Методические рекомендации о порядке проведения ревизий и проверок в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и его территориальных фондах Разработчик: инспекция по контролю за исполнением




НазваниеМетодические рекомендации о порядке проведения ревизий и проверок в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и его территориальных фондах Разработчик: инспекция по контролю за исполнением
страница1/4
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4


СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

Аудитор, и.о. Руководителя аппарата Счетной палаты Российской Федерации
______________ Г.Н.Батанов
«___» декабря 2001 года


Методические рекомендации

о порядке проведения ревизий и проверок

в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и его территориальных фондах

Разработчик:

инспекция по контролю за исполнением


бюджетов государственных внебюджетных фондов

МОСКВА - 2001





С О Д Е Р Ж А Н И Е


1. Общие положения 3

2. Порядок подготовки к ревизиям и

проверкам 4

3. Проведение ревизий и проверок 6

3.1. Контроль за исполнением доходных и расходных

статей бюджета Федерального фонда обязательного

медицинского страхования 6

3.2. Организация контроля за задолженностью

финансово–кредитных учреждений 10

3.3. Проведение оценки активов, размещенных в

кредитных организациях 11

3.4. Контроль за осуществлением операций

с ценными бумагами 12

3.5. Контроль за исполнением сметы

расходов на содержание аппарата управления 13

3.6. Контроль кассовых и банковских операций,

наличия денежных средств, расчетов с банками и

другими учреждениями 16

3.7. Контроль за учетом основных средств,

товарно-материальных ценностей и малоценных

и быстроизнашивающихся предметов 20

3.8. Контроль расчетов с подотчетными лицами и

прочими дебиторами и кредиторами 22

3.9. Контроль расчетов по оплате труда 23

3.10. Контроль состояния бухгалтерского учета

и отчетности 24

3.11. Контроль состояния контрольно–ревизионной работы 25

3.12. Контроль исполнения представления (предписания)

Счетной палаты Российской Федерации по итогам

предыдущей ревизии или проверки 26

4. Оформление актов по результатам контрольных

мероприятий 26

5. Оформление результатов контрольных

мероприятий 26

6. Приложение 1 29

7. Приложение 2 33


  1. Общие положения


Методические указания «О порядке проведения ревизий и проверок в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и его территориальных фондах» разработаны в соответствии п. 4.17 Плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2001 год, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», Бюджетным, Налоговым кодексами Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 1 июля 1994 г. № 9-ФЗ), Регламентом Счетной палаты Российской Федерации и другими нормативными актами.

Методические указания о порядке проведения ревизий и проверок в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) и его территориальных фондах предназначены для практического применения при организации и проведении ревизий и проверок исполнения бюджетов Фонда и его территориальных фондов в субъектах Российской Федерации.

Целью методических указаний является установление единых принципов и подходов к организации и проведению ревизий и проверок доходных и расходных статей бюджетов Фонда и его территориальных фондов.

При организации и проведении ревизий и проверок Фонда и его территориальных фондов, оформлении их результатов должностные лица и инспекторы Счетной палаты Российской Федерации обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Регламентом Счетной палаты Российской Федерации (далее – Регламент), приказами, инструкциями и Порядком организации и проведения ревизии и проверки Счетной палатой Российской Федерации (Стандарт № 1-2), утвержденным Постановлением Коллегии Счетной палаты № 37(273) от 19 октября 2001 года.

Справочно: С 1 января 2001 года введен единый социальный налог, формирующий доходную часть бюджета Фонда и требующий полного изменения финансового механизма его функционирования, учета и контроля. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1993 года № 864 (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 11 февраля 1995 года № 135 и от 28 января 1997 года № 109) на Главное управление Федерального казначейства Минфина России возложено казначейское исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Соответственно, принцип единства бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренный статьей 29 Бюджетного кодекса Российской Федерации должен быть применен при формировании и исполнении бюджета Фонда, поскольку последний входит в бюджетную систему (статья 10), а его организационные структуры относятся к бюджетным учреждениям (статья 161).

В настоящих методических указаниях изложены задачи контроля, его система, принципы, методы и организация проведения.

Предметом контроля является процесс исполнения бюджета Фонда, находящий свое отражение в показателях годовой (квартальной) бухгалтерской отчетности, налоговой, бюджетной, финансовой, банковской документации.

Ревизии и проверки проводятся в соответствии с утвержденными в установленном порядке годовыми и текущими планами работы Счетной палаты. Ревизии и проверки (далее - контрольные мероприятия), не включенные в планы, не исполняются.
2. Порядок подготовки к ревизиям и проверкам
В целом порядок подготовки к ревизиям и проверкам должен соответствовать положениям подраздела 5.1. Регламента и раздела 3 Порядка организации и проведения ревизии и проверки Счетной палаты Российской Федерации.

При подготовке к проведению контрольного мероприятия следует выяснить, какие меры, по информации, полученной от Фонда, предпринимались Фондом по устранению недостатков, отмеченных по результатам ранее проведенных контрольных мероприятий Счетной палатой, а также другими органами государственного контроля по вопросам организации исполнения доходной и расходной части бюджета.

Следует выяснить, проводились ли в Фонде в проверяемом году или в предыдущие годы проверки достоверности отчетных данных, состояния учета и отчетности органами финансового контроля. Если такие проверки проводились, следует ознакомиться с актами этих проверок и выяснить, какие по ним были приняты меры.

Перед началом проверки в Фонде для получения оперативной информации о поступлении и расходовании средств в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на соответствующий год необходимо проанализировать отчетность, введенную Счетной палатой Российской Федерации, об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования - форма № 5-БФ представляется Фондом ежемесячно к 5 числу месяца, следующего за отчетным, в Счетную палату. Данная форма утверждена постановлением Коллегии Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой от 14 июля 2000 г. № 27 (219).

Инспектором выясняется, как выполняются подписанные Фондом соглашения о взаимодействии и информационном обмене с управлениями Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации.

Справочно:

Приказом МНС России от 29.12.2000 г. N БГ-3-07/465 утверждены Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса).

Приказом МНС России от 29.12.2000 г. N БГ-3-07/466 утверждены Методические указания о порядке взыскания задолженности плательщиков по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, зачету (возврату) переплаты сумм страховых взносов в эти фонды и единого социального налога (взноса).

По отдельным вопросам, связанным с применением законодательства о едином социальном налоге (взносе), см. письмо МНС России от 19.06.2001 г. N СА-6-07/463@.

Руководителем ревизии (проверки) заблаговременно проводятся: совещание с инспекторским составом, направляемым на проведение контрольного мероприятия, обсуждение и составление рабочего плана по проведению контрольного мероприятия, ознакомление руководства проверяемого Фонда с документами на право проведения контрольного мероприятия, представление инспекторского состава, участвующего в контрольном мероприятии, руководителям подразделений Фонда.

При проведении контрольного мероприятия в каком-либо регионе необходимо поставить в известность местное руководство исполнительной и законодательной власти.

Кроме того, необходимо изучить нормативные документы, регламентирующие деятельность Фонда, согласно приложению 1 к настоящим Методическим указаниям и материалы предыдущих ревизий (проверок). Следует ознакомиться с перечнем кредитных организаций, в которых открыты счета Фонда. В соответствии с пунктом 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации кредитные организации могут быть привлечены к обслуживанию счетов бюджетов только в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций. Также необходимо проверить, не был ли нарушен законодательно установленный порядок организации обслуживания счетов бюджетов кредитными организациями.

На подготовительном этапе в Фонд может быть направлен примерный перечень вопросов, которые необходимо проверить в ходе контрольного мероприятия:

- перечень кредитных организаций, в которых размещены счета Фонда;

- методики и инструкции, используемые для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении бюджета Фонда;

- отчеты об исполнении бюджета Фонда в проверяемом периоде;

- организация взаимодействия фонда с финансовыми и налоговыми органами, кредитными организациями;

- организация контроля за соблюдением действующего законодательства по исполнению доходных и расходных статей бюджета Фонда.
^ 3. Проведение ревизий и проверок
В целом порядок проведения ревизий и проверок должен соответствовать положениям подраздела 5.2. Регламента и разделу 4 Порядка организации и проведения ревизии и проверки Счетной палатой Российской Федерации.

Функции по методологическому руководству бухгалтерским учетом исполнения бюджетов всех уровней и бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях Бюджетным кодексом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации возложены на Минфин России. Инструкцией по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов, утвержденной приказом Минфина России от 17 февраля 1999 г. № 15н, установлен единый порядок ведения бухгалтерского учета исполнения бюджетов. Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. № 107н, установлен единый для всех бюджетных учреждений порядок учета исполнения сметы доходов и расходов.
^ 3.1. Контроль за исполнением доходных

и расходных статей бюджета Фонда
Основными задачами контроля исполнения бюджета Фонда являются: оценка обоснованности и эффективности принятых решений; выявление и предупреждение отклонений фактических данных исполнения бюджета Фонда от установленных законодательством; выявление резервов доходов бюджета Фонда, пресечение расточительства и злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности.

Проверке подлежат:

- принципы формирования бюджета Фонда;

- наличие и обоснованность расчетов территориальных фондов на дотации и субвенции;

- расчеты к проектам доходной части бюджета в сопоставлении с данными Госкомстата России по численности работающих и фонду оплаты труда в регионе, финансовые отчеты по бюджету.

Проверяются также исполнение расходной части бюджета Фонда, в том числе своевременность перечисления Федеральным казначейством денежных средств в бюджет Фонда, обоснованность применения взаимозачетов при реструктуризации и погашении задолженности на неработающее население, в том числе:

- соответствие расходов бюджета целям, предусмотренным действующим законодательством;

- обоснованность отвлечения временно свободных средств бюджета и наличие разрешений вышестоящих организаций;

- доходы и расходы по вкладам в финансово–кредитные учреждения;

- причины невыполнения условий договоров и мер, принятых руководством по возврату (восстановлению) отвлеченных средств Фонда.

Выясняется, как используются средства нормированного страхового запаса на основании решений Комиссии Фонда по выравниванию финансовых условий деятельности территориальных фондов в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, сколько средств было перечислено за счет нормированного страхового запаса в территории в виде субвенций.

Проверяется, сколько затрачено средств:

- на выполнение целевой программы по оказанию медицинской помощи по ОМС, в том числе на охрану материнства и детства;

- на компьютеризацию системы ОМС;

- на мероприятия по подготовке и переподготовке специалистов для системы ОМС;

- на научные исследования в области ОМС;

- на расходы на проведение региональных совещаний и конференций;

- на международное сотрудничество по вопросам ОМС;

- на информационно-публицистическую деятельность;

- на содержание Фонда, в том числе на оплату труда;

- на прочие расходы.

В ходе контрольного мероприятия необходимо проанализировать работу Фонда по реструктуризации задолженности.

Финансовые средства, поступившие из Федерального фонда обязательного медицинского страхования, имеют строго целевой характер и должны использоваться территориальными фондами по целевому назначению в соответствии с Положением об использовании финансовых средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов, утвержденным правлением Фонда от 21 октября 1999 года (протокол № 8).

При проверке изучается структура системы обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) Российской Федерации. В организационную структуру системы ОМС также входят страховые медицинские организации (далее – СМО) и лечебно – профилактические учреждения (далее - ЛПУ).

Анализируется задолженность по страховым взносам на ОМС и финансовым санкциям, из них, просроченная задолженность по единому социальному налогу, в том числе в Фонд, а также по финансовым санкциям, в том числе в Фонд; задолженность органов исполнительной власти по платежам на ОМС неработающего населения.

Инспектором выясняется, сколько направлено средств на финансирование отдельных мероприятий по здравоохранению (удельный вес этих расходов), выполняются ли рекомендации Фонда о целевом использовании средств ОМС.

В ходе контрольного мероприятия инспектору необходимо установить, какие принимаются меры в целях реализации Указа Президента Российской Федерации «О мерах по оздоровлению государственных финансов» от 11 декабря 1997 г. № 1278 и обеспечения стабильного и рационального расходования финансовых средств, не превышаются ли установленные Фондом нормативы на содержание территориальных фондов ОМС. Для территориальных фондов ОМС, не выполняющих функции страховщика, – до 3%, от доходов, для выполняющих функцию страховщика – до 5 %.

Во время проверки необходимо установить, утверждено ли положение об исполнительной дирекции Фонда, проанализировать материалы и решения заседаний Правления Фонда в отчетном периоде, когда и кем утверждено Положение о ревизионной комиссии.

При проверке ведения бухгалтерского учета в соответствии с утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1999 года № 107н Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях и Методическими указаниями по ведению бухгалтерского учета в фондах обязательного медицинского страхования, утвержденные фондом от 7 июля 2000 года анализируются следующие формы:

- баланс исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам – ф. 1–1;

- отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам –ф. 2;

- справка об использовании территориальным фондом ОМС субвенций федерального фонда ОМС – ф. 4–ОМС;

- отчет о доходах и расходах целевого бюджетного фонда – ф. 2–4;

- отчет об использовании средств Федерального фонда ОМС учреждениями здравоохранения Федерального подчинения – ф. 4–1;

- отчет о движении основных средств – ф. 5;

- отчет о движении материальных запасов – ф. 6;

- отчет о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей в бюджетных учреждениях – ф. 15;

При проведении анализа формы 1–1 «баланс исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам» представленные в них данные сверяются инспектором с данными книги «Журнал–главная».

Ведение бухгалтерского учета должно осуществляться согласно бюджетному плану счетов по мемориально–ордерной форме ведения бухгалтерского учета, которая основана на записях в мемориальные ордера данных первичных и накопительных документов с последующей регистрацией ордеров в регистрационном журнале и переносом в книгу «Журнал–главная».

При просмотре мемориальных ордеров инспектором обращается внимание на:

- наличие документов, являющихся основанием для записей в регистрах аналитического учета и приложенных к ордеру. Данные документы рассматриваются по их сути и содержанию;

- совпадение итогов оборотов по дебету и кредиту всех синтетических счетов и итогов регистрационного журнала, которые должны быть равны между собой.

Другие вопросы организации бухгалтерского учета установлены Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. № 107н.

При проведении контрольного мероприятия следует обращать внимание на инвентаризацию расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности и принятые меры к ее погашению.

В соответствии с утвержденной программой контрольного мероприятия проверяются расчетные и кассовые операции, финансовые и статистические отчеты, постановления правления и приказы исполнительной дирекции по основной деятельности, договоры. Необходимо иметь в виду, что исполнение бюджета Фонда должно осуществляться в соответствии со структурой бюджетной классификации.

В ходе проверки состояния учета доходов бюджета Фонда необходимо установить, обеспечивает ли Фонд установленные правила ведения бухгалтерского учета, своевременную обработку первичной учетной документации и накапливание данных из первичной документации, правильное ведение аналитического учета, записей в учетных регистрах.

В отдельных случаях, когда для финансового анализа бывает недостаточно использование лишь бухгалтерской отчетности, инспектор должен привлекать дополнительные источники информации в виде данных производственного и финансового учета.

В ходе проверки инспектор должен иметь представление о системе организации и ведения бухгалтерского учета, представленной нормативными актами, регламентирующими задачи, основные принципы и основы организации и ведения бухгалтерского учета. Соответственно, при проведении проверки исполнения доходных и расходных статей бюджета необходимо использовать существующую нормативно-правовую базу, регламентирующую эти вопросы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты. Правила оформления платежных поручений регулируются Указаниями Банка России от 14 октября 1997 г. № 529 «О формате платежного поручения и порядке его заполнения» с изменениями и дополнениями от 2 декабря 1999 г. № 691-У.

3.2. Организация контроля за задолженностью

финансово-кредитных учреждений

В ходе контрольного мероприятия проверяется наличие задолженности финансово-кредитных учреждений (далее – банков) перед Фондом, вызванная несвоевременным исполнением банками своих обязательств, в том числе по расчетно-кассовому обслуживанию Фонда в соответствии с заключенными договорами.

При этом проверяются следующие документы:

- переписка с банками-должниками, правоохранительными органами, учреждениями Банка России, внутриведомственная переписка, исковые заявления Фонда, решения судебных инстанций;

- договоры на осуществление расчетно-кассового обслуживания;

- акты сверок расчетов с банками-должниками, договоры или соглашения о погашении задолженности, первичные бухгалтерские документы, подтверждающие погашение задолженности, акты приема-передачи имущества (в случае погашения задолженности в неденежной форме);

- ежедневные выписки учреждений банков по счетам;

- журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;

- приходные и расходные ордера;

- расчеты учреждений банков о начисленных процентах по остаткам средств, первичные бухгалтерские документы об оплате расходов банка по расчетно-кассовому обслуживанию.

При наличии задолженности банков необходимо произвести оценку ее ликвидности. В этих целях устанавливается:

- точное наименование банков-должников (включая их организационно-правовую форму), их территориальное расположение;

- дату возникновения, суммы и структуру дебиторской задолженности;

- финансовое состояние банков-должников.

Из общей суммы задолженности следует выделить сумму основного долга, сумму процентов, начисленных за пользование средствами, сумму штрафных санкций, а также сумму понесенных судебных расходов.

Необходимо запросить информацию о проведенной Фондом работе по взысканию задолженности. При этом следует иметь в виду, что статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен общий срок исковой давности в три года, в течение которой истец имеет право на взыскание долгов.

Следует также запросить имеющуюся информацию о банках-должниках, характеризующую их финансовое состояние, об отзыве Банком России у этих банков лицензий на осуществление банковских операций, о принятии мер по предупреждению банкротства, о рассмотрении соответствующих вопросов в арбитражных судах и применении к банкам процедур наблюдения и конкурсного производства, возбуждении дел о банкротстве.

Справочно:

Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (статья 3) предусмотрены следующие меры по предупреждению банкротства банков: финансовое оздоровление банка, назначение временной администрации по управлению банком, реорганизация банка. Следует иметь в виду, что Федеральным законом от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» предусмотрено (статья 23), что средства государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России.

  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации о порядке проведения ревизий и проверок в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и его территориальных фондах Разработчик: инспекция по контролю за исполнением iconМетодические рекомендации о порядке проведения ревизий и проверок...
Инспекция по контролю за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов
Методические рекомендации о порядке проведения ревизий и проверок в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и его территориальных фондах Разработчик: инспекция по контролю за исполнением iconV. территориальная программа обязательного медицинского страхования пермского края
Реестр медицинских организаций) в 2013 году (соответственно в 2014, 2015 годах). Реестр медицинских организаций ведется тфомс пермского...
Методические рекомендации о порядке проведения ревизий и проверок в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и его территориальных фондах Разработчик: инспекция по контролю за исполнением iconФиксированные взносы
Федерального Закона №212-фз от 24. 07. 2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования...
Методические рекомендации о порядке проведения ревизий и проверок в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и его территориальных фондах Разработчик: инспекция по контролю за исполнением iconАдминистрация перевозского муниципального района нижегородской области...
Российской федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской федерации, Фонд социального...
Методические рекомендации о порядке проведения ревизий и проверок в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и его территориальных фондах Разработчик: инспекция по контролю за исполнением iconРасчёт и уплата страховых взносов Ставки страховых взносов в пфр...
Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского...
Методические рекомендации о порядке проведения ревизий и проверок в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и его территориальных фондах Разработчик: инспекция по контролю за исполнением iconПравила добровольного медицинского страхования общие положения
Страхователями, по условиям которых гарантирует организацию и финансирование медицинских и иных услуг определенного перечня и качества...
Методические рекомендации о порядке проведения ревизий и проверок в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и его территориальных фондах Разработчик: инспекция по контролю за исполнением iconУтвержден о общим собрания акционеров Открытого акционерного общества
Общества, порядок проведения плановых и внеплановых ревизий и проверок, досрочное прекращение полномочий членов Ревизионной комиссии,...
Методические рекомендации о порядке проведения ревизий и проверок в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и его территориальных фондах Разработчик: инспекция по контролю за исполнением iconСчётная палата саратовской области стандарт финансового контроля
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области и средств местных бюджетов- получателей межбюджетных...
Методические рекомендации о порядке проведения ревизий и проверок в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и его территориальных фондах Разработчик: инспекция по контролю за исполнением iconМинистерство здравоохранения и социального развития РФ приказ
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. №74 «О правилах обязательного медицинского...
Методические рекомендации о порядке проведения ревизий и проверок в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и его территориальных фондах Разработчик: инспекция по контролю за исполнением iconТерриториальной программы обязательного медицинского страхования Пермского края от 28. 09. 2012
Информация по видам медицинской помощи, перечню заболеваний, порядку и условиям предоставления медицинской помощи, включая сроки...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница