Пояснительная записка цели и задачи




НазваниеПояснительная записка цели и задачи
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипПояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

  • воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.

В рамках указанной содержательной линии решаются следующие задачи:

  • изучение свойств пространственных тел,

  • формирование умения применять полученные знания для решения практических задач

  • развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося

  • формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. 

  • создание условий для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки; для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи

  • создание условий для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность; 

  • формирование умения использовать различные языки математики: словесный, символический, графический; 

  •  формирование умения свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства

  • формирование умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных. 


Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа

Программа составлена на основе нормативных правовых документов:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (от 29.12.12 года №273-фз).

  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.

  • Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений.

  • Приказ Министерства РФ от 19.12.2012г. №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год.

  • Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы, сост. Т.А.Бурмистрова. - М.Просвещение, 2008

  • Методические рекомендации «О преподавании математики в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Липецкой области»

  • Приказ от 16.05.13 №451 «О базисных учебных планах для ОУ Липецкой области реализующих программы общего образования на 2013-2014г.»

  • Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Усмани на 2013-2014 учебный год

  • Локальный акт школы «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ №3»


^ Сведения о программе

Программа по геометрии составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике. Программа позволяет получить представления о целях и содержании обучения геометрии в 8 классе. Определяет последовательность изучения материала в рамках стандарта для основной школы и пути формирования системы знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а также развития учащихся. Составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к базовому уровню обучения.

Программа соответствует учебнику под редакцией Л.С. Атанасяна. Геометрия. Учебник для 7 - 9 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2011.
^ Обоснование выбора программы

В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
^ Информация о внесенных изменениях.

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса геометрии учащимися 11 класса в течение 70 часов (2 часа в неделю). Изменений нет.
^ Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки обучающихся.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного мышления и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся.

Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;

самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
^ Информация о количестве учебных часов.

В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ №3, рабочая программа по геометрии рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).

Из них: - контрольных работ – 5, самостоятельных работ – 10, тестов -2.
^ Формы организации образовательного процесса.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые,

парные, коллективные, фронтальные, классные и внеклассные

Конкретные формы организации обучения по ведущим целям :

Формирование знаний: лекция, конференция

Формирование умений и навыков: практикум, деловая игра, тренинг

Закрепление и систематизация знаний: семинар, соревнования

Проверка знаний: зачет, самостоятельная работа, контрольная работа.

^ Типы уроков: Система уроков условна, но все же выделяются следующие виды:

Урок-лекция. Предполагаются  совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования,  решение различных задач, изучение свойств различных функций, практическое применение различных методов решения задач. Компьютер на таких уроках используется как электронный калькулятор, тренажер устного счета, виртуальная лаборатория, источник справочной информации.

Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.

Урок-зачет. Устный опрос учащихся  по заранее составленным вопросам, а также решение задач разного уровня по изученной теме.

Урок-самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ:  двухуровневая – уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5»;  большой список заданий разного уровня, из которого учащийся решает их по своему выбору. Рядом с учеником на таких уроках – включенный компьютер, который он использует по своему усмотрению.

Урок-контрольная работа. Проводится на двух уровнях:

уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5».

Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, частично-поисковый, проектно-исследовательский.
^ Технологии обучения.

Используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, элементы проблемного обучения, элементы технологии дифференцированного обучения, обучение с применением опорных схем, информационно-коммуникационных технологий, деятельностных технологий, технология обучения на основе решения задач (введение задач с жизненно-практическим содержанием), здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, технологии уровневой дифференциации.

При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей реализацией.
^ Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся

Программа предполагает, что успех формирования компетенций определяется рядом условий:

настроенностью уч-ся на необходимость определенных действий, четкостью и доступностью изложения цели и задач, которые уч-ся должны решать в ходе учебной деятельности, полнотой и ясностью представления о структуре формируемого умения, показом учителем способов выполнения той или иной работы, организацией деятельности учащихся по овладению отдельными действиями или их совокупностью с использованием системы задач, применением деятельностного подхода обучения.

^ Виды и формы контроля:

Срезовые работы: входной контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль;

текущий контроль (письменные опросы): контрольные работы, тесты, самостоятельные работы; математический диктант, практическая работа, индивидуальное задание

текущий контроль (устные опросы): собеседование, зачеты;

медиаформы: индивидуальные тесты Excel, фронтальные тесты PowerPoint.

^ Планируемый уровень подготовки на конец учебного года

В конце учебного года ученик должен:

Должен знать/понимать

значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;

универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
должен уметь:

  • вывести формулу суммы углов выпуклого многоугольника.

  • доказывать и применять свойства и признаки при решении задач; делить отрезок на n равных частей с помощью циркуля и линейки и решать задачи на построение.

  • строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией.

  • вывести формулы для нахождения площади параллелограмма, равнобедренной трапеции, прямоугольника, ромба, квадрата и использовать их при решении задач.

  • доказывать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. теорему Пифагора и обратную её теорему; применять данные теоремы при решении задач.

  • доказывать и применять признаки подобия треугольников при решении задач.

  • доказывать и применять теоремы о средней линии треугольника, точке пересечения медиан треугольника и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике при решении задач, а также уметь с помощью циркуля и линейки делить отрезок в данном отношении и решать задачи на построение.

  • доказывать и применять возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности при решении задач.

  • доказывать и применять теоремы о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия, теорему о пересечении высот треугольника при решении задач.

 владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной.

решать следующие жизненно практические задачи:

- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах;

- аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

- уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа

объектов;

- пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения

информации;

- самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них

проблем.
^ Информация об используемом учебнике

Атанасян Л.С. Геометрия. Учебник для 7 - 9 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2011.
Содержание программы
Четырехугольники. (16 часов) 

  • Геометрические фигуры и их свойства.

  • Измерение геометрических величин.

  • Выпуклые многоугольники.

  • Сумма углов выпуклого многоугольника.

  • Параллелограмм, его свойства и признаки.

  • Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки.

  • Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция.

  • Теорема Фалеса.


Основная цель:

Научить различать виды четырехугольников, применять их признаки и свойства, применять свойства четырехугольников при решении простых задач.
Контрольные работы - 1, самостоятельные работы – 2.
Площади фигур. (14 часов)

 

  • Понятие о площади плоских фигур.

  • Равносоставленные и равновеликие фигуры.

  • Площадь прямоугольника.

  • Площадь параллелограмма.

  • Площадь треугольника.

  • Площадь трапеции.

  • Теорема Пифагора

Основная цель:

Научить пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира, вычислять значения площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

ввести формулы вычисления площадей геометрических фигур, теорему Пифагора, умение применять их при решении задач. Научить выполнять чертежи по условию задач
Контрольные работы -1 , самостоятельные работы – 3.
Подобные треугольники (20 часов) 


  • Подобие треугольников; коэффициент подобия.

  • Признаки подобия треугольников.

  • Связь между площадями подобных фигур.

  • Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника.

  • Решение прямоугольных треугольников.

  • Основное тригонометрическое тождество

Основная цель:

Ввести определение подобных треугольников.

Научить применять подобие треугольников при решении несложных задач, пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира, распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач. Ввести понятие признаков подобия треугольников. Научить применять их для решения практических задач. Ввести понятия синус, косинус, тангенс и котангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Контрольные работы - 2, самостоятельные работы -3, тесты -1.
Окружность. (16 часов)

  • Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла.

  • Взаимное расположение прямой и окружности.

  • Касательная и секущая к окружности.

  • Равенство касательных, проведенных из одной точки.

  • Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан.

  • Окружность, вписанная в треугольник.

  • Окружность, описанная около треугольника.

Основная цель:

Научить вычислять значения геометрических величин, применять свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку, распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение. Учить решать задачи на построение.
Контрольные работы - 1, самостоятельные работы -2.

Повторение. Решение задач. (4 часа)

  • Выпуклые многоугольники.

  • Площадь треугольника, четырехугольников.

  • Теорема Пифагора

  • Подобие треугольников; коэффициент подобия.

  • Признаки подобия треугольников.

  • Решение прямоугольных треугольников.

  • Окружность.

  • Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение.


Основная цель:

Научить пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира, распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, доказывать теоремы о параллельности прямых с использованием соответствующих признаков, вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей). Учить решать задачи на построение.

Тесты -1.


^ Учебно-тематический план 8 класс геометрия

Тема

Кол-во часов

Виды контроля

Четырехугольники

16 часов

К.р. – 1 С.р.- 2.

Площади фигур

14 часов

К.р. – 1 С.р.- 3.

Подобные треугольники

20 часов

К.р. – 2 С.р.- 3.Т.-1

Окружность

16 часов

К.р. – 1 С.р.- 2.

Повторение. Решение задач

4 часа

Т.-1







Итого 70 часов, кр. 5, ср. 10. тестов 2.

Требования к уровню подготовки обучающихся 8 классов
В результате изучения геометрии на базовом уровне должен:
Знатъ/пониматъ:

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в те.ррш) и практике; широту и в тоже время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлен; природе и обществе;

  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, возникновения и развития геометрии;

  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; вероятностный характер всех процессов окружающего мира;

Уметь:

  • распознавать плоские геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, аргументировать суждения, использовать определения, свойства, признаки;

  • изображать планиметрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, осуществлять преобразование фигур;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей)

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фи гур отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и простейший тригонометрический аппарат, соображения симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы;

  • решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки:

  • решать простейшие планиметрические задачи.


Литература и средства обучения
УМК
Геометрия 7-9 класс / Л. С. Атанасян. М: Просвещение, 2007 год

Рабочая тетрадь по геометрии
А. П. Ершова, В. В. Голобородько, А. С. Ершова «Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса».

Дополнительная литература
Н. Ф. Гаврилова Поурочные разработки по геометрии 8 класс, Москва, «ВАКО», 2005 год

Разноуровневые дидактические материалы. М: Илекса, 2002 год
Б. Г. Зив, В. М. Мейлер «Дидактические материалы по геометрии», Москва, «Просвещение», 1998 год

Похожие:

Пояснительная записка цели и задачи iconПояснительная записка Цели и задачи
Икт, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты
Пояснительная записка цели и задачи icon1. Пояснительная записка Введение
...
Пояснительная записка цели и задачи iconПояснительная записка Цели и задачи
...
Пояснительная записка цели и задачи iconПояснительная записка цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Изучение математики в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка цели и задачи iconПояснительная записка цели и задачи
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике, утвержденного приказом Минобразования...
Пояснительная записка цели и задачи iconПояснительная записка цели и задачи
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике, утвержденного приказом Минобразования...
Пояснительная записка цели и задачи iconОбразовательная программа на 2013-2015 учебные года «Согласовано»
Пояснительная записка программы. Миссия, цели и задачи образовательной программы школы
Пояснительная записка цели и задачи icon1. Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности...
...
Пояснительная записка цели и задачи iconПояснительная записка. Возрастные особенности детей (3-х -7лет) Цели...
Цели и задачи деятельности мдоу детского сада №25 по реализации основной образовательной программы
Пояснительная записка цели и задачи iconПояснительная записка Цели и задачи Изучение информатики и икт в...
Икт в информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница