. Лицензионные, условно бесплатные и свободно
    распространяемые программы ; . . 47

1.6. Графический интерфейс операционных систем

и приложений 49

  1. Представление файловой системы с помощью
    графического интерфейса . ..49

  1. Рабочий стол операционной системы 50

Оглавление

  1. Окна. .". . .7 52

  2. Диалоговые панели 55

  3. Контекстные меню объектов. 58

1.7. Компьютерные вирусы и антивирусные программы .... 59

^ Глава 2. Технология обработки графической

информации 63

  1. Растровая и векторная графика 63

  2. 2. и Векторные графические редакторы 67




  1. Растровые графические редакторы .66

  2. Векторные графические редакторы .67

  3. Сохранение графических файлов в различных
    форматах .70

2.3. Интерфейс графических редакторов 71

  1. Область рисования , Ц . 7 1

  2. Инструменты рисования и графические
    примитивы *•'•'; Л : 72

  3. Редактирование рисунка 75

  4. Палитра цветов 78

  5. Текстовые инструменты Р. 80

  6. Геометрические преобразования 81

2.4. Системы компьютерного черчения .82

  1. Система компьютерного черчения КОМПАС. 82

  2. Построение основных чертежных объектов 84

2.5. Компьютерные презентации 85

  1. Мультимедийные интерактивные презентации ... .85

  2. Дизайн презентации и макеты слайдов. 88

  3. Использование анимации и звука в презентации .... 91

  4. Демонстрация презентации 94

Компьютерный практикум .98

Практическая работа № 1

Тренировка ввода текстовой и числовой информации

с помощью клавиатуры 93

^ Практическая работа № 2

Работа с файлами с использованием файлового

менеджера ,,»...,у». . • • * • ЮЗ

4 Оглавление

Практическая работа № 4

Форматирование, проверкаи дефрагментация дискеты ... 106

^ Практическая работа № 4

Определение разрешающей способности экрана монитора

и мыши 109

Практическая работа № 5

Получение информации о загрузке процессора

и занятости оперативной памяти ПО

^ Практическая работа № 7

Знакомство с графическим интерфейсом Windows. . . . i . 111 Практическая работа № 8

Защита от вирусов: обнаружение и лечение. 116

^ Практическая работа № 8

Редактирование изображений в растровом

редакторе Paint 120

Практическая работа № 9

• Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном
в текстовый редактор Word 122

^ Практическая работа № 10

Сохранение изображения в различных графических

форматах с помощью растрового редактора

StarOffice Image 126

Практическая работа № 11

Рисование трехмерных объектов в векторном

редакторе StarOffice Draw. 129

^ Практическая работа №13

Рисование в векторном редакторе StarOffice Draw. 131

Практическая работа № 13

Ввод дополнительных цветов в палитру и замена

цветов в растровых изображениях 135

^ Практическая работа № 14

Черчение графических примитивов в системе

компьютерного черчения КОМПАС. 138

Практическая работа № 15

Выполнение геометрических построений в системе

компьютерного черчения КОМПАС. 140

^ Практическая работа № 16

Создание анимации, встроенной в презентацию. 149

оявлении

Практическая работа №17

Создание мультимедийных эффектов при появлении
объектов на слайдах 151

^ Практическая работа № 18

Разработка мультимедийной интерактивной презентации
«Устройство компьютера». 153

Практическая работа № 19

Разработка презентации «История развития ВТ»

с помощью автопилота 160

Ответы на тестовые задания 169

Словарь компьютерных терминов. 170

^ Рекомендации по использованию учебника

1. Учебник «Информатика-7» входит в состав учебно-мето­
дического и программного комплекса, который обеспе­
чивает преподавание курса «Информатика и ИКТ» на
основе образовательного стандарта и содержит:

  • учебники по основному курсу информатики: Бо­
    сова .Д. «Информатика-7» , «Информатика-8»и

  • учебники по основному курсу информатики: Угринович
    Н.Д. «Информатика-7», «Информатика-8» и «Информа-
    тика-9»;

  • учебники по базовому и профильному курсам: Угринович
    Н.Д. «Информатика и ИКТ-10. Базовый уровень», «Ин­
    форматика и ИКТ-11. Базовый уровень», «Информатика
    и ИКТ-10. Профильный уровень», «Информатика и
    ИКТ-11. Профильный уровень»;

  • учебное пособие по базовому и профильному курсам:
    Угринович Н.Д. «Практикум по информатике и информа­
    ционным технологиям»;

  • учебное пособие по элективному курсу: Угринович Н.Д.
    «Исследование информационным моделей»;

  • методическое пособие для учителей: Угринович Н.Д. «Пре­
    подавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и
    старшей школе».




  1. Компьютерный практикум в учебнике ориентирован на
    работу в среде операционной системы Windows.

  2. В учебнике используются ссылки на внешние источники
    информации (учебники и CD-ROM) и на параграфы и
    пункты самого учебника.

  3. В тексте пособия приняты следующие обозначения и
    шрифтовые выделения:




  • шрифтом Arial выделены имена программ, файлов, папок
    и дисков.

  • курсивом выделены названия диалоговых панелей, пунк­
    тов меню и управляющих элементов (текстовых полей,
    кнопок и пр.) графического интерфейса операционной систе­
    мы Windows и ее приложений.

  • полужирным шрифтом выделены в тексте важные терми­
    ны и понятия.

  • подчеркиванием выделены термины, краткое объяснение
    которых содержится в Словаре компьютерных терминов.

3 Рекомендации по использованию учебника

5. Важная информация выделена в тексте восклицатель­ным знаком:




Важная информация

  1. Абзацы, содержащие дополнительную интересную ин­
    формацию, помечены значком АА .

  2. Начало выполнения практических заданий обозначается
    значком Л.

  3. Дополнительные материалы и интерактивные тесты для
    проверки усвоения материала находятся в Интернете по
    адресу: http://iit.metodist.rn

Глава 1

Компьютер и программное обеспечение

^ 1.1. История развития вычислительной техники

Вычисления в доэлектронную эпоху. Потребность счета предметов у человека возникла еще в доисторические време­на. Древнейший метод счета предметов заключался в сопо­ставлении предметов некоторой группы (например, живот­ных) с предметами другой группы, играющей роль счетного эталона. У большинства народов первым таким эталоном были пальцы (счет на пальцах).



Расширяющиеся потребности счета заставили людей использовать другие счетные эталоны (зарубки на палочке, узлы на веревке и так далее — рис. 1.1).

Каждый школьник хорошо знаком со счетными палочками, которые испо­льзовались в качестве счетного эталона в первом классе.

Рис. 1.1. Первые счетные эталоны

В древнем мире при счете больших количеств предметов для обозначения определенного их количества (у боль­шинства народов — десяти) стали при­менять новый знак, например зарубку на другой палочке. Первым вычисли­тельным устройством, в котором стал использоваться этот метод, был абак.

О

Древнегреческий абак представлял собой посыпанную морским песком дощечку. На песке проводились бо­роздки, на которых камешками обозначались числа. Одна бороздка соответствовала единицам, другая — десяткам и так далее. Бели в какой-то бороздке при счете набиралось более 10 камешков, их снимали и до-

10







Рис. 1.2. Древ­неримский абак


Рис. 1.3.

Счеты

бавляли один камешек в следующем разряде. Римляне усовершенствовали абак, перейдя от песка и камешков к мраморным доскам с выточенными желобками и мраморными шариками (рис. 1.2).

По мере усложнения хозяйственной дея­тельности и социальных отношений (денеж­ных расчетов, задач измерений расстояний, времени, площадей и так далее) возникла по­требность в арифметических вычислениях. Для выполнения простейших арифметиче­ских операций (сложение и вычитание) ста­ли использовать абак, а по прошествии ве­ков — счеты (рис. 1.3).



Рис. 1.4. Арифмометр середины XX века

Развитие науки и техники тре­бовало проведения все более слож­ных математических расчетов, и в XIX веке были изобретены механи­ческие счетные машины — ариф­мометры (рис. 1.4). Арифмометры могли не только складывать, вычи­тать, умножать и делить, но запо­минать промежуточные результаты, печатать результаты вычислений и так далее.

В середине XIX века английский математик Чарльз Бэб-бидж выдвинул идею создания программно управляемой счетной машины, имеющей арифметическое устройство, устройство управления, а также устройства ввода и печати.

Аналитическую машину Бэббиджа (прообраз современных компьютеров) по сохра­нившимся описаниям и чертежам построили энтузиасты из Лондон­ского музея науки. Аналитическая маши­на состоит из 4000 стальных деталей и ве­сит 3 тонны (рис. 1.5).

Рис. 1.5. Аналитическая машина Бэб­биджа (реконструкция)

Компьютер и программное обеспечение

11

Вычисления производились Аналитической машиной в соответствии с инструкциями (программами), которые раз­работала леди Ада Лавлейс (дочь английского поэта Байро­на). Графиню Лавлейс считают первым программистом и в ее честь назван язык программирования АДА.



Первыми носителями информации, которые использов&т лись для хранения программ, были перфокарты (рис. 1.6). Программы записывались на перфокарты путем пробития в определенном порядке отверстий в плотных бумажных кар­точках. Затем перфокарты помеща­лись в Аналитическую машину, ко­торая считывала, расположение

рис л.перфокарты к Аналитической машине

отверстий и выполняла вычислите­льные операции в соответствии с за­данной программой.

Развитие электронно-вычислительной техники ЭВМ первого поколения. В 40-е годы XX века начались работы по созданию первых электронно-вычисли­тельных машин, в которых механические детали заменили электронные лампы (см. таблицу в конце параграфа). ЭВМ первого поколения требовали для своего размещения боль­ших залов, так как в них использовались1 десятки тысяч электронных ламп. Такие ЭВМ создавались в единичных эк­земплярах; стоили очень дорого и устанавливались в круп­нейших научно-исследовательских центрах.

В 1945 году в США была построена машина ENIAC (Electronic Numerical Integrator And Computer — электрон­ный числовой интегратор и калькулятор), а в 1950 году в СССР была создана МЭСМ (Малая Электронная Счетная Ма­шина) (рис. 1.7).



ЭВМ первого поколе­
ния могли выполнять вы­
числения со скоростью не­
скольких десятков тысяч
операций в секунду, после­
довательность выполнения
задавалась .. программами.
Программы писались на
машинном языке, алфавит
которого состоял из двух_
знаков - Ж и Я К I P P В

22 ; Н Д- Ш Ш Ш • •'!•!. 'J п- Глава 1

Программы вводились в • Je eeee

ЭВМ с помощью перфокарт

или перфолент (рис. 1.8),

причем наличие отверстия * ?

на перфокарте соответство- рис> -j .д. Перфолента

вало знаку «1», а его отсут- с записанной программой ствие — знаку «О».

Результаты вычислений выводились в форме длинных последовательностей нулей и единиц с помощью печатаю­щих устройств. Писать программы на машинном языке и расшифровывать результаты вычислений могли только вы­сококвалифицированные программисты.

ЭВМ второго поколения, в кот годы XX смену были созданы ЭВМ второго поколения, в которых на смену электронным лампам пришли транзисторы (см. таблицу в конце параграфа), которые имеют в десятки и сотни раз ме­ньшие размеры и массу, более высокую надежность и потреб­ляют значительно меньшую электрическую мощность. Такие ЭВМ производились малыми сериями и устанавливались в крупных научно-исследовательских центрах и ведущих вы­сших учебных заведениях.

В СССР в 1967 году вступила в строй наиболее мощная в Европе ЭВМ второго поколения БЭСМ-6 (Быстродействую­щая Электронная Счетная Машина 6) (рис. 1.9), которая могла выполнять 1 миллион операций в секунду.

В БЭСМ-6 использовалось 260 тысяч транзисторов, устройства внешней памяти на магнитных лентах для хра­нения программ и данных, а также алфавитно-цифровые пе­чатающие устройства для вывода результатов вычислений.

Работа программистов по разработке программ существен­но упростилась, так как стала проводиться при помощи языков программирования высокого уровня (Алгол, Бейсик и другие).



Рис. 1.9. БЭСМ-6

Компьютер и программное обеспечение

13


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Учебник предназначен для изучения курса «Информатика и икт» iconУчебник предназначен для изучения курса «Информатика и икт»
Основной акцент сделан на реализации общеобразовательного потенциала курса, на формировании фундаментальных представлений за счёт...
Учебник предназначен для изучения курса «Информатика и икт» iconРабочая учебная программа курса «Информатика и икт»
Угринович Н. Д. Информатика и икт: учебник для 8 класса. – М.: Бином лаборатория знаний, 2009
Учебник предназначен для изучения курса «Информатика и икт» iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе Программы...
Учебник: Информатика и икт. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И. Г. Семакин. Е. К. Хеннер. – 4-е изд., испр. – М.: Бином....
Учебник предназначен для изучения курса «Информатика и икт» iconБосова Л. Л. «Программа курса «Информатика и икт» для основной школы...
Босова Л. Л. Информатика и икт: учебник для 8 класса / Л. Л. Босова. Москва: бином. Лаборатория знаний, 2012. 220 с
Учебник предназначен для изучения курса «Информатика и икт» iconПояснительная записка с целью реализации непрерывного изучения курса...
Изучение информатики и икт в VI классах направлено на достижение следующих целей
Учебник предназначен для изучения курса «Информатика и икт» iconПояснительная записка с целью реализации непрерывного изучения курса...
Рабочая программа по Информатике для обучающихся 5 класса составлена в соответствии с нормативными документами
Учебник предназначен для изучения курса «Информатика и икт» iconПояснительная записка согласно Базисному учебному плану (федеральный...
Информатике и икт. Профильный уровень» от 2004 года и Примерная программа курса «Информатика и икт» для 10-11 классов (профильный...
Учебник предназначен для изучения курса «Информатика и икт» iconРабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт»
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт» для 6 класса составлена на основе авторской программы Л. Л....
Учебник предназначен для изучения курса «Информатика и икт» iconУгринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 8 класса
Учебник: Информатика и икт: учебник для 8 класса / Н. Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. – 178 с.: ил....
Учебник предназначен для изучения курса «Информатика и икт» iconУгринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 9 класса
Учебник: Информатика и икт. Базовый курс: Учебник для 9 класса / Н. Д. Угринович. – 4-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница