Программа развития гоу «Вологодский многопрофильный лицей»




НазваниеПрограмма развития гоу «Вологодский многопрофильный лицей»
страница1/3
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3
Программа развития ГОУ «Вологодский многопрофильный лицей»

на 2005/2006 – 2009/2010 учебные годы

«Оптимизация условий для максимального развития интеллектуальных и творческих способностей одаренных детей и их последующей успешной социализации»


  1. Историческая справка об учебном заведении.

Государственное образовательное учреждение «Вологодский многопрофильный лицей» было создано в июле 2003 года на базе двух учебных заведений: Вологодского естественно-математического лицея и гуманитарно-эстетической гимназии «Гармония». Учредитель – Департамент образования Вологодской области. Цель создания данного учебного заведения – организация его деятельности как центра по работе с одаренными детьми Вологодской области, создание условий для выявления и развития творческих и исследовательских способностей учащихся, пополнение интеллектуального потенциала области. На 2005-2006 учебный год в лицее обучается 480 человек с 1 по 11 класс. Набор учащихся осуществляется на конкурсной основе на дошкольное отделение и в пятый класс; воспитанниками лицея могут стать учащиеся города и области.

В лицее создано дошкольное подготовительное отделение, где обучаются дети 5-6 лет. Главная его цель – создать необходимые условия для развития интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей детей и подготовить их к обучению в ВМЛ. Начальная школа занимается по программам четырехлетнего обучения в русле развивающей системы Л.В. Занкова. Средняя наполняемость классов – 20 человек.

На базе основной и старшей школ сформировано два отделения: естественнонаучное и гуманитарное, с профильным изучением таких предметов, как физика, химия, математика, литература, история, русский язык, иностранный язык. Средняя наполняемость классов – 18-20 человек.

В Вологодском многопрофильном лицее сформирован сильный педагогический коллектив: более 70% преподавателей имеют высшую и первую квалификационную категории, 12% педагогов являются кандидатами наук.

Для диагностики и мониторинга учебно-воспитательного процесса в лицее создан информационно-аналитический центр, основным направлением деятельности которого является систематический контроль за качеством образовательного процесса, объективностью подготовки и проведения итоговой аттестации. Помимо названного центра в учреждении организована работа еще двух структурных подразделений. Одно из них – центр психолого-медико-социального сопровождения, чья работа направлена на создание условий для успешного обучения и развития ребенка в лицее. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития в процессе обучения – обязательный компонент психологического сопровождения ученика. Для каждой параллели классов подобраны соответствующие возрасту методики диагностики познавательной, мотивационной, эмоционально-личностной сфер, особенностей социальной структуры и взаимоотношений в классе. На старшей ступени используются профориентационные методики. Другой компонент психологического сопровождения – создание социально-психологических условий для развития учащихся и их успешного обучения. Для учителей и воспитателей разрабатываются рекомендации по определению условий благоприятного обучения ребенка, для учащихся проводятся занятия по развитию интеллектуальных функций, профессиональной ориентации, тренинги общения и др.

В задачу следующего структурного подразделения – центра дистанционного обучения – входит организация работы с одаренными детьми из районов Вологодской области. Работа идет по двум направлениям: проведение систематического дистанционного обучения по ряду предметов школьной программы на расширенном и углубленном уровне и организация заочных олимпиад. В 2004-2005 учебном году проводилась Ш заочная олимпиада по десяти предметам. В ней приняли участие 464 школьника из 22 районов области, из г. Вологды и г. Череповца. Ученики заочной школы и призеры заочных олимпиад имеют возможность принять участие в очной открытой олимпиаде лицея, проводимой в весенние каникулы.

Воспитательный процесс в лицее базируется на принципах личностного подхода. Основное кредо воспитывающей деятельности – «Учебный процесс – основа воздействия на ученика». В лицее создан коллектив освобожденных классных воспитателей, учрежден годовой календарь праздников, комплекс традиций и ритуалов. Важную роль играет система дополнительного образования. В нее входят изостудия, ансамбль бального танца, театр моды, театральная студия «Гармония», вокальный ансамбль «Веснушки», клуб бардовской песни, Евроклуб, секции спортивных игр и лечебной физкультуры.

В летние каникулы на базе лицея формируется учебно-оздоровительный лагерь «Лицеист», который объединяет учащихся со всей области, заинтересованных в изучении математики, физики, информатики, химии, а с 2004 года – гуманитарных наук.

Лицей расположен в двух зданиях: начальная и основная школы –по ул.Ярославской, 12а; старшая школа – ул.Пролетарская, 18. Иногородние учащиеся проживают в благоустроенном общежитии по ул. Тендрякова, 25.

Работа ВМЛ проходит в режиме полного дня с 9 до 17 часов. Учебный день начинается с организационной «десятиминутки», включает уроки, элективные курсы и после обеда и разгрузочных занятий работу факультативов, спортивных секций, индивидуальные занятия.


Директор

Зам. директора по научно-метод. , учебной, воспит. работе, дошкольн. отделению


^ Руководители структурных подразделений

Совет лицея

Информа-ционно-аналити-ческий центр

Центр дистанцион-ного образования

«Малые» педсоветы по параллелям

Центр психолого-медико-социального сопровождения

Научно-методический совет

^ Админист-ративный совет

Ученический актив

Группы консультантов

Органы ученического самоуправления

Советы коллективных творческих дел

2. Структура управления лицеем по реализации программы развития


  1. Внешние связи учреждения




  1. Характеристика социального заказа на образовательные услуги.

Заказчики

Сущность социального заказа

Государство

Освоение образовательных программ в полном объеме, обучение и воспитание школьников в интересах общества и государства

Общество

Формирование интеллектуального потенциала общества, творчески активной, культурной личности

Область

Формирование городской интеллектуальной элиты, молодых людей, способных играть важную роль в общественной, экономической, научной, политической, культурной жизни города, области, России

Вузы

Подготовка абитуриентов, способных осваивать программы как областных, так и ведущих вузов страны, обладающих основными навыками научно-исследовательской работы

Ученики

Предоставление качественного образования, достаточного для реализации учебно-профессиональных запросов учеников, формирование способности адаптироваться к жизни в современном обществе

Родители

Получение детьми качественного элитного образования, создание условий для их профессионального самоопределения

Педагоги

Создание условий для реализации образовательных программ повышенного уровня

Администрация

Создание условий для реализации социального заказа




  1. ^ Миссия учреждения, его задачи, стратегия обучения одаренных детей.


ГОУ «Вологодский многопрофильный лицей» является центром по работе с одаренными учащимися Вологодской области. Миссия учреждения - выявление и наиболее полное развитие природных данных одаренных детей, создание условий для удовлетворения их учебных потребностей и интересов, формирование целостной личности, обладающей богатым духовным миром, владеющей современными формами общения, эффективными способами освоения новой информации, готовой принимать ответственные решения в собственной жизни, жизни города, области, страны.

Полноценное развитие способностей одаренных детей требует определения четких критериев одаренности, выявления этих детей и создания для них соответствующей среды обучения и воспитания. Для выработки стратегических направлений работы с одаренными учащимися педагогами лицея изучены работы российских и зарубежных ученых, внесших огромный вклад в развитие теории одаренности:

- в изучение фундаментальных проблем структуры и природы способностей, условий их развития – труды Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, В.А. Крутецкого, Б.М. Теплова;

- в разработку важных методологических вопросов, связанных с целостным подходом к проблеме одаренности, учетом ее личностных составляющих, - труды А.К. Байметова, Д.Б. Богоявленской, Н.С. Лейтеса;

- в развитие теории и практики работы с одаренными детьми в России – труды А.М. Матюшкина, Г.Л. Бардиер, И.М. Никольской, Л.В. Поповой, Э.А. Голубевой и др.;

- в разработку средств для измерения интеллекта – труды А. Бине, Дж. Гилфорда, Ж. Пиаже, Л. Торндайка;

- в выявление и анализ типичных трудностей одаренных детей в семье и в школе – труды С. Ладжоула, С. Майлза, С. Марлэнда и др.

Под одаренностью понимается высокий уровень умственных способностей (интеллекта) индивида, позволяющий ему достигать значительных результатов в каких-либо областях деятельности. В своей работе педагогический коллектив лицея опирается на следующее представление об одаренности:

- в основе всех видов одаренности лежит высокий уровень общих умственных способностей;

- основные элементы одаренности – высокий уровень интеллекта и креативность, развитие которых обеспечивается наличием таких внутренних условий, как активность и саморегуляция;

- основой развития одаренности являются генотипические свойства

индивида, но факторы среды не менее важны, так как являются внешними условиями реализации интеллектуального потенциала;

  • в настоящее время наука располагает надежными измерительными средствами для диагностики одаренности.

Необходимость создания образовательной среды для одаренных детей диктуется не только социально-экономической ситуацией в стране, это является и условием реализации гуманистического подхода к воспитанию подрастающего поколения. Современные образовательные школы могут удовлетворять потребности большинства детей с нормальным умственным, социальным и физическим развитием. В отношении наиболее талантливых детей школы располагают и меньшими средствами, и меньшими обязательствами по созданию оптимальных учебных условий. Создание школ для одаренных детей с соответствующим их познавательным потребностям уровнем обучения, каковой является ГОУ ВМЛ, есть способ реализации в образовании личностно-ориентированного подхода по отношению к данным детям. Лицей целенаправленно готовит учащихся к поступлению в высшие учебные заведения страны и дает универсальную подготовку для научной деятельности. Обучение в ВМЛ характеризуется сложными программами, новыми предметами, близкой к вузовской системой обучения, высококвалифицированными педагогическими и научными кадрами, серьезной технической базой, высокими требованиями к учащимся.

Основываясь на представлении об одаренности и личности одаренного ребенка, Учреждение осуществляет свою миссию через решение следующих задач:

  • формирование интеллектуального потенциала общества через выявление одаренных детей в области естественно-математических и гуманитарных наук;

  • создание максимально благоприятных условий для комплексного развития их личности;

  • предоставление учащимся оптимальных возможностей для получения начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, с обязательным базовым компонентом государственного образовательного стандарта и для профильного образования по предметам естественно-математического цикла (физике, химии, математике), гуманитарного цикла (литературе, русскому языку, иностранному языку, истории), овладению первоначальными навыками научной работы;

  • создание условий для удовлетворения и развития интересов и способностей учащихся (прежде всего в области естественно-математических и гуманитарных наук) и самореализации их личности;

  • ранняя профилизация и профориентация, направленные на подготовку обучающихся к поступлению в ведущие высшие учебные заведения математической, естественнонаучной, гуманитарной и смежной с ними направленности.

Ведущим компонентом одаренности является мотивационный. Познавательная потребность одаренной личности отличается силой, устойчивостью и действенностью. Именно благодаря высокому уровню мотивации одаренная личность добивается более значительных результатов, чем другая личность, имеющая порой более высокий уровень способностей. Но мотивация одаренных учащихся может находиться в неявном или слаборазвитом виде из-за неблагоприятных для формирования данного компонента социально-педагогических условий, поэтому одним из направлений психолого-педагогической деятельности работников Учреждения является выявление уровня и развитие учебно-познавательных потребностей одаренных учащихся.

^ 6. Итоги проблемно-ориентированного анализа учебно-воспитательного процесса за 2003-2004 и 2004-2005 учебные годы.

Проблемно-ориентированный анализ является двояконаправленным: он ориентируется, во-первых, на социальный заказ, во-вторых, на «модель выпускника» как желаемый результат учебно-воспитательного процесса. В ходе анализа были выявлены следующие ключевые направления: уровень обученности учеников, развитие их интеллектуальной сферы, уровень воспитанности и состояния здоровья учеников.

    1. Анализ уровня обученности показал, что на первой и третьей ступени образования результаты достаточно высокие. В начальной школе за последние два года при 100%-ой успеваемости качество обученности составило соответственно 95% и 96%. В старшей школе 82% в 2004 году и 89% в 2005. Результаты ЕГЭ в старшей школе за последние два года следующие:




Итоги поступления в высшие учебные заведения в 2004-2005 учебном году (это 98% от всех выпускников) показали высокий уровень подготовки лицеистов к продолжению образования. Приоритетными для наших выпускников вузами становятся МГУ, ЛГУ, МФТИ, ЛЭТИ, педагогический университет им. Герцена в г. Санкт - Петербурге, Московский химико-технологический институт, все государственные областные ВУЗы, преимущественно ВГПУ, ВоГТУ, и др.

Анализ уровня обученности в основной школе показал относительно низкие результаты по сравнению с I и III ступенями.

Общее снижение успеваемости связано с объективными причинами: более высокими, чем в начальной школе, требованиями, предъявляемыми к качеству знаний в основной школе, психолого-педагогическими особенностями школьников данного возраста, резким усложнением программ по сравнению с начальной школой, увеличением количества предметов и т.д. Но есть и субъективные причины снижения общей успеваемости и успеваемости по непрофильным предметам в профильных классах.

Одной из причин снижения успеваемости учеников основной школы является невысокий уровень организации учебного труда у ряда учеников, отсутствие единой для всех предметов системы выработки общеучебных умений и навыков.

Путь решения проблемы – создание внутрилицейской системы формирования общеучебных умений и навыков; усиление внимания к организации учебной деятельности на уроке; разработка системы рекомендаций по организации учебной деятельности дома.

Причина более низкой успеваемости по математике и физике в непрофильных классах кроется в стандартных технологиях урока, невысоком уровне дифференциации и индивидуализации обучения, низкой мотивации учителей данных предметов, их незаинтересованности в достижении высоких результатов, что является общей проблемой преподавания непрофильных предметов в профильных классах.

Решение данной проблемы администрация видит в следующем:

  • усилении научно-методической подготовки учителей (знакомстве с разнообразными технологиями уроков, приемами дифференцированной и индивидуальной работы в классе),

  • индивидуальной методической помощи,

  • усилении контроля за качеством урока,

  • расширении системы стимулирования педагогического персонала, решении кадровых вопросов.




    1. Вторым показателем проблемно-ориентированного анализа стало развитие интеллектуальной сферы учеников, успешность их выступления на конкурсах, конференциях, олимпиадах разного уровня. Мировой педагогический опыт показывает, что внедрение системы развивающего обучения дает результат, несравнимо более высокий, чем традиционная школа. Ориентация обучения на развитие ученика позволяет достигнуть достаточно высоких результатов. Данные психологической службы ВМЛ показывают, что при создании необходимых условий происходит оптимизация интеллектуальной сферы ученика. Например, показатели общего уровня интеллектуального развития учеников 8-а класса (исследования проводились в 2005 году) улучшились у 4 человек из 18, по сравнению с исследованиями 2003 года: от «среднего уровня» к уровню «выше среднего». Снижение интеллектуального уровня не зафиксировано.

Ярче всего интеллектуальные способности учеников проявляются в творческой деятельности и решении учебных задач повышенной сложности.

Большинство учеников лицея занимаются научно-исследовательской работой. Лицеисты – активные участники областной научно-практической конференции «Мир через культуру»; в 2004-2005 учебном году 2 доклада были отмечены грамотами Российской конференции учащихся «Юность. Наука. Культура» в г. Обнинске, 6 учащихся стали лауреатами; также в 2005 году 7 лицеистов стали лауреатами Российского открытого конкурса исследовательских и творческих работ, а на Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов «Молодые исследователи - регионам» грамотами за высокое качество исследовательских работ награждены 6 учеников ВМЛ.

Высокие результаты достигнуты на различных турах Российских и международных олимпиад.

Большое внимание в ВМЛ уделяется подготовке лицеистов к участию в предметных Всероссийских олимпиадах школьников. Сложившаяся в лицее система олимпиадной подготовки позволяет выявить учащихся, наиболее одаренных в той или иной предметной области, существенно повысить уровень их знаний. В 2002-2003 учебном году лицейская олимпиада ВГЕМЛ по таким предметам, как математика, химия и физика, Положением об областной олимпиаде школьников приравнивалась по статусу к III региональному (областному) этапу олимпиады, победители которого наравне с победителями областного этапа участвовали в Федеральном этапе олимпиады. В лицейской олимпиаде по математике, химии и физике участвуют, как правило, все учащиеся лицея с 7 по 11 класс, проучившиеся в лицее не меньше года.

В 2003-2004 и 2004-2005 учебном году, после объединения ВГЕМЛ и МОУ «Гармония» и их реорганизации в ГОУ ВМЛ, лицейская олимпиада по математике, химии и физике Положением об областной олимпиаде школьников, так же, как и 2002-2003 учебном году, приравнивалась по статусу к III региональному (областному) этапу олимпиады. По предметам литература, история и иностранный язык лицейская олимпиада ВМЛ приравнивалась этим же Положением к II муниципальному этапу. В ней участвовали учащиеся обоих отделений лицея.

В лицейских олимпиадах ВМЛ участвуют практически все ученики. Многие из них выступают в олимпиаде по нескольким предметам и добиваются высоких результатов. Так, Рябков Олег в 2003-2004 учебном году, кроме того что являлся победителем лицейских олимпиад, был награжден пятью дипломами победителя олимпиад (физика, информатика, программирование), четыре из них по статусу - выше региональных. Такой же результат имел в 2004-2005 учебном году Коротаев Александр (химия, информатика, программирование). В 2005-2006 году он уже награжден 5 дипломами разных степеней победителя олимпиад (химия, математика, программирование). Многие лицеисты в течение учебного года становятся обладателями 2-3 дипломов олимпиад разного уровня. Лицеисты достойно представляют Вологодскую область на олимпиадах Российского и международного уровня. Ежегодно они завоевывают более половины всех дипломов, которыми награждаются школьники Вологодской области на Федеральном окружном этапе олимпиад по физике, химии, математике и информатике.

Гордостью лицея являются его ученики, награжденные медалями на Международных олимпиадах: Евгений Лисицкий (Бронзовая медаль на 30 Международной олимпиаде по химии, Мельбурн, 1998 г.), Сергей Жук (Бронзовая медаль на 31 Международной олимпиаде по физике, Лондон, 2000 г.), Григорий Речистов (Серебряная медаль на 35 Международной олимпиаде по физике, Сеул, 2004 г.) и Алексей Зейфман (Золотая медаль, абсолютный победитель Международных олимпиад по химии, Киль, 2004 г. и Тайвань, 2005 г.).

В приложении № 1 приводятся фамилии и имена лицеистов - победителей Всероссийских предметных олимпиад, начиная с олимпиад Федерального окружного этапа.

Достаточно успешно выступили лицеисты на областном этапе Российской олимпиады и в 2005-2006 учебном году: Налепков А.(9 кл. – русский язык), Новожилов И. (8кл. – математика), Палатова Е. (10кл. – биология), Налимова Ю. (10 кл. – литература), Коротаев А. (10 кл. – химия), Толстов И. (9 кл. – физика), Чивилин А. (10 кл. – физика), Первунинский И. (11 кл. – физика) стали победителями и участниками Российского тура олимпиады. Еще 32 лицеиста стали дипломантами или обладателями почетных грамот жюри областной олимпиады по разным предметам.

Однако можно выделить и ряд проблем: относительно неудачное выступление на последних областных олимпиадах команды по математике, сложности при подготовке экспериментальной части задач по физике в связи с отсутствием хорошо оснащённой лаборатории, проблемы с выбором профиля у учеников гуманитарного отделения, проблемы организации учебного процесса учеников – активных участников олимпиад.

Как обеспечить стабильность высоких результатов выступлений на различных конкурсах и олимпиадах? Пути решения данной проблемы администрация видит в следующем:

  • совершенствование учебных программ, в частности по математике, для повышения уровня общей подготовки учеников по предмету;

  • совершенствование системы индивидуальных занятий, направленных на углубленное изучение предметов и решение задач повышенного творческого уровня;

  • переход на индивидуальные образовательные маршруты обучения на III ступени лицеистов, участвующих в олимпиадах разного уровня и потому «выпадающих» из общего образовательного процесса;

  • более ранняя профилизация учеников гуманитарного отделения, выявление одаренных учеников на ранней стадии обучения;

  • совершенствование материально-технической базы лицея, а на ее основе современных лабораторий для изучения предметов естественнонаучного цикла и специализированного кабинета для изучения гуманитарных наук;

  • привлечение специалистов высшей школы для подготовки участников олимпиад Российского уровня;

  • планирование целенаправленной психолого-воспитательной работы по формированию у лицеистов позитивной «Я – концепции», устойчивой адекватной самооценки, уверенности в себе.




    1. Анализ результатов воспитательной работы показал, что в целом в лицее создан мобильный преподавательско-ученический коллектив. В лицее формируется гуманистическая воспитательная система, создающая условия развития личности на любом возрастном этапе с 1 по 11 класс.

Программа воспитания разрабатывалась в соответствии с важнейшими принципами государственной политики в области образования, приоритетами которой являются «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, свободного развития личности (Закон РФ «Об образовании», ст.2.1)». При создании программы учитывались особенности нынешнего этапа развития учебного заведения, его педагогические принципы и ценности, а также то, что одним из педагогических условий адаптации лицеистов к повышенным учебным требованиям является создание системы воспитательных воздействий, способствующей оптимизации «Я - концепции» учащихся, формированию зрелой, творческой личности.

Воспитательный процесс осуществляется через учебную и воспитательную работу и базируется на принципах личностного подхода, гуманизации межличностных отношений, организации жизнедеятельности учащихся как основы воспитания. Основное кредо воспитательной работы лицея – человек формируется в деятельности и деятельностью. Учебная деятельность должна стать предметом всеобщего уважения и уже сама по себе оказывать огромное воспитательное воздействие. Решая проблему формирования воспитательной системы, администрация лицея строит работу на воспитании человека посредством культуры и знаний. Этим обуславливается выбор системообразующих видов деятельности: познавательная, клубная, оздоровительная.

Воспитательная система лицея сегодня – это коллектив освобожденных воспитателей, социально-психологическая служба, система дополнительного образования (около 20 творческих коллективов, секций, кружков).

Воспитатели уделяют большое внимание оказанию плановой и оперативной помощи учащимся в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным обучением, общением, жизненным и профессиональным самоопределением. Осуществление воспитательных задач происходит через различные формы деятельности учащихся. Выбор форм и методов определяется конкретными задачами, которые ставит педагог перед собой и ребенком. Основой работы являются современные программы и методики Н. Щурковой, Л.Маленковой, Г. Селевко и др. В перспективе большее внимание следует уделить формированию профессиональных интересов учащихся.

Большое значение в формировании и развитии воспитательной системы в лицее придается созданию образа лицея, выработка традиций и ритуалов.

В лицее есть гимн, значок, главный праздник – День лицеиста, складывается годовой календарь праздников, который включает в себя государственные и общелицейские, международные дни ООН и ЮНЕСКО, дни воинской славы России. При выборе годовых дел основной акцент делается на многопрофильности, разнообразии, учете индивидуальных потребностей и интересов детей, педагогов, родителей.

Процесс развития воспитательной системы – это движение от разрозненных действий к целому саморегулирующему воспитывающему социальному организму. Главным субъектом является разновозрастной единый коллектив.

К сожалению, за минувший период не удалось создать единого ученического коллектива, есть деление на «своих» и «чужих», неприятие другого. Встречаются неприязненные межличностные отношения. Тем не менее педагогический, особенно воспитательский, коллектив сумел добиться определенных результатов. Был создан Совет старшеклассников, куда вошли лицеисты обоих отделений. Совет включился в организацию совместных творческих дел. Проведение праздников, спортивных мероприятий, поездки и экскурсии, совместные занятия в творческих коллективах помогли наиболее активной части учащихся повернуться «лицом друг к другу». Совету старшеклассников пока не хватает активности и авторитета, возможно, эта проблема постепенно будет решаться по мере единения коллектива учащихся. Большое значение в установлении позитивных отношений имел совместный отдых в лагере «Математик»: у ребят появились общие впечатления и воспоминания, во время летнего отдыха они сдружились, что способствовало более успешному началу нового учебного года. Эти отношения продолжают укрепляться.

Каждый класс сохраняет свою индивидуальность, при этом участвует в жизни лицея. Создание единого ученического коллектива, установление дружеских, доброжелательных отношений – самая главная задача формирования и развития воспитательной системы лицея.

Коллектив стремится сделать все возможное, чтобы лицей стал для детей вторым домом, территорией добра, творчества, уважения прав.

Исследования, проведенные психологическим центром лицея в 2004-2005 учебном году, показали, что наиболее развиты у учеников гуманистические ценности: семьи, труда, знаний, здорового образа жизни, свободы. Более проблемно развитие следующих ценностей: «самопринятия», т.е. самооценки личности, особенно в подростковом возрасте, где заниженная самооценка наблюдается почти у трети учеников; экологических и культурных ценностей.

Перспективы развития воспитательной системы:

  • усиление интеграции с дидактической системой;

  • поиск новых форм работы с детьми и педагогическим коллективом;

  • усиление воспитательного потенциала урока;

  • развитие ученического самоуправления;

  • через учебную, воспитательную деятельность и работу с родителями формирование у учащихся позитивной «Я – концепции».

    1. Высокое качество учебно-воспитательного процесса невозможно, если ученики по состоянию здоровья будут не в силах освоить программы повышенного уровня, поэтому здоровье учеников – важнейшая составляющая успеха любого учебного заведения. Современная статистика состояния здоровья школьников плачевна. Особенно остро данная проблема стоит в учреждениях, подобных нашему. В лицее накоплен немалый положительный опыт по сохранению и корректировке здоровья учеников в ходе учебно-воспитательного процесса. Так например, большое внимание уделяется профилактике наиболее частых заболеваний лицеистов: нарушений зрения и осанки. Разработан график, указывающий, в каком классе и на каком уроке должны проводиться физкультурные паузы, направленные на укрепление зрения, осанки, снятие усталости и т.д. Подобрано несколько вариантов комплексов упражнений, обучены дети, ответственные за проведение физкультурных пауз. К сожалению, стопроцентной реализации данных мероприятий добиться пока не удалось. Профилактика ОРВИ и гриппа ведется с помощью приема витаминов и продуктов, содержащих фитонциды. Ученики с нарушением осанки приглашаются на занятия лечебной физкультурой и лечебно-профилактический массаж. Дети с признаками ОРВИ получают физиотерапевтические процедуры непосредственно в медицинском кабинете лицея. Системно проводимая работа по сохранению и укреплению здоровья детей дает свои результаты: например, процент детей с заболеванием опорно-двигательного аппарата в 11-л классе уменьшился до 6% по сравнению с 69% в 5 классе (в 2000 году), а миопией – до 38% по сравнению с 69% в 5 классе.

И все же проблема здоровья стоит достаточно остро. И хотя 100%-е ее решение в современных условиях невозможно (слишком много факторов, помимо учебы в лицее, оказывает влияние на здоровье ребенка), администрация наметила ряд шагов, направленных на сохранение и улучшение здоровья детей:

  • продолжить работу по составлению режима учебных занятий, оптимального для здоровья учащихся и выполнения учебных программ;

  • шире использовать на уроках здоровьесберегающие технологии обучения, регулярно проводить физкультминутки на уроках;

  • на уроках физкультуры создавать положительную мотивацию к занятиям спортом;

  • усилить внимание в структуре воспитательной работы к формированию у учащихся потребности в здоровом образе жизни;

  • активизировать работу с родителями по вопросам ведения здорового образа жизни.
  1   2   3

Похожие:

Программа развития гоу «Вологодский многопрофильный лицей» iconДанные об авторе Автор(ы): Андреева Лидия Васильевна Место работы,...
Моу ишеевский многопрофильный общеобразовательный лицей имени Н. К. Джорджадзе, учитель химии
Программа развития гоу «Вологодский многопрофильный лицей» iconПубличный отчёт руководителя муниципального бюджетного общеобразовательного...
Публичный отчёт руководителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №4 «Многопрофильный»
Программа развития гоу «Вологодский многопрофильный лицей» iconРабочая программа по модулю «Вероятность и статистика» учебного курса «Математика» в 5-6
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Краснослободский многопрофильный лицей»
Программа развития гоу «Вологодский многопрофильный лицей» iconМоу «Сунтарский политехнический лицей-интернат» Этапы развития структуры лицея
Ипкро по дуальному образованию и интеграции моу «сптл-и» и гоу спо «Сунтарский колледж»
Программа развития гоу «Вологодский многопрофильный лицей» iconКомплексная программа развития моу «Лицей №2» на 2011 – 2015 гг
Комплексная программа развития моу «Лицей №2» г. Камень-на-Оби Алтайского края на 2011-2015 г г
Программа развития гоу «Вологодский многопрофильный лицей» iconПрограмма развития лицея 2009-2011 г г. Программа информатизации моу «Лицей №3»
Согласно приказу мон кбр №623 от 16. 10. 2007г. Моу «Лицей №3» г. Прохладного имеет статус республиканской экспериментальной площадки...
Программа развития гоу «Вологодский многопрофильный лицей» iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей «Бригантина»
«Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» как вектор развития лицея» (далее Программа)
Программа развития гоу «Вологодский многопрофильный лицей» iconПрограмма развития моу «Химический лицей»
Зарегистрирован Тульским городским отделом народного образования 28 марта 1992 года, регистрационное удостоверение №153 как муниципальное...
Программа развития гоу «Вологодский многопрофильный лицей» iconР. Б. Орлова Целевая комплексная программа развития
Паспорт программы развития муниципального образовательного учреждения «Лицей №7» на 2007–2010 годы
Программа развития гоу «Вологодский многопрофильный лицей» iconПаспорт программы
Программа развития гоу средней общеобразовательной школы «Школа здоровья» №582
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница