Пояснительная записка основные положения




НазваниеПояснительная записка основные положения
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипПояснительная записка

c:\users\гыук\desktop\ccf18122013_00000.jpgПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные положения

Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью.

Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда призван предпрофильный курс «Твоя профессиональная карьера». Это помогает им соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, в непосредственной профессиональной деятельности. Программа курса осуществляется за счет часов, отводимых на трудовое обучение.

^ Цели курса:

актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;

развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

^ Задачи курса:

повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;

сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров/

В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры. Кроме того, по всем темам курса проводятся практические работы. Изучение отдельных разделов курса предусматривает экскурсии на различные предприятия, в учреждения, учебные заведения.

Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.

Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений. Проводимые одновременно с изучением курса профессиональные пробы дают им возможность углубить и закрепить полученные знания и умения. Школьники приобретают практический опыт работы по конкретной профессии и на основании этого определяют путь дальнейшего профессионального обучения.

Большое значение имеют профессиональные пробы учащихся. Профессиональная проба — это завершенный вид учебно-трудовой, познавательной деятельности учащихся, имеющей профессиональную направленность.

Основные задачи программ профессиональных проб — ознакомление учащихся с группой родственных или смежных профессий, содержанием, характером и условиями труда рабочих (инженеров) различных отраслей народного хозяйства; формирование допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы в конкретной профессиональной деятельности, оказание школьникам помощи в профессиональном самоопределении. В процессе профессиональных проб развивается интерес к конкретной профессиональной деятельности, проверяется готовность к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии.

^ Примерный перечень формируемых знаний и умений

Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.

^ Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда

^ Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

^ Календарно-тематическое планирование

п\п

Тема занятия

Количество часов

^ Дата проведения

Характеристика основных видов деятельности учащихся

по плану

фактическая

1

Вводное занятие

1

3.09




Познакомиться с дневником выбора профессии, составлять словарь профессий, обобщать знания о сферах профессиональной деятельности человека, оценивать уровень своего творческого потенциала

2

Многообразие мира профессий

1

10.09




3

Представление о себе и проблема выбора профессии

1

17.09




4

Путешествие по морям профессий

1

24.09




5

Определение уровня творческого потенциала учащихся

1

1.10




6

«Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо»)

1

8.10




Обсуждать профессиональные интересы, ознакомиться с описаниями профессий, оценивать свои индивидуальные особенности, определять в деятельности каких профессионалов преобладает труд сложный, простой, умственный, физический

7

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

1

22.10




8

 Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»)

1

29.10




9

Социальные проблемы труда («надо»)

1

5.11




10

Классификация профессий

1

12.11




Составлять формулы профессий, характеризовать профессии по общим признакам профессиональной деятельности, анализировать особенности поведения людей, имеющие разные типы темперамента в конкретных ситуациях, характеризовать профессии типа «Человек-человек», «Человек-природа», «Человек- знаковая система», «Человек- художественный образ», «Человек-техника»

11

Азбука профессий

1

19.11




12

Темперамент в профессиональном становлении личности

1

26.11




13

Волевые качества личности

1

3.12




14

Профессии типа «Человек-человек»

1

10.12




15

Профессии типа «Человек-человек»

1

17.12




16

Профессии типа «Человек-природа»

1

24.12




17

Профессии типа «Человек-природа»

1

14.01




18

Профессии типа «Человек- знаковая система»

1

21.01




19

Профессии типа «Человек- знаковая система»

1

28.01




20

Профессии типа «Человек – художественный образ»

1

4.02




21

Профессии типа «Человек – художественный образ»

1

11.02




22

Профессии типа «Человек - техника»

1

18.02




23

Профессии типа «Человек - техника»

1

25.02




24

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда

1

4.03




Выявлять объемы кратковременной слуховой и долговременной словесной памяти, анализировать эффективность механического и смыслового запоминания

25

Самооценка, её роль в жизни

1

11.03




26

Человек в новых социально-экономических условиях

1

18.03




Решать экологические проблемы, прогнозировать состояние рынков рабочей силы, определять изменения состава профессий организации

27

Современный рынок труда и его требования к профессионалу

1

25.03




28

Имидж и этикет современного делового человека

1

1.04




Формировать имидж организации

29

Понятие о дресс-коде

1

8.04




30

Резюме, правила составления

1

15.04




Составлять резюме и сопроводительное письмо к нему,

31

Собеседование. Как к нему подготовиться.

1

22.04




32

Оценка способности школьников к выбору профессии

1

29.04




Определять способности школьников к выбору профессии

33

Моя профессиональная карьера

1

6.05




Составлять свой профессиональный план и анализировать его

34

Профконсультационные услуги

1

13.05





^ Программа теоретических занятий


  1. Вводное занятие — 1 ч.

 Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессий. Дневник выбора профессии как форма фиксации данных по курсу «Твоя профессиональная карьера».

Практическая работа. Знакомство с дневником выбора профессии.

  1. ^ Многообразие мира профессий — 1 ч.

Труд в жизни человека и общества.

Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение.

Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности

Практическая работа. Составление словаря профессий.

  1. ^ Представление о себе и проблема выбора профессии — 1 ч.

«Образ „Я“» как система представлений о себе. Структура «образа „Я“» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).

Диагностические процедуры. Методика «Кто я?».

Развивающие процедуры. Методика «Произвольное самоописание» (с учетом модификации «я» в глазах другого); методика самооценки (соотношение «реального» и «идеального „я“»).

  1. ^ Путешествие по морям профессий – 1 ч.

Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о мире профессионального труда.

Задачи: обобщение знаний учащихся о сферах профессиональной деятельности человека;

формирование осознанных представлений о мире труда;

воспитание уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.

  1. ^ Определение уровня творческого потенциала учащихся. -1 ч.

Определение границ любознательности, слуховой и зрительной памяти, умение абстрагироваться и сосредоточиваться.

Тест позволяет оценить уровень вашего творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения.

  1. «Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо») — 1 ч.

«Хочу» — склонности, желания, интересы личности; «могу» — человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» — потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.

Общее понятие о профессии, специальности, должности.

Личный профессиональный план.

Практическая работа. Ответы на вопросы: какие три специальности относятся к одной профессии? К какой профессии относятся следующие специальности: хирург, стоматолог, терапевт, невропатолог? Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается перечень профессий).

  1. ^ Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») — 1 ч.

Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов.

Индивидуальные интересы.

Профессиональные намерения.

Диагностические процедуры. Карта интересов; опросник профессиональной готовности

Развивающие процедуры. Актуализация профессиональных интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы.

  1. ^ Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») — 1 ч.

Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии

Диагностические процедуры. Методика самооценки индивидуальных особенностей.

Практическая работа. Знакомство с описаниями профессий.

  1. ^ Социальные проблемы труда («надо») — 1 ч.

    1. Разделение труда

Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций.

Профессионализация. Специализация. Квалификация.

Развивающие процедуры. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?».

    1. Содержание и характер труда .

Цель труда и его результаты. Умственный и физический труд. Характер труда. Культура труда.

Практическая работа. Определить, в деятельности каких профессионалов преобладает труд сложный, простой, умственный, физический (предлагается перечень профессий).

    1. Процесс и условия труда

Современные требования к труду. Предметы и средства труда. Условия труда.

  1. ^ Классификация профессий – 1 ч.

Классификация профессий.

Способы классификации профессий.

Профессии типа «человек — человек», «человек — техника», «человек — природа», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.

Практическая работа. Составление формул профессий.

  1. ^ Азбука профессий – 1 ч.

Основные признаки профессиональной деятельности.

Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда.

Формула профессии. Понятие о профессиограмме.

Практическая работа. Конкурс «Угадай профессию».

  1. ^ Темперамент в профессиональном становлении личности — 1 ч

Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.

Психологические состояния (монотонность, утомление, психическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе.

Диагностические процедуры. Опросник Айзенка.

Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Проявление темперамента в профессиональных ситуациях».

Практическая работа. Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента, в конкретных ситуациях.

  1. ^ Волевые качества личности — 1 ч.

Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли.

Роль воли в процессе принятия профессиональных решений.

Диагностические процедуры. Опросник «Какая у меня воля?».

Практическая работа. Выполнение упражнений по воспитанию воли.

  1. Профессии типа «Человек-человек» - 2 ч.

Профессии типа «Человек-человек»

  1. Профессии типа «Человек-природа» - 2 ч.

Профессии типа «Человек-природа»

  1. Профессии типа «Человек- знаковая система» -2 ч.

Профессии типа «Человек- знаковая система»

  1. Профессии типа «Человек – художественный образ» - 2 ч.

Профессии типа «Человек – художественный образ»

  1. Профессии типа «Человек - техника» - 2 ч.

Профессии типа «Человек - техника»

  1. ^ Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда — 1ч

Способность к запоминанию

Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти.

Диагностические процедуры. Методики «Воспроизведение рядов цифр» (выявление объема кратковременной слуховой памяти); «Ассоциативное воспроизведение содержания понятий» (выявление объема долговременной словесной памяти).

Развивающие процедуры. Сравнительный анализ эффективности механического и смыслового запоминания; психотехнические игры «Бег ассоциаций», «Домино».

Способность быть внимательным

Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания.

Диагностические процедуры. Методики «Перепутанные линии», «Отыскание чисел», «Корректурная проба».

Развивающие процедуры. Психотехнические игры «Муха», «Хромая обезьяна».

  1. ^ Самооценка, ее роль в жизни – 2 ч.

Сформировать у учащихся представления о самооценке, ее важности в различных сферах жизни человека (общение, здоровье, профессиональный выбор).

  1. ^ Человек в новых социально-экономических условиях – 2ч.

Структурная перестройка экономики. Новая индустриализация.

Развитие производственной инфраструктуры. Сфера услуг. Конверсия.

Развитие сельского хозяйства. Земельная реформа. Фермерство.

Экологические проблемы и их решение.

Хозяйственный механизм: экономические рычаги, управление. Разгосударствление экономики. Приватизация. Хозяйственная инициатива. Коммерческий риск. Маркетинг. Менеджмент. Контрактные связи. Малый бизнес. Иностранные инвестиции.

Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Пресс-конференция».

  1. ^ Современный рынок труда и его требования к профессионалу — 1 ч.

Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации, объединения. Кооперация, аренда, индивидуальная трудовая деятельность.

Новый тип организации людей в производственной деятельности в условиях рыночной экономики. Самоокупаемость. Самофинансирование.

Рынок, его функции, структура. Спрос и предложение, методы их регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конкуренция. Конъюнктура рынка. Формирование рыночной инфраструктуры. Развитие предпринимательства.

Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Прогнозирование состояния рынков рабочей силы.

Занятость населения. Безработица.

Перспективы изменения мира профессий в связи с НТП.

Развивающие процедуры. Деловая игра «Малое предприятие».

Практическая работа. Определение изменений состава профессий на одном из предприятий за последние пять лет.

  1. Имидж и этикет современного делового человека – 1 ч.

Имидж сотрудников .Образовательные цели урока - учащиеся должны усвоить следующие знания: 1. Ознакомиться с понятием об имидже и дизайне офиса. 2.Ознакомиться с понятием об этике. 3. Ознакомиться с моделью формирования имиджа организации.

Развивающие цели урока - учащиеся должны развить умения и навыки: 1.Знать об имидже и дизайне офиса. 2. Знать модель формирования имиджа организации

  1. Понятие о дресс-коде – 1 ч.

Дресс-код - это предписанный стиль одежды. Прежде всего, это элемент, влияющий на имидж организации. В зарубежных и крупных российских компаниях правила дресс-кода могут быть прописаны в уставе компании,  либо в трудовых контрактах сотрудников, могут оговариваться при приеме на работу, регулироваться другими внутренними распорядительными документами. Во многих фирмах строгое соблюдение дресс-кода обязательно с понедельника по четверг, а в пятницу позволителен произвольный (в рамках разумного) стиль одежды.

  1. ^ Резюме, правила составления – 1 ч.

Правила составления резюме и сопроводительного письма к нему. Правила отправления резюме.

  1. Собеседование. Как к нему подготовиться – 1 ч.

Сбор информации о компании, в которой вы будете проходить собеседование. Важные для подготовки аспекты. Важные для подготовки аспекты. Вопросы, которые Вам могут задать на собеседовании. О чем можете спросить Вы? Поведение после собеседования

  1. ^ Оценка способности школьников к выбору профессии – 1 ч.

Общие основы оценки способности личности к выбору профессии.

Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности (профессиональных пробах).

Показатель соответствия выбранной профессии склонностям учащегося.

Практическая работа. Определение способности школьников к выбору профессии.

  1. ^ Моя профессиональная карьера — 1 ч.

Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности.

Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.

Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.

Развивающие процедуры. Деловые игры «Биржа труда» (защита профессии), «Профконсультация». Экскурсия в районную службу занятости.

Практическая работа. Анализ личного профессионального плана.

  1. ^ Профконсультационные услуги — 1 ч.

Виды профконсультации. Возможность получения профессиональной и медицинской консультации. Экскурсии в учебные заведения.

^ Рекомендуемая литература

Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8—9 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной

Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. —

Бондарев В. Выбор профессии

Воробьев А. М. Тренинг интеллекта. 

Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов

Дидактические материалы к курсу «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой, А. Я. Журкиной. 

Климов Е. А. Как выбирать профессию? 

Климов Е. А. Введение в психологию труда. 

Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. 

Коломинский Я. Л. Человек — психология. 

Коломинский Я. Л. Беседы о тайнах психики. 

Кабаков В. С., Порховник Ю. М., Зубов И. П. Менеджмент: проблемы, программа, решения. 

Прощицкая Е. Н. Выбирайте профессию. 

Павлютенков Е. М. Кем быть? 

Переход к рынку: концепция и программа. 

Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. 

Г.В.Резапкиной Я и моя профессия.


Похожие:

Пояснительная записка основные положения iconПояснительная записка Основные положения
Основные положения. Курс черчения в школе направлен на формирование и развитие графической культуры учащихся, их мышления и творческих...
Пояснительная записка основные положения iconI. Пояснительная записка: Основные положения Образовательной программы
Российская Федерация, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Культурная, д. 12, корпус 3
Пояснительная записка основные положения iconПояснительная записка Терминологический словарь
Основные положения Модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального...
Пояснительная записка основные положения iconПояснительная записка
Общие положения
Пояснительная записка основные положения iconЗакон о сертификации продукции и услуг. Основные положения. 40. Закон...
Рыночные критерии качества продукции, механизм их действия и сознательного использования
Пояснительная записка основные положения icon1. пояснительная записка 3 > пояснительная записка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Пояснительная записка основные положения iconОсновная образовательная программа содержит следующие разделы: пояснительная записка
Пояснительная записка к Основной образовательной программе начального общего образования
Пояснительная записка основные положения iconПояснительная записка к учебному плану Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Типового положения об общеобразовательном учреждении (утв постановлением Правительства РФ №196 от 19. 03. 2001 г с изменениями от...
Пояснительная записка основные положения iconПояснительная записка 3 Календарно тематическое планирование 6
Рабочая программа по элективному курсу Элементы теории вероятностей, комбинаторики, статистики. Классификация задач и основные способы...
Пояснительная записка основные положения iconРабочая программа основного общего образования по математике 6 класс. Пояснительная записка
Рабочая программа для 6 класса разработана учителем математики Т. В. Струковой пояснительная записка
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница