Методические рекомендации рабочие программы: структура, содержание, оформление Законодательная база в соответствии с п. 6 ст. 9 Закона РФ «Об образовании»




НазваниеМетодические рекомендации рабочие программы: структура, содержание, оформление Законодательная база в соответствии с п. 6 ст. 9 Закона РФ «Об образовании»
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Институт общего образования

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Рабочие программы: структура, содержание, оформление


1. Законодательная база


В соответствии с п. 6 ст. 9 Закона РФ «Об образовании» обеспечение реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников призваны осуществить основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Инструментом для реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в образовательных учреждениях являются Примерные программы.

^ Примерная (типовая) учебная программа - документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана.

Разработка примерных учебных программ относится к компетенции Российской Федерации в области образования в лице ее федеральных органов государственной власти (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»). Примерные программы носят рекомендательный характер.

Пунктом 5 статьи 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» установлено, что содержание образования определенного уровня и направленности в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой образовательным учреждением самостоятельно.

Общеобразовательные программы включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы.

В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин.

^ Рабочая программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности. Рабочая программа и Примерная программа имеют отличия.

Примерная программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий, даются общие рекомендации методического характера.

Разработка рабочей программы по учебным предметам проводится на основе материала Государственного стандарта общего образования и примерных программ, рекомендованных (допущенных) компетентными органами.

^ Составитель рабочей программы может самостоятельно:

  1. дополнить перечень изучаемых тем, понятий в рамках раздела (с учетом требований учебной нагрузки для учащихся)

  2. раскрыть содержание разделов, тем, обозначенных в Государственном образовательном стандарте и Примерной программе, с той степенью конкретизации и глубины, которая отвечает реальным условиям преподавания и общей идеологии образовательного учреждения.

  3. устанавливать последовательность изучения учебного материала (например, с учетом структуры используемого УМК, учебного пособия)

  4. корректировать объем учебного времени, отводимого на изучение отдельных разделов и тем Примерной программы, исходя из их дидактической значимости, степени сложности усвоения материала учащимися, с учетом материально-технической базы.

  5. конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы учащимися,

  6. включать материал регионального компонента по предмету,

  7. выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и диагностики (контроля) уровня подготовленности обучающихся.

^ Закон РФ «Об образовании» (выдержки)
Статья 9. Образовательные программы

Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся. …
^ Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения

Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса … в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.

^ К компетенции образовательного учреждения относятся:

  1. использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий…

  2. разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;

  3. разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

  4. осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями настоящего Закона;

определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе…, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях».

^ 2. Рабочая программа: цели, задачи, функции, утверждение

Рабочая программа - нормативный документ (локальный нормативный акт образовательного учреждения), определяющий объем, структуру, содержание учебного процесса по изучению конкретной учебной дисциплины, основывающийся на типовой программе по учебному предмету.

Цель рабочей программы – планирование, организация и управление учебным процессом по изучению учебной дисциплины.

Задачи учебной рабочей программы – определение содержания, объема, методических подходов, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса образовательного учреждения и контингента учащихся в текущем учебном году.

Рабочая программа выполняет следующие основные функции:

  1. нормативная (рабочая программа - документ, на основе которого осуществляется контроль за прохождением программы, полнотой усвоения учебного материала, а также определяется график диагностических и контрольных работ)

  2. информационная (позволяет получить представление о целях, содержании, последовательности изучения учебного материала по предмету)

  3. Методическая (определяет пути достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы по предмету, используемые методы, образовательные технологии).

  4. организационная (определяет основные направления деятельности учителя и учащихся, формы их взаимодействия, использование средств обучения)

  5. планирующая (учет требований к выпускнику на всех этапах обучения, в т.ч. требований независимой итоговой аттестации, межпредметных связей).


Рабочие программы перед утверждением должны рассматриваться органом самоуправления, которому в соответствии с уставом образовательного учреждения делегированы данные полномочия (методическими объединениями, комиссиями, проблемными группами, кафедрами, методическим советом, научно-методическим советом и др.).

По итогам рассмотрения оформляется протокол. Орган самоуправления принимает решение – «рекомендовать к использованию» и/или «рекомендовать к утверждению» при последующем издании приказа ОУ об утверждении рабочих программ.

Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает сроки, на которые разрабатываются рабочие программы.

Образовательное учреждение может вносить изменения и дополнения в рабочие программы, рассмотрев их на заседании органа самоуправления.
^ 3. Рабочая программа: структура

Структура рабочей программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

1) титульный лист;

2) пояснительная записка;

3) содержание учебного предмета, курса;

4) тематический план;

5) требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса);

6) критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся;

7) перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) список литературы (основной и дополнительной);

9) тематическое (или поурочное) планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся (обязательное ежегодное приложение к рабочей программе).

^ Титульный лист - структурный элемент программы, представляющий первоначальные сведения о программе. Титульный лист включает:

  1. полное наименование образовательного учреждения (в соответствии с лицензией)

  2. наименование «Рабочая программа курса, предмета, дисциплины (модуля) по______________ для _______ класса, курса (классов, курсов)»

  3. срок реализации программы

  4. грифы рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы с указанием протокола и даты рассмотрения на заседании методического объединения (кафедры) учителей, должности, Ф.И.О. руководителя методического объединения (кафедры) учителей, заместителя директора по УВР, директора образовательного учреждения:

«Рекомендована к использованию органом самоуправления с указанием его названия в соответствии с уставом образовательного учреждения» (дата, номер протокола)

«Утверждена приказом образовательного учреждения» (дата, номер).

  1. Ф.И.О. учителя.

  2. название города, населенного пункта.

  3. год составления программы.



Пояснительная записка раскрывает общую концепцию рабочей программы по предмету. В ней конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета. В пояснительной записке могут быть отражены следующие сведения:

  1. цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учетом особенностей региона, образовательного учреждения,

  2. нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа (ФГУП, учебный план ОУ и др.)

  3. сведения о программе (примерной/типовой/ или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, если есть – авторов и места, года издания). Обоснование выбора примерной(типовой) или авторской программы для разработки рабочей программы,

  4. определение места и роли учебного курса в учебном плане образовательного учреждения

  5. общую характеристику учебного предмета, учет требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными образовательными стандартами

  6. информацию о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование

  7. информацию об используемом УМК (особенности его содержания и структуры)

  8. информацию о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе о количестве обязательных часов для проведения лабораторно–практических, повторительно–обобщающих, контрольных уроков, а также при необходимости – часов на экскурсии, проекты, исследования и др.;

  9. информацию об используемых технологиях обучения, формах уроков и т. п., а также о возможной внеурочной деятельности по предмету;

  10. виды и формы промежуточного, итогового контроля (согласно уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения), материалы для их проведения;

  11. планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения, а также требованиями ГИА и ЕГЭ.

^ Содержание программы раскрывается через краткое описание тем или разделов с указанием общего количества часов по каждому разделу, а также с указанием тем лабораторных, практических работ, демонстраций и используемого оборудования.

Указываются планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

Содержание рабочей программы может полностью соответствовать содержанию примерной (типовой) программы Министерства образования и науки РФ или авторской программы курса (в данном случае дается ссылка на используемую без изменений программу или прилагается ее текст).

Образовательное учреждение может вносить изменения в примерную (типовую) или авторскую программу (см. Пояснительную записку к Примерной программе) и в данном случае необходимо самостоятельно:

  1. указать количество часов на изучение курса, его тем;

  2. обосновать и определить содержание рабочей программы с учетом особенностей изучения предмета в классах углубленного изучения предмета, профильных классах, при изучении предмета как поддерживающего основной профиль, классах специального (коррекционного) образования, классах компенсирующего образования и др.;

  3. раскрыть содержание разделов, тем, опираясь на научные школы и учебники (из действующего федерального перечня);

  4. изложить последовательность изучения учебного материала, устанавливая внутрипредметные и межпредметные логические связи;

При этом по каждой учебной теме (разделу) указываются наименование темы (раздела) и содержание учебного материала (основные дидактические единиц), перечень контрольных мероприятий (контрольных, зачетов и др.). Возможное дополнение: требования к уровню усвоения материала по конкретной теме (разделу).

Следует заметить, что Законом не определены требования к рабочей программе. Каждый учитель выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с Примерной программой по предмету, но при этом следует помнить, что рабочая программа должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей контингента обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов.

^ Тематическое (поурочное) планирование является приложением к рабочей программе и разрабатывается учителем на каждый учебный год.

Во избежание разночтений на уровне образовательного учреждения следует разработать единые подходы к написанию и оформлению рабочих программ, закрепив Положением о рабочей программе.

В планировании должно быть определено:

  1. количество часов, отведенное на изучение курса, тем (разделов);

  2. темы урока;

  3. Основные виды учебной деятельности..

  4. проведение практических/лабораторных работ

  5. виды, формы контроля (контрольных, зачетов и др., в т.ч. в формате требований ГИА и ЕГЭ).

Универсальный вариант планирования (пример)

№№

п/п

Тема урока

Содержание урока

Виды деятельности учащихся

Практика

Контроль

Средства обучения

Задания для учащихся

Раздел программы + количество часов

Подраздел программы + количество часов


Раздел «Практика» может быть дополнен разделами «Демонстрация», «Лабораторные работы». Эти разделы важны при организации преподавания физики, химии, биологии, естествознания, географии.

Раздел «Задания для учащихся» может включать как домашние задания, так и опережающие, индивидуальные или групповые, проектную деятельность.

Предмет «Технология» требует раздел «Инструменты и оборудование».

В целях подготовки к итоговой аттестации в зависимости от уровня подготовки учащихся целесообразно выделить раздел «планируемый результат», «опорные знания и умения» (в т.ч., элементы пройденного материал), «межпредметные связи» и т.д.

Преподавания ряда предметов, например, иностранные языки, требует специальную форму для планирования работы учителя и учащихся:

Иностранный язык (пример планирования)

№№

п/п

Языковая компетенция

Речевая компетенция

Домашнее задание

Лексика

Грамматика

Чтение

Аудирование

Говорение

Письмо



Минимальное количество разделов может включать разделы «Тема урока», «Элементы содержания», «Виды деятельности учащихся» (в соответствии с требованиями ФГОС).

В конечном итоге, программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом требования Федерального образовательного стандарта, зафиксированных в следующих документах:

1) программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

2) фундаментального ядра содержания общего образования;

3) требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

4) программы развития универсальных учебных действий.

Составитель: Кузнецова Т.С., зав. ИОО СПб АППО

Похожие:

Методические рекомендации рабочие программы: структура, содержание, оформление Законодательная база в соответствии с п. 6 ст. 9 Закона РФ «Об образовании» iconСогласована. Решением педагогического совета дошкольных групп протокол №2
Федерации “Об образовании”. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям, устанавливаемым в...
Методические рекомендации рабочие программы: структура, содержание, оформление Законодательная база в соответствии с п. 6 ст. 9 Закона РФ «Об образовании» iconМетодические рекомендации разработаны в соответствии со следующими...
Методические рекомендации предназначены для родителей обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных...
Методические рекомендации рабочие программы: структура, содержание, оформление Законодательная база в соответствии с п. 6 ст. 9 Закона РФ «Об образовании» iconРаботаемпоновымстандарта м рабочая учебная программа (методические рекомендации)
Общеобразовательные программы включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие...
Методические рекомендации рабочие программы: структура, содержание, оформление Законодательная база в соответствии с п. 6 ст. 9 Закона РФ «Об образовании» iconМетодические рекомендации. Содержание и структура рабочих (учебных) программ педагогов
Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования
Методические рекомендации рабочие программы: структура, содержание, оформление Законодательная база в соответствии с п. 6 ст. 9 Закона РФ «Об образовании» iconХарактеристика образовательной программы 3 Принципы реализации образовательной...
Содержание образовательной программы по уровням образования (по ступеням обучения) 16
Методические рекомендации рабочие программы: структура, содержание, оформление Законодательная база в соответствии с п. 6 ст. 9 Закона РФ «Об образовании» iconМетодические рекомендации для студентов практического занятия по...
Дидактическая база занятия: методические рекомендации для преподавателя и студентов к практическому и семинарскому занятию, учебники,...
Методические рекомендации рабочие программы: структура, содержание, оформление Законодательная база в соответствии с п. 6 ст. 9 Закона РФ «Об образовании» iconРабочая программа учителя разрабатывается на основе
Данные рекомендации ориентированы на рабочие программы, формируемые в соответствии с требованиями, предъявляемыми фгосами начального...
Методические рекомендации рабочие программы: структура, содержание, оформление Законодательная база в соответствии с п. 6 ст. 9 Закона РФ «Об образовании» iconМетодические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства...
Настоящие Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (далее Методические рекомендации) разработаны...
Методические рекомендации рабочие программы: структура, содержание, оформление Законодательная база в соответствии с п. 6 ст. 9 Закона РФ «Об образовании» iconI. Пояснительная записка: Законодательная база для разработки образовательной программы (ОП)
Данная образовательная программа (далее оп) является руководством для деятельности всех служб учреждения в период с сентября 2012г...
Методические рекомендации рабочие программы: структура, содержание, оформление Законодательная база в соответствии с п. 6 ст. 9 Закона РФ «Об образовании» iconСо статьями 5 п. 1,3, ст. 9 п. 1, ст. 12 п. 5, ст. 50 п. 7, ст. 3...
В оу созданы удовлетворительные условия для реализации прав детей на получение образовательных услуг в соответствии со статьями 5...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница