Методические рекомендации по организации и содержанию научно-исследовательской деятельности учащихся




НазваниеМетодические рекомендации по организации и содержанию научно-исследовательской деятельности учащихся
страница1/3
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3


Городской Дворец детского и юношеского творчества

Отдел учебно-исследовательской деятельности учащихся

Методические рекомендации

по организации и содержанию

научно-исследовательской деятельности учащихся

(руководствуясь Положением о Фестивале

«Юные интеллектуалы Среднего Урала»)

Методические рекомендации адресованы педагогам образовательных учреждений различных видов и типов, выступающих в качестве научных руководителей при написании учащимися научно-исследовательских работ (проектов)

г. Н. Тагил

Содержание.

Введение.

  1. Содержание, цели и задачи, организация научно-исследовательской деятельности учащихся.

  2. Определение объектной области, объекта и предмета исследования.

  3. Выбор темы исследования. Проблема и актуальность исследования.

  4. Изучение научной литературы.

  5. Определение гипотезы.

  6. Цель и задачи исследования.

  7. Определение методов исследования.

  8. Проведение научного исследования.

  9. Оформление научно-исследовательской работы.

  10. Экспресс-рецензия на исследовательский проект.

  11. Подготовка к защите и защита научно-исследовательской работы.

  12. Критерии оценки защиты исследовательских проектов.

  13. Рекомендуемая литература.




4

4
9
10

12

14

15

16

18
19
26
28
30

32


Введение.

Научно-исследовательская деятельность учащихся – особый вид самостоятельной деятельности, направленный на изучение научной или практической проблемы, имеющий интерес для учащихся. Необходимо отметить, что само понятие «научно-исследовательская деятельность учащихся» достаточно условно, так как чаще всего школьники не получают объективно новый результат как в «большой» науке и не производят новые знания.

Цель научно-исследовательской деятельности в педагогическом смысле – приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Знания, полученные в результате этой деятельности, становятся новыми и личностно значимыми для конкретного исследователя.

С началом XXI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.



  1. Задачи научно-исследовательской деятельности учащихся.




  1. Приобщение учащихся к проблемам научной и социальной направленности.

  2. Развитие познавательных интересов, самостоятельности учащихся в осмыслении явлений, событий, процессов.

  3. Развитие общественных умений, навыков и способов познавательной деятельности, включающих:

    • навыки осознанного, беглого чтения текстов различных жанров и стилей, их логико-смыслового анализа;

    • составление плана, тезиса, текста;

    • сравнение, сопоставление, оценивание;

    • разделение процесса на этапы, выделение характерных причинно-следственных связей;

    • логическое обоснование и аргументирование собственных суждений;

    • выдвижение гипотезы и понимание необходимости ее проверки на практике;

    • умение действовать по алгоритму;

    • умение пользоваться различными источниками информации и др.

      1. Развитие навыков исследовательской деятельности, в результате чего учащийся должен:

  • научиться пользоваться библиографическим указателем по теме;

  • изучить определенный спектр литературы по теме и зафиксировать необходимую информацию;

  • грамотно изложить состояние изучаемого вопроса в современной литературе на основе ее анализа;

  • обработать полученный материал, проанализировать, систематизировать, интерпретировать его;

  • сделать самостоятельные выводы.

Научно-исследовательские работы по своему содержанию должны быть обращены к проблемам социально-экономического, научно-технического, общественно-политического, социокультурного характера, проблемы личности, должны отражать приоритеты развития региона.

Условно все работы можно разделить, на: теоретические, теоретические с элементами прогноза, проектные.

  1. ^ Теоретические работы связаны чаще всего с серьезными исследованиями в области заявленной проблемы, историографическим анализом, изучением широкого спектра литературы, глубоким научным обобщением и выводами. Главным результатом такой работы является интеллектуальный творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования.

  2. ^ Теоретические работы с элементами прогноза ближе по своему содержанию к теоретическим исследованиям, но обязательно содержат практические рекомендации, предложенные учащимися.

  3. ^ Проектные работы решают реальную практическую задачу. Проект всегда ориентирован на практику. Человек, реализующий тот или иной проект, не просто ищет нечто новое, он решает реальную, ставшую перед ним проблему. В проектных работах основная часть представлена непосредственно проектом (теоретическая часть исследования может быть меньше по объему, чем практическая, проектная). Проект (от лат. projectus – брошенный вперед) – замысел, план.

Опыт участия в конкурсах автору данных рекомендаций позволяет выделить спектр недостатков работ учащихся на конкурсах подобного рода:

    1. Выбор чрезвычайно широкой по содержанию темы, раскрыть которую на 20-30 страницах просто невозможно.

    2. Неумение определить объект и предмет исследования, поставить цель и задачи исследования и соотнести с ними полученные выводы.

    3. Неумение выделить главную мысль исследования, что проявляется как в содержании самой работы, так и в публичной ее защите.

    4. Перегруженность работы второстепенным материалом, не имеющим прямого отношения к теме и, наоборот, отсутствие необходимых сведений.

    5. Поверхностность суждений, отсутствие должностной аргументации и системы доказательств.

    6. Бедный или, наоборот, наукообразный язык.

    7. Допущение неточностей, произвольного «домысливания» при изложении авторских концепций и мнений.

    8. «Подгонка» фактических данных под определенную идею.

    9. Компиляция (лат. compilation – ограбление, накопление выписок) – составление работы путем прямого заимствования, при котором отсутствуют собственные обобщения.

    10. Длинное и многочисленное цитирование (очень часто без ссылок на авторов).

    11. Несоответствие справочного аппарата необходимым требованиям.

    12. Лексическая и грамматическая неграмотность текста, небрежность оформления работы.


Надеемся, что предлагаемые методические рекомендации помогут как педагогам, так и учащимся в определении содержания, этапов организации данного вида деятельности.
Алгоритм деятельности учащегося-исследователя.

  • Определите сферу собственных интересов в области науки и практики.

  • Определите объектную область, объект и предмет исследования.

  • На основании избранных вами объекта и предмета исследования определите тему научно-исследовательской работы (проекта).

  • После уточнения темы сформулируйте гипотезу (для проекта).

  • Поставьте цель и задачи написания исследовательской работы в соответствии с выбранной темой.

  • Составьте примерный план (структуру) работы. Дайте названия главам и параграфам.

  • Определите методы исследования.

  • Составьте список необходимых источников, изучите их в первую очередь, составьте краткие справки по каждому источнику (названия, вид источника, год, место издания, автор, условия появления и т.д.).

  • Подберите литературу по теме.

  • Прочитайте, законспектируйте необходимую литературу. Прочитайте ее, выделив основные аргументы, выводы, предлагаемые авторами.

  • Классифицируйте выписки, сделанные при чтении рассматриваемых источников и литературы. Определите сюжеты, наиболее полно раскрывшиеся при их изучении. Выделите проблемы, для раскрытия которых материалов недостаточно. Проведите поиск дополнительной литературы.

  • Выпишите знакомые и незнакомые понятия, связанные с темой, дайте им определение.

  • Обработайте все статистические данные, переведите их в таблицы, графики, диаграммы, если для этого данных достаточно.

  • Проанализируйте собранный материал, подумайте и сделайте обобщенные выводы, соотнесите выводы с целями и задачами работы.

  • Внесите необходимые изменения, уточнения в план работы (измените структуру, названия заголовков, если это необходимо).

  • Оформите исследовательскую работу в соответствии с правилами (титульный лист, сноски, список литературы, приложения и др.).

  • Проверьте работу на наличие лексических и грамматических ошибок.

  • Подготовьте краткие тезисы для публичного выступления (тема, цель, задачи, структура работы, методы исследования, выводы, оценка результатов собственной деятельности).

  • Поразмышляйте над возможными «каверзными» вопросами, которые могут быть заданы на публичной защите.

В наших методических рекомендациях предлагаемые этапы проведения исследования, включают в себя все элементы, предлагаемые наукой как необходимые составляющие исследовательской деятельности.

Для практического применения предложена следующая последовательность действий.


Определение объектной области,

объекта и предмета исследования.



Выбор и формирование темы, проблемы и обоснование их актуальности.



Изучение научной литературы и уточнение темы.



Формулирование гипотезы.



Формулирование цели и задач исследования.



Определение методов исследования.



Проведение научного исследования.



Оформление научно-исследовательской работы.



Защита научно-исследовательской работы.



  1. ^ Определение объектной области, объекта и предмета исследования.


Прежде чем выбрать тему исследования, необходимо определить «объектную область», «объект», «предмет» исследования, так как каждая тема находится в определенной системе координат.

«Объектная область» - это сфера науки и практики, область жизнедеятельности человека, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине, например математике, биологии, литературе, физике, истории, экономике.

«Объект исследования» - это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект – это своеобразный носитель проблемы – то, на что направлена исследовательская деятельность.

Например, если выбирается объектная область истории избирательного права, то объектом исследования могут быть избирательные системы различных государств в определенные исторические эпохи, особенности этих систем.

«Предмет исследования» - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым. Именно предмет исследования определяет тему работы.

Например, при изучении истории избирательного права предметом исследования могут быть отдельные аспекты этой проблемы: деятельность конкретных избирательных комиссий, формы организации участия граждан в избирательных компаниях, правила формирования избирательных комиссий и т.п.

Границы между объектной областью, объектом, предметом условны, подвижны. То, что в одном случае является объектом исследования, в другом – может стать объектной областью, то, что было в данном случае объектом, в ином случае предстает в качестве предмета исследования.



  1. ^ Выбор темы исследования.

Проблема и актуальность исследования.
От правильно сформулированной темы во многом зависит успех всей работы. Тема – еще более узкая сфера исследования в рамках предмета.

Выбор темы для многих является весьма трудным этапом. Прежде надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить.

Древнегреческое слово «problem» переводится как задача, «преграда», «трудность».

Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить.

Главная задача любого исследователя – найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Часто учащиеся выбирают слишком масштабные или сложные темы. Такие темы могут оказаться непосильными для их раскрытия в рамках учебного исследования. Возможен и такой случай, когда учащийся выбирает тему, давно ставшую «общим местом» или являющуюся «неизвестной землей» лишь для еще не вполне осведомленного начинающего исследователя.

При выборе темы работы необходимо учитывать следующее:

  1. Интерес автора к той или иной проблеме не только на данный, текущий момент, но и вписывалась в общую перспективу профессионального развития ученика; т.е. имела непосредственное отношение к предварительно выбранной или будущей специальности.

  2. Выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником.

  3. Реальный уровень подготовленности учащегося к выполнению самостоятельного задания.

  4. Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме, должны быть доступны оборудование и литература.

  5. Значимость, актуальность проблемы (соответствие запросами времени, возможность применения изучаемых идей и положений к окружающей действительности).

  6. Исследование должно содержать элементы новизны, быть ориентировано на поисковое творчество, углубленное изучение рассматриваемого вопроса.

  7. Формулировка темы должна ориентировать учащегося на самостоятельное исследование по достаточно узкому вопросу.

  8. Из заголовка должно быть ясно, что является конкретным объектом, предметом исследования, хронологические рамки изучаемого периода, круг рассматриваемых проблем.

  9. Формулируя тему, следует придерживаться правила: чем она уже, тем больше слов содержится в формулировке темы. Малое количество слов свидетельствует о ее расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании работы.

Тема – это своего рода визитная карточка исследователя. Обязательное требование к любой работе обоснование актуальности исследования. Желательно кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым и что мешало ее раскрытию раньше. Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования. Правильная постановка и ясная формулировка проблемы в исследовании очень важны. Она определяет стратегию исследования, направление научного поиска. Обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно четко представить, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы.



  1. ^ Изучение научной литературы и уточнение темы.


Исследуя определенную тему, учащиеся должны изучить по возможности спектр литературы (двух-трех книг недостаточно для подготовки качественной работы). В составлении списка необходимой для изучения литературы обязательно участие самого исследователя, это позволит ему в дальнейшем свободно ориентироваться в литературе по избранной теме. Начинать целесообразно с самостоятельной работы по составлению библиографического списка источников по теме.

Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам. В первую очередь следует ознакомиться с традиционными вузовскими учебниками по соответствующей теме работы дисциплине. Здесь собрана и обобщена базовая информация по вопросу. В конце глав учебников обычно публикуются ориентировочные списки литературы, что может помочь в поиске и составлении собственного списка по вашей конкретной теме.

Литература научная, научно-популярные исследования, справочная, документальная, материалы периодической печати, сеть Интернет и другие источники – это необходимый базовый теоретический материал для создания базы данных.

Для составления необходимого списка литературы и дальнейшего знакомства с ней нужно обратиться к справочно-библиографическим указателям в школьной, районной, городской библиотеке.

Оформление библиографического аппарата должно соответствовать необходимым требованиям. Для правильного оформления используйте библиографические данные, публикуемые на второй (или последней) странице любого издания.

^ Для научного издания (автор, название, город, издательство, год издания, количество страниц в книге).

Для статьи из журнала (автор, название статьи, название журнала, год издания, номер страницы, на которой публикуется статьи).

^ Для статьи из газеты (автор, название статьи, название газеты, год издания, дата).

Для статьи из сборника статей (автор, название статьи, название сборника, город, издательство, год издания, страницы на которых публикуется статья).
При первом знакомстве с определенной книгой нужно придерживаться следующего порядка:

  1. Внимательно прочитать титульный лист, где напечатаны фамилия автора, название книги, место и год издания.

  2. Ознакомиться с аннотацией, которая дает самые общие представления об авторе и содержании книги.

  3. Ознакомиться с оглавлением, позволяющим получить сведения о том, о чем и в какой последовательности написано в книге.

  4. Прочитать введение, чтобы представить содержание книги, ее назначение и цель, понять позицию автора.

  5. Познакомиться с основным содержанием произведения, прочитав некоторые отрывки из него, абзацы, наиболее ценные и интересные разделы.

  6. Посмотреть заключение к книге, в котором в кратком виде формулируются основные тезисы, изложенные в тексте.

  7. Обратить внимание на справочный аппарат (предметный, именной, географический и др. указатели, рисунки, таблицы, схемы, диаграммы, по которым можно судить о глубине и характере изложения вопроса.



    1. ^ Определение гипотезы.


Уточнив тему, в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы.

Гипотеза, в переводе с древнегреческого, значит «основание, предположение». В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

- быть проверяемой;

- содержать предположение;

- быть логически непротиворечивой;

- соответствовать фактам.

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа:

«если…, то…»; «так…, как …»; «при условии, что …»;

т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей. Вначале лучше составить ее рабочий вариант – как первичное, временное предположение, служащее систематизации материала.

После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы.



  1. ^ Цель и задачи исследования.


Цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.

Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.

Цель исследовательской деятельности обычно формулируется кратко, одним предложением. При формировании цели могут использоваться глаголы «доказать», «обосновать», «разработать», «установить», «уточнить». Исследователь для достижения поставленной цели и проверки положений сформулированной им гипотезы выделяет конкретные задачи исследования.

Задачи – (сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения) – тактика исследования, выбор путей и средств, для достижения цели.

Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования. Оптимальное их количество 3-5. При формулировании задач целесообразно применять глаголы «проанализировать», «описать», «выявить», «определить». Представленные в конце работы выводы должны соответствовать поставленным целям и задачам.


  1. ^ Определение методов исследования.


Задачи исследования определяют его методы и методики, т.е. те приемы и способы, которыми пользуются исследователь. Метод – это способ достижения цели исследования. Методы научного познания традиционно делятся на общие и специальные.

Общие методы – анализ, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование и др. Специальные методы применяются для решения специальных проблем конкретных наук. Например, в физике и химии используется метод меченых атомов, статистический и термодинамический метод, спектральный анализ; в математике – методы интервалов и математической индукции; в гуманитарных науках в качестве методов исследования весьма активно применяются тестирование, анкетирование, интервью. Как правило, применение специальных методов требует от исследователя значительной специальной подготовленности.

Общие методы, в отличие от специальных, используются в самых различных по предмету науках – от литературы до химии и математики. К ним относятся: теоретические методы, эмпирические методы, математические методы.

  1. Теоретические методы:

    1. Моделирование позволяет применять экспериментальный метод к объектам, непосредственное действие с которыми затруднительно или невозможно. Оно предполагает мыслительные или практические действия с «заместителем» этого объекта – моделью.

    2. Абстрагирование состоит в мыслительном отвлечении от всего несущественного и фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон предметов. Следует различать процесс абстрагирования и его результат – абстракцию. Процесс абстрагирования – это совокупность действий, ведущих к получению такого результата (абстракции).

    3. ^ Анализ и синтез. Анализ – это метод исследования путем разложения предмета на составные части. Синтез, напротив, представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Методы анализа и синтеза не изолированы друг от друга, сосуществуют, друг друга дополняя. Методами анализа и синтеза проводится, в частности, начальный этап исследования – изучение специальной литературы по теории вопроса.

    4. Восхождение от абстрактного к конкретному предполагает два условно самостоятельных этапа. На первом этапе единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. На втором этапе восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей многогранности – но уже в мышлении.

  2. ^ Эмпирические методы.

    1. наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, который опирается на работу органов чувств человека и его предметную деятельность. Это наиболее элементарный метод познания. Наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний человека. Это предполагает изначальную объективность: наблюдения должны информировать нас о свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений.

    2. сравнение – один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что все познается в сравнении. Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений. Выявление общего, повторяющегося в явлениях – это серьезный шаг к познанию закономерностей и законов окружающего нас мира.

    3. эксперимент – предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях с целью их изучения.

  1. Математические методы.

  1. статистические методы;

  2. методы и модели теории графов и сетевого моделирования;

  3. методы и модели динамического программирования;

  4. методы и модели массового обслуживания;

  5. метод визуализации данных (функции, графики и т.д.).

Выбор того или иного метода совершается при обязательном руководстве педагога. Для овладения основными методами, которые будут применены в исследовании, необходимо пройти подготовку. Подготовка к проведению может проходить как в форме спецкурса, так и в форме индивидуальных занятий. Этот этап предшествует, собственно, практической работе и являются его необходимой предпосылкой.


  1. ^ Проведение научного исследования.


Желательно составить рабочий план последовательности проведения исследования, включающий действия по подготовке и проведению экспериментов. В рабочем плане необходимо указать цель планируемых экспериментов; перечислить необходимый для их проведения инвентарь; формы записей в черновых тетрадях. В рабочий план также включается первичная обработка и анализ результатов практических действий, этап их проверки.

Первый блок рабочего плана – содержание теоретической работы учащихся, формирование понятийного аппарата, определение объекта, предмета, гипотезы, целей и задач, выбор методов исследования.

Во втором блоке – описывается, собственно, экспериментальная часть работы. Содержание экспериментальной части зависит от объектной области исследования, темы работы, в соответствии с чем и определяется его специфика. Вслед за проведением эксперимента, технологического этапа работы необходимо проанализировать полученные результаты, насколько они позволяют подтвердить выдвинутую в начале исследования гипотезу, уточнить их соответствие поставленным целям. Только после этого можно приступать к оформлению результатов исследования.

^ Третий блок – оформление результатов исследования включает в себя систематизацию полученных данных в виде таблиц, графиков или рисунков, иллюстраций.

Выводы по практической части представляют основную ценность работы. Заключение должно содержать краткий общий обзор проблемы, предложения по практическому использованию результатов (практические рекомендации) и перспективы дальнейших исследований.


  1. ^ Оформление научно-исследовательской работы.


Рассмотрим правила оформления основных структурных элементов научно-исследовательской работы.

    1. Титульный лист (формат А4) является первой страницей рукописи и оформляется по определенным правилам.

В верхнем поле указывается:

      • Министерство общего и профессионального образования Свердловской области.

      • Управление образования Администрации города Нижний Тагил.

      • Образовательное учреждение № ___.

      • Направление.

      • Образовательная область.

В среднем поле указывается тема исследования. При этом она не заключается в кавычки и само слово «тема» не пишется, точка в конце не ставится.

^ Ниже, ближе к правому краю титульного листа указывается фамилия, имя, отчество исполнителя, класс в котором он учится.

После этих данных сведения о руководителе: ФИО полностью, место работы, должность.

Сведения о внешнем рецензенте: ФИО место работы, должность, ученое звание.

Сведения о рецензенте областного тура: ФИО, место работы, должность, ученое звание.

В нижнем поле указывается город год выполнения работы (без слова «год»).

Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения.


Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Управление образования Администрации города Нижний Тагил

Образовательное учреждение МБОУ СОШ №10
Направление ____________
Образовательная область _______________
^ Название темы

Исполнитель: учащийся __класса

ФИО________________________
Научный руководитель: ФИО

место работы, должность _____
Внешний рецензент: ФИО, место работы,

должность
Рецензент областного тура: ФИО, место работы, должность

г. Н. Тагил

20__



    1. Оглавление включает в себя указание на основные элементы работы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы (библиография), приложения; указывает страницы, с которых они начинаются.

Например:

ОГЛАВЛЕНИЕ.

страницы

Введение 3

  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации по организации и содержанию научно-исследовательской деятельности учащихся iconМетодические рекомендации представляют материал по организации учебно-исследовательской...
М мире движение. Выполнение исследовательской работы или творческого проекта качественно меняет отношение ученика к предмету. Привычка...
Методические рекомендации по организации и содержанию научно-исследовательской деятельности учащихся iconПроект «Школа селу» как основа организации научно-исследовательской...
Проект «Школа селу» как основа организации научно-исследовательской деятельности учащихся
Методические рекомендации по организации и содержанию научно-исследовательской деятельности учащихся iconМетодические рекомендации по организации спортивной подготовки в...
Методические рекомендации предназначены для использования в своей деятельности органами государственной власти субъектов Российской...
Методические рекомендации по организации и содержанию научно-исследовательской деятельности учащихся iconМетодические рекомендации по организации исследовательской и проектной...
О типичных проблемах при выборе тем учебно-исследовательских работ и творческих проектов
Методические рекомендации по организации и содержанию научно-исследовательской деятельности учащихся iconПоложение о научно-исследовательской деятельности учащихся школы I общие положения
Научно-исследовательская деятельность учащихся процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых...
Методические рекомендации по организации и содержанию научно-исследовательской деятельности учащихся iconМетодические рекомендации «Организация внеурочной деятельности в...
Методические рекомендации к организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Московской области составлены на основе...
Методические рекомендации по организации и содержанию научно-исследовательской деятельности учащихся iconМетодические рекомендации по организации повышения профессионального мастерства
Щ 70 Методические рекомендации по организации повышения профессионального мастерства классных руководителей / А. И. Щетинская, Т....
Методические рекомендации по организации и содержанию научно-исследовательской деятельности учащихся iconОтчет городской экспериментальной площадки за 2008-2009 год гоу сош №698 сао г. Москвы
Тема экспериментальной работы гоу сош №698 – «Содержание и формы организации научно-исследовательской деятельности учащихся в условиях...
Методические рекомендации по организации и содержанию научно-исследовательской деятельности учащихся iconКрасноярский край муниципальное бюджетное образовательное учреждение...
Целью создания ноу является выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка...
Методические рекомендации по организации и содержанию научно-исследовательской деятельности учащихся iconМетодические рекомендации по развитию творческих способностей воспитанников....
Главная задача педагогов выявить таких учащихся, привлечь их к активной исследовательской и экспериментальной работе, вооружить их...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница