Рабочая программа по элективному курсу «Решение задач по молекулярной биологии и генетике»




НазваниеРабочая программа по элективному курсу «Решение задач по молекулярной биологии и генетике»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипРабочая программа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

лицей имени В.Г.Сизова





Директор лицея

__________В.А.Ермоленко

Приказ №

«» ________ 2013г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективный курс

«Решение задач по биологии »

Класс_____11В_____
Учебный год___2013-2014__
Учитель__Скрутелева И.А.__

Обсуждено и согласовано Принята на заседании

на заседании методического объединения педагогического совета

учителей естественно-научного цикла протокол №

Протокол № от « » 2013 от « » 2013г.


Мончегорск
^ Пояснительная записка.

2.1. Нормативно-правовые документы.

Рабочая программа по элективному курсу «Решение задач по молекулярной биологии и генетике» составлена на основе примерной программы среднего полного (общего) образования по биологии.

^ 2.2. Место элективного курса в учебном плане лицея.

В соответствии с учебным планом лицея Программа предусматривает изучение материала в течение 68 часов (2 часа в неделю) в 11 классе на основании РБУП-2006, проведение лабораторных работ по темам.

Данная программа предназначена для подготовки учащихся старших классов. Её особенность состоит в фундаментальном характере изложения предмета, имеющего цель – сформировать у учащихся биологическое мышление и целостное естественнонаучное мировоззрение.

Элективный курс «Решение задач по молекулярной биологии и генетике» составлен на базе нескольких модулей: «Молекулярная биология» (автор А.В.Зубрецкая), «Общие закономерности онтогенеза организмов» (автор Н.Н.Сахаров) и «Генетика человека» (автор Ю.В.Филичева).

Данный элективный курс предусматривает изучение теоретических и прикладных вопросов из различных разделов биологии. Успешному освоению материала способствует выполнение лабораторных и практических работ, самостоятельная реферативная работа учащихся по некоторым темам.

Изучение элективного курса базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин: основ анатомии и физиологии человека, цитологии, молекулярной биологии, эмбриологии, общей генетики и современной теории эволюции.

Большую роль в усвоении курса играют знания, полученные учащимися при изучении других предметов естественнонаучного цикла и общественных дисциплин.

Таким образом, данный элективный курс обеспечивает не только углубление знаний по биологии, но и способствует формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в нём, пониманию роли и предназначения современного человека.
^ Цель курса.

-Обеспечить расширение знаний по разделам «Молекулярная биология», «Закономерности онтогенеза» и «Основы генетики»
Задачи курса.

- Развитие интереса к предмету;

- Показать практическую значимость биологии для различных отраслей производства, селекции, медицины;

- Усвоение основных терминов, понятий по биологии;

- Закрепление навыков проведения лабораторных работ.
^ Учебно-тематическое планирование

Тема

Количество часов

Лабораторные и практические работы

1. Основы микробиологии

17

4

2. Общие закономерности онтогенеза


14

2

3. Закономерности наследственности

28

9

4. Закономерности изменчивости

9

3

Итого

68

18


Содержание курса.

^ 1.1. Основы микробиологии

Биологические полимеры: белки, нуклеиновые кислоты, АТФ, их роль в клетке. Ферменты, их роль в процессах жизнедеятельности. Самоудвоение ДНК. Установление функциональной связи нуклеиновых кислот, белковых молекул, роли НК в передаче наследственной информации.

Пластический обмен. Биосинтез белков. Ген и его роль в биосинтезе. Код ДНК. Реакции матричного синтеза. Клеточная и генная инженерия.

Работы Ф.Мишера, Дж.Уотсона, Ф.Крика, Э.Чаргаффа, Р.Альтмана

^ 1.2. Общие закономерности онтогенеза

Деление клетки - основа размножения и индивидуального развития организмов. Жизненный цикл клетки: интерфаза, митоз (его фазы). Репликация молекул ДНК. Хромосомы, их гаплоидный и диплоидный набор, постоянство числа и формы. Значение деления клетки.

Половое и бесполое размножение организмов. Половые клетки. Мейоз. Гаметогенез. Особенности строения гамет. Гуморальная регуляция овуляции. Оплодотворение. Генетические и цитологические особенности способов размножения. Партеногенез и его виды. Работы К.Зибольда, И.Даревского, Л.Астаурова. Партеногенез и человек.

Развитие зародыша (на примере животных). Дробление и его формы. Бластула, гаструла, их типы. Производные зародышевых листков. Постэмбриональное развитие. Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека. Жизненные циклы со сменой поколений. Смена ядерных фаз.

^ 1.3. Основы генетики

Генетика - наука о наследственности и изменчивости организмов. История генетики. Основные методы генетики. Моно- и дигибридное скрещивание. Анализ потомства.

Законы наследственности, установленные Г.Менделем. Доминантные и рецессивные признаки. Аллельные гены. Фенотип и генотип. Гомозигота и гетерозигота. Единообразие первого поколения.

Промежуточный характер наследования. Закон расщепления признаков. Статистический характер явлений расщепления. Цитологические основы единообразия первого поколения и расщепления признаков во втором поколении. Закон независимого наследования и его цитологические основы. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Нарушение сцепления. Перекрест хромосом. Генотип как целостная система. Взаимодействие генов: кодоминирование, эпистаз, полимерия, множественный аллелизм

Генетические задачи на моно- и дигибридное скрещивания, взаимодействие генов, сцепленное наследование, наследование признаков, сцепленных с полом.

Значение генетики для медицины и здравоохранения. Вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на наследственность человека.

Роль генотипа и условий внешней среды в формировании фенотипа. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Статистические закономерности модификационной изменчивости.

Мутации, их причины. Экспериментальное получение мутаций. Генетика популяций. Мутации как материал для искусственного и естественного отбора. Загрязнение природной среды мутагенами и его последствия.
^ Основные требования к знаниям и умениям:

- знание основных понятий, закономерностей и законов в области строения, жизни и развития растительного, животного организмов и человека, развития в целом органического мира;

- умение обосновывать выводы, используя биологические термины, объяснять явления природы, применять знания в практической деятельности.
В результате изучения элективного курса учащиеся должны:

- решать задачи из различных разделов биологии;

- составлять генеалогические древа;

- знать основные методы генетического анализа;

- объяснять генетическую индивидуальность каждого организма;

- знать важнейшие достижения в области молекулярной биологии и генетики;

- изготавливать микропрепараты и работать с микроскопом;

- осуществлять реферативную работу;

- работать с учебной и научно-популярной литературой; использовать ресурсы сети Интернет и периодических изданий.
Рекомендуемая литература.
1. Дубинин Н.П. Новое в современной генетике. М.: Наука, 1986.

2. Кемп Б., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1986.

3. Энциклопедия «Современное естествознание», т.8. Молекулярные основы биологических процессов. Под редакцией В.Н.Сойфера и Ю.А.Владимирова. М.: Издательский дом Магистр-Пресс, 2002.

4. Общая биология. Учебник для 10-11 классов. Под редакцией А.О.Рувинского. М.: Просвещение,1993.

5. Сингер М., Берг П. Гены и геномы. М.: Мир,1998.

6. Шевченко В.А. Генетика человека: Учебное пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 2002.

7. Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э. Общая и медицинская генетика. Ростов-на-Дону: Феникс,2002.

8. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

9. Соколовская Б.Х. Сто двадцать задач по генетике. М.: ЦРСПИ, 1992.

10. Сборник: Биология в вопросах и ответах. М.: МИРОС, 1993.

11. Анастасова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии. М.: Просвещение, 1989.

12. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. М.: Дрофа, 1997.

13. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии. М.: ОНИКС, 2006.

14. Итекс А.В. Вопросы и задачи по общей биологии и общей и медицинской генетике. М.: Гэотар-Медиа, 2004.

15. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. М.: Мир, 1990

Календарно – тематическое планирование



Тема занятия

Домашнее задание

1

^ Молекулярная биология

Вводное занятие




2-3

Структура и физико-химические свойства белковой молекулы

Л.р.№1 «Влияние факторов среды на структуру белка»

Т.Б. Оформление работы

4-5

Биологические функции белков




6

Л.р.№2 «Ферментативные процессы в клетке»

Т.Б. Оформление работы

7-8

Структура и физико-химические свойства нуклеиновых кислот




9

Практикум «Решение задач с применением правила Чаргаффа»

Задачи

10

Аденозинтрифосфорная кислота

Задание в тетради

11-12

Генетическая информация и её реализация в клетке. Генетический код

Записи в тетради

13-14

Практикум «Решение задач с использованием таблицы «Генетический код»

Задачи. Подготовиться к семинару

15-16

Семинар «Генная и клеточная инженерия»

Подготовиться к тесту

17

Обобщающее занятие по теме «Молекулярная биология»




18-19

^ Общие закономерности онтогенеза

Формы размножения в природе, их биологическая роль. Генетические и цитологические особенности способов размножения

Записи в тетради

20

Практическая работа «Характер смены поколений в жизненном цикле в зависимости от формы размножения».

Оформление работы.

21-22

Предэмбриональный период развития. Спермато- и овогенез.

Л.р.№3 «Изучение микропрепаратов яйцеклетки и сперматозоида»

Т.Б. Оформление работы. Подготовить сообщения

23-24

Оплодотворение. Регуляция оплодотворения.

Партеногенез.

Записи в тетради

25-26

Зародышевый путь развития. Этапы эмбриогенеза.

Подготовиться к семинару

27-28

Семинар «Этапы постэмбрионального развития».

Задания на карточках

29

Жизненные циклы со сменой поколений

Записи в тетради

30

Характер смены ядерных фаз в жизненном цикле разных организмов.

Практическая работа «Определение типов смены ядерных фаз»

Оформление работы. Подготовиться к тестированию

31

Обобщающее занятие по теме «Общие закономерности онтогенеза»




32-33

^ Закономерности наследственности

Генетика как наука о наследственности и изменчивости.

История генетики.

Презентации

34

Основные методы генетики.




35

Основные генетические понятия

Выучить определения

36-37

Моногибридное скрещивание и его цитологические основы. I и II законы Менделя. Анализирующее скрещивание

Записи в тетради

38

Практикум «Решение задач на моногибридное и анализирующее скрещивание.

Задачи

39

Неполное доминирование.

Практикум «Решение задач на неполное доминирование»

Задачи

40

Наследование групп крови.

Практикум «Решение задач на наследование групп крови»

Задачи

41

Дигибридное скрещивание и его цитологические основы. III закон Менделя

Записи в тетради

42-43

Практикум «Решение задач на дигибридное скрещивание»

Задачи

44-45

Хромосомная теория наследственности. Работы Т.Моргана. Хромосомные карты

Записи в тетради

46

Сцепленное наследование.

Практикум «Решение задач на сцепленное наследование»

Задачи

47

Генетика пола. Хромосомный механизм определения пола

Записи в тетради

48

Наследование признаков, сцепленных с полом

Практикум «Решение задач на сцепленное с полом наследование»

Задачи

49

Нарушение сцепления. Перекрёст хромосом

Записи в тетради

50

Генотип как целостная система

Записи в тетради

51-52

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

Практикум «Решение задач на взаимодействие генов»

Задачи

53-54

Практикум «Решение различных типов генетических задач»

Задачи. Подготовиться к семинару

55

Генетика человека. Методы изучения генетики человека.

Записи в тетради

56

Механизмы наследования различных признаков у человека.

Практикум «Составление родословных»

Записи в тетради

57

Основы медицинской генетики.

Подготовиться к семинару

58

Факторы, влияющие на наследственное здоровье человека. Наследственные болезни человека

Подготовиться к тестированию

59

Обобщающий урок по теме «Основы наследственности»




60

^ Основы изменчивости

Понятие и виды изменчивости

Записи в тетради

61

Модификационная изменчивость. Норма реакции

Л.р.№4 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

Т.Б.

Оформление работы

62-63

Мутационная изменчивость. Виды и причины мутаций. Работы Г. де Фриза

Записи в тетради. Подготовить сообщения

64-65

Генетика популяций. Закон Харди-Вайнберга.

Практикум «Решение задач с применением закона Харди-Вайнберга»

Записи в тетради.

66-67

Мутагенные факторы.

Л.р.№5 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно)».

Т.Б.

Оформление работы

68

Обобщение материала, изученного в курсе




Похожие:

Рабочая программа по элективному курсу «Решение задач по молекулярной биологии и генетике» iconРабочая программа по элективному курсу «Решение задач с использованием электронных таблиц»
Рабочая программа разработана на основе программы «Решение задач по информатике в электронных таблицах "Excel"» авторы ЗайцеваВ....
Рабочая программа по элективному курсу «Решение задач по молекулярной биологии и генетике» iconВопросы к экзамену по молекулярной биологии Важнейшие достижения,...
Методы молекулярной биологии. Определение нуклеотидных последовательностей ДНК и рнк
Рабочая программа по элективному курсу «Решение задач по молекулярной биологии и генетике» iconРабочая программа по физике (элективный курс) «Методы решения физических задач»
Настоящая рабочая программа по элективному курсу «Методы решения физических задач» для 10-11 классов составлена на основе
Рабочая программа по элективному курсу «Решение задач по молекулярной биологии и генетике» iconПояснительная записка 3 Календарно тематическое планирование 6
Рабочая программа по элективному курсу Элементы теории вероятностей, комбинаторики, статистики. Классификация задач и основные способы...
Рабочая программа по элективному курсу «Решение задач по молекулярной биологии и генетике» iconУчебно-тематическое планирование по элективному курсу «Решение сюжетных задач» предмет
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение октябрьская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа по элективному курсу «Решение задач по молекулярной биологии и генетике» iconУрок №18: «Регуляция синтеза белков в клетке и в организме. Решение...
Почему в клетке не идет синтез сразу всех белков, свойственных данному организму?
Рабочая программа по элективному курсу «Решение задач по молекулярной биологии и генетике» iconРабочая программа по элективному курсу «фундаментальные эксперименты в физической науке»
...
Рабочая программа по элективному курсу «Решение задач по молекулярной биологии и генетике» iconПояснительная записка. Календарно-тематический план
Рабочая программа составляется учителем-предметником, педагогом дополнительного образования по определенному учебному предмету или...
Рабочая программа по элективному курсу «Решение задач по молекулярной биологии и генетике» iconРабочая программа факультативного курса «Решение расчётных задач по химии»
В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении химии
Рабочая программа по элективному курсу «Решение задач по молекулярной биологии и генетике» iconРабочая программа по элективному курсу
Составлена на основе программы профильного курса «Информатика x-xi» и элективного курса «Информационные системы и модели» (10-11...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница