Рабочая программа по музыке в 1 классе




НазваниеРабочая программа по музыке в 1 классе
страница1/5
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Кантемировская средняя общеобразовательная школа № 2

Кантемировского муниципального района Воронежской области



«Утверждаю»

Директор школы /Толбин Ю.Н./
Приказ № от « » 2013 г.

« Согласовано»

Зам.директора по УВР

/Бутурлакина Н.Н./

« Рассмотрено»

На заседании МО учителей начальных классов

Протокол № от 2013 г.



^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МУЗЫКЕ

В 1 КЛАССЕ

(система развивающего обучения Л.В. Занкова)

Разработала:

учитель начальных классов

^ Плужникова С.К.

2013-2014 учебный год
1.Пояснительная записка

к развернутому тематическому планированию по музыке
Рабочая программа учебного предмета «Музыка » составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования(Приказ Министерства образования и науки № 373 от 6 октября 2009 года), примерной программы по учебному предмету «Музыка » (Москва «Просвещение» 2011 год) и на основе авторской программы В.В.Алеева, Т.Н.Кичак «Музыка» ( М.: Дрофа, 2008), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 года № 20/80 (Федеральный перечень учеников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011/ 2012 учебный год).

Примерная программа по музыке по музыке разработана с учетом специфики данного предмета, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоения искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. опыт эмоционально - образно–о восприятия музыки , знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально –творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно – нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно –смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом

Предмет музыка в 1 классе начальной школы имеет целью введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

  • воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.

2 Общая характеристика курса

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности; воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. 

В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий, стилевой подход, творческий метод, системный подход, метод восхождения от частного к общему.

Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать в позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками

^ 3. Место учебного предмета, курса в учебном плане.

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение «Музыки » в 1 классе отводится 29 часов : в первой четверти по 0,5 часа в неделю со второй четверти по 1 часу в неделю. Из них неурочной формы деятельности 11 часов.

^ 4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Целенаправленная организация и планомерное формирование учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направленно на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно – нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.

Художественная эмпатия, эмоционально – эстетический отклик на музыку обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умения слушать, способность стать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивного сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, коммуникативное, познавательное развитие учащихся обуславливается характером организации их музыкально – творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

^ 5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

- Укрепление культурной ,этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

-наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном самобытном разнообразии;

- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;

-развитие мотивов музыкально – учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;

- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

- развитие духовно – нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания, уважительное отношение к историко – культурным традициям других народов.


^ Метапредметные результаты:

-наблюдения за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики эстетического многообразия;

- ориентирование в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума;

- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

- применение знаково – символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

- планирование , контроль, оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;

- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

^ Предметные результаты:

-развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально –творческой деятельности;

-развитие художественного восприятия, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

- общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно –нравственное развитие, знание особых закономерностей музыкального искусства;

- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко – культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно – образного содержания музыкальных произведений и учебно – творческой деятельности;

- готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной деятельности;

- участие в создании театрализованных и музыкально – пластических композиций. Исполнение вокально – хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов.

^ 6. Содержание учебного предмета.

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.

В начальной школе у обучающихся формируется целостное представление о музыке, ее истоках и образной природе, многообразии форм и жанров. Тематическое планирование по предмету «Музыка» максимально скоординировано с содержанием программ и учебников для 1 класса по предметам гуманитарно-эстетического цикла — в первую очередь, с такими, как «Чтение», «Изобразительное искусство», «Окружающий мир» (темы «Краски осени», «Природа просыпается», «Мелодии и краски весны», «Мелодии дня»). Имеются в виду множественные интегративные связи, затрагивающие различные содержательные и методические аспекты. Это и общность в выборе содержательных тематических блоков («Природа в литературе и искусстве», «Сказочные образы», «Календарные праздники»), и использование конкретных литературных и изобразительных произведений (поэзия А. Пушкина, Н. Некрасова, Ф. Тютчева; картины И. Левитана, В. Поленова, И. Грабаря). Это, наконец, некоторые вопросы и задания, направленные на формирование умения грамотного знакомства с музыкальными произведениями, узнавание музыкального образа по иллюстрациям, инсценирование музыкальных игр-эпизодов под руководством учителя.

Межпредметные связи просматриваются через взаимодействие музыки с литературным чтением (А.О. Морено «Сказка», Л. Лапцуй «Первая песня», В. Одоевский «Городок в табакерке», В. Лунин сказка «Песенка»), а также изобразительным искусством (изобразительный ряд представлен в учебнике ярко образными, доступными по восприятию репродукциями картин русских и зарубежных художников, изделиями мастеров народных промыслов).

В 1 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Музыка, музыка всюду нам слышна». Оно раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребёнка. На протяжении этого года учащиеся узнают, что музыка звучит повсюду – в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных постановках.

Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главные из которых:

- хоровое пение;

- слушание музыки и размышление о ней;

- игра на детских музыкальных инструментах;

- музыкально-ритмические движения;

- пластическое интонирование;

- импровизация;

- музыкально-драматическая театрализация.

Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, рабочей тетради, нотной хрестоматии для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

Музыкальный материал программы составляют: произвед

ения композиторов-классиков (преимущественно отечественных композиторов), народные и композиторские песни, музыкальные упражнения с использованием элементов пластического интонирования, музыкальные партитуры с применением детских музыкальных инструментов. Сочинения, предназначенные для прослушивания, звучат не более одной - двух минут

^ Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.

Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

^ Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.

Интонация — источник элементов музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее

эмоциональное воздействие на слушателей. Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл.

Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи.

Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Современное нотное письмо, нотный стан. Запись нот — знаков для обозначения музыкальных звуков.

Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки — движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух_ и трехчастные, вариации, рондо и др.

^ Музыкальная картина мира. Интонационное богатство мира. Общие представления о музыкальной жизни страны.

Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские,

женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.



^ 7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

Учебно –тематический план



№ п/п

Содержание программного материала

Количество часов

1

Музыка в жизни человека


11

2

Основные закономерности музыкального искусства


8

3

Музыкальная картина мира


10




Итого:

29 часов









  1   2   3   4   5

Похожие:

Рабочая программа по музыке в 1 классе iconРабочая учебная программа по музыке пояснительная записка рабочая...
Общая характеристика предмета. Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ...
Рабочая программа по музыке в 1 классе iconПояснительная записка рабочая программа по музыке создана на основе...
Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся
Рабочая программа по музыке в 1 классе iconРабочая учебная программа по музыке для 1- 4-го класса разработана...
Программа разработана на основе примерной программы по музыке Федерального государственного образовательного стандарта общего начального...
Рабочая программа по музыке в 1 классе iconРабочая программа по музыке 1- 4 классы предмет, класс
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа по музыке в 1 классе iconРабочая программа учебного предмета «Русский язык»
Х и ХI классах по 105 часов в год, из расчета 3 часа в неделю. Согласно учебному плану школы программа рассчитана на 35 недель в...
Рабочая программа по музыке в 1 классе iconРабочая программа по музыке для 6 класса составлена на основе Государственного...
Программа составлена на основе на основе Государственного образовательного стандарта общего образования по искусству, Примерной программы...
Рабочая программа по музыке в 1 классе iconПояснительная записка рабочая программа основного общего образования...
Общая характеристика предмета. Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы — формирование основ...
Рабочая программа по музыке в 1 классе iconРабочая программа по музыке 1 класс
Муниципальное образовательное учреждение Килпъяврская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа по музыке в 1 классе iconРабочая программа по русскому языку в 10 классе Пояснительная записка
...
Рабочая программа по музыке в 1 классе iconРабочая программа по музыке Л. В. Школяр, В. О. Усачёва
Программа предназначена для обучающихся 1 4 классов общеобразовательной средней школы (ос «Школа 2100») и реализуется в начальной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница