1. пояснительная записка 3 > пояснительная записка




Название1. пояснительная записка 3 > пояснительная записка
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипПояснительная записка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»

Принята на заседании

научно-методического совета

13.04.2012, протокол № 5



УТВЕРЖДЕНА

приказом директора МБОУ ДОД

«Центр внешкольной работы»

№ 01-05/157 от 16.04.2012


Дополнительная общеобразовательная программа
«шахматы – детям»

Возраст обучающихся: 6-18 лет
Срок реализации: 8 лет
Составители:

педагоги дополнительного образования

Зайкин В.В., Кузнецов А.П.

г. Норильск, р-н Талнах

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3


^

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Направленность программы: физкультурно-спортивная направленность.

Актуальность, новизна и отличительные особенности программы.

История развития культуры свидетельствует о неуклонном повышении интереса человечества к шахматам. За несколько веков от игры одиночек, знатных особ она превратилась в любимое занятие миллионов людей. Шахматы высоко ценили ученые и полководцы (Д.Менделеев, Л.Ландау, А.Суворов, Б.Наполеон), музыканты и писатели (Л.-В.Бетховен, И.Скрябин, А.Пушкин, Л.Толстой, И.Гете и т.д.)

Специфическое сочетание элементов игры и спорта, науки и искусства находят горячих поклонников во всех слоях общества. «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти» (В.Сухомлинский).

В настоящее время изданы сотни книг и монографий, помогающих новичкам познать те или иные аспекты шахматной игры. В то же время изменение масштабности и глубины шахматных знаний, компьютеризация шахмат требуют постоянно совершенствовать формы и методы обучения, тренировочный процесс.

Современная учебная литература дает возможность сбалансировать учебный материал с учетом классического шахматного наследия и развития взглядов на законы теории и практики шахматной борьбы. Авторы учебных пособий и программ, изданных в последние годы, излагают те или иные аспекты фундаментальных основ шахматной игры (А.Суэтин, Р.Горенштейн, С.Иващенко, М.Блох и др.); дифференцируют и делают акцент на обучении самых юных (В.Гришин, И.Сухин и др.) или одаренных шахматистов (М.Дворецкий, А.Юсупов и др.). Как правило, учебные программы связаны со школьными факультативными курсами (И.Сухин, Д.Давлетов, В.Костров и др.). Программы В.Голенищева, А.Костьева, написанные для спортивных школ и Домов пионеров, отражающие наиболее полный подход к шахматному обучению, изданные в 70-е годы, составлены на основе нормативных документов того времени и уже не отвечают реалиям сегодняшнего дня.

Наиболее полные и приемлемые учебные пособия: «Шаг за шагом» (Н.Журавлев), «Полный курс шахмат» (М.Хануков и др.), «Шахматный учебник, шахматный задачник» (В.Пожарский) - не обеспечивают длительного педагогического сопровождения обучения шахматам.

Отсутствие вариативных, рассчитанных на длительный период привлечения к шахматам всех детей, желающих обучаться и совершенствоваться в шахматной игре, учебных программ, является сдерживающим аспектом в работе педагогов, порождая бессистемность в изучении учебного материала, лишая эффективности контроля над постановкой учебно-тренировочного процесса. Логика развития личностно-ориентированного обучения шахматной игре требует совершенствования учебных программ, пересмотра условий, способных максимально облегчить путь продвижения ребенка в шахматном образовании, обеспечить необходимую педагогическую поддержку на длительный срок.

Программа составлена в соответствии:

  • с основными нормативными документами в области образования РФ и Красноярского края, а именно:

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей от 22.02.1997 № 212, с дополнениями от 10.03.2009 № 216;

  • Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 г.;

  • Стратегическая программа развития воспитания в Красноярском крае;

  • Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4. 1251-03 от 03.04.2003 № 27);

  • Примерные требования к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844);

  • с основными нормативными актами учреждения:

- Устав МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы» и др.

Педагогическая целесообразность.

Недостатки в логической подготовке учащихся не только в начальной, но и в средней школе подчёркивает член-корреспондент РАО С.Д.Неверкович, который упоминает об отсутствии логики как предмета в школьном обучении, а также Б.А.Вахновецкий, отмечающий дефицит упражнений по логике в современном начальном образовании. Тот факт, что в настоящее время у выпускника не только начальной, но и средней школы, явно недостаточно развито логическое мышление, затрудняет эффективное обучение выпускни­ков управлению сложными современными технологическими и организационными системами.

Программа успешно развивает логическое мышление детей, способствует изучению процесса принятия детьми решений, воспитывает ответственность за принимаемые решения, являясь, по сути, интеллектуальной игрой. Благодаря освоению шахматной игры учащиеся способны вести самостоятельный познавательный поиск, принимать нестандартные решения, осуществлять самоконтроль за выполнением заданий, а также расширяют кругозор, понятийный терминологический словарь, тренируют волю, выдержку, настойчивость, умение преодолевать трудности с наименьшими морально-психологическими потерями.

Доктор экономических наук В.Сабуров рассматривает интеллектуальную игру как одну из перспективных форм работы в школе, способную развивать не только ученика, но и саму систему образования: «Игра - хороший тренер, она учит принимать решения и, может быть, неординарные; выслушивать мнение других и уметь настоять на своем; достойно выигрывать и проигрывать; радоваться не только собственным успехам, но и успехам друзей». Таким образом, программа обеспечит благоприятное влияние на развитие интеллектуальных способностей, психических процессов, а в целом на формирование учебных способностей и успеваемости школьников.

^ Целью программы является создание условий для развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы обучающихся, их первичной профессиональной ориентации (подготовка судей по шахматам, инструкторов).

Для достижения этих целей реализуются следующие задачи:

  • формировать основополагающие знания в области теории и практики шахматной игры;

  • учить правилам судейства в шахматах, практически отрабатывать их в ходе соревнований;

  • учить детей основам аналитической работы с шахматной литературой;

  • развивать интеллектуальные способности и память, умения предвидеть последствия своих действий, моделировать ситуацию;

  • воспитывать самообладание, умение контролировать себя, терпение, осторожность;

  • осуществлять духовное, нравственное и эстетическое воспитание детей на основе мировой шахматной культуры.

^ Возраст обучающихся.

Программа «Шахматы - детям» разработана для обучения детей, юношей и девушек в возрасте от 6 до 18 лет. Наполняемость в группах предполагает состав обучающихся от 10 до 15 человек.

^ Продолжительность образовательного курса - 8 лет.

Специального отбора для обучения не проводится. Принимаются во внимание желание и интерес детей к данному виду деятельности, заинтересованность родителей в их обучении и развитии.

Программа обобщает многолетний опыт практической работы по обучению шахматной игре, учитывает ресурсное обеспечение учреждения и предполагает:

  • изучение истории шахматной культуры;

  • развитие и сохранение интереса детей к шахматной игре;

  • рационализацию усвоения модульных шахматных программ, обучение каждого ребенка на уровне его возможностей;

  • воспитание саморегулирующего поведения личности, осознание своего места в социуме;

  • первичную профессиональную ориентацию.

Программа содержит подробный перечень тем и вопросов, которые необходимо освоить детям за период обучения, организационно-методические указания педагогам по проведению занятий, общефизической и психологической подготовке обучающихся.

Программа «Шахматы - детям» предусматривает три уровня обучения. Учебный материал рассчитан на проведение занятий с детьми в зависимости от уровня обучения, способностей и достигнутых результатов, и предполагает следующую учебную нагрузку:




п/п

Уровень (год) обучения

Количество обучающихся

^ Количество часов

в неделю

1.

Начальный уровень (первый год обучения)

10-15

4

2.

Начальный уровень (второй год обучения)

10-15

4

3.

Тактический уровень (третий год обучения)

10-15

6

4.

Тактический уровень (четвёртый год обучения)

10-15

6

5.

Тактический уровень (пятый год обучения)

10-15

6

6.

Стратегический уровень (шестой год обучения)

10

6

7.

Стратегический уровень (седьмой год обучения)

10

6

8.

Стратегический уровень (восьмой год обучения)

10

6

Содержание программы предусматривает оптимальный и плавный переход ребенка с одного уровня на другой, чтобы обеспечить поступательный ход его развития. В то же время, учитывая степень усвоения материала, способность достижения спортивных результатов (разряда), обучающийся может быть оставлен на прежнем уровне обучения, переведен на другой уровень в соответствии с его разрядом (Приложение 1. Переводные требования к обучающимся) либо выпущен из творческого объединения по окончании начального или тактического уровней, как достигший максимально возможных результатов (разряда). Такой подход обусловлен отсутствием отбора детей при приеме в объединение и возможной сменой их интересов в течение достаточно длительного (восьмилетнего) курса обучения.

В соответствии с общими задачами, на каждом уровне обучения решаются свои специфические задачи.

^ Начальный уровень:

  • развитие и поддержание устойчивого интереса к занятиям по шахматам;

  • обучение правилам игры, правилам разыгрывания начала партии, простейшим тактическим ударам, основам дебютной подготовки, простейшим схемам достижения матовых ситуаций;

  • приобретение навыков этюдной практики;

  • обучение приемам атаки на короля;

  • формирование умения применять полученные знания на практике;

  • воспитание упорства, настойчивости, целеустремленности;

  • участие в турнирах начинающих;

  • развитие у детей специальных качеств: логического мышления, шахматной памяти, быстроты восприятия;

Тактический уровень:

  • формирование устойчивого интереса к шахматной игре;

  • овладение тактическими приемами;

  • изучение начальных основ стратегии, техники борьбы в эндшпиле, планирования миттельшпиля, типовых позиций;

  • изучение характера современных дебютов, отработка личного дебютного

  • репертуара;

  • приобретение навыков самостоятельной работы;

  • выполнение спортивных разрядов;

  • осуществление этюдной практики.

Стратегический уровень:

  • закрепление устойчивого интереса к занятиям шахматами;

  • изучение теории позиционной игры;

  • совершенствование знаний в анализе и оценке позиции;

  • развитие творческого взгляда и умений игры в миттельшпиле;

  • совершенствование спортивного мастерства;

  • приобретение знаний о режиме шахматиста и методики тренировки.

Формы и режим занятий.

Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной школы и учреждения дополнительного образования детей, ориентированной на обучение учащихся младшего и среднего школьного возраста:


Год обучения

Количество часов в неделю

Время проведения занятия

Объём учебных часов в год

1

4

35-45 минут

144

2

4

45 минут

144

3

6

45 минут

216

4

6

45 минут

216

5

6

45 минут

216

6

6

45 минут

216

7

6

45 минут

216

8

6

45 минут

216


В зависимости от индивидуальных возможностей и интересов детей, уровня усвоения знаний, материально-технического оснащения и др., количество учебных часов, отведенное на изучение той или иной темы по каждому из разделов программы, может варьироваться с сохранением общего количества часов на учебный год.

Основные формы занятий: беседа, компьютерное тестирование, игра (турнирная практика).

Для осуществления дифференцированного подхода к обучению учащихся, с целью осуществления проектно-исследовательской деятельности следует предусмотреть по 2 индивидуальных часа в неделю.

Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).

Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат и отработку навыков игры. Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики. Для проверки усвоения знаний, умений и навыков в конце каждого раздела программы предусмотрены тесты и упражнения для закрепления знаний, а также контрольные занятия по итогам обучения в полугодии, учебном году.

^ Ожидаемые результаты и способы их проверки, формы подведения итогов реализации программы.

Программа направлена на формирование и развитие специальных и социально-значимых умений, формирующих модель выпускника, владеющего определёнными компетенциями, что обеспечивает ее соответствие ключевым целям современного образования и приоритетным задачам образовательной программы учреждения:



Ключевые компетенции выпускника

Показатели его компетентности

Коммуникативная

знания, навыки и опыт в области взаимодействия с людьми, а также способы и формы такого взаимодействия

владение способами адекватного взаимодействия со старшими и сверстниками в разнообразных жизненных ситуациях

Информационно-познавательная

  • общеучебные навыки;

  • самостоятельная информационно-познавательная деятельность

  • сформированность познавательной потребности и способности самостоятельно находить пути и способы её удовлетворения;

  • способность ориентироваться в информационном потоке на уровне удовлетворения своих учебных и спортивных задач

Социокультурная

  • область семейно-бытовых проблем и ситуаций;

  • область социальных норм и правил поведения;

  • опыт и навыки социальной активности

  • приоритет активных форм досуга и социальной жизни;

  • сформированность уважения к правилам и нормам общественной жизни;

  • повышенный уровень компетентности в решении бытовых проблем и ситуаций, связанных с будущей деятельностью

Специально-предметная

  • опыт и навыки турнирной практики;

  • достижение спортивных результатов;

  • владение теорией и практикой игры в шахматы

  • постоянное участие в турнирах различного уровня;

  • целенаправленное повышение рейтинга шахматиста и повышение разрядов;

  • оказание практической помощи начинающим шахматистам


К концу обучения выпускник должен получить первый разряд по шахматам. Всё это, несомненно, должно помочь обучающемуся утвердиться в своих глазах и среди окружающих, почувствовать причастность к миру взрослых и в идеале (к совершеннолетию) социализироваться в обществе.

Программа предполагает получение конкретных знаний в области теории и практики шахматной игры, выработки определенных умений и навыков шахматной борьбы после прохождения каждого уровня обучения.

С целью определения результативности программы необходимо использовать следующие формы контроля:

  1. Анализ практической деятельности в конце каждого учебного занятия.

  2. Проведение тестирования и контрольных упражнений по теме (разделу программы).

  3. Проведение конкурсов по решению шахматных этюдов, задач, комбинаций.

  4. Педагогическое наблюдение, которое проводится в течение всего периода обучения. Педагог наблюдает за изменениями в личности обучающегося, корректирует свой учебно-воспитательный процесс, дает рекомендации родителям.

  5. Анкетирование. Выявляются интересы и мотивации, уровень сформированности эмоционально-волевой сферы обучающихся, уровень воспитанности на начало и конец учебного года.

  6. Анализ турнирной практики (соревнования различного уровня), выполнение спортивных разрядов (3-1 разряды).

  7. Мониторинг рейтинговой оценки результатов обучающихся на сентябрь, декабрь, апрель месяцы текущего года.





Похожие:

1. пояснительная записка 3 > пояснительная записка iconОсновная образовательная программа содержит следующие разделы: пояснительная записка
Пояснительная записка к Основной образовательной программе начального общего образования
1. пояснительная записка 3 > пояснительная записка iconРабочая программа основного общего образования по математике 6 класс. Пояснительная записка
Рабочая программа для 6 класса разработана учителем математики Т. В. Струковой пояснительная записка
1. пояснительная записка 3 > пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу...
Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709...
1. пояснительная записка 3 > пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка составлена на основе программы
Программно-методические материалы. Примерные программы начального общего и основного общего образования. Региональный компонент....
1. пояснительная записка 3 > пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка включает введение, исходные...
Проект молниезащиты зданий и сооружений постоянных мест хранения (стоянок) включает: пояснительную записку, рабочие чертежи конструкции...
1. пояснительная записка 3 > пояснительная записка iconПояснительная записка стр. 3 Заседание семейного клуба (разработка...
А словосочетание «здоровая семья» зачастую воспринимается в узком смысле слова «здоровье», то есть это та семья, где все её представители...
1. пояснительная записка 3 > пояснительная записка icon2011г. Введение
Пояснительная записка
1. пояснительная записка 3 > пояснительная записка iconПояснительная записка
Общие положения
1. пояснительная записка 3 > пояснительная записка iconПрограмма по литературному чтению пояснительная записка

1. пояснительная записка 3 > пояснительная записка iconПрограмма по литературному чтению пояснительная записка

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница