Курс по выбору «Секреты русской орфографии (Как стать грамотным)»




НазваниеКурс по выбору «Секреты русской орфографии (Как стать грамотным)»
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипПояснительная записка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кинделинская средняя общеобразовательная школа» Ташлинского района Оренбургской области



Курс по выбору


«Секреты русской орфографии (Как стать грамотным)»

программа составлена для учащихся 9 класса





Программа составлена

учителем русского языка и

литературы

первой категории МБОУ

«Кинделинская СОШ»

Казаковой С.М.

Утверждена на заседании

методсовета школы протокол№1

от13.09.2011г

с. Кинделя - 2011
^



Пояснительная записка


Настоящий курс предназначен для углубленного изучения орфографии русского языка, что существенным образом отличается от традиционного подхода.
Программа элективного курса рассчитана на учащихся девятых классов.

^ Цель занятий - совершенствование практических умений и навыков по орфографии. Особое внимание уделяется формированию орфографической зоркости, умению видеть морфемный состав слова и выстраивать логическую цепочку рассуждений.

Обучение грамотному письму основывается на запоминании конкретных правил, на изучении грамматических признаков слов разных частей речи, на понимание закономерностей развития языка. Большое количество орфограмм, требующих применения на письме правила, приводит учащихся в состояние неуверенности в правильном выборе буквы, создает ситуацию, при которой учащийся затрудняется «вызвать» из своей памяти нужное правило в течение короткого времени. На сегодняшний день пока ещё самой эффективной формой проверки грамотности обучающегося является диктант. При такой форме проверки решать «орфографическую задачу» следует моментально, чтобы успеть записать правильно текст под диктовку. Но как показывает практика, в момент написания слов диктанта многие учащиеся не только не успевают вспомнить правило, но и не могут правильно соотнести, отчего зависит написание орфограммы. Возникает противоречие: учащийся знает правило, если его спросить вне ситуации диктанта. Во время написания диктанта это правило «не всплывает» в памяти. Другая форма проверки орфографической грамотности - тестирование. При такой форме время на то, чтобы вспомнить правило, сокращается. Рамки времени ограничены. Психологически настроиться на правильный выбор ещё труднее.

Курс преследует следующие цели:

  1. Повышение интереса учащихся к изучению русского языка в школе.

  2. Преодоления психологического барьера при изучении орфографии.
^

Задачи курса:


1.   Научить выстраивать самую короткую логическую цепочку для решения орфографической задачи.

2.   Сформировать навыки вычленения морфемы, в которой скрыта орфограмма.
^

Программа рассчитана на 17 часов.

Содержание курса (17 часов)


Тема 1. Строительная работа морфем.

Занятие посвящено выявлению значимых морфем слова. Необходимость расстановки ударения в словах для быстрого нахождения орфограммы. Выработка умения работать с морфемой. Тренировочные упражнения.

^ Тема 2. Приставки. Деления приставок на группы.

Приставки, которые пишутся одинаково независимо от их произношения. Приставки на —з и —с. Приставки пре- и при-. Работа с карточками-морфемами. Из всех карточек выбрать морфемы-приставки и распределить по группам. Составление опорной схемы.

^ Тема 3. Орфограммы корня. Классификация.

Гласные,  проверяемые ударением. Проверяемые согласные. Непроверяемые гласные. оё после шипящих в корне, и – ы после ц в корне слова.

Правила, нарушающие единообразие написания корня (-ы- и -и- в корне после приставок), и понятие о фонетическом принципе написания.  

 Группы корней с чередование гласных: 1) -кас- // -кос-, -лаг- // -лож-, -бир- // -бер-, -тир- //-тер-, -стил- // -стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -); 2) -раст- // -рос,-скак- // - скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -твар- // -твор-, -клан- // -клон-, -зар- // -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло // ла, оро // ра, ере // ре, ело // ле.  Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т.п.)

^ Тема 4. Суффиксы разных частей речи, требующие написания по правилу

Создание таблицы суффиксов разных частей речи, требующих написания по правилу: гласные ое после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных;

Типичные суффиксы имён существительных и их написание: -арь-, -тель-, -ник-, -изн-, -есть- (-ость-), -ени- , -ек- и –ик-, -ец- и -иц-и другие.

Суффиксы  -ек- и –ик-, -ец- и –иц- в именах существительных со значением уменьшительности. Типичные суффиксы прилагательных и их значение –оват- (-еват-), -евит-, -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -оньк- (-еньк-) и другие.

Суффиксы причастий: – ущ–(– ющ–), –ащ–(–ящ–), –ем–(–им–); глагольные суффиксы: -ова-, -ева-, -ыва-, -ива-, суффиксы перед л.

^ Тема 5.Окончания существительных, прилагательных, глаголов.

Разделение существительных на две группы: с безударной гласной «е» в падежном окончании и с безударной гласной «и» в падежном окончании. Практикум: составление логических цепочек типа: часть речи - морфема - склонение - особенности (для существительных) часть речи — морфема – спряжение - гласная в  окончании (для глаголов) инфинитив -- на что оканчивается -- входит или не входит в число глаголов исключений спряжение  (для определения спряжения глагола) часть речи - морфема — падежный вопрос от главного слова - гласная (ударная) в окончании вопроса - гласная(безударная) в окончании прилагательного или причастия.

^ Тема 6. Правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных и причастий.

Н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительного и от глагола.

^ Тема 7. Употребление -ь- и -ъ-.

Употребление разделительных ъ и ь . Написание сочетаний чн , щн ,нч , нщ, рщ, рч, чК внутри отдельной морфемы и на стыке морфем ; употребление ь   для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке  морфем. Ь после шипящих в словах разных частей речи.

^ Тема 8. Слитное, раздельное, дефисное написание слов.

Система орфограмм данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе правильного написания.

Орфограммы, связанные с различением на письме  служебного слова и морфемы, грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

Образование и написание сложных  слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий – много обещающий).

Употребление дефиса в знаменательных и служебных частях речи. Работа со словарем «Слитно или раздельно».

^ Тема 9. Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию

Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку от созвучных слов.

Тема 10. Семинар. Как создать опорную схему по орфографии.

Заслушать сообщения учащихся по теме:

  1. Для чего нужно хорошо различать части речи русского языка?

  2. Почему морфемный принцип русской орфографии является одним из самых главных?

  3. Можно ли научиться писать грамотно, применяя опорные схемы и таблицы?

Тема 11. Решение орфографических задач с помощью опорных схем и таблиц.

Каждый слушатель курса представляет наглядное пособие по орфографии, изготовленное им самим. Решение орфографических задач с помощью этих наглядных пособий.

Тема 12. Контрольное тестирование.

Тема 13. Контрольный диктант.
^

Учебно-тематический план




Тема

Виды деятельности

Кол-во часов

Планируемый результат

1

Строительная работа морфем

Тренировочные упражнения

1


Закрепление навыка вычленения морфем

2

Приставки. Деление приставок на группы.

Практикум.

Работа с карточками - морфемами Нахождение орфограммы приставки.

1

Безошибочное нахождение среди многих морфем морфемы-приставки.

3

Орфограммы корня.

Классификация

Практикум (составление алгоритмов применения правил, тестирование, работа со словарём, письменные и устные упражнения)

Проверочная работа.

2


Без затруднения находить корень слова

4

Суффиксы разных частей речи, требующие написания по правилу

Практикум.

Создание опорной таблицы или «ключа».


1


Самостоятельное создание оригинальной таблицы.

5

Окончания существительных, прилагательных, глаголов.

Практикум.

Составление логических цепочек.

1

Сформирование умения восстанавливать отсутствующие звенья логической цепочки.

6

Правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных и причастий.

Работа с перфокартой, конкурс опорных конспектов, тестирование.

Проверочная работа.

2

 Сформирование умения составлять опорные конспекты, выбирать правильный вариант.

7

Употребление -ь- и -ъ-

Тестирование, составление кроссвордов

1

 Сформирование умения составлять лингвистические кроссворды.

8

Слитное, раздельное, дефисное написание слов

Подготовка проектов, лингвистическое сочинение, тестирование

1

Самостоятельное создание лингвистических проектов.

9

Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию

Тестирование, практикум.

Проверочная работа.

2

 Сформирование умения выбирать правильный вариант (при тестировании).

10

Как создать опорную схему.

Семинар.

2

Сформирование умения рассуждать и создавать схему.

11

Решение орфографических задач с помощью опорных схем и таблиц.

Конкурс на лучшее наглядное пособие по орфографии.


1


Создание комплекта схем и таблиц.

12

Контрольное тестирование.




1




13

Контрольный диктант.




1



^



Использованная литература


  1. Русский язык. Программно-методические материалы.5-9 классы. Москва. Издат.дом «Дрофа», 2002.

  2. Учебный комплекс под редакцией В.В.Бабайцевой.5-9 классы.

  3. «Русский язык». Еженедельное приложение к газете «Первое сентября».№18, 1995г, №6, 1997г, №5, 1998.

  4. А.И.Моисеев. Основной принцип современной русской орфографии: морфологический или фонемный? «Русский язык в школе», №1, 1995.

  5. А.П. Еремеева. Об изучении грамматических категорий имен существительных по учебному комплексу. «Русский язык в школе», №6, 1994.

  6. Т.А. Ладыженская, Л.М. Зельманова. «Практическая методика русского языка». – Москва, «Просвещение», 1992.

  7. Г.Г.Граник,  С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая «Секреты орфографии». Москва, «Просвещение», 1991.

  8. Т.М. Пахнова. «Готовимся к письменным и усиленным экзаменам по русскому языку. 9 – 11 классы». Москва «Вербум – М», 2003.

 

 



Похожие:

Курс по выбору «Секреты русской орфографии (Как стать грамотным)» iconКурс по выбору «Репетитор по биологии» для предпрофильной подготовки...
Курс по выбору «Репетитор по биологии» предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 14 часов
Курс по выбору «Секреты русской орфографии (Как стать грамотным)» iconРабочая программа Курс по выбору для учащихся 9 класса по технологии....
Комитет администрации Романовского района по образованию Муниципальное общеобразовательное учреждение «Рассветовская основная общеобразовательная...
Курс по выбору «Секреты русской орфографии (Как стать грамотным)» iconЗадания для подготовки к олимпиаде
Дан текст в транскрипции: [у м’ ин’ а п’ ич’ ал’ ный’ в’ ит // галава май’а бал’ит // йа ч’ ихай’ у / йа ахр’ ип // што такой’ э...
Курс по выбору «Секреты русской орфографии (Как стать грамотным)» iconДрагоценный дар моей судьбы?
В детстве нас часто спрашивают: «Кем ты хочешь стать, когда станешь взрослым?» На выпускном в детском саду я ответила, что хочу быть...
Курс по выбору «Секреты русской орфографии (Как стать грамотным)» iconВот лишь некоторые вопросы, на которые отвечает этот курс: Как стать...
«…Но вы, ваша бытийность, на самом деле настолько колоссальны, что сила и мощь этого маленького «я» может испепелять горы.» Лрх
Курс по выбору «Секреты русской орфографии (Как стать грамотным)» iconРабочая программа Шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная...
Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы элективного курса для предпрофильной подготовки «Секреты общения»,...
Курс по выбору «Секреты русской орфографии (Как стать грамотным)» iconПояснительная записка Необходимость создания программы факультативного...
На уроках русского языка всё меньше внимания уделяется выработке навыков грамотного письма. А без этого навыка невозможно говорить...
Курс по выбору «Секреты русской орфографии (Как стать грамотным)» iconТема Система русского письма
Изданные в 1956 году «Правила русской орфографии и пунктуации» завершили оформление системы русского правописания, основы которой...
Курс по выбору «Секреты русской орфографии (Как стать грамотным)» iconКурс по выбору «Я выбираю профессию»
При правильном выборе это должно быть совпадение индивидуальных особенностей человека с требованиями профессии
Курс по выбору «Секреты русской орфографии (Как стать грамотным)» iconПрограмма курса по выбору для обучающихся 9-х классов Составила: Черепанова Т. В
Предлагаемый курс «За здоровый образ жизни» должен обеспечить реализацию следующих задач
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница